К вопросу о выборе профессии технической направленности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фролов В. Н., Фокин А. А. К вопросу о выборе профессии технической направленности [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/361/15607/ (дата обращения: 22.02.2020).



В статье представлен авторский взгляд на выбор будущей профессии «техник по холодильному оборудованию», рассмотрены основные вопросы и перспективы, уделено внимание ее специфике.

Ключевые слова: холодильное оборудование, холодильно-компрессорное оборудование, рынок труда, машина, будущая профессия.

В настоящее время рынок труда изобилует предложениями вакансий в сфере технического обслуживания. И порой отдать предпочтение той или иной профессии бывает сложно. Мое внимание привлекло направление деятельности, включающее в себя ремонт и техническое обслуживание холодильно-компрессорных систем.

Отметим, что ремонт холодильно-компрессорного оборудования в последние десятилетия является одним из самых востребованных направлений, это связано, в первую очередь, с тем, что использование холодильно-компрессорного оборудования вышло далеко за пределы промышленного и стало бытовой потребностью. Исходя из статистики, представленной пресс-службой группы «М.Видео-Эльдорадо» за первое полугодие 2019 года россияне купили 310 тысяч кондиционеров почти на 5 млрд. рублей (что в треть больше предыдущего периода) [2]. Отметим, что с 2010 года прослеживается большой рост покупательского интереса к данному оборудованию, который преумножается с каждым годом.

Ни для кого не секрет, что холодильно-компрессорное оборудование нуждается в профессиональном уходе, то есть должны быть те, кто занимаются его обслуживанием и ремонтом. Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод о том, что специальность 15.02.06 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)» является востребованной и перспективной.

На первый взгляд может показаться, что данная профессия предполагает ремонт бытового оборудования (такого как холодильники и кондиционеры), но сюда входит также обслуживание, установка компрессионных, абсорбционных, холодильных витрин и т. п.

Холодильное оборудование можно подразделить на основные виды: промышленное, торговое, бытовое [6]. Каждый вид оборудования включает в себя множество единиц, которые имеют специфические различия. Промышленное холодильное оборудование используется на больших современных предприятиях, где применяются установки, имеющие холодопроизводительность более 15 киловатт. Основными составляющими холодильной машины являются компрессор, конденсатор, воздухоохладитель, терморегулирующий вентиль.

– Компрессионные холодильные машины в зависимости от применяемого хладагента бывают аммиачные и фреоновые. Хладагент в таких машинах сжимается с помощью компрессоров.

– Абсорбционные холодильные машины. В машинах данного типа хладагент абсорбируется жидким или твердым компонентом.

– Пароконденсационные холодильные машины. Принцип работы таких машин следующий: жидкий хладагент поглощает тепло и переходит в пар, а затем, сбросив тепло, возвращается в жидкое состояние.

– Торговое холодильное оборудование представляет собой холодильные установки средней и малой мощности, используемые для кратковременного хранения и демонстрации быстро портящихся продуктов в магазинах, супермаркетах, кафе, ресторанах и т. п. К торговому холодильному оборудованию также относятся сборные холодильные камеры, предназначенные для длительного или краткосрочного хранения продуктов на складах или в подсобных помещениях [5].

Это диктует необходимость подготовки высококвалифицированных кадров. Отсюда и исходит условное разделение на категории, а именно:

  1. механики, специализирующиеся исключительно на работе с бытовым и торговым холодильно-компрессорным оборудованием;
  2. специалисты по системам кондиционирования воздуха (что продиктовано спецификой оборудования);
  3. специалисты универсалы, имеющие теоретический и практический опыт проведения ремонта холодильного оборудования любого назначения, в том числе систем кондиционирования воздуха.

Каждый специалист стремится стать «универсалом». В рамках представленных в различных технических вузах факультетов у студентов есть такая возможность, которая реализуется посредством изучения теоретического материала, прохождением практик, а значит получением практического опыта и возможностью применить теоретические знания на практике.

Обратим особое внимание к требованиям, которые предъявляются к современным специалистам:

  1. стремление к непрерывному обучению и саморазвитию, которое невозможно без глубоко знания инновационных технологий;
  2. среднее профессиональное или высшее профильное образование;
  3. глубокие теоретические знания, подкрепленные практическими навыками;
  4. личные качества, такие как ответственность, внимательность, высокая работоспособность, коммуникабельность и нацеленность на результат [3].

Обязанности современных техников по холодильному оборудованию расширяются с каждым годом. Если еще несколько лет назад основными направлениями работы техников были: наладка работы холодильно-компрессорных устройств; контроль соблюдения режимов температуры и влажности; выявление причин поломок и некорректной работы; ремонт холодильных систем и оборудования. То сейчас, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, необходимо еще и уметь разрабатывать охлаждающие системы или комплексы под индивидуальные потребности клиента; принимать участие в продаже, сборке, доставке и установке холодильного оборудования; необходимо уметь не только чинить, но и предупреждать неисправности; а также включать в работу инновационные технологии и новаторские разработки.

Всем этим можно овладеть в процессе профессиональной деятельности, когда человек постоянно пополняет запас знаний и навыков, повышает квалификацию. В данном случае в основе профессиональной подготовки заложен принцип непрерывности. Цель непрерывного образования заключается в развитии целеустремленности и ответственности, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре общества в целом, а также в профессиональной жизни.

В рамках многоуровневой подготовки в технических вузах предусмотрена возможность продолжить свое профессиональное развитие после окончания среднего профессионального образования, уже на уровне ВО (бакалавриат, магистратура), послевузовского образования (аспирантура и докторантура), также можно получить дополнительное образование [4]. Отметим, что любой специалист (техник) должен проходить курсы повышения квалификации постоянно. Это дает возможность повышать свой разряд, который отражает уровень профессионализма и позволяет трудоустроиться в престижную компанию, а также влияет на уровень заработной платы.

Направление 15.02.06 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)» как и любое другое имеет свои плюсы и минусы. Остановимся подробнее на положительных аспектах. Данная профессия достаточно сложна, что определяет востребованность квалифицированных специалистов. При этом означенное направление подходит тем, у кого технический склад ума. В процессе обучения во многих колледжах и вузах страны, в том числе и в ФГБОУ ВО КНИТУ г. Казани при условии отличной и хорошей учебы можно претендовать на стажировку в ведущих компаниях. Также отметим и высокий уровень заработной платы квалифицированных техников.

Как и любая другая, профессия техника по холодильному оборудованию имеет и минусы, к которым можно отнести: тяжелые условия труда, которые могут привести к профессиональным заболеваниям (артрит, остеохондроз и т. п.); присутствие риска травм; широкий круг должностных обязанностей; вероятность командировок.

Несмотря на это, основными факторами нашего профессионального выбора, не исключая вышеозначенного анализа профессиональной деятельности, стали еще 2 фактора. А именно: востребованность в квалифицированных техниках на рынке труда и личный интерес к данной специальности. Наш анализ профессионального выбора хотелось бы закончить словами Владимира Маяковского: «Все работы хороши, выбирай на вкус!» [1], и посоветовать абитуриентам прислушиваться к своему сердцу и интересам при выборе будущей профессии.

Литература:

  1. Владимир Маяковский — Кем быть: Стих // РуСтих. URL: https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-kem-byt/ (дата обращения: 24.12.2019).
  2. М.Видео-Эльдорадо: кондиционеры обогнали смартфоны по продажам в I полугодии // RETAIL&LOYALTY. URL: https://www.retail-loyalty.org/news/m-video-eldorado-konditsionery-obognali-smartfony-po-prodazham-v-i-polugodii/ (дата обращения: 24.12.2019).
  3. Профессия холодильщик // Poprofessii. URL: http://poprofessii.in.ua/kholodilshhik (дата обращения: 24.12.2019).
  4. Студенту // KSTU. URL: http://www.kstu.ru/article.jsp?id_e=11208 (дата обращения: 24.12.2019).
  5. Холодильное оборудование // «Infrost». URL: https://www.infrost.ru/tehnologii/holodilnoe-oborudovanie/ (дата обращения: 24.12.2019).
  6. Энциклопедия торгового оборудования // БЗТО. URL: https://bztosell.ru/news/Jenciklopediya-torgovogo-oborudovaniya (дата обращения: 24.12.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): холодильное оборудование, холодильно-компрессорное оборудование, рынок труда, машина, профессиональная деятельность, профессиональный выбор, техническая эксплуатация, техническое обслуживание, заработная плата, будущая профессия.

Ключевые слова

рынок труда, машина, холодильное оборудование, холодильно-компрессорное оборудование, будущая профессия

Похожие статьи

Применение активных методов обучения на занятиях по...

На занятиях по холодильному оборудованию преподаватели используют объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы: читают лекции, рассказывают, объясняют, импровизируют, создают нестандартный подход к различным видам деятельности...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессия, профессиональное становление личности, рынок труда, профессиональная деятельность, логическое увязывание, информационная система...

Понятие профессионального выбора в современных...

Так феномен профессионального выбора описан в трудах Е. И. Головахи, Э. Ф. Зеера, Е. А

В его понимании профессиональный выбор является одним из аспектов

А. М. Кухарчук [10] полагает, что самостоятельный профессиональный выбор профессии, осуществляемый в...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

профессиональное образование, рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский государственный университет, специалист

Ориентация системы профессионального образования на... рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива...

Автомобили будущего требуют новых профессий

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучение путём

Что означает это для профессионального образовательного учреждения, каким является

Полученные технические решения при работе с опытными моделями будут использованы на...

Проблема выбора абитуриентами инженерной профессии

Если будущий студент выбирает не ту профессию, какую выбрали для него родители, то не

Профессия инженера хоть и вошла в десятку, однако обладает невысоким статусом в

Конечно же, работодателю нужен специалист под конкретное производство и оборудование.

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Именно профессионально — квалифицированная структура рынка труда способна

При этом необходимо уточнить, что профессия представляет собой совокупность специальных

Профессионально-квалификационная структуру современного рынка труда необходимо...

Проблемы соответствия образовательных программ системы СПО...

Ключевые слова: рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива, технология, стратегия, экономика. Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что в последнее время наблюдаются позитивные перемены...

Похожие статьи

Применение активных методов обучения на занятиях по...

На занятиях по холодильному оборудованию преподаватели используют объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы: читают лекции, рассказывают, объясняют, импровизируют, создают нестандартный подход к различным видам деятельности...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессия, профессиональное становление личности, рынок труда, профессиональная деятельность, логическое увязывание, информационная система...

Понятие профессионального выбора в современных...

Так феномен профессионального выбора описан в трудах Е. И. Головахи, Э. Ф. Зеера, Е. А

В его понимании профессиональный выбор является одним из аспектов

А. М. Кухарчук [10] полагает, что самостоятельный профессиональный выбор профессии, осуществляемый в...

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Социальное партнёрство: взаимодействие предприятий...

профессиональное образование, рынок труда, трудоустройство выпускников, Пензенский государственный университет, специалист

Ориентация системы профессионального образования на... рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива...

Автомобили будущего требуют новых профессий

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучение путём

Что означает это для профессионального образовательного учреждения, каким является

Полученные технические решения при работе с опытными моделями будут использованы на...

Проблема выбора абитуриентами инженерной профессии

Если будущий студент выбирает не ту профессию, какую выбрали для него родители, то не

Профессия инженера хоть и вошла в десятку, однако обладает невысоким статусом в

Конечно же, работодателю нужен специалист под конкретное производство и оборудование.

Совершенствование профессионально-квалификационной...

Именно профессионально — квалифицированная структура рынка труда способна

При этом необходимо уточнить, что профессия представляет собой совокупность специальных

Профессионально-квалификационная структуру современного рынка труда необходимо...

Проблемы соответствия образовательных программ системы СПО...

Ключевые слова: рынок труда, профессия, респондент сфера деятельности, перспектива, технология, стратегия, экономика. Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что в последнее время наблюдаются позитивные перемены...