Особенности культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 26. Культурология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Савенко С. В. Особенности культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 88-90. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15498/ (дата обращения: 30.01.2020).



В статье рассматриваются отличительные особенности, специфика и условия формирования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования.

Ключевые слова: деловое общение, дополнительное образование, учреждение дополнительного образования.

В современных социально-экономических условиях в сфере дополнительного образования всё большее значение приобретает имидж учреждения, складывающийся из взаимовлияния различных факторов — важнейшим из которых является культура делового общения персонала.

На сегодняшний день в политической и бизнес-сфере существуют общепринятые международные правила делового взаимодействия. В сфере дополнительного образования, в настоящий момент, нет унифицированной системы правил корпоративного «поведения», в каждом отдельном учебном заведении, зачастую, стихийно складывается своя культура делового общения.

Актуальность исследования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования обусловлена необходимостью подготовки специалистов с высоким нравственным и культурным уровнем, способных эффективно решать поставленные задачи и поддерживать престиж учреждения в современных непростых условиях рыночной экономики.

Под деловым общением мы понимаем многомерный процесс коммуникации в профессионально-предметной сфере для осуществления значимых целей.

Культура делового общения в сфере дополнительного образования на сегодняшний день не получила достаточного освещения в научной литературе. А. Г. Исмагиловой, О. Ю. Кузнецовой, В. М. Фалей и др. достаточно подробно изучена культура делового общения в учреждениях дошкольного образования.

Большая часть научных работ имеет узко-педагогическую направленность. Таковы работы В. С. Грехнева, А. А. Леонтьева, М. В. Фалей, В. А. Кан-Калик, И. В. Колосовой, М. В. Телегина и других, посвящённые специфике педагогического общения.

Наиболее близко к современному пониманию культуры делового педагогического общения, на наш взгляд, подходит М. В. Фалей. В учебное пособие данного автора включен раздел «Стили педагогического общения и управления», в котором сделан акцент на перспективность индивидуального коммуникативного стиля и изложена методика его создания [4, c.40].

Но сфера делового общения не ограничивается коммуникацией между педагогом и учеником — профессиональная коммуникация осуществляется также на уровнях «преподаватель-родитель», «преподаватель-преподаватель», «преподаватель-иные сотрудники учреждения», а также между иными сотрудниками учреждения.

И. Н. Кузнецов выделяет ряд коммуникативных умений и навыков, владение которыми необходимо для любого профессионала, работающего в учреждении [2, с.8]:

− умение формулировать цели и задачи общения;

− умение организовать общение и управлять им;

− умение ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

− владение навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

− умение вести разговор, деловое совещание и т. п.;

− способность анализировать конфликты и разрешать их;

− умение доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать,

умение достигать соглашений и решений, вести беседу, дискуссию, диалог, спор, переговоры.

В. А. Кузнецовым и О. Ю. Кузнецовой были проведены исследования культуры делового общения в учреждении дошкольного образования, на основании которых было выявлено, что формирование и развитие культуры делового общения в учреждении требует создания специальных условий для этого [1].

О. Ю. Кузнецовой перечислены следующие условия формирования делового общения [3, с.140]:

 коммуникативно-деятельностные условия (наличие коммуникативных способностей для достижения целей профессиональной деятельности)

 индивидуально-психологические условия (высокая культура делового общения)

 ценностно-смысловые (мотивация к эффективной профессиональной деятельности).

Вышеизложенное в значительной степени может быть применимо и к учреждениям дополнительного образования. Но, тем не менее, в данной образовательной сфере имеется своя специфика, которую необходимо учесть.

Понятие «дополнительного образования» на законодательном уровне было закреплено в законе РФ «Об образовании» от 1992 года. В соответствии с ныне действующим законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, дополнительным образованием называется вид образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [5].

Исходя из этого, перед дополнительным образованием стоят особые задачи, что непосредственно накладывает влияние и на особенности культуры делового общения персонала соответствующих учреждений.

Также учреждения дополнительного образования, к сожалению, находятся в более сложных финансовых условиях, чем иные государственные образовательные учреждения. На сегодняшний день, в том числе и бюджетные учреждения дополнительного образования получают значительную часть доходов, оказывая платные образовательные услуги. Вливаясь в систему рыночной экономики, учреждения автоматически принимают её условия, одним из которых является владение культурой делового общения для персонала.

Таким образом, формирование и развитие культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования является насущной необходимостью, продиктованной веянием времени. Проблемы культуры делового общения сотрудников данных учреждений на настоящий момент требуют подробного изучения и экспериментального исследования.

Литература:

  1. Кузнецов В. А., Кузнецова О. Ю. Деловое общение в педагогическом коллективе [Текст] В. А. Кузнецов, О. Ю. Кузнецова // Перспективы науки и образования, 2014. — № 3(9). — С.56–62.
  2. Кузнецов И. Н. Деловое общение [Текст]: Учебное пособие / И. Н. Кузнецов. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 378 с.
  3. Кузнецова О. Ю. Условия развития делового общения в дошкольном образовательном учреждении [Текст] О. Ю. Кузнецова // Перспективы науки и образования, 2013. — № 2. — С.139–141.
  4. Фалей М. В. Педагогическое общение [Текст]: Учебное пособие / М. В. Фалей. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2014. — 116 с.
  5. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Эл. рес.] // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.11.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, дополнительное образование, учреждение, дошкольное образование, культура, деловое общение персонала, развитие культуры, РФ, рыночная экономика, педагогическое общение.

Похожие статьи

Деловое общение участников образовательного процесса...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема. Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях

Культура педагогического общения - как условие благоприятного... педагогическое общение, коллектив, член коллектива, умение...

Деловое общение как условие формирование...

Бадаев А. А. рассматривает деловое общение как особую форму общения, направленную на организацию и оптимизацию сотрудничества людей в трудовом процессе. Деловое общение, по его мнению, обеспечивает ведение переговоров, совещаний и официальной переписки...

Проблема этикета делового общения менеджера сферы...

С целью уточнения специфики этикета делового общения менеджера сферы образования и выявления его влияния на эффективность управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации нами было проведено исследование.

Культура профессионального общения педагога

Педагогическое общение — процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания между воспитанниками и педагогами. Педагог выступает в учебном процессе не только как организатор познавательной, учебно-воспитательной и других видов...

О влиянии этикета делового общения на эффективность...

Кузнецов В. А. Деловое общение в педагогическом коллективе / В. А. Кузнецов, О. Ю. Кузнецова

менеджер сферы образования, этикет делового общения, этика, руководитель дошкольной

деловое общение, педагогический коллектив, дошкольная образовательная...

педагогический коллектив, деловое общение, дошкольная...

При организации деловых совещаний важно даже физическое размещение его участников.

Общение происходит более успешно, если собеседники могут согласовывать свои системы и вести

Культуру общения сторон в этой ситуации рассматривают Белланже Лионель [2], Н.М...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Общение — чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на

Деловое общение как один видов общения является предметом изучения различных

Кроме того, на сегодняшний день появились профессии, такие как референт, менеджер персонала...

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Уместно затронуть культуру речевого общения как один из немаловажных факторов

Работники детского учреждения сообща обсуждают многие педагогические

Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата в школе.

Культура педагогического общения - как условие...

Культура педагогического общения включает не только знание и проявление в

Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует...

Дополнительное образование как условие развития...

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков.

Похожие статьи

Деловое общение участников образовательного процесса...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема. Деловое общение участников образовательного процесса в современных условиях

Культура педагогического общения - как условие благоприятного... педагогическое общение, коллектив, член коллектива, умение...

Деловое общение как условие формирование...

Бадаев А. А. рассматривает деловое общение как особую форму общения, направленную на организацию и оптимизацию сотрудничества людей в трудовом процессе. Деловое общение, по его мнению, обеспечивает ведение переговоров, совещаний и официальной переписки...

Проблема этикета делового общения менеджера сферы...

С целью уточнения специфики этикета делового общения менеджера сферы образования и выявления его влияния на эффективность управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации нами было проведено исследование.

Культура профессионального общения педагога

Педагогическое общение — процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания между воспитанниками и педагогами. Педагог выступает в учебном процессе не только как организатор познавательной, учебно-воспитательной и других видов...

О влиянии этикета делового общения на эффективность...

Кузнецов В. А. Деловое общение в педагогическом коллективе / В. А. Кузнецов, О. Ю. Кузнецова

менеджер сферы образования, этикет делового общения, этика, руководитель дошкольной

деловое общение, педагогический коллектив, дошкольная образовательная...

педагогический коллектив, деловое общение, дошкольная...

При организации деловых совещаний важно даже физическое размещение его участников.

Общение происходит более успешно, если собеседники могут согласовывать свои системы и вести

Культуру общения сторон в этой ситуации рассматривают Белланже Лионель [2], Н.М...

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

Общение — чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на

Деловое общение как один видов общения является предметом изучения различных

Кроме того, на сегодняшний день появились профессии, такие как референт, менеджер персонала...

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Уместно затронуть культуру речевого общения как один из немаловажных факторов

Работники детского учреждения сообща обсуждают многие педагогические

Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата в школе.

Культура педагогического общения - как условие...

Культура педагогического общения включает не только знание и проявление в

Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к

Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует...

Дополнительное образование как условие развития...

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков.