Особенности культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования
Автор: Савенко Софья Владимировна
Научный руководитель: Степанова Татьяна Павловна
Рубрика: 26. Культурология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 03.12.2019
Статья просмотрена: 586 раз
Библиографическое описание:
Савенко, С. В. Особенности культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования / С. В. Савенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15498/ (дата обращения: 05.10.2024).
В статье рассматриваются отличительные особенности, специфика и условия формирования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: деловое общение, дополнительное образование, учреждение дополнительного образования.
В современных социально-экономических условиях в сфере дополнительного образования всё большее значение приобретает имидж учреждения, складывающийся из взаимовлияния различных факторов — важнейшим из которых является культура делового общения персонала.
На сегодняшний день в политической и бизнес-сфере существуют общепринятые международные правила делового взаимодействия. В сфере дополнительного образования, в настоящий момент, нет унифицированной системы правил корпоративного «поведения», в каждом отдельном учебном заведении, зачастую, стихийно складывается своя культура делового общения.
Актуальность исследования культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования обусловлена необходимостью подготовки специалистов с высоким нравственным и культурным уровнем, способных эффективно решать поставленные задачи и поддерживать престиж учреждения в современных непростых условиях рыночной экономики.
Под деловым общением мы понимаем многомерный процесс коммуникации в профессионально-предметной сфере для осуществления значимых целей.
Культура делового общения в сфере дополнительного образования на сегодняшний день не получила достаточного освещения в научной литературе. А. Г. Исмагиловой, О. Ю. Кузнецовой, В. М. Фалей и др. достаточно подробно изучена культура делового общения в учреждениях дошкольного образования.
Большая часть научных работ имеет узко-педагогическую направленность. Таковы работы В. С. Грехнева, А. А. Леонтьева, М. В. Фалей, В. А. Кан-Калик, И. В. Колосовой, М. В. Телегина и других, посвящённые специфике педагогического общения.
Наиболее близко к современному пониманию культуры делового педагогического общения, на наш взгляд, подходит М. В. Фалей. В учебное пособие данного автора включен раздел «Стили педагогического общения и управления», в котором сделан акцент на перспективность индивидуального коммуникативного стиля и изложена методика его создания [4, c.40].
Но сфера делового общения не ограничивается коммуникацией между педагогом и учеником — профессиональная коммуникация осуществляется также на уровнях «преподаватель-родитель», «преподаватель-преподаватель», «преподаватель-иные сотрудники учреждения», а также между иными сотрудниками учреждения.
И. Н. Кузнецов выделяет ряд коммуникативных умений и навыков, владение которыми необходимо для любого профессионала, работающего в учреждении [2, с.8]:
− умение формулировать цели и задачи общения;
− умение организовать общение и управлять им;
− умение ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
− владение навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;
− умение вести разговор, деловое совещание и т. п.;
− способность анализировать конфликты и разрешать их;
− умение доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать,
− умение достигать соглашений и решений, вести беседу, дискуссию, диалог, спор, переговоры.
В. А. Кузнецовым и О. Ю. Кузнецовой были проведены исследования культуры делового общения в учреждении дошкольного образования, на основании которых было выявлено, что формирование и развитие культуры делового общения в учреждении требует создания специальных условий для этого [1].
О. Ю. Кузнецовой перечислены следующие условия формирования делового общения [3, с.140]:
коммуникативно-деятельностные условия (наличие коммуникативных способностей для достижения целей профессиональной деятельности)
индивидуально-психологические условия (высокая культура делового общения)
ценностно-смысловые (мотивация к эффективной профессиональной деятельности).
Вышеизложенное в значительной степени может быть применимо и к учреждениям дополнительного образования. Но, тем не менее, в данной образовательной сфере имеется своя специфика, которую необходимо учесть.
Понятие «дополнительного образования» на законодательном уровне было закреплено в законе РФ «Об образовании» от 1992 года. В соответствии с ныне действующим законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, дополнительным образованием называется вид образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [5].
Исходя из этого, перед дополнительным образованием стоят особые задачи, что непосредственно накладывает влияние и на особенности культуры делового общения персонала соответствующих учреждений.
Также учреждения дополнительного образования, к сожалению, находятся в более сложных финансовых условиях, чем иные государственные образовательные учреждения. На сегодняшний день, в том числе и бюджетные учреждения дополнительного образования получают значительную часть доходов, оказывая платные образовательные услуги. Вливаясь в систему рыночной экономики, учреждения автоматически принимают её условия, одним из которых является владение культурой делового общения для персонала.
Таким образом, формирование и развитие культуры делового общения в учреждениях дополнительного образования является насущной необходимостью, продиктованной веянием времени. Проблемы культуры делового общения сотрудников данных учреждений на настоящий момент требуют подробного изучения и экспериментального исследования.
Литература:
- Кузнецов В. А., Кузнецова О. Ю. Деловое общение в педагогическом коллективе [Текст] В. А. Кузнецов, О. Ю. Кузнецова // Перспективы науки и образования, 2014. — № 3(9). — С.56–62.
- Кузнецов И. Н. Деловое общение [Текст]: Учебное пособие / И. Н. Кузнецов. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 378 с.
- Кузнецова О. Ю. Условия развития делового общения в дошкольном образовательном учреждении [Текст] О. Ю. Кузнецова // Перспективы науки и образования, 2013. — № 2. — С.139–141.
- Фалей М. В. Педагогическое общение [Текст]: Учебное пособие / М. В. Фалей. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2014. — 116 с.
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Эл. рес.] // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.11.2019)
Похожие статьи
Учреждения дополнительного образования как социально-культурный институт
Исследована сущность системы дополнительного образования, включающая учреждения дополнительного образования, как компонент социально-культурных институтов. Определена роль, функции и направления деятельности учреждений дополнительного образования.
Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования
В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...
Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования
В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...
Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях
В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...
Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования
В данной статье рассматриваются организационно-педагогические процессы, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста.
Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования
В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.
Методические рекомендации по организации работы театральной студии в образовательном учреждении СПО
В статье рассматривается механизм организации театральной студии в образовательном учреждении системы среднего профессионального образования. Подчеркивается, что наличие театральной студии в колледже влияет не только на развитие личности её участнико...
Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации
В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.
Похожие статьи
Учреждения дополнительного образования как социально-культурный институт
Исследована сущность системы дополнительного образования, включающая учреждения дополнительного образования, как компонент социально-культурных институтов. Определена роль, функции и направления деятельности учреждений дополнительного образования.
Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования
В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.
Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...
Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования
В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...
Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях
В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...
Организационно-педагогические условия обучения дошкольников английскому языку в системе дополнительного образования
В данной статье рассматриваются организационно-педагогические процессы, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста.
Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования
В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.
Методические рекомендации по организации работы театральной студии в образовательном учреждении СПО
В статье рассматривается механизм организации театральной студии в образовательном учреждении системы среднего профессионального образования. Подчеркивается, что наличие театральной студии в колледже влияет не только на развитие личности её участнико...
Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации
В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.