Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 05.12.2019

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Царев Е. А. Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 59-61. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15494/ (дата обращения: 29.01.2020).



Данная статья посвящена актуальным вопросам муниципального права, связанных с реализацией права граждан на равный доступ к муниципальной службе. Также в статье рассматривается правовое закрепление данного принципа и его возможные ограничения. Автор статьи приводит к выводу о важности принципа равного доступа граждан к муниципальной службе и приводит свои предложения по внесению дополнений в нормативную базу данного принципа.

Ключевые слова: муниципальное право, принцип муниципальной службы, муниципальная служба.

This article is devoted to topical issues of municipal law related to the implementation of the right of citizens to equal access to municipal service. The article also discusses the legal consolidation of this principle and its possible limitations. The author of the article comes to the conclusion about the importance of the principle of equal access of citizens to municipal service and gives his proposals for amendments to the regulatory framework of this principle.

Keywords: municipal law, principle of municipal service, municipal service.

Прежде чем раскрывать принцип равного доступа граждан к муниципальной службе, необходимо указать, что такое принцип муниципальной службы. Это отправные и основные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования и функционирования муниципальной службы. Они являются правовыми и закрепляются в законодательстве, нормативных правовых актах, а также, что немаловажно, выводятся из общего смысла законов путем толкования отдельных правовых норм [3].

В Конституции РФ в статье 32 части 4 Конституции РФ закреплен принцип равного доступ к государственной службе, а в связи со статьей 12 частью 1 Конституции РФ, органы муниципальной власти не относятся к государственным органам. Таким образом, закрепления принципа равного доступа граждан к муниципальной службе в Конституции РФ нет.

Вопрос о рассмотрении данного принципа в области муниципального права может быть спроецирован в соответствии с положениями законодательства о взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы [5].

Свое прямое закрепление данный принцип нашел в статье 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ, в которой прописано: «равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего».

В статье 16 части 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ указывается, что при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. В этой же статье устанавливаются требования к кандидатам на замещение муниципальной должности:

− наличие у кандидата гражданства РФ

− достижение кандидатом возраста 18 лет

− владение кандидатом государственного языка

обладать необходимыми квалификационными требованиями, которые установлены законом субъекта в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

При более детальном рассмотрении вышеперечисленных требований появляется немало дискуссионных вопросов, которые до сих пор в юридической науке не решены.

Во-первых, установление кандидатом минимального порога вступления на муниципальную должность в 18 лет. В РФ возможно получение полной дееспособности в 16 лет. Однако законодатель определил иной минимальный возраст из-за повышенной ответственности к деятельности муниципальных служащих.

Дискуссию вызывает установление предельного возраста пребывания на службе, который равняется 65 годам.

По мнению А. М. Насташкина, установление предельного возраста пребывания именно на государственной и муниципальной службе не соответствует Конституции РФ и общепризнанным нормам международного права [4].

В статье 19 части 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»установлено, что по достижению предельного возраста муниципального служащего, допускается продление срока назначение не более чем на один год за однократное применение. Количество возможных продлений законодательством не установлено и осуществляется на усмотрение работодателя.

Во-вторых, владение государственным языком, которым в соответствии со статьей 68 Конституции РФ является русский язык. С одной стороны, данное требование не вызывает вопросов, так как плохое знание русского языка будет препятствовать осуществлению муниципальной службы, но с другой стороны это требование образует множество вопросов: в каком порядке осуществляется проверка знания русского языка; какой язык имеет преобладающее значение на определенных территориях субъектов РФ.

Кроме перечня требований для поступления на должность, ФЗ содержит условия, препятствующие замещению муниципальной должности.

Такие ограничения содержатся в статье 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Проанализировав федеральное законодательство, можно сделать вывод, что ограничения по приему на государственную службу, находят свое отражение и в законах субъектов РФ о муниципальной службе.

В.Ю. Войтович также предлагает такое ограничение:

7) отказ от предоставления сведений о доходах и имуществе, находящемся в его собственности [3].

Некоторые ограничения прописаны в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Например, в законе Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» в 12 статье предусмотрено ограничение, связанное с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

Также в Законе Республики Коми от 21.12.2007 № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» в статье 4 указаны некоторые дополнительные ограничения для поступающих на муниципальную службу. Они связаны со сроком стажа работы

Таким образом, правовую основу данного принципа составляют: ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»изаконы о муниципальной службе субъектов РФ.

В Российской Федерации реализация права на равный доступ граждан к муниципальной службе, осуществляется по средствам проведения конкурса, положения о котором закреплены в статье 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Порядок проведения конкурса утверждается представительным органом субъекта. Так, например, в Нижнем Новгороде Городской Думой принят Нормативно-правовой акт: Постановление от 30 января 2008 года № 13 «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижнего Новгорода», который детально прописывает порядок проведения конкурса и требования к участникам.

Анализируя закон Архангельской области от 27.09.2006 № 222–12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» в статье 13 можно найти способы проведения конкурсов. В нормативно-правовом акте выделяется 3 формы проведения: тестирование, собеседование или экзамен. Также данный закон делает отсылку к другому нормативно-правовому акту, который регулирует проведение конкурса для кандидатов.

Таким образом, подводя итог вышесказанному необходимо:

1) Дополнить норму в статье 19 части 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации», связанной с ограничением количества раз продления срока службы на муниципальной должности.

2) Закрепить на законодательном уровне порядок проверки знания государственного языка, при поступлении на муниципальную службу.

Литература:

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

  1. В. Ю. Войтович. Государственная и муниципальная служба. Учебное пособие. Ижевск, 2013. С.190–191
  2. Насташкин А. М. Государственные служащие: без вины виноватые. О неконституционности возрастных ограничений// Правозащитник. 2003. № 2.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная служба, Российская Федерация, Конституция РФ, государственный язык, муниципальная должность, русский язык, принцип, ограничение, нормативно-правовой акт, Архангельская область.

Ключевые слова

муниципальная служба, муниципальное право, принцип муниципальной службы

Похожие статьи

Соотношение правового статуса государственных...

Государственная и муниципальная служба, следовательно, и правовой статус государственных и муниципальных служащих, базируются на общих принципах, отраженных в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и...

Понятие и система государственной службы в Российской...

Правовую основу муниципальной службы составляет Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от

нормативно-правовую основу статуса муниципального служащего по большей части определяется законами субъектов РФ...

Понятие и признаки государственной службы | Статья в журнале...

Ключевые слова:муниципальная служба, Конституция Российской Федерации. С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной. Муниципальная служба — это работа по обеспечению реализации полномочий органов и...

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу...

Проводимая на территории Российской Федерации национальная политика имеет свое законодательное обеспечение. Все нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, можно разделить на четыре категории: международные, которые Россия ратифицировала...

местное самоуправление , Российская Федерация...

Устав муниципального образования занимает особое место в системе муниципальных нормативных правовых актов, поскольку

При этом необходимо учитывать позицию Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, который в определении от 15...

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью в РФ. Автор: Ерошкин Алексей Константинович.

Как уже указывалось, Конституция РФ установила, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная...

Основные черты государственной службы Волгоградской...

Взаимосвязь гражданской службы Волгоградской области и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и...

Понятие, задачи и функции муниципальной службы...

Ключевые слова:муниципальная служба, Конституция Российской Федерации

С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти

Муниципальная служба — это работа по обеспечению реализации полномочий органов и...

Конституция Российской Федерации как основной...

Библиографическое описание: Алёшина И. В. Конституция Российской Федерации как основной нормативно-правовой

Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не

Именно Конституция РФ в ч.1 ст. 7 закрепила, что Российская Федерация есть государство...

Об особенностях приведения нормативных правовых актов...

Правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований области принимаются в соответствии с...

Похожие статьи

Соотношение правового статуса государственных...

Государственная и муниципальная служба, следовательно, и правовой статус государственных и муниципальных служащих, базируются на общих принципах, отраженных в Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и...

Понятие и система государственной службы в Российской...

Правовую основу муниципальной службы составляет Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от

нормативно-правовую основу статуса муниципального служащего по большей части определяется законами субъектов РФ...

Понятие и признаки государственной службы | Статья в журнале...

Ключевые слова:муниципальная служба, Конституция Российской Федерации. С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной. Муниципальная служба — это работа по обеспечению реализации полномочий органов и...

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу...

Проводимая на территории Российской Федерации национальная политика имеет свое законодательное обеспечение. Все нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, можно разделить на четыре категории: международные, которые Россия ратифицировала...

местное самоуправление , Российская Федерация...

Устав муниципального образования занимает особое место в системе муниципальных нормативных правовых актов, поскольку

При этом необходимо учитывать позицию Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу, который в определении от 15...

Нормативно-правовая база управления муниципальной...

Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью в РФ. Автор: Ерошкин Алексей Константинович.

Как уже указывалось, Конституция РФ установила, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная...

Основные черты государственной службы Волгоградской...

Взаимосвязь гражданской службы Волгоградской области и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и...

Понятие, задачи и функции муниципальной службы...

Ключевые слова:муниципальная служба, Конституция Российской Федерации

С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти

Муниципальная служба — это работа по обеспечению реализации полномочий органов и...

Конституция Российской Федерации как основной...

Библиографическое описание: Алёшина И. В. Конституция Российской Федерации как основной нормативно-правовой

Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не

Именно Конституция РФ в ч.1 ст. 7 закрепила, что Российская Федерация есть государство...

Об особенностях приведения нормативных правовых актов...

Правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований области принимаются в соответствии с...