Информационные технологии в развитии естественных наук | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 31. Прочее

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 7637 раз

Библиографическое описание:

Нуриддинов, Хожиакбар. Информационные технологии в развитии естественных наук / Хожиакбар Нуриддинов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15490/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрыты определения к понятию «инновационные технологии», связь IT-технологий с другими науками, роль и место информационных технологий в развитии естественных наук, а также показаны возможные пути реализации информационных технологий в системе исследования естественных наук.

Ключевые слова: информационные технологии, естественные науки, информация, процессы программных средств, автоматизация.

В современном мире с каждым днем возрастает роль компьютерных инноваций, различных программных средств. Информационные технологии применяются во всех сферах деятельности, они явились результатом информационной инфраструктуры, которая связана с новым типом общественных отношений, с новой реальностью, с новыми информационными технологиями различных видов деятельности.

По мнению Л. И. Горбуновой, «одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющая собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных» [1, 544–547 с.].

Понятию «информационные технологии» даются следующие определения:

Информационные технологии (ИТ) — это всё, что связано с обработкой, хранением и передачей информации. Это также множество взаимосвязанных научных и технических областей знания, которые изучают и применяют на практике методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью вычислительной техники.

В настоящее информационные технологии играют важную роль в области образования, науки, производства и т. д.

Как комплексная научная дисциплина информатика связана с:

1) философией и психологией — через учение об информации и теорию познания;

2) математикой — через теорию математического моделирования, дискретную математику, математическую логику и теорию алгоритмов;

3) лингвистикой — через учение о формальных языках и о знаковых системах;

4) кибернетикой — через теорию информации и теорию управления;

5) физикой и химией, электроникой и радиотехникой — через «материальную» часть компьютера и информационных систем.

Поскольку любая наука — это прежде всего информация, то применение IT-технологий в любой науке стало неотъемлемой частью происходящих в мире процессов.

Как было упомянуто выше, естественные науки и информационные технологии имеют меж собой тесную взаимосвязь, поскольку взаимодополняют друг друга.

Например, в чем связь математики и IT-технологий? Ответ на данный вопрос, в этом случае, прост: IT-технологии интегрировались в математику своими вычислительными программами. С точки зрения Т. Ф. Дубогрея, «несмотря на то, что математика и информатика ‒ совершенно разные дисциплины, они неразрывно связаны между собой. Математика является самостоятельной, сложившейся столетиями наукой, тогда как информатика не несет в себе качественно новой дисциплины, она лишь обобщает в себе элементы других наук. Информатика получила от математики ряд результатов и теорий, нашедших широкое применение, в особенности в теории языков и трансляции, а также по верификации программ» [2, 68 с.].

Или, например, в биологии, когда ученым стали доступны исследования в больших масштабах, однако вручную анализировать их данные было сложно. Поэтому компьютеризация информации стала необходимостью в исследовании биологии. По мнению некоторых ученых, «объемы данных в современной биологической науке таковы, что без применения информационных технологий их анализ практически невозможен. Наступающая эпоха персональных геномных данных, когда генетический код практически любого человека будет прочитан, делает роль биоинформатики еще весомее».

Такую же роль играют IT-технологии в физике, химии, и других естественных науках. Ведь использование компьютера, Интернета способствует быстрому поиску и обработки информации.

Информационные технологии в науке и образовании способствуют автоматизации и эффективности учебно-познавательного процесса благодаря ускорению в обработке и передаче информации, реализации трудоемких задач [3, 18 с.].

По определению И. Н. Мишина, «потребность в информационно-коммуникационных технологиях возникает как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все обрастающих объемах научных знаний, с одной стороны, и возможностями и масштабами их использования обществом с другой стороны. Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования научных знаний в информационные ресурсы общества (производственные, социальные ресурсы и т. д.), а с другой стороны — средство реализации и преобразовании данных научных исследований в технологии, которые уже могут непосредственно использоваться в обществе (промышленности, образовании и т. д.)» [4, 6 с.].

Следовательно, информационные технологии представляют собой хранение, обработку и передачу информаций, которые стали важной частью любой дисциплины, человеческой деятельности, культуры, производства, управления научной деятельность, социальной, экономической и политической жизни.

Литература:

  1. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 544–547.
  2. Дубогрей Т. Ф. Роль математики в эффективном изучении информатики. г. Кореновск, 2016
  3. Рачевская Е. С. Информационные технологии в структуре непроизводительного труда. Выпускная квалификационная работа. Санкт-Петербург, 2016
  4. Мишин И. Н. Компьютерные технологии в научных исследованиях. Учебное пособие для аспирантов. Смоленск, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): наука, передача информации, обработка.