Тема любви в сонетах Шекспира | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Айткалиева, З. Г. Тема любви в сонетах Шекспира / З. Г. Айткалиева, Т. В. Половинкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15485/ (дата обращения: 16.12.2024).



В эпоху Возрождения после долгих лет господства в литературе темы небесного и произведений о божестве, писатели и поэты снова начали воспевать земную любовь. Не стал исключением национальный поэт Англии и величайший драматург Уильям Шекспир.

Уильям Шекспир по праву считается одним из выдающихся поэтов эпохи Возрождения. Он написал более 150 сонетов, в которых одновременно раскрыта красота, душа и существование человека в таком трагичном мире. Все сонеты создают цикл, где собраны особенности характера и чувства лирического героя. Важно отметь, что сонеты Шекспира тесно связаны с его драматургией. Главная идея сонетов выражается в проявлении чувств лирического героя, его любви, проблемам бытия и интереса к собственной личности. Воссоздаётся образ целого мира, где одновременно борются доверие и жестокость. Сонеты Шекспира раскрывают такие ценности человека, как дружба, любовь, которым противопоставлены несправедливость мира, лицемерие и проблемы, царящие в жизни общества.

Таким образом, все сонеты Шекспира можно отнести к двум большим группам — сонеты, посвящённые другу и сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной [2], которые, так или иначе, проникнуты таким чувством, как любовь.

Рассмотрим сонет 116, в котором ярко выражена тема вечной любви. Лирический герой задаётся вопросом:

«…Может ли измена

Любви безмерной положить конец?» [1, с. 235].

На этот вопрос лирический герой даёт ясный ответ, который заключен в том, что любовь способна на многое, несмотря на испытания и удары судьбы. Герой приводит множество фактов о прекрасном чувстве, которое соединяет двух возлюбленных. У любви нет препятствий на пути, она не угасает и не исчезает в одно мгновение:

«Любовь не знает убыли и тлена.

Любовь — над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь — звезда, которою моряк

Определяет место в океане.

Любовь — не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы» [1, с. 235].

Но всегда есть такие люди, которые разочарованы или просто не верят в любовь, считают ее «куклой жалкою в руках» [1, с. 235]. Лирический герой считает, что при таком раскладе вещей, любви вовсе не существует:

«А если я не прав и лжет мой стих,

То нет любви — и нет стихов моих!» [1, с. 235].

Через образ лирического героя передается собственное мнение автора, который считает, что любовь живёт до конца жизни вместе с нами в наших сердцах.

Сонет 102 посвящен другу. В нём также своё место обрела тема любви. Лирический герой повествует о ценности любви, о чувстве, которое должно оставаться между двумя людьми, без лишних глаз и мнений. Возлюбленным не обязательно показывать окружающим свою любовь, признания напоказ; это чувство должно быть в некоем молчании:

«Люблю, — но реже говорю об этом,

Люблю нежней, — но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, что перед светом

Всю душу выставляет напоказ» [1, с. 207].

В сонете просматривается тенденция того, что любовь хранится лишь в любящих сердцах. Тем не менее, влюблённым сложно сдерживать чувства внутри себя, молчать о таком невероятном состояние, как любовь. Не стал исключением и лирический герой:

«Тебя встречал я песней, как приветом,

Когда любовь нова была для нас.

Так соловей гремит в полночный час

Весной, но флейту забывает летом» [1, с. 207].

Со временем, когда пыл и страсть постепенно угасают, приходит осознание того, что и в молчании без лишних глаз, без демонстрации отношений напоказ, любовь сохраняется. Но не какая-нибудь, а именно истинная любовь будет жить и согревать любящие сердца вечно. Это, к слову о том, как различить истинную любовь от вспыхнувшей страсти и симпатии:

«Ночь не лишится прелести своей,

Когда его умолкнут излиянья.

Но музыка, звуча со всех ветвей,

Обычной став, теряет обаянье» [1, с. 207].

И итог, который подводит искренне любящий лирический герой, вполне очевиден:

«И я умолк подобно соловью:

Свое пропел и больше не пою» [1, с. 207].

Интересно, что порой чувство любви ослепляет человека и затмевает всё вокруг. В сонете 141 Шекспир рассматривает любовь, которой не подвластен разум, вследствие чего человек вступает в конфликт с самим собой:

«Мои глаза в тебя не влюблены, -

Они твои пороки видят ясно.

А сердце ни одной твоей вины

Не видит и с глазами не согласно.

Ушей твоя не услаждает речь.

Твой голос, взор и рук твоих касанье,

Прельщая, не могли меня увлечь

На праздник слуха, зренья, осязанья» [1, с. 285].

Чувствами управляет сердце, которое тяжело переубедить. Лирический герой видит тысячу изъянов и в то же время он слеп, не видит и не осознаёт очевидного. Окружающей действительности не дано понять глубину души. И герой не способен освободиться от этого чувства любви, которое, в первую очередь, пагубно для него самого. Он готов быть рабом своих чувств. Уверить своё сердце — одна из самых сложных задач в жизни. Даже если объединить все пять внешних чувств воедино, они не смогут заменить сердце, которое преобладает над разумом, движет человеком, даёт ему силы идти вперёд и закрывает глаза на ошибки возлюбленного человека:

«И все же внешним чувствам не дано -

Ни всем пяти, ни каждому отдельно -

Уверить сердце бедное одно,

Что это рабство для него смертельно» [1, с. 285].

В такой ситуации лирическому герою остаётся либо радоваться, либо искать выход. И герой сделал свой выбор: он не может уверить своё сердце, не может заставить себя отказаться от любви. Он прекрасно понимает, что это круговорот, из которого не только сложно, порой и невозможно выбраться. Но любовь в сердце закрывает глаза на всё и продолжает жить:

«В своем несчастье одному я рад,

Что ты — мой грех и ты — мой вечный ад» [1, с. 285].

Представленные сонеты различны по своей направленности, по своему содержанию, но объединены одним обстоятельством — чувством любви. В них особенно ярко выражено восприятие жизни лирическим героем и чувства, которые он испытывает. Именно любовь, воспевающаяся как дар, движет героем и преподносит не только позитивные и счастливые моменты. В сонетах, переполненные чувствами и переживаниями влюблённых, нашли свое место боль, тоска и грусть. Все это наталкивает на мысль, что перед нами исповедь лирического героя сонетов Шекспира.

Таким образом, можно сделать вывод, что Шекспир посредством лирического героя дал собственную трактовку и обозначил критерии чувства под названием «любовь», которая должна быть вечной, безмерной, тихой и всепрощающей.

Литература:

  1. Шекспир Уильям. Сонеты. [пер. с англ. С. Я. Маршака]. — М.: Издательство АСТ, 2018. — 320 с.
  2. Сонеты Уильяма Шекспира // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %8B_ %D0 %A3 %D0 %B8 %D0 %BB %D1 %8C %D1 %8F %D0 %BC %D0 %B0_ %D0 %A8 %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %81 %D0 %BF %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %B0 (дата обращения: 15.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): лирический герой, любовь, сонет, чувство, сердце, чувство любви, глаз, истинная любовь.