Активные методы в обучении истории Сибири в профессиональной подготовке будущих журналистов в Институте филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мжельская Т. В. Активные методы в обучении истории Сибири в профессиональной подготовке будущих журналистов в Институте филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 81-84. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15478/ (дата обращения: 15.12.2019).



В статье рассматривается опыт применения активных методов обучения в процессе подготовки журналистов, обучающихся в Институте филологии, массовой информации и психологии (ИФМИП) ФГБОУ ВО «НГПУ», на примере преподавания дисциплины «История Сибири в науке и журналистике». Представлены такие приемы РКМЧП как ЗХУ, тонкие и толстые вопросы, концептуальная таблица. Несколько занятий проходили в форме конференций, деловой игры, посещения музея.

Ключевые слова: активные методы обучения, РКМЧП, журналист, история Сибири.

В условиях широко развернутой в современном мире информационной войны для российской СМИ-индустрии как никогда актуально стоит вопрос подготовки высококвалифицированных журналистов «нового типа: многосторонне развитых, креативно мыслящих ориентирующихся в ситуациях любой сложности, способных постоянно совершенствоваться и развивать творческий потенциал». Выпускник должен понимать, что в наше время приоритет при приеме на работу отдается творческим и незаурядным людям [9, 182]. Одним из основных факторов подготовки будущих профессионалов является внедрение в учебный процесс активных методов преподавания. Они побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности, способствуют всестороннему развитию будущих специалистов [4, с. 118, 121]. Журналистский профессионализм строится на фундаментальных знаниях, которые отражают векторы существования и развития общества. Они необходимы журналисту для решения основной задачи — нести культурный код, участвовать в формировании морально-ценностные норм, характерных для россиян [7]. Для этого при подготовке журналистов необходимо преподавание гуманитарных дисциплин [8], в частности отечественной истории, в том числе региональной (в нашем случае истории Сибири).

Цель данной статьи — представление опыта применения активных методов обучения журналистов в процессе преподавания дисциплины «История Сибири в науке и журналистике». Она предусмотрена учебным планом ФГОС 3+ по направлению подготовки бакалавров 44.03.02 Журналистика, изучается в 3 семестре и предусматривает формирование следующих компетенций: ОК-2: способность к анализу основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции и ПК-1: способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа.

Трудоемкость дисциплины: 28 часов контактной работы с преподавателем. За столь ограниченное время сложно изучить историю огромной территории (около 77 % территории России), которая начинается в глубокой древности и продолжается сейчас. Поэтому была разработана особая стратегия преподавания: каждая тема охватывает условную «волну» освоения территории Сибири. Подбор изучаемого материала производился так, чтобы вызвать интерес у студентов и показать возможный вектор в будущей профессии. Немаловажным фактором в подборе информации, была его нацеленность на развитие морально-нравственных качеств будущих журналистов.

Преподавание дисциплины начинается с изучения трудов исследователей, в которых были опубликованы результаты исследования сибирской периодической печати XIX в. На занятии по истории дорусской Сибири изучаются вопросы прихода сюда древнейших людей, результаты археологического изучения памятников каменного, бронзового и железного веков, этнографические материалы коренных народов. Следующий блок посвящен приходу на данную территорию подданных Российской империи, начиная от похода Ермака, строительства острогов и развития городов, быту и нраву сибирского населения в XVII–XIX вв. При изучении темы «Роль транспортных магистралей в процессе освоения Сибири» рассматривалось строительство и эксплуатация Московско-сибирского тракта и Транссибирской железной дороги. Значительную роль в деле освоения сибирских территорий сыграли политические ссыльные и система ГУЛАГа, драматическая история которых рассматривалась на одном занятии. Также на одном семинаре изучалось влияние войн ХХ века на развитие Сибири. История региона в послевоенные годы и до современности рассматривалась на фоне истории всей страны. Проводилось также занятие, посвященное особенностям периодической печати в Сибири XIX‒XX веков, в которой формировался образ региона. Не на всех занятиях применялись активные методы обучения. В тех случаях, когда лекции читались в традиционной манере, они обязательно сопровождались мультимедийными презентациями.

Отметим, что преподаватели, работающие со студентами данного направления, давно и продуктивно применяют активные методы обучения [4], в том числе и те, что представлены в данной статье. Опыт показывает, что одними из продуктивных, являются занятия, на которых применяются технология РКМЧП [5]. Поэтому уже первая лекция была разработана с учетом приема ЗХУ — ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ. На стадии вызова обсуждали вместе с преподавателем вопрос о названии дисциплины. Упор ставился на такие термины как «история» и «Сибирь». Многолетний опыт показывает, что студенты не всегда могут очертить географические рамки территории. Затем им показывается презентация, посвященная географии и гипотезам о происхождении слова Сибирь. Потом обсуждается вопрос о необходимости изучения для будущих журналистов данной дисциплины.

Затем студенты разбиваются на группы и получают задание вспомнить все, что они знают по истории Сибири: события, выдающиеся люди, социально-экономические, культурные и другие явления. Данное задание выполняется в рамках приема ЗХУ с целью выявления знаний (ЗНАЮ). К сожалению, знания студентов из года в год оказываются очень скудными. Далее они получают следующее задание: в процессе обсуждения в группе выяснить то, что студенты хотят узнать по истории Сибири (ХОЧУ УЗНАТЬ). Данные сведения нужны, прежде всего, преподавателю. У него появляется возможность скорректировать изучаемый материал.

Как указывалось выше, значительное количество информации по истории Сибири не возможно охватить в предусмотренных учебным планом рамки, и не все пожелания студентов можно удовлетворить. Поэтому, вопросы, не предусмотренные рабочей программой, обсуждаются сразу. В данном случае реализуется третья часть приема ЗХУ (УЗНАЛ).

На стадии рефлексии преподаватель подводит итог и объясняет специфику преподаваемой дисциплины, ее структуру, особенности подготовки к занятиям и формы контроля, в частности зачетное задание, которое заключается в подготовке тематического выпуска учебного журнала, посвященного отдельным эпизодам из истории Сибири.

Семинарское занятие по истории древней Сибири проходило на базе археологического отдела многопрофильного музея НГПУ. Значение такой формы проведения занятий давно было оценено педагогами с положительной стороны [3].

Два занятия проходили в форме конференции, на которую студенты готовили сообщения, посвященные этнографии коренных народов Сибири и истории городов, основанных на данной территории. Работа на практическом занятии, посвященном русским городам Сибири в конце XVI — начале XVIII вв. проходила с использованием приема РКМЧП «Тонкие и толстые вопросы». Студенты были разбиты на 5 групп, каждая получила текст. По жребию они получили свой номер. Текст был разбит на 5 частей и не имел названия. По жребию каждая группа получила свой номер. Студенты должны подготовить по три тонких и толстых вопроса, а потом задать их группе в соответствии со жребием. В конце занятия каждая группа должна предложить свой вариант названия и план текста.

Занятие «Быт и нравы сибирского населения в XVII–XIX вв». проходило в формате деловой игры. Данная методика давно и успешно применяется на всех уровнях современной российской системы образования, в том числе в процессе обучения журналистов [1; 2; 4; 6]. Студенты были поделены на 6 группы, каждая из которых получила свой текст. Они должны были его прочитать и выбрать журналистский жанр для представления данного материала на семинаре. К сожалению, не у всех групп получилось выполнить это задание на должном уровне. Были отмечены те же «болевые точки», что и в публикации коллег [4, с. 119]. В 2019 году слаженная работа в команде получилась только у одной группы. В остальных проявились 2‒3 заинтересованных студента, которые выполнили работу за всю группу. Не всегда звучали ответы на уточняющие вопросы, что говорит о неглубоком понимании изученного текста и небрежном выполнении задания.

Одно из интересных и продуктивных занятий было проведено по теме «Роль политических ссыльных и системы ГУЛАГ в развитии Сибири». Лекция сопровождалась мультимедийной презентацией, а в качестве иллюстрации были показаны кадры из художественного и документального фильмов. После показа отдельных эпизодов была организовано их обсуждение. Такая подборка материала была нацелена на формирование интереса к теме, а, главное для воздействия на эмоции студентов.

При изучении темы «Влияние войн ХХ века на развитие Сибири» применялся прием «Концептуальная таблица». На стадии вызова была попытка выяснить, что знают студенты о том как сибиряки пережили две мировые войны. Порадовало то, что некоторые вспоминали материал, изученный в теме, посвященной сибирским городам. Студенты были разделены на группы и получили два текста: в одном были сведения о Сибири в Первую мировую войну, во втором — в период Великой отечественной. Определить критерии сравнения они должны были самостоятельно. Подобранные преподавателем материалы вызвали неподдельный интерес, и можно говорить об удачном проведении занятия.

В заключении следует еще раз подчеркнуть высокую значимость активных методов обучения в процессе становления будущих журналистов. Работа в малых группах в процессе подготовки заданий способствует формированию коммуникативных компетенций, умению сконцентрироваться на решении задачи в стрессовой ситуации. Профессионализм журналиста во многом зависит от знания основных закономерностей исторического процесса, в том числе регионального уровня, что нашло отражение в формулировке компетенции ОК-2. Подбор материала, посвященного интересным и драматическим событиям сибирской истории, способствует формированию компетенции ПК-1.

Литература:

  1. Ворошилов В. В. Деловые игры в процессе подготовки журналистов // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. ‒ 2015. ‒ № 1 (3). ‒ С. 64‒65.
  2. Ивина Л. В., Мороз Н. Ю. Деловая игра как образовательная стратегия совершенствования профессиональной иноязычной компетенции студентов-журналистов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. ‒ 2016. ‒ № 16 (755). ‒ С. 54–62.
  3. Матвеева О. Н., Глушкова К. В. Музей как одно из средств образовательного процесса // Педагогический опыт: теория, методика, практика. ‒ 2014. ‒ № 1 (1). ‒ С. 104‒105.
  4. Мершиева А. Д., Евдокимова Е. В. Роль активных методов обучения в реализации проектов профессионального медиаобразования (на примере деятельности отделения журналистики ИФМИП НГПУ) // Знак: проблемное поле медиаобразования. ‒ 2017. ‒ № 1 (23). ‒ С. 117‒123.
  5. Мжельская Т. В. Приёмы технологии РКМЧП в процессе обучения студентов ИИГСО НГПУ // Сибирский педагогический журнал. ‒ 2013. ‒ № 5. ‒ С. 118‒121.
  6. Мжельская Т. В., Спесивцева В. А. Деловая игра как средство реализации задач ФГОС среднего образования // Сибирский педагогический журнал. ‒ 2018. ‒ № 6. ‒ С. 148‒158.
  7. Семенова А. Л. Исторические дисциплины в профессиональной подготовке журналистов // Сопряжение идей… Сопряжение смыслов… ‒ Великий Новгород, 2015. ‒ С. 176‒182.
  8. Стрыгина Т. В. Гуманитарное образование: специфика подготовки журналиста в системе бакалавриата // Философия отечественного образования: история и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. ‒ 2014. ‒ С. 71‒74.
  9. Ускова Н. Н. Формирование мотивации на профессию «журналист» и развитие творческих способностей студентов // Сибирский педагогический журнал. ‒ 2011. ‒ № 10. ‒ С. 182‒190.
Основные термины (генерируются автоматически): история Сибири, активный метод обучения, группа, занятие, Сибирь, студент, студент были, деловая игра, Влияние войн, сибирское население.

Ключевые слова

активные методы обучения, журналист, РКМЧП, история Сибири

Похожие статьи

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Деловые игры — один из методов активного обучения, который определяет три важнейших направления, улучшающих качество обучения в

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения. Активное обучение — это обучение...

Разработка интерактивных методов обучения для проведения...

Методы активного обучения подразумевают активную работу двух элементов, составляющих процесс обучения: студентов (обучаемых) и преподавателей (обучающих). Только при условии сознательной активности студентов и активизации студентов преподавателями возможно...

Современные технологии игровых методов обучения студентов...

Современные подходы подразумевают активный метод обучения

Деловая игра побуждает студентов творчески осваивать изучаемый материал и принимать правильные решения.

Деловая игра является одним из эффективных методов проведения практических занятий.

Использование активных и интерактивных форм методов...

Приводится роль активных и интерактивных методов и форм обучения в формировании

В качестве популярного интерактивного метода обучения приводится деловая игра, дается

Вся группа студентов разбивается на команды на 2 команды, соревнующиеся между собой.

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловая игра — один из видов педагогических игр по игровой методике, которая

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый

Приступая к организации активного метода обучения на занятиях «деловая игра»...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Применение активных методов оказывает значительное влияние на подготовку студентов к

Еще одним примером использования активных методов обучения на занятиях

Такие занятия проводятся в рамках дисциплины по выбору «Деловой иностранный язык» на втором...

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине...

Студентам предложена деловая учебная игра «Несчастный случай на производстве», в процессе проведения которой предполагалось решение

Таким образом, в деловой игре как форме обучения студент находится в активной позиции по отношению, как к предметной, так...

Активные методы обучения как способ повышения качества...

Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызыают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.

Похожие статьи

Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе

Деловые игры — один из методов активного обучения, который определяет три важнейших направления, улучшающих качество обучения в

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает...

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения. Активное обучение — это обучение...

Разработка интерактивных методов обучения для проведения...

Методы активного обучения подразумевают активную работу двух элементов, составляющих процесс обучения: студентов (обучаемых) и преподавателей (обучающих). Только при условии сознательной активности студентов и активизации студентов преподавателями возможно...

Современные технологии игровых методов обучения студентов...

Современные подходы подразумевают активный метод обучения

Деловая игра побуждает студентов творчески осваивать изучаемый материал и принимать правильные решения.

Деловая игра является одним из эффективных методов проведения практических занятий.

Использование активных и интерактивных форм методов...

Приводится роль активных и интерактивных методов и форм обучения в формировании

В качестве популярного интерактивного метода обучения приводится деловая игра, дается

Вся группа студентов разбивается на команды на 2 команды, соревнующиеся между собой.

Деловая игра как средство развития профессиональных...

Деловая игра — один из видов педагогических игр по игровой методике, которая

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый

Приступая к организации активного метода обучения на занятиях «деловая игра»...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Применение активных методов оказывает значительное влияние на подготовку студентов к

Еще одним примером использования активных методов обучения на занятиях

Такие занятия проводятся в рамках дисциплины по выбору «Деловой иностранный язык» на втором...

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине...

Студентам предложена деловая учебная игра «Несчастный случай на производстве», в процессе проведения которой предполагалось решение

Таким образом, в деловой игре как форме обучения студент находится в активной позиции по отношению, как к предметной, так...

Активные методы обучения как способ повышения качества...

Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызыают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.