Рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля бюджетных процедур
Авторы: Павлова Анна Владимировна, Чуб Маргарита Владимировна
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 01.12.2019
Статья просмотрена: 139 раз
Библиографическое описание:
Павлова, А. В. Рекомендации по совершенствованию системы внутреннего контроля бюджетных процедур / А. В. Павлова, М. В. Чуб. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15468/ (дата обращения: 16.11.2024).
В литературе термин «финансовый контроль» используется широко, может быть более емким, нежели контроль в финансово-бюджетной сфере, и включать разные виды публичного контроля, к примеру, налоговый, валютный, банковский, страховой. Такое понимание финансового контроля является традиционным [1].
Обыкновенно ученые, рассматривая финансовый контроль в самом широком понимании, в целях обозначения финансового контроля в бюджетной сфере, именуют его бюджетным контролем [2]. Некоторые авторы пытаются дать определение бюджетному контролю, выделяя его специфику.
Например, И. Б. Лагутин пишет, что бюджетный контроль применительно к региональному уровню — это «организация и деятельность уполномоченных органов по проверке законности и эффективности движения публичных денежных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также использования публичного имущества» [3].
В книге «Бюджетный контроль» он определен как «деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, а также специализированных контрольных органов по проверке законности, своевременности, правильности, эффективности и результативности образования, распределения и использования основного финансового плана — бюджета, осуществляемая на всех стадиях бюджетного процесса в Российской Федерации» [4]. Мы тоже так поступили, перечисляя виды публичного контроля в финансовой сфере, однако заключили данный термин в кавычки намеренно, в силу того, что бюджетный контроль — суть финансовый контроль, а использование термина «бюджетный контроль» возможно исключительно в целях обозначения исследуемого объекта как совокупности однородных общественных отношений и нецелесообразно в целях правового регулирования. Однако включение термина «бюджетный контроль» в корпус новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) послужило толчком к распространению данного термина в науке финансового права и даже его активному исследованию как «нового» явления.
Собственно термин «финансовый контроль» применяется в сфере бюджетных отношений и закрепляется в БК РФ. Законодательно финансовый контроль означает буквально «контроль за формированием и расходованием бюджетных средств». Однако, исходя из сути финансового контроля, государство осуществляет его не только в финансово-бюджетной сфере. Это очевидно при ближайшем рассмотрении таких явлений, как «государственный финансовый контроль», реализуемый в соответствии с БК РФ, и «контроль банковской системы», реализуемый в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации».
Таким образом, финансовый контроль является универсальной категорией, регулируемой как публичным, так и частным правом, что подтверждается действующим правовым регулированием. Сущностью финансового контроля является контроль над финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, аккумулирующего и расходующего денежные средства в публичных целях либо использующего публичное имущество или иные финансовые ресурсы. Финансовый контроль, прежде всего, осуществляется в интересах собственника. Помимо этого финансовый контроль может осуществляться собственником не в целях реализации его частного интереса, а в публичных целях, защищая интересы слабой стороны — потребителей услуг (работ) экономических агентов.
Система внутреннего контроля должна демонстрировать не только способность идентифицировать ошибки и отклонения, но и изменяться с целью снижения вероятности возникновения подобного рода ошибок и отклонений в будущем.
Как показывает устоявшаяся практика, при проведении объективного оценивания эффективности системы внутреннего контроля вполне могут быть применены и предложены для использования подходы со сходствами и отличиями, представленные в таблице с выделением достоинств и недостатков каждого [5].
Таблица 1
Подходы кпроведению внутреннего контроля
№ п/п |
Подход |
Суть подхода |
Недостатки |
Достоинства |
1 |
Тестирование |
Расчет характеристик осуществлен на основе весового и балльного оценивания, проводимого на основании вопросов и ответов, имеющих отношение к данным показателям |
1. На основе качественных суждений тестируемых происходит формирование оценки при отсутствии конкретных, а также объективных критериев 2. Источником оценивания являются субъективные позиции и суждения, а их степень обоснованности обусловлена многими условиями 3. У тестирующих и тестируемых вырабатывается привычка отвечать по готовым шаблонам в формулировках, что существенно снижает возможность нахождения отклонений или же ошибок в системе внутреннего контроля 4. Форма преобладает над содержанием, т. е. указанный метод дает возможность подтвердить наличие системы внутреннего контроля, но всё же не предоставляет возможность проведения оценивания эффективности внутреннего контроля, включая степени зрелости его процесса. |
1. Удобство применения за счет универсальности подхода и его несложности 2. Сокращение трудоемкости в процессе оценивания эффективности системы внутреннего контроля |
2 |
Простейшие математические модели |
Стремление определить эффективность выполненных контрольных процедур, а также соотношение расходов на их проведение и результатов. Используется модель темпорального процесса появления (в связи с определенным систематическим источником) и корректировки (вследствие реализации контроля) ошибок той или иной совершаемой организацией процедуры [6] |
1. Методики достаточно объемны и довольно условны 2. Нет постоянной эффективности при соотношении «расходы-результаты» 3. Отсутствие определения и понятия «ошибки», а также категорирования этих ошибок вместе с оцениванием существенности категорий ошибки |
1. Возможность осуществить оценивание не только эффективности единичных контрольных процедур, но также предоставить необходимые материалы с целью оценивания различных типов рисков на всем предприятии 2. Стимулирование выработки автоматизированных средств контроля, и как следствие, способности содействовать уменьшению расходов для осуществления контроля |
3 |
Аналитические процедуры, определяющие эффективность внутреннего контроля |
Возможность использования аналитических процедур в форме теста на установленные вопросы порядка выстраивания аналитических обзоров особых признаков, дающих характеристику внутреннего контроля и его эффективности в рамках данного подхода [5] |
1. Отсутствие критериев оценивания с точными и объективными показателями 2. Отсутствие точной дифференциации между критерием и указателем эффективности контроля 3. Метод комплаенс даст возможность провести оценивание достаточности установленных способов, процедур контроля, используемых в организации, либо необходимость в изменениях, однако безошибочность этой системе внутреннего контроля останется не оцененной связанных с контролем отдельных операций. 4. Представлен в большей мере условный метод комплаенс, содержащий в себе изучение наличия необходимых правил и соответствия системы внутреннего контроля данным правилам, а именно факт нахождения ошибки обуславливается требуемым опытом и квалификацией тестирующего, а также соотношение с квалификацией и опытом эксперта, разрабатывающего регламент 5 Такой подход трудозатратен в связи с необходимостью определения критериев (указателей) индивидуально для всех субъектов контроля, отталкиваясь как от направленности, так и от масштабов этой деятельности |
1. Построение критериев (указателей) производится с точки зрения не только действенности, но и результативности 2. Возможность оценивания не только эффективности в целом всей системы, но и связанных с контролем отдельных операций |
4 |
Аналитические процедуры, описывающие эффективность систем управления |
Вариация применяемых методов оценивания эффективности систем управления, в основе которых действенность внутреннего контроля будет оценена не только с точки зрения количества, но также и качества результатов хозяйственной деятельности конкретной организации |
1. Некорректное использование критериев эффективности подсистемы управления с целью оценивания управляемой подсистемы, а именно её состояние 2. Окончательные итоги в работе организации зависят от большого количества разнонаправленно действующих условий, и не обязательно соотносятся со значительной эффективностью внутреннего контроля |
Возможность реализовать одну из важных целей относительно внутреннего контроля, заключающуюся в эффективности финансово-хозяйственной деятельности в случае оформления сделок, ведения активов и пассивов |
Составлено автором по данным [6]
Таким образом, можно сказать, что того или иного универсального подхода при оценивании эффективности системы во время проведения внутреннего контроля не существует. Свои достоинства наряду с недостатками имеет каждый подход, но, по результатам проведенного анализа видно, что все упомянутые методики имеют цель получить уверенность в том, что система внутреннего контроля эффективна.
Литература:
1. Грачева Е. Ю. (отв. ред.) Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы. М.: Норма, 2013. 384 с.
2. Омелехина Н. В. Финансовые риски в бюджетной сфере: доктринальное понимание сущности и видового разнообразия // Журнал российского права. 2018. N 8. С. 77–88
3. Лагутин И. Б. Бюджетный контроль и бюджетный аудит в Российской Федерации: проблемы системности и особенности правового регулирования. М.: Юрлитинформ, 2015. 368 с.
4. Болтинова О. В. (ред.). Бюджетный контроль. М.: Норма, 2018. 160 с.
5. Черниб Р. Ш. Эффективность использования средств высокодотационных бюджетов // Финансы. 2015. № 11.
6. Ширяева Г. Ф. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. Уфа: ВЭГУ, 2015. 228 с.