Модели комплекса маркетинга | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 16. Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Карчага Е. С. Модели комплекса маркетинга [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15441/ (дата обращения: 15.12.2019).



В данной статье рассмотрены некоторые модели комплекса маркетинга. Показано, что предпочтительной базовой моделью комплекса маркетинга является модель «4Р». Определены основные элементы моделей комплекса маркетинга.

Ключевые слова: маркетинг, Интернет, комплекс маркетинга, модель комплекса маркетинга, элементы модели комплекса маркетинга, товар, продукт, цена, распространение, продвижение, организация, конкуренция.

Маркетинг сейчас является главным стратегическим инструментом в планировании современного бизнеса. Объяснить это можно быстрым развитием научно-технического процесса, обновлением товарного ассортимента и ужесточением конкурентной борьбы [1, с. 20].

Комплекс маркетинга представляет собой «совокупность практических инструментов адаптации фирмы к рыночной ситуации и мер воздействия на рынок» [2, c. 124].

Основная цель комплекса маркетинга — разработать стратегию, которая позволит повысить воспринимаемую ценность товара, а также поможет максимизировать долгосрочную прибыль компании на рынке.

Впервые термин «комплекс маркетинга», или «маркетинг-микс» использовал профессор Нейл Борден [3]. В 1950 году он предложил первую модель комплекса маркетинга, которая включала 12 элементов:

− планирование продукта (свойства, дизайн, целевые рынки);

− ценообразование;

− брендинг;

− каналы распределения;

− деятельность торговых представителей (личные продажи);

− реклама;

− продвижение;

− упаковка;

− демонстрация товара;

− обслуживание;

− материальная обработка (складирование, транспортировка);

− поиск и анализ данных (использование информации в маркетинговых исследованиях).

Наиболее значимое свойство элементов комплекса маркетинга — это их универсальность и подконтрольность. Специалисты маркетинга в организации могут отбирать именно те компоненты, которые требуются в данный момент для эффективного воздействия на спрос.

На протяжении нескольких лет исследователи предложили еще более 12 альтернативных моделей комплекса маркетинга, отличающихся оценкой значимости различных факторов для достижения маркетинговых целей, детализацией группировки и типом бизнеса, для которого предложена модель.

Э. Дж. Маккарти сгруппировал все элементы комплекса маркетинга по Бордену, сделав их комфортными для запоминания и для оперативной работы. Таким образом, в 1960 г. была предложена модель «4Р», которая стала традиционной моделью комплекса маркетинга. Позднее в популяризацию этого подхода внес существенный вклад Ф. Котнер [4]. Элементами данной модели являются:

− продукт или товар;

− цена;

− распространение или сбыт;

− продвижение.

Продукт или товар представляет собой все то, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. Под продуктом или товаром принято считать как физический продукт, так и услугу.

Цена, другими словами стоимость. Она отвечает за конечную прибыль от реализации продукта или товара. Определяется данный элемент модели на базе воспринимаемой ценности продукта потребителем, себестоимости продукта, цен конкурентов и желаемой нормы прибыли.

Распространение или сбыт, другими слова место реализации. Данный процесс обозначает модель дистрибуции продукта организации.

Продвижение обеспечивает связь ключевых маркетинговых посланий с целевой аудиторией.

В последние годы комплекс маркетинга дополняют другими элементами, тем самым образуя новые модели. Некоторые из них представлены в таблице 1. В основном, в уже существующую модель добавлены другие элементы в зависимости от качества предоставляемых услуг и ростом желаний потребителей.

Таблица 1

Модели комплекса маркетинга

Название модели

Элементы модели

Авторы модели

4Р + упаковка

Дж. Т. Рассел, У. Р. Лейн

4Р + восприятие

Н. Харт

4Р + общественное мнение + политика

Ф. Котлер

4Р + люди + процесс продаж + вещественные доказательства

Я. Эллвуд

6Р + поведение персонала и владельцев фирм

Ф. Попкорн

7Р + темп

Л. Твиде

12Р

8Р + добровольность общения + парадигма + реклама «из уст в уста» + практика

С. Годин

12Р+4А

12Р + адресность + измерение результата + возможность реализации + доступность целевой аудитории

С. Рэпп, Ч. Мартин

В 1999 г. Д. Балмер опубликовал модель «10Р», другими словами — корпоративный комплекс маркетинга, более расширенная версия модели «4Р». Данная модель содержит следующие элементы:

− продукт или товар;

− цена;

− распространение или сбыт;

− продвижение;

− философия организации (идеи, которые фирма поддерживает и развивает);

− индивидуальность или персонализация (комплекс субкультур в организации, которые необходимы для поддержания философии организации);

− люди (персонал фирмы);

− исполнение (оценка деятельности организации);

− восприятие (ментальный образ организации);

− позиционирование.

Для баланса внутренней и внешней маркетинговой среды Р. Лаутерборн заменил традиционную модель «4Р» на модель «4С», которая ориентирована на потребителя. Согласно этой модели, компания должна предлагать только тот продукт, который удовлетворяет нужды и потребности потребителя. Среди ее элементов:

− потребительские запроси и желания;

− издержки потребителя;

− информационный обмен с потребителем;

− удобство потребителя.

Развитие Интернета, компьютерных технологий и социальных сетей затронуло инструментарий современного маркетинга. В результате чего в 2005 году возникла модель комплекса электронного маркетинга «2Р+2С+3S». Элементами данной модели являются:

− персонализация;

− приватность;

− обслуживание;

− сообщество;

− сайт;

− безопасность;

− стимулирование продаж.

В этом же году Ч. Дев и Д. Шульц предложили модель «SIVA», которая по существу такая же, как модель «4Р», только с «обратной» стороны — глазами покупателя. Элементы данных моделей можно сопоставить следующим образом:

− продукт — решение (оптимальный выбор решения проблемы для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателя);

− продвижение — информация (позволяет определиться, где будет находиться источник подачи сведений о товаре потребителю и как это поможет обеспечить продажу товара);

− цена — ценность (учет издержек и выгод покупателя, его потерь и бонусов);

− место — доступ (обеспечение помощи покупателю в решении вопросов, касающихся удовлетворения его потребностей: где найти или приобрести необходимый источник).

Таким образом, комплекс маркетинга обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество организации, тем самым способствует завоеванию лидирующих позиций на рынке. В комплекс маркетинга входит все то, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара.

Литература:

  1. Багиев Г. Л., Шульга А. О. К вопросу формирования системных свойств маркетинга // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 4 (40). — С.20–22.
  2. Маркетинг: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н. К. Розова [и др.]; под ред. А. Толстикова.-4-е изд., испр. и доп. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с.
  3. Борден, Н. Концепция маркетинга-микс // в кн.: Классика маркетинга: Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. — С. 529–538.
  4. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
Основные термины (генерируются автоматически): комплекс маркетинга, модель, модель комплекса маркетинга, товар, цена, целевая аудитория, рынок, продукт, продвижение, элемент модели.

Ключевые слова

цена, Интернет, конкуренция, организация, маркетинг, товар, продвижение, распространение, комплекс маркетинга, продукт, модель комплекса маркетинга, элементы модели комплекса маркетинга

Похожие статьи

Элементы комплекса маркетинга в розничной торговле

В настоящее время рынок продажи товаров и услуг развивается головокружительными темпами. Уже ни для кого не секрет, что маркетинг является ключевым звеном этого процесса. Маркетинг присутствует как в больших, так и самых маленьких компаниях.

Роль маркетинговой информации в комплексном изучении...

Маркетинг — одна из систем внедрения, продвижения товара или услуги на

Товар — любой объект на рынке, который можно купить или обменять с дальнейшим использованием.

Цена — это информативный инструмент обмена. Значение цены в денежном эквиваленте будет...

Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли

Использование концепции комплекса маркетинга помогает различным форматам полнее и глубже понять потребности своего целевого рынка, лучше адаптировать свое предложение к его нуждам и желаниям, а значит, приобрести конкурентное преимущество.

Математическая модель маркетинговой кампании...

В данной работе рассматривается построение математической модели маркетинговой кампании, суть которой — отправление сообщений по разным коммуникационным каналам разным группам целевых аудиторий в соответствии с заранее разработанными стратегиями.

Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство...

В комплекс маркетинговых коммуникаций обычно включают четыре основные средства воздействия на целевые группы [3]

Для принятия идеи интегрированных маркетинговых коммуникаций необходимо осознавать, что все элементы комплекса маркетинга есть...

Мобильный маркетинг — современный эффективный инструмент...

В статье рассматривается экономическое содержание мобильного маркетинга как нового эффективного инструмента продвижения товаров и услуг

Маркетинг — одна из систем. - возможность для маркетологов сегментировать целевую аудиторию (по сайтам, моделям...

Современные направления интегрированных маркетинговых...

Маркетинг создает и поддерживает рынок товаров и услуг. PR создает и поддерживает

Продукт представляет собой производство товара более эффективного с учетом не только

Цена – может стать более продуктивным инструментом стратегической политики фирмы, если...

Актуальность использования digital-инструментов при...

Инструменты digital-маркетинга создают новые способы продвижения товаров на

Новые модели маркетинга изучали И. Васильчук, И. Кирия, К. Лаутон, Д. Мар, Д. Чеффи.

Выбор инструментов интернет-маркетинга. В общем маркетинге существуют две модели...

Конкурентная разведка на основе комплекса маркетинга

Статья посвящена использованию комплекса маркетинга 5Р для конкурентной разведки, на примере маркетингового исследования компаний, занимающихся розничной продажей алкоголя в г. Калининграде. Ключевые слова: комплекс-маркетинга, конкурентная разведка, 4Р, 5Р.

Похожие статьи

Элементы комплекса маркетинга в розничной торговле

В настоящее время рынок продажи товаров и услуг развивается головокружительными темпами. Уже ни для кого не секрет, что маркетинг является ключевым звеном этого процесса. Маркетинг присутствует как в больших, так и самых маленьких компаниях.

Роль маркетинговой информации в комплексном изучении...

Маркетинг — одна из систем внедрения, продвижения товара или услуги на

Товар — любой объект на рынке, который можно купить или обменять с дальнейшим использованием.

Цена — это информативный инструмент обмена. Значение цены в денежном эквиваленте будет...

Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли

Использование концепции комплекса маркетинга помогает различным форматам полнее и глубже понять потребности своего целевого рынка, лучше адаптировать свое предложение к его нуждам и желаниям, а значит, приобрести конкурентное преимущество.

Математическая модель маркетинговой кампании...

В данной работе рассматривается построение математической модели маркетинговой кампании, суть которой — отправление сообщений по разным коммуникационным каналам разным группам целевых аудиторий в соответствии с заранее разработанными стратегиями.

Реклама в системе маркетинговых коммуникаций как средство...

В комплекс маркетинговых коммуникаций обычно включают четыре основные средства воздействия на целевые группы [3]

Для принятия идеи интегрированных маркетинговых коммуникаций необходимо осознавать, что все элементы комплекса маркетинга есть...

Мобильный маркетинг — современный эффективный инструмент...

В статье рассматривается экономическое содержание мобильного маркетинга как нового эффективного инструмента продвижения товаров и услуг

Маркетинг — одна из систем. - возможность для маркетологов сегментировать целевую аудиторию (по сайтам, моделям...

Современные направления интегрированных маркетинговых...

Маркетинг создает и поддерживает рынок товаров и услуг. PR создает и поддерживает

Продукт представляет собой производство товара более эффективного с учетом не только

Цена – может стать более продуктивным инструментом стратегической политики фирмы, если...

Актуальность использования digital-инструментов при...

Инструменты digital-маркетинга создают новые способы продвижения товаров на

Новые модели маркетинга изучали И. Васильчук, И. Кирия, К. Лаутон, Д. Мар, Д. Чеффи.

Выбор инструментов интернет-маркетинга. В общем маркетинге существуют две модели...

Конкурентная разведка на основе комплекса маркетинга

Статья посвящена использованию комплекса маркетинга 5Р для конкурентной разведки, на примере маркетингового исследования компаний, занимающихся розничной продажей алкоголя в г. Калининграде. Ключевые слова: комплекс-маркетинга, конкурентная разведка, 4Р, 5Р.