Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мифтахова З. З. Влияние музыкальной терапии на изменение психического состояния детей подросткового возраста [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 67-69. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15429/ (дата обращения: 15.12.2019).



О, музыка, — язык любви,

Язык всемирного общенья!..

Как звуки вечные твои

Нас призывают к пробужденью.

Ключевые слова: подросток, подростковый возраст, музыка, нервная система, влияние музыки, музыкальная терапия, психотерапевтический метод, эмоциональное состояние.

Музыка — тончайший «инструмент» мироздания, наполняющий наши души чудесными и целебными нотами. Каждая нота, несет в себе импульс положительной энергии, которая многократно увеличивает свое воздействие на наше эмоциональное состояние, в совокупности. Определенный ритм способен либо успокоить наш разум, либо наоборот заставить его «двигаться хаотично» под создаваемый ритм музыки. Недаром в аюрведе музыку и мантры используют для нормализации психоэмоционального фона человека. Лечат организм через оздоровление нервной системы, так как большинство проблем с организмом происходят из-за слабой нервной системы. Большинство практикующих йогов, утверждают, что правильно подобранная музыка (мелодия), способна в разы улучшить не только эмоциональный фон, но и способствовать физическому расслаблению всего организма. А сеанс медитации, проведенный в совокупности с мелодией, способен доставить больше наслаждения.

Ученые уже не раз проводили свои исследования на эту тему, и пришли к выводу, что музыка способна лечить. Особенно благоприятно на организм воздействует высокая музыка, созданная великим композитором и виртуозом Моцартом В. А. Ноты его музыкальных шедевров благоприятно воздействуют на психику детей, успокаивают их, после чего они сладко засыпают. (Однако нельзя переусердствовать, у каждой музыкальной терапии есть свои правила, которых следует придерживаться). Во-первых, музыка, используемая для проведения терапии, не должна быть слишком громкой; во-вторых, музыка должна быть легкой и ненавязчивой, не должно быть быстрого ритма, похожего на скрежет вагона. И последнее, музыка должна вызывать только положительные эмоции, еще лучше, если с этой музыкой будут связаны положительные чувства.

В чем же заключается актуальность выбранной мной темы?

Полагаю в том, что в нашем веке технологического бума, музыка единственная способна переключить внимание человека, загруженного повседневными делами. Почти большинство студентов, да и не только, слушают музыку в наушниках, через динамики, таким образом, пытаясь разгрузить свой «забитый» разум. Однако, так ли это на самом деле? Мне лично, не очень то верится в то, что клубная музыка, похожая на скрежет вагона, способна успокоить нервную систему и привести в порядок мысли. Как можно найти равновесие, если музыка то и дело выбивает почву из-под ног? В чем заключается нелогический выбор нынешних детей в музыкальных пристрастиях? Ответы на эти вопросы вряд ли удастся найти, ведь о вкусах не спорят. Но думаю, что эта тема всегда будет актуальна, особенно влияние музыки на состояние нашего мозга. Ведь именно благодаря мозгу человек стал человеком.

Цель: Выявить степень влияния музыки на психоэмоциональное состояние подростка.

Объект исследования: Музыкальная терапия.

Гипотеза: Музыка способна влиять на наше настроение, на уровень чистоты восприятия духовного мира. Способствует успокоению разума и снижает нагрузку нервной системы.

Музыкотерапия

В психотерапевтическом методе, музыка используется в качестве средства коррекции. Большое количество методик, существующих в музыкотерапии, представлены в виде самостоятельного прослушивания музыкального произведения; в качестве дополнения к другим методикам, например, медитация, релаксация, массаж, и собственно само музицирование (человек сам играет на фортепиано).

В качестве коррекции эмоциональных отклонений, страхов, психосоматических заболеваний, нарушении сна, при коммуникативных затруднениях широко используется музыкотерапия.

Шведская школа, ориентированная на глубокое изучение психологии, считает, что музыкотерапии должна отводиться главная, то есть центральная роль, так как музыка благодаря своим изумительным особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои подсознания, затронув «струны души» человека. Особенно, если это подросток. Однако влияние музыки изучали не только за рубежом. К примеру, Российская школа, которая появилась в 19 веке, тоже приняла участие в исследованиях музыкотерапии. Сеченов, Догель, Бехтерев, Тарханов изучали влияние музыки на газообмен, дыхание, кровообращение. В. Петрушин разработал концепцию музыкально-рациональной психотерапии, в которой соединил научные открытия и древние методики, основываясь на состоянии человека в целом. Другими словами, музыка, выбранная для терапии, должна вызывать только благоприятные отклики со стороны пациента или испытуемого. Чем больше эмоциональный окрас будет связан с положительными эмоциями, тем больше возможностей «достучаться» до испытуемого и достигнуть желаемого результата.

В музыкотерапии существует три формы терапии:

Рецептивная. В данном виде терапии пациент просто прослушивает музыку: с помощью наушников или через динамики. Однако, психолог может настоять на выборе того или иного способа, в зависимости от обстоятельств.

Активная. В этом варианте пациент сам принимает участие в создании шедевра: поет либо играет на музыкальном инструменте.

Интерактивная. В этом варианте пациент не только прослушивает необходимую музыку, но еще и занимается творчеством. Пишет стихи, рисует, вышивает, в общем творит. Как показывают исследования последний вид музыкотерапии за более короткие сроки показывает наилучшие результаты.

Таким образом, музыкотерапия может служить не только вспомогательным средством установления контакта между психологом и пациентом-подростком, а также самостоятельным средством, которое способно улучшить эмоциональное, физическое состояние человека и его организма в целом.

Ритм.

Музыка — мистический инструмент, который способен пробудить даже спящие фолликулы волос. Как бы загадочно это не звучало, этому есть вполне рациональное объяснение. Музыка – это жизнь! Физиологическое воздействие музыки на человека связано с тем, что нервная система и опорно-двигательная система, в частности мускулатура, обладают способностью усвоения ритма. Музыка в качестве ритмического раздражителя стимулирует физиологические процессы организма, которые ритмично происходят как в двигательной, так и вегетативной сфере. Каждый орган человека резонирует на определенной частоте, соответствующей определенной ноте. Когда орган перестает вибрировать на необходимой частоте, возникает нарушение работы органа, что иногда может привести к летальному исходу. Роль музыки в здоровье человека действительно огромна. Об этом говорят множество проведенных исследований. В зависимости от ритма человек может либо уснуть, либо написать диссертацию. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Вспомните ритуалы шаманов, где под монотонный ритм бубна или барабана, люди, собравшиеся вокруг шамана, входили в состояние транса. Пульс учащался, сердце начинало более быстро перекачивать кровь. Человек потеет, перестает замечать происходящее вокруг, сознание уплывает. И после транса человек мог поклясться, что путешествовал, бродил по зеленым лугам, цветущим полям, на берегу океана. Если музыка способна заставить человека увидеть то, чего не было, то почему бы ей не позаботиться о здоровье? Ведь, в конце концов, именно музыка может успокоить наши нервы.

Исследование эмоциональной значимости определенных элементов музыки (ритма, тональности) доказало их способность вызывать у человека состояние, равносильное характеру раздражителя: минорные тональности вызывают депрессию. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, и если бы перед нами был монитор осциллографа, то смогли бы увидеть линию работы мозга, которая больше напоминала бы кардиограмму больного человека инфарктом. А вот мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. На мониторе осциллографа смогли бы увидеть, как более спокойная мелодия нормализует работу мозга, линия из хаотичных и прерывистых, зигзагообразных линий превращается в волнообразную линию, что говорило бы о том, что мозг приходит в нормальное состояние рабочей активности.

Методы

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

– конфронтацию с жизненными проблемами;

– катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

– приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

– облегчение осознания собственных переживаний.

В зависимости от состояния и активности пациентов, степени их участия в процессе музыкальной терапии, от поставленных задач в музыкотерапии может быть представлена форма активной музыкотерапии, когда пациент активно выражает себя в музыке, и пассивной, когда пациенту предлагают только прослушать музыку.

Пассивная музыкотерапия применяется с терапевтической целью.

Существует три формы пассивной музыкотерапии:

– коммуникативная форма (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);

– реактивная форма (направлена на достижение катарсиса);

– регулятивная форма (способствует снижению нервно-психического напряжения).

Для снижения раздражительности и снятия эмоционального напряжения можно использовать мелодии, обладающие расслабляющим эффектом, звуки флейты, игру на фортепиано в исполнении оркестра «Поль Мориа». Почти все звуки природы (шум моря, леса) обладают волшебным свойством успокоения.

При менее стойких формах депрессии, для улучшения настроения можно использовать скрипичную и церковную музыку. Песнопения хора на латыни способны успокоить даже в хронической форме депрессии. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармен» — часть 3. Однако последнее произведение скорее наоборот перевозбудит нервную систему. Поэтому «Кармен» лучше слушать, тогда, когда необходимо работать, эта произведение придаст темп.

Для снятия мигрени, головной и другой боли больше подходит религиозная музыка, а из классических произведений – Моцарт «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Бетховен «Фиделио».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна: Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия». Если, например, ваш малыш плохо спит, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом. К примеру, произведения группы Битлз, в особенности «Yesterday», «Michelle». Эти произведения способны усыпить даже взрослого, если слушать в негромких тонах.

Основываясь на изученном материале, можно утверждать, что музыкотерапия — это, прежде всего, психотерапевтический метод, в котором музыка используется в качестве средства коррекции. Большое количество методик музыкотерапии используют целостное, изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное или групповое музицирование), а также в качестве дополнения, музыкального сопровождения к другим коррекционным приемам для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Литература:

  1. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. — 2003. — № 5.
  2. Маркус Л. И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время. Сделай сам. — 1990. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, нервная система, влияние музыки, музыкальная терапия, психотерапевтический метод, эмоциональное состояние, монитор осциллографа, качество средства коррекции, качество дополнения, скрежет вагона.

Ключевые слова

нервная система, подросток, музыка, эмоциональное состояние, подростковый возраст, влияние музыки, музыкальная терапия, психотерапевтический метод

Похожие статьи

Использование средств музыкальной терапии для создания...

Музыкальная терапия — это особая форма работы с детьми с использованием средств музыкального воздействия.

Музыкальная терапия представляет собой метод, использующий

Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства...

Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления...

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших

Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных

В музыкотерапии в качестве средства коррекции используется музыка.

Влияние музыки на психофизиологическое состояние человека.

Интересным является описание механизма влияние музыки на мозг в книге Ф.Блума и

Эмоциональный индикатор человека, как сердце, находится под непрерывным контролем

Музыкально-слуховая деятельность детально исследована в отечественной и зарубежной...

Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние...

Эмоциональная информация существует в любом звуке, она может восприниматься по-разному в зависимости от объекта, на которое оказывается влияние. Не только человеческая речь, но и музыкальные произведения и окружающие звуки содержат эмоциональную информацию.

Изменение общественного психоэмоционального состояния на...

Современный мир стремительно развивается и вместе с ним развивается культура. Особую нишу в перечне духовно-культурных ценностей занимает музыка и музыкальная индустрия. На протяжении сотен тысяч лет эта ветвь духовного наследия человечества претерпевала...

Музыка как средство эмоционального воздействия при...

В статье говорится о возможностях музыкального воздействия на эмоциональное состояние обучающихся. Также затрагивается вопрос о положительном влиянии прослушивания зарубежных песен на мотивацию при изучении иностранного языка.

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного...

В психотерапевтической энциклопедии Б. Д. Карвасарского под

Арттерапия — представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества.

Занятия арттерапией способствуют снятию эмоционального напряжения, коррекции механизмов...

Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных...

Цель психологической коррекции эмоциональных нарушений – понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Музыкотерапия как метод коррекции функциональных...

Музыка является не только основным методом влияния на ребенка, но и сопровождает

Музыкально-коррекционное занятие должно быть неотъемлемой частью комплексной

Музыкальные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на...

Похожие статьи

Использование средств музыкальной терапии для создания...

Музыкальная терапия — это особая форма работы с детьми с использованием средств музыкального воздействия.

Музыкальная терапия представляет собой метод, использующий

Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства...

Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления...

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку − одна из важнейших

Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных

В музыкотерапии в качестве средства коррекции используется музыка.

Влияние музыки на психофизиологическое состояние человека.

Интересным является описание механизма влияние музыки на мозг в книге Ф.Блума и

Эмоциональный индикатор человека, как сердце, находится под непрерывным контролем

Музыкально-слуховая деятельность детально исследована в отечественной и зарубежной...

Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние...

Эмоциональная информация существует в любом звуке, она может восприниматься по-разному в зависимости от объекта, на которое оказывается влияние. Не только человеческая речь, но и музыкальные произведения и окружающие звуки содержат эмоциональную информацию.

Изменение общественного психоэмоционального состояния на...

Современный мир стремительно развивается и вместе с ним развивается культура. Особую нишу в перечне духовно-культурных ценностей занимает музыка и музыкальная индустрия. На протяжении сотен тысяч лет эта ветвь духовного наследия человечества претерпевала...

Музыка как средство эмоционального воздействия при...

В статье говорится о возможностях музыкального воздействия на эмоциональное состояние обучающихся. Также затрагивается вопрос о положительном влиянии прослушивания зарубежных песен на мотивацию при изучении иностранного языка.

Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного...

В психотерапевтической энциклопедии Б. Д. Карвасарского под

Арттерапия — представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества.

Занятия арттерапией способствуют снятию эмоционального напряжения, коррекции механизмов...

Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных...

Цель психологической коррекции эмоциональных нарушений – понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.

Музыкотерапия как метод коррекции функциональных...

Музыка является не только основным методом влияния на ребенка, но и сопровождает

Музыкально-коррекционное занятие должно быть неотъемлемой частью комплексной

Музыкальные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на...