Роль воспитателя в формировании универсальных учебных действий у кадет | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2019)

Дата публикации: 13.10.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Лакизова Н. В. Роль воспитателя в формировании универсальных учебных действий у кадет [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15354/ (дата обращения: 24.10.2019).

Препринт статьи



Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения образовательных стандартов общего образования нового поколения. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений икомпетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Современный воспитатель — это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у воспитанников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Профессия воспитателя складывается из очень близких понятий: воспитатель — педагог — учитель — наставник. Они не могут существовать раздельно. В кадетском училище роль воспитателя неоценимо велика, ведь именно он является организатором и руководителем целостного педагогического процесса в кадетском коллективе. Он является «центром коллектива», координатором всех влияний, сказывающихся на отдельной личности, на коллективе; это координатор совместных усилий преподавателей, педагогов дополнительного образования, психолога, социального педагога. А хочет ли кадет учиться в училище? Если такого желания нет, то о формировании УУД речь идти не может.

Опыт показывает, что в кадетское училище приходят дети из разных семей, с разными жизненными установками. Создать комфортные условия обучения и проживания для всех обучающихся, сделать так, чтобы ребёнок стремился к знаниям и соблюдению дисциплины вот первоочередная задача воспитателя. Для эффективной работы воспитателю, прежде всего, необходимо знать каждого своего воспитанника, уважать его чувства, принимать его таким, какой он есть, проявлять бесконечное терпение. УУД, связанные с самоопределением, смыслообразованием и нравственно-этическими ориентациями определяют готовность ребёнка учиться в кадетском училище. Выражением личной готовности ребёнка учиться в училище является его сформированность внутренней позиции как готовности принять новую роль кадета. Не секрет, что часто дети поступают в кадетское училище, не имея чёткого представления об особенностях той жизни, которую им советуют родители, родственники или они его строят для себя сами, ориентируясь на внешние атрибуты кадетской жизни. Здесь основной акцент делается на формирование личностных УУД. Иведущее значение имеют личностные и профессиональные качества самого воспитателя. Большое значение имеет влияние воспитателя на определение места кадета в коллективе, обществе, в целом, на выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В этот период именно воспитатель помогает воспитаннику установить связи между целью учебной деятельности и её мотивом и результатом продуктом учения, тем, ради чего кадет учится. И здесь начинают формироваться познавательные УУД. Важное место в формировании познавательных УУД отводится проектной деятельности. Такая педагогическая технология, как проектная деятельность, не только способствует овладению знаниями и умениями, но и учит самостоятельно применять их на практике. Роль воспитателя в овладении навыками проектной деятельности неоценима. Кадет совместно с преподавателем и воспитателем овладевает навыками поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Обсуждая и анализируя с воспитателем этапы проектной деятельности, кадет учится рефлексии способов и условий выполнения определённых заданий; контролю и оценке процесса и результатов деятельности. Воспитатель, как наставник, зная сильные и слабые стороны своего воспитанника, первым оказывает психологическую поддержку в проблемных ситуациях поиска, создаёт ситуацию успеха в работе над проектами, подготовке к олимпиадам, конкурсам, создаёт положительную мотивацию к подобным видам работ. Из опыта нашего училища прослеживается прямая зависимость между познавательной активностью самого воспитателя и жаждой к познанию его подопечных. Если воспитатель эрудирован, начитан, занимает активную жизненную позицию, то и дети, стремясь быть похожими на своего наставника, быстрее приобщаются к миру познания. Весь процесс жизнедеятельности кадет является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Поэтому основой работы воспитателя считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» суворовца. Формирование коллектива способствует улучшению образовательного процесса, повышает мотивацию ребят. В процессе формирования кадетского коллектива воспитатель (на личном примере) развивает коммуникативные навыки у воспитанников, учит эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях. Совместно с психологом, в процессе коррекционно-развивающей работы дети овладевают умением бесконфликтного решения спорных вопросов, формируют умение оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей. В процессе подобной деятельности формируются коммуникативные УУД. В процессе воспитания формируется ещё один вид УУД — регулятивные. Данный вид УУД обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности. Регулярный и качественный контроль воспитателя за учебной и внеучебной деятельностью суворовца позволяет формировать у кадет следующие навыки:

− удерживать цель деятельности до получения её результата

− планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

− оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

− корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

− анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на своё настроение.

Наиболее актуальным этапом в формировании регулятивных УУД у обучающегося является этап формирования волевого контроля над своим поведением, эмоциями при выполнении обязательных, но неприятных требований (подчиняться, элементов самообслуживания). На данном этапе важен личный пример и терпеливое обращение воспитателя, как с кадетом, так и с окружающими коллегами, родителями. Дети являются зеркальным отражением тех образцов поведения, которые они ежедневно наблюдают и невольно повторяют. Поэтому личностные индивидуально-психологические особенности воспитателя оказывают существенное влияние на формирование всех видов УУД.

Самый сложный период — это первые полгода-год. Здесь закладывается фундамент товарищеских взаимоотношений, начало взаимоотношений воспитателя и родителей. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать. Как же много зависит именно от воспитателя, какая ответственность: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности, видению прекрасного. Воспитатель должен использовать такие виды работ, которые сближают детей, им становится интереснее заниматься в кадетском училище, растёт положительное отношение ребят к обучению в КПКУ. Одной из форм самоопределения является формированием основ гражданской идентичности личности кадета. И тут роль воспитателя остаётся незаменимой. Тематические классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия помогают воспитаннику осознать свою принадлежность к социальной общности и проявлять свою гражданскую активность. Поэтому формы и методы воспитателя, образовательные технологии, которые он использует, должны носить деятельностный, продуктивный характер. Но ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений воспитателя и воспитанника, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям. Очень многое зависит от воспитателя. Воспитателю следует хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. В своей работе воспитатель в первую очередь должен опираться на знание индивидуальных психологических особенностей личности каждого кадета, т. к. именно они оказывают существенное влияние на развитие, как когнитивных способностей, так и становления личности воспитанника. Деятельность воспитателя — это целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом кадетского училища и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Кроме использования различных методов, приёмов и технологий, направленных на формирование УУД, воспитатель должен обладать яркими личностными характеристиками педагога. У кадета должно быть безусловное доверие к воспитателю, его словам, поступкам, оценкам. «Так сказал наш воспитатель» — в этих часто произносимых ребёнком словах отражается его вера в своего наставника, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям. Поэтому воспитатель сам должен серьёзно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается воспитанником. Особенность профессиональной деятельности воспитателя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление о воспитателе, его знаниях, справедливости, человечности. Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам — компетентный воспитатель профессионал, а для этого важно желание воспитателя меняться и способность видеть проблемы, а не их следствия. В завершении статьи хочется процитировать слова Ш. А. Амонашвили: «Ребёнок — импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, педагоги, учителя, воспитатели, обязаны понимать ребёнка и строить наши воспитательные планы с учётом движений его души»

Литература:

  1. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М. И. Рожкова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова. М.: Просвещение, 1975;
  3. Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961.
  4. Шилова М. И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
  5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М.: Педагогическое общество России, 2000.