Анализ влияния санкционных ограничений и политики импортозамещения на стратегию развития компаний-поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2019)

Дата публикации: 10.10.2019

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Лестафье А. Ю. Анализ влияния санкционных ограничений и политики импортозамещения на стратегию развития компаний-поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15352/ (дата обращения: 24.10.2019).

Препринт статьи



В статье проведена оценка угроз деятельности компаний поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники связанных с действием санкционных ограничений на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стороны США и Евросоюза, а также политики импортозамещения Российской Федерации. Проведен анализ ключевых факторов успеха и возможностей, необходимый для разработки стратегии развития компании.

Ключевые слова: стратегический анализ, стратегии развития, конкурентная стратегия, микроэлектроника России, санкции, импортозамещение.

Компании поставщики импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники столкнулись с определенными трудностями в своей деятельности в условиях действия санкционных ограничений на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стороны США и Евросоюза, а также возрастающего давления со стороны российских производителей оборудования. В условиях быстро меняющихся условий внешней среды организации, необходимо выработать грамотную стратегию долгосрочного развития, которая позволит добиться лидерства несмотря на угрозы, с которыми сталкиваются компании. Главной целью исследования является проведение оценки угроз деятельности компаний, связанных с действием санкционных ограничений на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стороны США и Евросоюза, а также политики импортозамещения Российской Федерации, а также анализ важнейших факторов успеха, которые помогут компаниям поставщикам импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники разработать грамотную стратегию развития предприятия.

Стратегическое планирование необходимо для обеспечения развития организации в быстроменяющихся условиях внешней среды, оно направлено на реализацию стратегических решений, принимаемых на основе сопоставления потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения. Говоря об организации, как об объекте, в настоящей статье мы будем иметь в виду организацию, ведущую хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики, а именно поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники, которые на сегодняшний день ведут свою деятельность в условиях действия санкционных ограничений на поставку оборудования и передачу технологий со стороны США и Евросоюза, а также возрастающего давления со стороны российских производителей оборудования.

Санкции на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стороны США и Евросоюза, а также политики импортозамещения Российской Федерации оказывают существенное влияние на деятельность компаний поставщиков. Ниже мы проведем анализ этих угроз и оценим влияние на деятельность поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники.

  1. Санкционные ограничения на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стороны США и Евросоюза.

США, Евросоюз, как и многие другие страны, соблюдает режим экспортного контроля в отношении товаров и технологий двойного назначения. Товары двойного назначения — это товары, используемые в общегражданских промышленных целях, но при этом имеющие свойства, которые могут быть использованы при создании вооружения. Для поставки оборудования, которое потенциально может быть использовано для производства изделий военного назначения, требуется подписание сертификата конечного пользователя (End User Certificate), где конечный пользователь гарантирует, что закупаемое оборудование будет использоваться исключительно для гражданского применения.

При этом США и Евросоюз, ввели серьезные ограничение на поставку товаров и технологий двойного назначения в Россию. Так 1 августа 2014 года в силу вступили секторальные санкции Евросоюза. Они ориентированы на оборонный, энергетический и экономические сектора российской экономики. Согласно этим санкциям, Евросоюз отказывается от экспорта в Россию товаров и технологий двойного назначения для получателей в оборонной отрасли. Министерство торговли США 1 марта 2014 г. ввело мораторий на выдачу американским компаниям лицензий на экспорт товаров и продукции двойного назначения.

В тоже время значительная часть российских заказчиков оборудования для микроэлектроники использует это оборудование для производства микроэлектронной продукции для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Согласно отчету аналитиков Frost & Sullivan на форуме «Микроэлектроника 2017» в России ведущими потребителями микроэлектронной продукции являются аэрокосмическая отрасль и предприятия оборонно-промышленного комплекса (45 %), на долю промышленных, энергетических компаний и медицинских учреждений приходится 32 %, на третьем месте — поставки потребительских компонентов, светодиодов и изделий на их основе (11 %). Далее следуют поставки чипов для смарт-карт и систем радиочастотной идентификации (5 %), ПК и серверов (3 %), Интернета вещей (2 %).

Рис. 1

Таким образом санкционный ограничения на поставку оборудования и передачу технологий со стороны США и Евросоюза следует рассматривать как серьезный вызов для деятельности компаний поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники так как ограничивает список потенциальных заказчиков, которым может быть поставлено оборудование.

  1. Адресные санкционные ограничения на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стороны США и Евросоюза согласно санкционному списку в отношении российских микроэлектронных компаний;

Существуют также санкционные списки в отношении российских микроэлектронных компаний со стороны США. Внесение в такой список подразумевает особо жесткий режим экспортного контроля США. В том, случае, если планируется поставка товара американского происхождения в адрес компании, находящейся в списке, Минторг США будет отказывать в лицензии на поставку, что означает запрет на поставки любого товара или программного продукта американского происхождения для таких организаций. В список входит 11 компаний, которые работают в области микроэлектроники, используемой также в продукции оборонной отрасли: зеленоградские заводы «Ангстрем», «Ангстрем-Т» и «Ангстрем-М»; внешнеэкономическое объединение «Радиоэкспорт»; Пермская научно-производственная приборостроительная компания; ПАО «Микрон»; научно-производственная фирма «Микран» из Томска; НПЦ «Гранат» [1]. Также существует дополнительный лист компаний, действующих вопреки интересам США в области национальной безопасности или внешней политики. В этот список входит АО «НИИМЭ» [2].

Для того, чтобы мы смогли оценить влияние таких санкций, необходимо провести обзор рынка производителей изделий микроэлектроники России, так как такие производители являются покупателями оборудования для производства этих изделий. С целью обзора мы обратимся к рейтингу радиоэлектронной промышленности России в 2018 г., составленный ЦНИИ «Электроника» совместно с журналом «Электроника: Наука, Технология, Бизнес» и аудиторско-консалтинговой компанией «БДО Юникон» [3]. Этот рейтинг хорошо подходит для оценки рынка микроэлектроники России, поскольку сфера микроэлектроники входит в более широкую сферу радиоэлектроники. В ходе составления рейтинга представители отрасли добровольно и бесплатно подали данные о своей общей выручке и выручке от радиоэлектроники. Также участники могли указать доли выручки от конструирования, научной и производственной деятельности, а также от производства определенных категорий изделий.

Изучая рейтинг, мы видим, что санкции ограничивают возможность поставки оборудования, произведенного в США в адрес крупнейшей производственной организации в сфере радиоэлектроники России — компании ГК «Микрон», занимающей первую позицию в рейтинге ТОП-50 организаций радиоэлектронной промышленности России по объему выручки в сегменте радиоэлектроники и которая лидирует также и по общей выручке, совпадающей с выручкой в сегменте радиоэлектроники. А также являющейся лидером ТОП-10 производственных организаций. Помимо прочего санкции коснутся АО «НИИМЭ» (15-я позиция ТОП-50 и первое место в рейтинге ТОП-10 организаций по выручке от научной деятельности).

  1. Импортозамещение;

Согласно постановлению Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 [4], а также Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н [5], определено, что в сфере закупок, которые осуществляют госкомпании (за исключением закупки у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика), должен действовать приоритет товаров российского происхождения, а также работ и услуг, оказываемых российскими лицами. Преференции товарам могут применяться при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона. Оценки заявок, содержащих предложения о поставке товаров российского происхождения, проводятся по предложенной в них цене, но сниженной на 15 %. Договор при этом заключается по цене, указанной в такой заявке.

Это постановление оказывает серьезную помощь отечественным производителям, так как дает фору на конкурсах, которые осуществляют госкомпании, оценивая предложение отечественного производителя на 15 % ниже, чем аналогичное предложение с оборудованием импортного производства.

Помимо прочего принят стратегический курс на импортозамещение — Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [6].

  1. Усиление отечественных производителей оборудования для микроэлектроники;

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики [7], Россия активно наращивала производство электронного и оптического оборудования. В 2000–2016 гг. объем производства данной продукции вырос более, чем в 5 раз — с 452,3 до 2323,3 млрд. руб.

Таблица 1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ иуслуг собственными силами по видам экономической деятельности Российской Федерации1 (млрд руб.)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015 2

2016 3

Обрабатывающие производства

в том числе:

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

452,3

600,1

829,4

910,4

816,6

1131,5

1329,3

1481,6

1535,8

1715,8

2206,1

2323,3

1 Данные приведены по юридическим лицам по фактическим видам экономической деятельности.

2 Данные уточнены с учетом итогов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год.

3 Информация актуализирована с учетом изменений, внесенных хозяйствующими субъектами в ранее предоставленные данные.

Усиление отечественных производителей оборудования, особенно учитывая особые преференции, которые получают отечественные производители согласно выбранного курса импортозамещения, самым серьезным образом влияет на рынок оборудования в России и увеличивает давление на поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники.

Стратегии развития организации

Для того, чтобы организация могла адекватно реагировать на угрозы и более того успешно развиваться в долгосрочной перспективе, необходимо разработать стратегию развития организации.

Стратегия — принятая в организации долгосрочная концепция управления хозяйственной деятельностью, направленная на укрепление текущей или достижение новой рыночной позиции, обеспечивающей удовлетворение клиентов и реализацию представлений других заинтересованных групп об экономической успешности организации [8, с.26].

При определении стратегии руководители сталкиваются с тремя важными вопросами, тесно связанными с положением на рынке данной организации:

– Какое из направлений нужно закрывать?

– Какое направление стоит развивать?

– В какое направление необходимо переходить?

Анализ ключевых факторов успеха помогут нам ответить на эти важные вопросы и разработать грамотную стратегию предприятия.

Ключевые факторы успеха.

Рассмотрев влияние внешних угроз деятельности, мы проанализируем ключевые факторы успеха, которые имеют определяющее значение для достижения экономической успешности и конкурентоспособности при сложившейся ситуации.

  1. Эксклюзивные технологии, исследовательские работы и опыт иностранных производителей оборудования.

В случае, если производитель импортного оборудования обладает технологиями, которых не существует у отечественных производителей, это может стать ключевым фактором успеха поставщика такого оборудования. В этом случае поставляемое оборудование будет эксклюзивным в силу наличия Know How, что позволит продавцу быть единственным поставщиком, значительно упрощая проведение конкурса, а также нивелируя действие приоритетов товаров российского происхождения. Опыт иностранного производителя также может быть во многом определяющим, так как в случае, если существует большой опыт выполнения сложных технологических задач на оборудовании производителя, это может стать ключевым фактором выбора именно этого производителя, так как такой опыт станет гарантией того, что потенциальный покупатель сможет реализовать у себя необходимый технологический процесс.

  1. Имидж и бренд производителя.

Зачастую иностранные производители не одно десятилетие создавали свой имидж и развивали свой бренд. Это могут быть компании с многолетней историей, которым доверяют при выборе оборудования для самых современных мировых фабрик. Поставляя оборудование таких производителей, поставщики обеспечивают доступ для отечественных заказчиков к этим брендам. Отечественный заказчик может выбрать поставщика не в силу преимуществ работы именно с этим поставщиком, но только из желания приобрести то оборудование, которое поставляет этот поставщик.

  1. Отлаженное партнерство с производителем.

Отлаженное партнерство с производителем может стать критическим фактором так как позволит качественно решать текущие вопросы, связанные с поставкой оборудования или внедрением и интеграцией технологических решений. Отношения поставщиков оборудования на территорию России и иностранных производителей очень часто оформлены по принципу эксклюзивности, т. е. у данного производителя на определенной территории может быть только один единственный поставщик. В случае наличия такой договоренности, это может также стать критическим фактором, так как значительно усиливают роль значения критических факторов 1 и 2.

  1. Мощная инженерная команда.

Сложное технологическое оборудование требует достаточно мощную инженерную команду, которая должна быть способна выполнить сложные пусконаладочные работы, сервисное обслуживание и ремонт поставленного оборудования. Эта инженерная команда должна проходить регулярное обучение на фабрике производителя. В случае наличия такой команды это станет бесспорным преимуществом при выборе поставщика. Более того, оборудование для микроэлектроники очень часто поставляется для таких заказчиков, у которых на территории существуют ограничения для прохода иностранным специалистам. Таким образом для таких заказчиков будет ключевым фактором наличие такой команды, иначе запуск, сервисное обслуживание и ремонт оборудования будет затруднен. В тоже время наличие мощной инженерной команды может стать ключевым фактором при выборе своего представителя для производителя, и подписания эксклюзивного договора, так как наличие местной профессиональной инженерной команды не позволит ухудшить имидж производителя на этой территории.

  1. Имидж и бренд поставщика.

Очень важными факторами при выборе заказчика, могут стать наличие у поставщика большого опыта решения сложных задач, хорошей истории и сильного бренда. Очень важным может оказаться опыт интеграции оборудования в технологическую линию и реализации технологические инновации.

Возможности

Практика показала, что нет стратегического решения, одинакового для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая компания уникальна, и процесс выработки стратегии для каждой компании уникален, так как зависит от позиции фирмы на рынке, перспектив ее развития, а также от поведения конкурентов, характеристик поставляемого товара или услуги. Изучая ключевые факторы успеха, поставщикам необходимо сопоставить их со своими сильными и слабыми сторона, учесть угрозы и возможности.

  1. Программы развития микроэлектроники России.

В августе 2019 года директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак презентовал проект стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года и в формате публичных слушаний обсудил с экспертами отрасли подходы и меры поддержки, к которым планируется прибегнуть. Проект стратегии был разработан ЦНИИ «Электроника» по заказу Минпромторга.

В числе нововведений — ряд инструментов для поддержки отечественных разработчиков электронной продукции. По словам Василия Шпака, первый инструмент — это дополнение к постановлению правительства № 109, которое уже работает в части субсидирования НИОКР. В нем планируется ввести подпрограмму, посвященную микроэлектронике, а также инициировать изменение соотношения государственных и собственных средств, направленных на реализацию проектов: сейчас оно составляет 50 % на 50 %, а планируется изменить его до 70 % на 30 %, увеличив долю государственных инвестиций.

Вторая мера — субсидирования разницы в стоимости отечественной микроэлектроники. Такая мера уже работала в отношении платежных карт «Мир», а Минпромторг планирует расширить ее для других изделий микроэлектроники.

Третий инструмент — поддержка дизайн-центров в части субсидирования их расходов на создание новых рабочих мест, закупку оборудования и операционных расходов. Подробнее новые правила будут представлены к концу 2019 года. По состоянию на август департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга занимается проработкой этих вопросов с отраслевыми экспертами и федеральными властями, которые будут эти меры согласовывать.

По замыслу Минпромторга, к 2030 году доля отечественной компонентной базы в микроэлектронике в России должна вырасти с существующих 20 до 80 %. Объемы производства в отрасли должны вырасти более чем в 2,5 раза, серьезно планируется увеличить и показатели экспорта. Минпромторг рассчитывает, что за этот же период гражданский сектор электроники вырастет примерно в пять раз с 940 млрд до 4,6 трлн руб. Игроки рынка уверены, что потенциал роста у отечественной радиоэлектронной промышленности еще больше.

Таким образом стратегии развития микроэлектроники в России потенциально помогут привлечь в отрасль денежные средства на закупку оборудования, в том числе и импортного.

  1. Развитие новых направлений. Экспорт оборудования.

Учитывая возрастающую роль отечественных производителей оборудования, государственные стратегии развития и рост отрасли производства электронного и оптического оборудования, хорошей возможностью для поставщиков импортного оборудования для микроэлектроники в Россию, будет развитие новых направлений по экспорту отечественного оборудования на зарубежные рынки. Тут можно использовать свои компетенции по созданию центров сервисного обслуживания, опыт внешнеэкономической деятельности и знания отрасли. В долгосрочной перспективе такое новое направление может сыграть заметную роль в развитии компании.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что не смотря на угрозы деятельности компаний поставщиков импортного оборудования на российский рынок микроэлектроники, связанные с действием санкционных ограничений на поставку оборудования и передачу технологий для предприятий России со стороны США и Евросоюза, а также политики импортозамещения Российской Федерации, существуют ключевые факторы успеха, используя которые можно выстроить грамотную стратегию развития предприятия. При построении стратегии необходимо также учесть стратегии развития отрасли, которые потенциально могут привлечь значительные денежные средства и возможности диверсификации бизнеса, развивая направления экспорта.

Литература:

1. Russian Sanctions: Addition of Certain Entities to the Entity List. A Rule by the Industry and Security Bureau on 09/07/2016 // The Federal Register. URL: https://www.federalregister.gov/documents/2016/09/07/2016–21431/russian-sanctions-addition-of-certain-entities-to-the-entity-list (дата обращения 18.09.2019).

2. Addition of Certain Entities to the Entity List, Revision of Entries on the Entity List and Removal of Certain Entities From the Entity List. // The Federal Register. URL: https://www.federalregister.gov/documents/2018/09/04/2018–18766/addition-of-certain-entities-to-the-entity-list-revision-of-entries-on-the-entity-list-and-removal (дата обращения 18.09.2019).

3. Аналитические исследования: рейтинг организаций радиоэлектронной промышленности России 2018 // ЦНИИ «ЭЛЕКТРОНИКА». URL: https://www.instel.ru/izdaniya/inform-material/reyting-radioelektronnoy-promyshlennosti-rossii-/ (дата обращения 18.09.2019).

4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (ред. от 10.07.2019) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204736/ (дата обращения: 18.09.2019).

5. Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (ред. от 30.04.2019) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309634/ (дата обращения: 18.09.2019).

6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309634/ (дата обращения: 18.09.2019).

7. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/enterprise_industrial (дата обращения: 02.10.2019).

8. Стратегический менеджмент / П. А. Михненко, Т. А. Волкова, А. Л. Дрондин, А. В. Вегера; под ред. П. А. Михненко. — Москва: Университет «Синергия», 2017. — 305 с.: ил., табл. — (Легкий учебник). — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455434 (дата обращения: 18.09.2019). — Библиогр. в кн. — ISBN 978–5–4257–0277–7. — Текст: электронный.