Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

III международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2019)

Дата публикации: 14.09.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Гутник Е. П. Теоретические аспекты изучения проблемы коммуникативных компетенций детей младшего дошкольного возраста с алалией [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15290/ (дата обращения: 17.09.2019).

Препринт статьи



Для полноценного существования в обществе и осуществления коммуникативной деятельности человек должен обладать определенными коммуникативными навыками, которые складываются в общую коммуникативную культуру. Эти особенности в современном обществе объединяются термином «коммуникативная компетенция». Понятие «коммуникация» (от лат. communication — путь сообщения, связь, сообщение) определяется как смысловая сторона социального взаимодействия.

Коммуникативная компетенция представляет собой степень успешности, с которой коммуникант использует средства общения, как вербальные, так и невербальные, т. к. эти каналы передают разную информацию — словесный канал передает чистую информацию, а невербальный — отношение коммуниканта к партнеру по общению.

Коммуникативная компетенция — это целая система, методически и психологически организованная. В этой системе достигается единство средств и способов общения. Процесс коммуникативной компетенции индивидуален и динамичен. Он характеризует интеллектуальные способности личности. Эти способности проявляются в деятельности, где необходимым компонентом являются речевые акты [8, с. 43].

В процессе овладения языком под термином «компетенция» всегда подразумевалось интуитивное и сознательное знание самой языковой системы, которая является основой для построения семантически и грамматически правильных предложений, а реализация этого термина подразумевает умение демонстрировать знание системы посредством речи. Это понятие термина «компетенция» сложилось в связи с влиянием лингвистики, которая в науке о языке отводила ведущую роль грамматике, как средству управления общением. Ф. де Соссюр утверждал, что языковая система, как и сама языковая способность, которая реализуется посредством речи, в совокупности обеспечивают всю речевую деятельность. Разнообразна и многообразна сама речевая деятельность. Ф. де Соссюр отмечал, что «единство в речевую деятельность вносит язык» [84, с. 17–19].

Американский лингвист Н. Хомский спустя 50 лет повторил мысли Ф. де Соссюра в своих трудах. Он ввел в активный научный словарь термин «компетенция», или, как он говорил, вернул его в понятийный аппарат лингвистики. Под языковой компетенцией он понимал «систему интеллектуальных способностей, систему знаний и убеждений, которая развивается в раннем детстве и во взаимодействии со многими другими факторами определяет… виды поведения» [90, с. 15]. Н. Хомский в рамках своей менталистской концепции выделил понятия «компетенция» (прирожденная способность к речи — competence) и «продуцирование речи» (реальное речевое произведение) [96, с. 148]. Н. Хомский предполагал, что акт порождения речи представляет собой последовательный процесс реализации грамматических и семантических правил, которые формируются у носителя языка на базе его врожденных когнитивных структур [68, с. 147–173].

Д. Хаймс определял коммуникативную компетенцию как правильное употребление в речи языковых единиц в различных жизненных ситуациях [55, с. 213]. Несколько позднее более полное определение понятия «коммуникативная компетентность» дал Виноградов С. И. [24, с. 102]. Он выделил в ней следующие структурные части:

  1. Психофизиологические особенности личности. По мнению Виноградова С. И. они значительно определяют особенности речевой деятельности личности и речемыслительную деятельность в целом.
  2. Социальная характеристика личности (половозрастные особенности, происхождение, профессиональная и социально-групповая принадлежность).
  3. Культурный фонд личности (приобретенные знания и присвоенные личностью ценности).
  4. Непосредственно языковую компетенцию, представляющую собой совокупность умений суждения различными речевыми способами, наиболее точно, в соответствии с ситуацией общения.
  5. Прагматикон личности — коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные нормы, умение устанавливать и поддерживать коммуникативные контакты.

Виноградов С. И. в своих трудах отмечал, что уровень коммуникативной компетентности способен повышаться, и это можно рассматривать как повышение уровня коммуникативной культуры. С точки зрения функционального подхода в состав коммуникативной компетентности входят грамматический, социолингвистический, дискурсный, стратегический компоненты [8, с. 44].

С. Савиньон представляет модель коммуникативной компетенции в виде перевернутой пирамиды (рис. 1).

Он указывает, как опыт и практика постепенно расширяют свою коммуникативную компетенцию в расширяющемся круге событий и контекстов. Пирамида включает в себя разновидности компетенции: грамматическую, дискурсивную, стратегическую и социокультурную (грани представленной пирамиды) [97, с. 67].

М. Н. Вятютнев первым ввел термин «коммуникативная компетенция» в научный обиход российской лингводидактики, предложив коммуникативную компетенцию рассматривать «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [18, с. 38]. Осуществляется сия способность выбирать и реализовывать программы речевого общения и поведения «на фоне культурного контекста» [33, с. 5] и приобретается в результате «естественной коммуникации или специально организованного обучения» [40, с. 55].

Рассмотрим некоторые из определений: «Коммуникативная компетенция — это умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которое соответствует нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [76, с.194].

«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения» [42, с. 56].

Н. И. Гез выделяет такие составляющие коммуникативной компетенции: вербально-коммуникативная; лингвистическая; вербально-когнитивная; метакоммуникативная [22, с. 17].

А. В. Хуторской включает в коммуникативные компетенции: владение необходимыми языками; владение способами контактирования с людьми окружающими и удаленными, а также событиями; умение работать в группе; способность к разнообразным социальным ролям в коллективе [92, с. 59].

Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. рассматривают коммуникативную компетентность как одну из составных частей человеческого бытия, присутствующую во всех без исключения видах человеческой деятельности [72]. Е. Д. Божовичем [14, с. 60] отмечаются такие подходы к определению языковой компетенции, существующие в современной психологии и психолингвистике:

– всеохватывающее знание о языке «идеального говорящего-слушающего» (Н. Хомский), противопоставлявший этот конструкт «использованию языка», а именно в реальных ситуациях реальной речи;

– «реальное знание языка» (в противоположность лингвистическому его описанию) всеми, использующими данный язык и в отдельности каждым индивидом, базисом которого является индивидуальная долговременная память, а также «коллективная память»;

– умение программировать, реализовать и контролировать высказывания (Леонтьев А. А.), которая осуществляется на фундаменте опыта речевой, предметной (Леонтьев А. Н.), образной и наглядной активности для образования «предметно-изобразительного кода» (Жинкин Н. И.) [34, с. 56];

– система оперирования языковым материалом: понимать содержание высказываний, самостоятельно грамотно строить высказывания, устанавливать тождество и различие, определять семантическую и грамматическую корректность высказываний (Апресян Ю. Д.);

– система видов речевой деятельности, а именно говорения, слушания, чтения и письма (Зимняя И. А.).

Новым в подходе Е. Д. Божовича является то, что он выделяет два основных компонента языковой компетенции: речевой опыт и знания о языке, производным от взаимодействия которых является «чувство языка» [14, с. 61].

В. В. Горшкова под коммуникативной компетентностью подразумевает комплекс коммуникативных способностей человека, проявляющихся в общении с людьми и позволяющих ему достигать намеченных целей:1) умение правильно расценить ситуацию общения и просчитать возможность решения поставленных задач; 2) умение верно воспринимать и понимать людей; 3) способность подбирать средства и приемы общения так, чтобы они отвечали ситуации, партнерам и определенным задачам; 4) умение подлаживаться под индивидуальные своеобразия партнеров и выбирать сообразные средства коммуникации с ними на уровнях вербальном и невербальном; 5) умение оказывать воздействие на душевное состояние людей; 6) умение изменять коммуникативное поведение человека; 7) умение поддерживать и сохранять с людьми хорошие отношения; 8) способность производить на людей положительное впечатление [24, c. 75].

Однако, невзирая на различные подходы к определению и пониманию коммуникативной компетенции, она имеет вполне четкую конструкцию, основными компонентами которой являются компетенции, характеризующие ее с разных сторон и дающие в итоге обобщенную, достаточно емкую характеристику понятия «коммуникативная компетенция».

Таким образом, современные теоретические представления о коммуникативной компетенции заключаются в рассмотрении ее как феноменальной категории, выражающей: 1) свободное владение средствами общения (вербальными и невербальными); 2) умение верно воспринимать и понимать людей; 3) нормативные знания семантики разноуровневых языковых единиц; 4) освоение способов построения и перефразирования высказывания; 5) способность порождать дискурс разной протяженности; 6) способность производить осознанный машинальный перенос средств языка из одной речевой ситуации в другую.

Развитие коммуникативной компетенции — непрерывный процесс достижения языковыми средствами целей, ведущих к расширению рамок коммуникации, стремлению к гибкому взаимодействию с коммуникативным партнером, к формированию рефлексии и языкового чутья.

Мы считаем, что коммуникативная компетенция является ведущей среди других компетенций, поскольку коммуникация — обязательное условие и возможность реализации прочих компетенций.

Литература:

  1. Абрамова, С. И. Сборник игр по формированию невербальных форм общения старших дошкольников [Текст]/ С. И. Абрамова. — Новосибирск, 2011. — 12 с.
  2. Авагян, М. С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества [Текст] / М. С. Авагян // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК. — 2015. — № 12(57). — 196 с.
  3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алксеева, В. И. Яшина М.: Академия, 2000. — 400 с.
  4. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст]: Дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2001.
  5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  6. Андреева, Г. М. Социальная психология. Социология в России / под ред. В. А. Ядова [Текст] / Г. М. Андреева. — М.,1996.
  7. Балакина, С.А., Шереметьева, Е. В. Методика диагностики импрессивного уровня грамматики детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью [Электронный ресурс] / С. А. Балакина, Е. В. Шереметьева // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» // URL: www.scienceforum.ru/2015/1346/12545 (дата обращения: 16.05.2017).
  8. Бастрикова, Е. М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен [Текст] / Е. М. Бастрикова // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2004. — С. 43–48.
  9. Безрукова, О. А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект [Электронный ресурс] / О. А. Безрукова // Детский сад: теория и практика, 2013. № 3 // http://www.fonema.ru/library.php (дата обращения: 17.05.2016 г.)
  10. Бекназарова, М. Ю., Булгакова, В. В. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М. Ю. Бекназарова, В. В. Булгакова // Альманах института коррекционной педагогики. — Выпуск № 14, 2010 г. — 214 с.
  11. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] — А. С. Белкин. — Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2004.
  12. Белякова Л. И. «Недоразвитие и утрата речи» [Текст] / Л. И. Белякова // журнал «Дефектология». — № 4, 1988 г. — С. 18–22.
  13. Битова, А.Л., Сафронова, Е. Н. Сенсорная алалия. Пути преодоления [Текст] / А. Л. Битова, Е. Н. Сафронова // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25–28 сентября 2001 г. — М.: РОСИНЭКС, 2001. — С. 307–308.
  14. Божович, Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования [Текст] / Е. Д. Божович. — М.: МПСИ, 2002. — 288 с.
  15. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. — 384 с.
  16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. проблемы общей психологии [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова, — М: Педагогика, 1982–504 с.
  17. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
  18. Вятютнев, М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах [Текст] / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом, 1977. — № 6. — С. 38–45.
  19. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до.семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1992. — 142 с.
  20. Гасанова С. С.-Г. Психологические особенности детей с сенсорной алалией [Электронный ресурс] // http://virmary.ucoz.ru/load/gasanova_s_s_g_psikhologicheskie_osobennosti_detej_s_sensornoj_alaliej (дата обращения: 17.05.2017).
  21. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений — 2-изд. [Текст] / А. Н. Гвоздев.– М.: КомКнига, 2005.
  22. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований [Текст] / Н. И. Гез // Иностранные языки школе, 1985. — № 2. — С. 17–24.
  23. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие [Электроннный ресурс] / В. П. Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2010. — 358 с. // http://pedlib.ru/Books/4/0356/index.shtml
  24. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст] / Б. Н. Головин. — М. 1988. — 38 с.
  25. Горшкова, В. В. Культура диалога как цель и ценность образования [Текст] / В. В. Горшкова // Педагогика. — 2012. — № 9. — С. 75−81.
  26. Гутник Е. П., Шереметьева Е. В. «Современное понимание сущности психолого-педагогического сопровождения детей младшего дошкольного возраста с алалией» [Электронный ресурс] / // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 2017 // https://www.scienceforum.ru/2017/2569/33131 (дата обращения 19.08.2017 г.)