Особенности мотивационной сферы спортсменок-фигуристок | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2019)

Дата публикации: 03.07.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Медведева А. А. Особенности мотивационной сферы спортсменок-фигуристок [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 42-44. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15228/ (дата обращения: 20.10.2019).



В статье приведены результаты исследования, лежащего в области спортивной психологии и посвященного изучению особенностей мотивационной сферы у спортсменок, занимающихся фигурным катанием. В результате исследования было обнаружено, что наиболее выраженной для спортсменок-фигуристок является мотив эмоционального удовольствия.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотивация, спорт, фигурное катание.

Истоки появления термина «мотивация», берет свое начало с конца 19 века, тогда он впервые был употреблен в работе А. Шопенгауэра, а также с выделением проблемы мотивации в качестве самостоятельной проблемы психологии в начале ХХ века. [1, с. 66].

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, и особенно видна ее значимость в спорте, где за небольшой временной промежуток необходимо достичь наилучшего результата, находясь при этом в жесткой конкуренции. [2]

Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. «В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени». [5, с.54]

Мотивы, побуждающие спортсмена заниматься определенным видом спорта, формируются под воздействием, как прошлого, так и настоящего опыта, который влияет на сознание спортсмена.

Современные исследования в области спортивной психологии показывают, что представители различных видов спорта имеют специфику мотивационной сферы.

Так, исследования Кузьмина М. А., направленные на выявление мотивации спортивной деятельности в различных видах спорта показали, что у спортсменов, занимающихся единоборствами, прослеживается более высокая мотивация на процесс занятий спортом, стремление к самосовершенствованию в данном виде деятельности, большее понимание цели занятий спортом.

В циклических видах спорта наиболее выраженной становится внешняя положительная мотивация долженствования. Также у представителей данного направления сформулирована мотивация на результат и осознанность цели занятия спортом.

В игровых видах спорта наиболее выражена мотивация на общение, у представителей художественных видов спорта большую выраженность имеют потребность в занятиях спортом, а также мотивация на результат деятельности, на самосовершенствование. [3]

Целью нашего исследования было выявление особенностей мотивационной сферы спортсменок, занимающихся фигурным катанием.

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что у спортсменок, которые занимаются фигурным катанием, доминируют следующие мотивы занятия спортом: мотив эмоционального удовольствия, развития характера и психических качеств, а также мотив физического совершенствования.

В исследовании принимали участие 40 девушек. Из них 20 девушек в возрасте от 14 до 23 лет, занимающихся фигурным катанием и стаж которых не менее 4 лет; 10 девушек, в возрасте от 19 до 20 лет, занимающихся художественной гимнастикой, стаж которых не менее 10 лет; а также 10 девушек, в возрасте от 16 до 23 года, занимающихся плаванием, стаж которых не менее 6 лет.

Представительницы художественной гимнастики и плавания составляли контрольную группу в нашем исследовании.

В рамках тестирования были использованы следующие методики:

– методика «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтас.

Методика направлена на выявление доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий:

Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) — стремление, отражающее радость движения и физических усилий.

Мотив социального самоутверждения (СС) — стремление проявить себя, выражается в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями.

Мотив физического самоутверждения (ФС) — стремление к физическому развитию, становлению характера.

Социально-эмоциональный мотив (СЭ) — стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности.

Социально-моральный мотив (СМ)- стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером.

Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) — стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов.

Спортивно-познавательный мотив (СП) — стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки.

Рационально-волевой(рекрационный) мотив (РВ) — желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе.

Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД) — стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности.

Гражданско-патриотический мотив (ГП) — стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны. [4]

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе респондентам была направлена ссылка на электронную анкету, где им предлагалось заполнить методику «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтас.

На втором этапе нашего исследования нами были выявлены различия между группами по критерию U-Манна Уитни.

На третьем этапе были сформулированы выводы о наличии или отсутствии различий в мотивационной сфере спортсменок, занимающихся фигурным катанием, художественной гимнастикой и плаванием.

Результаты исследования

По результатам применения критерия U-Манна Уитни для анализа значимости различия исследуемых групп фигурного катания и художественной гимнастики, были получены следующие результаты. (См. таблицу 1)

Таблица 1

Значимые различия вмотивации спортсменов занимающихся фигурным катанием ихудожественной гимнастикой

Значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень статистической значимости (p)

Фигурное катание

Гимнастика

Мотив эмоционального удовольствия

16

7,5

37

0,005

Социально-моральный мотив

6

10,5

50

0,028

Мотив достижения успеха в спорте

12

9

55

0,049

На уровне p-значимости равной 0,05 в группах фигурного катания и гимнастики были обнаружены статистически значимые различия в таких ведущих мотивах занятия спортом как: Социально-моральный мотив (U=50, p≤0,028), а также мотив достижения успеха в спорте (U=55, p≤0,049).

Мотив эмоционального удовольствия наиболее выражен у девушек, занимающихся фигурным катанием, мотив достижения успеха в спорте также преобладает у фигуристок.

Социально-моральный мотив наиболее выражен у гимнасток.

Наибольшая выраженность мотива эмоционального удовольствия может быть обусловлена тем, что данный вид спорта является эстетическим.

При этом не выраженность данного мотива в группе профессиональных гимнасток может быть обусловлена тем, что в данном исследовании принимали участие гимнастки, находящиеся на данный момент на обучении в Лесгафта. То есть, данная группа напрямую связана с профессиональной деятельностью. Также немаловажным остается тот факт, что данная группа представляет собой спортсменок, стаж которых не меньше, чем 10 лет.

Выраженность мотива достижения успеха в спорте у фигуристок может быть обусловлена стремлением спортсменок добиться авторитета в данном виде спорта. В то время, как для профессиональных гимнасток, приоритетными являются скорее постижение научных основ своего вида спорта, этим можно объяснить и выраженность у гимнасток социально-морального мотива, который подразумевает в себе стремление к успеху, ради которого необходимо тренироваться, взаимодействовать с тренером, а в нашем случае и с педагогами.

По результатам применения критерия U-Манна Уитни для анализа значимости различия исследуемых групп фигурного катания и плавания, были получены следующие результаты. (См. таблицу 2)

Таблица 2

Значимые различия вмотивации спортсменов занимающихся фигурным катанием иплаванием

Значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень статистической значимости (p)

Фигурное катание

Плавание

Мотив эмоционального удовольствия

16

9,5

32

0,002

Мотив Социального самоутверждения

3,5

6

35,5

0,003

На высоком уровне статистической значимости (ρ ≤ 0,01) в группах фигурного катания и плавания были обнаружены различия в следующих мотивах занятия спортом: Мотив эмоционального удовольствия (U=32, p≤0,002) и мотив социального самоутверждения (U=35,5, p≤0,003).

Наиболее выраженным мотивом для фигуристок является мотив эмоционального удовольствия.

Для девушек, занимающихся плаванием наиболее выраженным, является мотив социального самоутверждения.

Если рассматривать выраженность мотивов занятия спортом среди представителей художественного направления и циклического, то можно заметить явное преобладание мотива эмоционального удовольствия у фигуристок, этот факт также может быть обусловлен тем, что фигурное катание является эстетичным видом спорта, где цениться грация и пластичность, в то время как для плавания характерны четкие нормативы.

Выводы

В данном исследовании мы рассматриваем группы фигурного катания и художественной гимнастики, как представителей одного художественного направления спорта, а также группы фигурного катания и плавания, как представители разных спортивных направлений- художественный и циклический. По итогам исследования было обнаружено, что для спортсменок-фигуристок наиболее значимыми мотивами занятия спортом является мотив эмоционального удовольствия.

Литература:

  1. Ильин И. П. Мотивация и мотивы-СПб.: Питер 2001.-512
  2. Ильинский С. В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2013. № 1.
  3. Кузьмин Е. Б., Драндров Г. Л. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15–16 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2009. № 2
  4. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Е. Ловягина [и др.]; под ред. А. Е. Ловягиной. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 531 с
  5. Федулов И. С. Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 136–141.
Основные термины (генерируются автоматически): фигурное катание, эмоциональное удовольствие, мотив, спорт, занятие спортом, художественная гимнастика, социально-моральный мотив, социальное самоутверждение, мотив достижения успеха, вид спорта.

Ключевые слова

мотивация, спорт, мотивационная сфера, фигурное катание

Похожие статьи

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

Мотив — побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности

Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих

2. Мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные...

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста

И третья группа мотивов иллюстрирует тот факт, что причины выбора спортсменом того или иного вида спорта и степень достигаемого мастерства могут зависеть от опыта, ситуаций или общения с другими людьми. Мотивы, побуждающие спортсмена заниматься определенным...

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей.

Выделяют два вида мотивации занятий спортом: инструментальную и интегративную [4]. Внешние потребности человека находят отражение в инструментальной мотивации. Внешние мотивы связаны необходимостью выполнять долг, чувством ответственности перед тренером...

Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений

Проблема мотивации в спорте высших достижений – вопрос, прежде всего, философский. Ведь желание заниматься спортом, стремление к

Так, в сфере спорта высших достижений наиболее ярко выражены те компоненты мотивации, которые направлены на достижение...

К проблеме о формировании мотивов к занятиям спортом...

Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, где

Изучению спортивной мотивации в различных видах спорта посвящены исследования Г. Д. Бабушкина

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом...

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей.

Начало занятий спортом часто рассматривается как ключевая возможность для развития навыков детей, чувства их собственного достоинства и поддержание здоровья благодаря физической активности. Следовательно, мотивация детей к занятию спортом является...

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей.

На наш взгляд, многие из мотивов начала занятия спортом могут нести в себе как внешние, так и

На фоне появления результативности интегрированным мотивом достижения успеха

В структуре мотивационного процесса интерес и мотивы имеют тесную взаимосвязь и могут...

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации.

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической...

Формирование мотивации занятия спортом старших школьников и студентов ВУЗов определяется

Формирование мотивации занятия спортом старших школьников и студентов через

Например, бокс является индивидуальным видом спорта и в нем нет совместных...

Похожие статьи

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

Мотив — побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности

Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих

2. Мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные...

Мотивация занятия спортом у спортсменов подросткового возраста

И третья группа мотивов иллюстрирует тот факт, что причины выбора спортсменом того или иного вида спорта и степень достигаемого мастерства могут зависеть от опыта, ситуаций или общения с другими людьми. Мотивы, побуждающие спортсмена заниматься определенным...

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей.

Выделяют два вида мотивации занятий спортом: инструментальную и интегративную [4]. Внешние потребности человека находят отражение в инструментальной мотивации. Внешние мотивы связаны необходимостью выполнять долг, чувством ответственности перед тренером...

Структура и особенности мотивации в спорте высших достижений

Проблема мотивации в спорте высших достижений – вопрос, прежде всего, философский. Ведь желание заниматься спортом, стремление к

Так, в сфере спорта высших достижений наиболее ярко выражены те компоненты мотивации, которые направлены на достижение...

К проблеме о формировании мотивов к занятиям спортом...

Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, где

Изучению спортивной мотивации в различных видах спорта посвящены исследования Г. Д. Бабушкина

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом...

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей.

Начало занятий спортом часто рассматривается как ключевая возможность для развития навыков детей, чувства их собственного достоинства и поддержание здоровья благодаря физической активности. Следовательно, мотивация детей к занятию спортом является...

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей.

На наш взгляд, многие из мотивов начала занятия спортом могут нести в себе как внешние, так и

На фоне появления результативности интегрированным мотивом достижения успеха

В структуре мотивационного процесса интерес и мотивы имеют тесную взаимосвязь и могут...

Формирование спортивной мотивации у младших школьников

Мотив к занятию спортом формируется из потребностей. Для юных школьников формирование спортивной мотивации определяется удовлетворением двигательных потребностей, потребностей в безопасности, в социальных связях, в самоактуалтзации.

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической...

Формирование мотивации занятия спортом старших школьников и студентов ВУЗов определяется

Формирование мотивации занятия спортом старших школьников и студентов через

Например, бокс является индивидуальным видом спорта и в нем нет совместных...