К вопросу о строительстве железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) — Абакан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бесчастных, Е. В. К вопросу о строительстве железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) — Абакан / Е. В. Бесчастных. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15226/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлена история строительства железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) — Абакан, входящей в состав Южно-Сибирской железной дороги.

Ключевые слова: Южно-Сибирская железная дорога, участок Сталинск (Новокузнецк) — Абакан, Всесоюзная ударная комсомольская стройка, строительно-монтажный поезд — 155.

Железнодорожная ветка Сталинск (Новокузнецк) — Абакан является участком Южно-Сибирской железной дороги (Южсиба), строительство которой было начато в 1949 г.

Рис. 1. Железнодорожная ветка Сталинск (Новокузнецк) — Абакан

Южно-Сибирская железная дорога является второй широтной магистралью, проходящей через южную часть Сибири, она предназначалась для освоения сырьевых ресурсов и разгрузки Транссибирской магистрали от перевозок карагандинского угля, что сокращало на 461 км путь следования топлива к Магнитогорскому металлургическому комбинату и Халиловско-Актюбинскому комплексу [3, с. 120].

Предполагалось, что восточный участок Южсиба (Сталинск — Абакан) позволит освоить Минусинское угольное месторождение (23,3 млрд. т) и доставлять топливо металлургическим и другим энергоемким предприятиям Восточной Сибири и, кроме того, развить добычу руды в Абаканских, Тейских и Ирбитских месторождениях, суммарные запасы которых достигали 500 млн. т.

Изыскания и проектные проработки трассы, близкой к выбранному впоследствии направлению Южсиба, проводились еще до 1917 г. Местные власти Семипалатинска в 1909–1912 гг. отстаивали вариант проведения дороги через их город (южный вариант), а Особое межведомственное совещание в 1916 г. высказалось в пользу северного варианта (через Павлодар). К 1930-м гг. сложились предпроектные решения по магистрали. Предполагалось построить последовательно четыре ее составляющих: Карталы — Акмолинск, Акмолинск — Барнаул, Барнаул — Сталинск, Сталинск — Тайшет. К 1939 г. сформировалось окончательное решение о направлении магистрали: Карталы — Акмолинск — Павлодар — Барнаул — Сталинск — Абакан — Тайшет с учетом существующих участков Павлодар — Кулунда и Артышта — Сталинск [3, с. 122].

Изыскательские работы и проектирование железнодорожной ветки Сталинск — Абакан осуществлялось силами сотрудников Новосибирского подразделения Всесоюзного проектно-изыскательского объединения «Союзтранспроект».

Строительство магистрали Сталинск — Абакан было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Железнодорожную магистраль строил строительно-монтажный поезд — 155 (СМП-155) [1, с. 29].

Работать строителям приходилось при любых погодных условиях, жили в бараках, домиках из фанеры. Но на это никто не обращал внимания, люди были полны энтузиазма, ведь перед ними стояла одна главная задача — строительство новой железнодорожной магистрали [9].

Рабочие строительно-монтажного поезда — 155 сооружали не только железнодорожное полотно. Подъездные пути шахт и карьеров, железнодорожные пути на станциях Междуреченск, Мыски, Чульжан, Томусинская — также дело рук отряда строителей стальных магистралей — СМП-155.

Весной 1956 года на строительство железной дороги прибыло свыше 600 молодых строителей. Это были первые посланцы городов Кузбасса, Марийской, Башкирской и Татарской республик, Московской, Ярославской, Брянской, Тамбовской, Ростовской и целого ряда других областей. Им было по 17–18 лет. Вместе с кадровыми рабочими девушки и юноши стали основной решающей силой на стройке [1, с. 30].

На строительстве железнодорожной ветки Сталинск — Абакан использовался также труд немцев-переселенцев. Согласно Постановлению ГКО СССР № 1123 от 10 января 1942 г. «О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет» [7] 40 000 «немцев-мужчин в возрасте от 17 до 50 лет, годных к физическому труду, выселенных в Новосибирскую и Омскую области, Красноярский и Алтайский края и Казахскую ССР», были мобилизованы на строительство железных дорог, в т. ч. Сталинск — Абакан [6, с. 219].

Пробить дорогу сквозь отроги Абаканского хребта планировалось за четыре года. Но жизнь вносила коррективы, рабочие сталкивались с разными трудностями, поэтому строительство растянулось на девять лет.

4 декабря 1957 г. строители Новокузнецка и Абакана встретились на мосту через реку Шора. Был забит последний «рабочий» костыль. Дорога протяженностью в 375 км была досрочно сдана во временную эксплуатацию [1, с. 30].

В постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Сталинск — Абакан была сдана 12 ноября 1959 г.; с веткой Аскиз — Абаза — 1 декабря 1959 г. [2].

Приказом Министерства путей сообщения СССР от 30 ноября 1959 г. № 1752 на участке Калтас — Тигей Красноярской железной дороги были образованы: основное паровозное депо Аскиз 2 разряда, вагонное депо Аскиз 2 разряда, дистанция пути Аскиз (внеклассная) и дистанция сигнализации и связи Аскиз 1 разряда [8].

Этим же Приказом Министерства путей сообщения СССР станциям, разъездам и вокзалам железнодорожной линии Сталинск — Абакан была присвоена классность: станциям — Междуреченск 1 класс, Кийзак 2 класс, Aбaгyp — Новый, Подосас, Мыски 3 класс, Тальжино, Чульжан, Teбa, Лужбa 4 класс; разъездам — Бельсу, Сливень 5 класс; вокзалам — Междуреченск 2 класс, Мыски 4 класс [8].

19 мая 1960 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О присвоении звания Героя Социалистического Труда строителям железнодорожной линии «Сталинск — Абакан», по которому четыре лучших работника строительства были удостоены звания Героя с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Вторым Указом от 19 мая 1960 г. «О награждении отличившихся работников при строительстве и открытии сквозного движения железнодорожной линии «Сталинск — Абакан» орденом Ленина были награждены 14 человек, орденом Трудового Красного Знамени — 31 человек, орденом «Знак Почета» — 104 человека, медалью «За трудовую доблесть» — 136 человек и медалью «За трудовое отличие» — 116 человек [5].

В 1961 г. Сталинск был переименован в Новокузнецк, а железнодорожная ветка стала соответственно носить название Новокузнецк — Абакан. Она связала построенный в 1929–1932 гг. Кузнецкий комбинат с месторождениями высокосортных железных руд Хакасии (раньше комбинат работал на уральских рудах) [4, с. 180]. В последующее десятилетие дорога обеспечивала перевозки в районах освоения целинных и залежных земель.

В настоящее время Южно-Сибирская железная дорога, включая участок железнодорожную ветку Новокузнецк — Абакан, соединяет Кузбасс через Новокузнецк, Абакан и Тайшет с Хакасией и Иркутским промышленным центром, обеспечивает перевозку пассажиров и грузов.

Литература:

1. Беспокойная юность моя: История междуреченского комсомола [Текст] / МБУК «МИБС», Сектор краеведения; сост. Т. Н. Соколова, И. А. Швецова. — Междуреченск: Центральная городская библиотека, 2018. — 88 с.

2. Дорога Сталинск-Абакан сдана в постоянную эксплуатацию [Текст] // Кузбасс. — 1959. — 3 ноября.

3. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза [Текст] Т. 2: 1917–1945 гг. — СПб.; М.: Иван Федоров, 1997. — 416 с.

4. История железнодорожного транспорта России: учебное пособие / А. В. Гайдамакин, В. В. Лукин, В. А. Четвергов и др.; под ред. А. В. Гайдамакина, В. А. Четвергова. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. — 312 с.

5. Календарь памятных дат [Электронный ресурс] // Кузнецкий рабочий. — 1960. — 21 мая. URL: http://arhiv42.ru/2015_god__Kalendar_ pamyatnih_dat_1352.htm?st=3 (дата обращения: 30.06.2019)

6. Кох, А. История одной деревни [Текст] / А. Кох, О. Лапина. — М.: Альпина паблишер, 2014. — 318 с.

7. Постановление ГКО СССР № 1123 от 10 января 1942 г. «О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет» // РЦХИДНИ. Ф. 844. оп. 1. д. 19. л. 49–50.

8. Приказ Министерства путей сообщения СССР от 30 ноября 1959 г. № 1752 // Музей истории Красноярской железной дороги на ст. Абакан им. В. С. Чекчурина. — ОФ 3176.

9. Станция Аскиз — столица Дня железнодорожника [Электронный ресурс] // Гудок. — 2016. — 29 июля. URL: https://www.gudok.ru/zdr/176/?ID=1345413&archive=40449 (дата обращения: 30.06.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): Абакан, Новокузнецк, железнодорожная ветка, Аскиз, дорога, железнодорожная линия, Акмолинск, Барнаул, Междуреченск, строительно-монтажный поезд.

Ключевые слова

Южно-Сибирская железная дорога, участок Сталинск (Новокузнецк) — Абакан, Всесоюзная ударная комсомольская стройка, строительно-монтажный поезд — 155

Похожие статьи

Влияние железной дороги на развитие Самарского края

Статья посвящена изучению причин появления железной дороги и основных этапов её строительства в Самарском крае.

Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы, сложности. Значение магистрали

В статье рассматриваются предпосылки, этапы строительства великого сибирского пути, сложности, с которыми пришлось столкнуться за это нелегкое время и значение магистрали, как для всего государства, так и для районов Сибири и Дальнего Востока.

Дорожное строительство в Горном Алтае в период первой пятилетки

Статья посвящена дорожным работам на Чуйском тракте в годы первой пятилетки.

К проблеме развития железных дорог в Ставропольском крае

В статье рассмотрена проблема развития железных дорог в Ставропольском крае, на примере железнодорожной станции «Благодарное». Активное строительство железных дорог связано с началом строительства Армавир-Туапсинской железной дороги в начале XX века....

Отряд «Донбасс», БАМ Укрстрой

Работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, приуроченной к 50-летию строительства БАМа. В статье обобщен и кратко изложен объемный исторический материал об отряде «Донбасс», а также деятельности ССМП БАМ «Укрстрой» на Восточном участке БАМа...

Тенденции развития тяговой нагрузки в Дальневосточном регионе

В статье проведён анализ принципов и тенденций развития железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке от периода реализации проектов по строительству Байкало-Амурской магистрали до современных проектов по расширению инфраструктуры и увеличению грузо...

Деятельность Балхашского завода обработки цветных металлов в годы Великой Отечественной войны

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с переброской части промышленного потенциала Советского Союза из его западных регионов в районы Казахстана, Урала и Средней Азии в начальный период Великой Отечественной войны на примере Кольчугин...

Выбор направления трассы скоростной магистрали Омск — Новосибирск

В статье рассмотрены условия применения и основные технические параметры проектирования скоростных (высокоскоростных) магистралей. Описан порядок определения направления трассы выделенной скоростной магистрали Омск-Новосибирск с использованием спутни...

Коканд в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена к истории становления и развития городов Узбекистана в 1940–45 гг. В работе дана характеристика динамике численности населения, рассмотрено состояние промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры городов.

Развитие угольной промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны на примере строительства разреза в Карагандинском угольном бассейне

В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы функционирования и развития угольной промышленности Казахской ССР в условиях военного времени.

Похожие статьи

Влияние железной дороги на развитие Самарского края

Статья посвящена изучению причин появления железной дороги и основных этапов её строительства в Самарском крае.

Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы, сложности. Значение магистрали

В статье рассматриваются предпосылки, этапы строительства великого сибирского пути, сложности, с которыми пришлось столкнуться за это нелегкое время и значение магистрали, как для всего государства, так и для районов Сибири и Дальнего Востока.

Дорожное строительство в Горном Алтае в период первой пятилетки

Статья посвящена дорожным работам на Чуйском тракте в годы первой пятилетки.

К проблеме развития железных дорог в Ставропольском крае

В статье рассмотрена проблема развития железных дорог в Ставропольском крае, на примере железнодорожной станции «Благодарное». Активное строительство железных дорог связано с началом строительства Армавир-Туапсинской железной дороги в начале XX века....

Отряд «Донбасс», БАМ Укрстрой

Работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, приуроченной к 50-летию строительства БАМа. В статье обобщен и кратко изложен объемный исторический материал об отряде «Донбасс», а также деятельности ССМП БАМ «Укрстрой» на Восточном участке БАМа...

Тенденции развития тяговой нагрузки в Дальневосточном регионе

В статье проведён анализ принципов и тенденций развития железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке от периода реализации проектов по строительству Байкало-Амурской магистрали до современных проектов по расширению инфраструктуры и увеличению грузо...

Деятельность Балхашского завода обработки цветных металлов в годы Великой Отечественной войны

В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с переброской части промышленного потенциала Советского Союза из его западных регионов в районы Казахстана, Урала и Средней Азии в начальный период Великой Отечественной войны на примере Кольчугин...

Выбор направления трассы скоростной магистрали Омск — Новосибирск

В статье рассмотрены условия применения и основные технические параметры проектирования скоростных (высокоскоростных) магистралей. Описан порядок определения направления трассы выделенной скоростной магистрали Омск-Новосибирск с использованием спутни...

Коканд в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена к истории становления и развития городов Узбекистана в 1940–45 гг. В работе дана характеристика динамике численности населения, рассмотрено состояние промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры городов.

Развитие угольной промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны на примере строительства разреза в Карагандинском угольном бассейне

В настоящей статье рассматриваются некоторые вопросы функционирования и развития угольной промышленности Казахской ССР в условиях военного времени.