Оценка результатов и перспектив реализации свободного порта Владивосток | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кожина Н. А., Коновалов В. Е., Мажуга В. В. Оценка результатов и перспектив реализации свободного порта Владивосток [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 26-31. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15225/ (дата обращения: 19.10.2019).



Свободный порт Владивосток (СПВ) является одним из ведущих проектов, реализуемых в настоящее время в Приморье и направленных на ускоренное социально-экономическое развитие Приморского края и Дальневосточного региона в целом. В статье осуществлена оценка результатов реализации СПВ, их влияние на экономику региона, выявлены проблемы и перспективы его дальнейшего развития.

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, меры государственной поддержки, экономика Приморского края, инвестиции.

Свободный порт Владивосток (СПВ) представляет собой территорию, которая пользуется особыми режимами таможенного, налогового и административного регулирования. СПВ был введен в действие с 13 октября 2015 года Федеральным законом от 13.07.2015 № 212–ФЗ «О свободном порте Владивосток». Срок реализации проекта составляет 70 лет [1].

Свободный порт Владивосток охватывает территории муниципальных районов Приморского края, Хабаровского края, Сахалинской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа.

В пределах СПВ устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 284.4 НК РФ основными из мер являются налоговые льготы резидентам СПВ (табл. 1).

Таблица 1

Налоговые льготы резидентам СПВ по состоянию на 2019г.

Налог на прибыль

Налог на землю

0 %

12 %

0 %

В течение первых 5 лет

(кроме Камчатского края)

Следующие 5 лет

(льгота по региональной части налога устанавливается субъектом РФ)

В течение первых 3 лет

(льгота устанавливается муниципальным образованием)

Налог на имущество

Единый социальный налог

0 %

Не более 0,5 %

Снижены с 30 % до 7,6 %

В течение первых 5 лет

Следующие 5 лет

(льгота устанавливается субъектом РФ)

Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС

В настоящее время в рамках СПВ всего зарегистрировано 1108 проектов. Количество реализованных проектов СПВ в период с 2016–2019 гг. составляет 102. Они охватывают разные сферы (рис.1).

Рис. 1. Сферы реализованных проектов резидентов СПВ [2]

Как видно из рис. 1, более 70 % реализованных проектов занимает сфера услуг, производственные предприятия, логистика и транспорт, и пищевая промышленность.

Наибольший рост вложений в новое строительство, реконструкцию и модернизацию основных фондов зафиксирован по направлениям: транспортно-логистический комплекс (транспортировка и хранение всех видов продукции) — 27 %, обрабатывающие производства — 17 %, ресурсоснабжающие предприятия — 14 %, сельское хозяйство и рыболовство — 11 %, социальная сфера и сфера военной безопасности — 8 %.

Реализация СПВ благоприятно влияет на экономику территорий, которые он охватывает. Это выражается в новых рабочих местах населению, в привлечении инвестиций. В табл. 2 представлены результаты реализации СПВ в период 2016–2018 гг. [2].

Таблица 2

Результаты реализации СПВ впериод 20162018гг.

Год

Количество резидентов

Количество рабочих мест

Объем инвестиций, млрд руб.

2016

116

21 606

118

2017

432

35 900

366

2018

1057

60 029

582

1 января 2019

924

56 457

492,5

Темп роста, %

2017

372,4

166,1

310,2

2018

244,7

167,2

159

За первый год функционирования с момента создания СПВ было зарегистрировано 116 резидентов. На сегодняшний день количество резидентов увеличилось в 8 раз и составило 924 резидента. Однако в 2018 году было зарегистрировано максимальное количество резидентов, их составило 1057. Это связано интересом предпринимательского бизнеса к проекту СПВ.

В рамках СПВ всего зарегистрировано 1108 проектов. При реализации всех заявленных проектов резиденты СПВ могут предоставить 56 457 рабочих мест. На сегодняшний день реализовано 102 проекта резидентов СПВ, которые предоставили 7 207 рабочих мест.

Изменение численности безработных в Приморском крае, согласно данным статистики [3], в период 2012–2018 гг. представлено на рис. 2.

Рис. 2. Численность безработных в Приморском крае в период 2012–2018 гг.

Согласно представленной на рис. 2 диаграмме, наблюдается снижение безработицы. В 2012–2015 года численность безработных осталась на одном уровне. За период 2016–2018 годов численность безработных снизилась более чем на 18 000 человек. Можно предположить, что предоставленные в рамках реализации СПВ рабочие места положительно повлияли на сложившуюся динамику.

На рис. 3 представлена динамика внутреннего регионального продукта (ВРП) Приморского края в период 2012–2018 гг.

Рис. 3. Объем валового регионального продукта в Приморском крае в период 2012–2018 гг., млн рублей

Как видно из рис. 3, увеличение показателей ВРП связано с активизацией предпринимательской деятельностью на территории СПВ. В период с 2015 г. по 2018 ВРП Приморского края увеличилось на 1,2 %.

Основными современными механизмами экономической модели развития Приморского края являются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) и СПВ. По оценкам экспертов, в совокупности эти уникальные механизмы за 10 лет могут увеличить ВРП края в 2,5 раза [4].

Осуществление деятельности резидентов СПВ вызывает так называемый мультипликативный эффект, который выражается в активизации деятельности других участников рынка. Это имеет непосредственное отражение на налоговых поступлениях в экономику Приморского края (рис. 4).

Рис. 4. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную Приморского края в период 2012–2017 гг, млн рублей

Как видно на рис. 4, налоговые поступления в период реализации СПВ увеличиваются, но не за счет налоговых поступлений резидентов СПВ, поскольку им предоставлены налоговые льготы. Фактором такого увеличения является активизация предпринимательской деятельности в регионе, которая аккумулируется вокруг участника СПВ.

По итогам 2018 года объем инвестиций в основной капитал в Приморском крае, по предварительным оценкам, составил 131,86 млрд рублей. Это на 5 % выше показателя прошлого года.

Из иностранных партнеров активнее всего принимают участие представители тройки традиционных партнеров региона: Китайской Народной Республики, Японии и Республики Корея.

При этом 77 % от общего объема инвестиций — вложения как новых, так и действующих крупных и средних компаний, большая часть из которых являются резидентами ТОР и СПВ.

Структура инвестиций в основной капитал Приморского края представлено на рис. 5.

Рис. 5. Структура инвестиции в основной капитал Приморского края, %

Из рис. 5 видно, что объем иностранных инвестиций остается на низком уровне. Если в 2015–2016 гг. наблюдался рост доли иностранных инвестиций, то уже в 2017 г. этот показатель снизился и оказался на уровне 2013 г. и составил 5,9 %.

Таким образом, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал Приморского края по-прежнему мала. Можно сделать вывод о том, задача привлечения иностранного капитала на данном этапе развития СПВ не выполнена.

Режим СПВ рассчитан на 70 лет, поэтому ждать быстрых результатов не приходится. Однако уже сейчас можно подвести некоторые итоги функционирования СПВ. В период с 2015 г. по 2018 г. было зарегистрировано 1057 резидента и 1108 проектов. Из них 102 проекта уже реализовано, что выразилось в создании 7 207 рабочих мест населению. Следует подчеркнуть, что это хоть и незначительно, но положительно повлияло на социально-экономическое развитие Приморского края, в том числе, постоянным ростом ВРП и снижением безработицы в крае за рассматриваемый период.

Иностранные инвесторы по-прежнему боятся суровой российской действительности. Режиму СПВ пока что не удалось привлечь иностранный капитал.

Полноценная реализация СПВ является невозможной из-за недостатков в законодательстве. Это, в частности, приводит к проблемам инфраструктурного порядка. Например, в 2017 г. возникла проблема с военным лесничеством. В течение двух лет участки для резидентов выделялись, а в апреле 2017 г. из-за отсутствия четко определенных границ участков лесничества возникли проблемы с Владивостокским военным лесничеством министерства обороны — лесная зона площадью около 160 тысяч га. Проекты резидентов были парализованы. Ассоциация поддержки резидентов сообщала о семи приостановленных проектах. Сейчас эта проблема также актуальна. Поскольку происходит все следующим образом: участок компании как резиденту СПВ выдан, договор на комплексное освоение заключен, однако территория находится под военным обременением и неизвестно когда и при каких условиях начнется реализация проекта [5].

Концепция СПВ предполагает крупные зарубежные инвестиции. Однако, проведенный анализ показывает их незначительный объем в экономике Приморского края. В настоящее время действия, осуществляемые в части изменения российского законодательства, направлены на создание комфортных условий для российского предпринимательства.

Одной из перспектив развития СПВ для достижения цели усиления промышленной базы ДФО в традиционных секторах является возможность включения Дальнегорского ОГ и Тернейского МР в границы СПВ. Включение данных территорий в СПВ значительно инвестиционный потенциал региона, обеспечит создание новых производств и привлечение населения в северные малозаселенные территории Приморского края.

Кроме этого, транспортной системе СПВ необходимо подготовиться к увеличению объёмов экспорта. Для этого необходимо уделить внимание развитию крупных транспортных узлов и их взаимодействию с предприятиями — резидентами свободного порта. Создание в Приморском крае на базе СПВ современного международного транспортно-логистического комплекса значительно улучшит экономический облик дальневосточных территорий в глазах потенциальных иностранных инвесторов.

Вместе с тем угроза неконтролируемого вывоза ресурсов с территории России остается актуальной. Дальнейшее развитие законодательного и организационного механизма функционирования СПВ должно предусматривать не только развитие экспортоориентированной сырьевой деятельности, но и условий, а также возможностей для создания перерабатывающих производств, выпускающих продукцию высокой степени готовности, в том числе наукоемкую.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является необходимость развития контейнерных линий в портах Приморского края. Для этого необходимо освободить от уплаты налога на добавленную стоимость производителей бункерного топлива, предназначенного для продажи в акваториях СПВ, внести в прейскурант РЖД категорию «бункерное топливо, предназначенное для продажи в акваториях СПВ и создать специальную биржу СПВ для продажи бункеровочного топлива.

Предложенные перспективы позволят увеличить объемы грузопотока, увеличат приток инвестиций в экономику Приморского края и обеспечат конкурентоспособность СПВ на мировом рынке морских грузоперевозок.

Литература:

  1. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.04.2019).
  2. Официальный сайт Корпорации развития Дальнего Востока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://erdc.ru/about-spv/
  3. Официальная статистика Приморского края. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://primstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/primstat/ru/statistics/ (дата обращения: 03.04.2019).
  4. Инвестиционные возможности Приморского края. Официальный сайт Администрации Приморского края. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.primorsky.ru/primorye/investitsionnye-vozmozhnosti/#vlad (дата обращения: 02.04.2019).
  5. Строители нового микрорайона на Варяге спорят за землю с лесничеством Минобороны. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.newsvl.ru/vlad/2018/11/26/175828/ (дата обращения: 04.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Приморский край, свободный порт, Владивосток, основной капитал, резидент, течение первых, проект, предпринимательская деятельность, численность безработных, Камчатский край.

Ключевые слова

инвестиции, меры государственной поддержки, свободный порт Владивосток, экономика Приморского края

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития Свободного порта...

Ключевые слова: Свободный порт Владивосток, резиденты, территории социально-экономического развития, инвестиции

Территория свободного порта Владивосток находится под действием особого правового режима для предпринимательской и инвестиционной...

Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, порто-франко, свободная таможенная зона, льготы.

Тем не менее, законами Приморского края, установлены виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых резидентам свободного...

Оценка финансового состояния ООО «Зима южная» как...

Ключевые слова: резидент свободного порта Владивосток, бухгалтерская отчетность

Основные показатели реализации режима свободного порта Владивосток с 2016 по 2018гг. [3].

Согласно целям и задачам проекта свободного порта Владивосток деятельность...

Свободный порт Владивосток как фактор привлечения...

В Приморском крае, после подписания Президентом России закона «О свободном порте Владивостока» в октябре 2015 начал действовать режим Свободного порта. Востребованность проекта диктуется не только его важным влиянием на социально-экономическое развитие...

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Свободный порт Владивосток включает в себя 16 муниципальных районов Приморского края

Основные термины (генерируются автоматически): Свободный порт, Владивосток, Дальний

Свободный порт Владивосток — это порто-франко (особая портовая зона...

Проект «Свободный порт Владивосток» в сравнении...

Итоги. Свободный порт Владивосток — конкурентоспособный проект. Особенность его заключается в том, что проект пытается охватить все сферы деятельности, а это как игорные развлечения, ориентированные в первую очередь на иностранцев...

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Основные термины (генерируются автоматически): свободный порт, Владивосток, Дальний Восток

свободный порт, Владивосток, Приморский край, свободная таможенная зона

Приморский край, пищевая промышленность, Владивосток, инвестиционная деятельность...

Инвестиционный потенциал Приморского края и пути его...

Основные термины (генерируются автоматически): Приморский край, основной капитал, Владивосток, опережающее развитие, азиатско-тихоокеанский регион, недвижимое имущество, лесное хозяйство, инвестиционный потенциал, внешний мир, розничная торговля.

Анализ состояния безработицы в Приморском крае и пути...

Основные показатели динамики численности безработных иуровня безработицы Приморского края в

Приморье привлечет кадры под инвестиционные проекты [Электронный ресурс].

уровень безработицы, Приморский край, Владивосток, рабочая сила, рынок труда...

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития Свободного порта...

Ключевые слова: Свободный порт Владивосток, резиденты, территории социально-экономического развития, инвестиции

Территория свободного порта Владивосток находится под действием особого правового режима для предпринимательской и инвестиционной...

Свободный порт Владивосток: прогноз развития, оценка...

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, порто-франко, свободная таможенная зона, льготы.

Тем не менее, законами Приморского края, установлены виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых резидентам свободного...

Оценка финансового состояния ООО «Зима южная» как...

Ключевые слова: резидент свободного порта Владивосток, бухгалтерская отчетность

Основные показатели реализации режима свободного порта Владивосток с 2016 по 2018гг. [3].

Согласно целям и задачам проекта свободного порта Владивосток деятельность...

Свободный порт Владивосток как фактор привлечения...

В Приморском крае, после подписания Президентом России закона «О свободном порте Владивостока» в октябре 2015 начал действовать режим Свободного порта. Востребованность проекта диктуется не только его важным влиянием на социально-экономическое развитие...

Свободный порт Владивосток как институт развития экономики...

Свободный порт Владивосток включает в себя 16 муниципальных районов Приморского края

Основные термины (генерируются автоматически): Свободный порт, Владивосток, Дальний

Свободный порт Владивосток — это порто-франко (особая портовая зона...

Проект «Свободный порт Владивосток» в сравнении...

Итоги. Свободный порт Владивосток — конкурентоспособный проект. Особенность его заключается в том, что проект пытается охватить все сферы деятельности, а это как игорные развлечения, ориентированные в первую очередь на иностранцев...

Перспективы развития свободного порта Владивосток...

Основные термины (генерируются автоматически): свободный порт, Владивосток, Дальний Восток

свободный порт, Владивосток, Приморский край, свободная таможенная зона

Приморский край, пищевая промышленность, Владивосток, инвестиционная деятельность...

Инвестиционный потенциал Приморского края и пути его...

Основные термины (генерируются автоматически): Приморский край, основной капитал, Владивосток, опережающее развитие, азиатско-тихоокеанский регион, недвижимое имущество, лесное хозяйство, инвестиционный потенциал, внешний мир, розничная торговля.

Анализ состояния безработицы в Приморском крае и пути...

Основные показатели динамики численности безработных иуровня безработицы Приморского края в

Приморье привлечет кадры под инвестиционные проекты [Электронный ресурс].

уровень безработицы, Приморский край, Владивосток, рабочая сила, рынок труда...