Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2019)

Дата публикации: 27.06.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Лисицкая Ю. Н. Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15197/ (дата обращения: 21.09.2019).



Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заключающуюся в ее обучаемости, восприимчивости к инновациям. Ценность инновационного потенциала для выпускника связана с возможностью самовыражения, способности к перемене профессиональной среды деятельности, повышению социального статуса и уровня образования.

Ключевые слова: инновационная деятельность учителя, инновационный потенциал учителя, готовность педагога к инновационной деятельности, проблемы реализации инновационной деятельности.

One of the most pressing problems of modern education is the education of «social competitiveness». This concept includes professional stability, the ability to improve skills, social mobility of the individual, consisting in its learning capacity, susceptibility to innovation, the value of innovative potential for the graduate is associated with the possibility of self-expression, the ability to change the professional environment, improve social status and level of education.

Keyword: innovative activity of the teacher, innovative potential of the teacher, readiness of the teacher to innovative activity, problems of implementation of innovative activity.

Социальная ситуация в современном обществе требует становления развивающейся школы, в которой активно протекают инновационные процессы. Инновационная деятельность педагога — это важная необходимая составляющая образовательного процесса, направленная на достижение высоких образовательных результатов учащихся. В связи с этим выдвигаются две основные идеи, которые стоят за этим явлением. Во-первых, это определение целей и направление развития образовательных нововведений, места инноваций в педагогическом процессе, поиск возможностей для воплощения и популяризации идей. Во-вторых, привлечение творческих, талантливых педагогов, имеющих инновационный потенциал к осуществлению данной деятельности. В том числе молодых специалистов, выпускников педагогических вузов. [6]

Одним из актуальных направлений инновационной деятельности в образовательном учреждении является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Успех этой деятельности во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, уровня сформированности его исследовательских умений, успешности его участия как ключевой фигуры в процессе реализации инноваций. [3]

Дадим определение понятию «инновационный потенциал учителя». Определенный вклад в разработку данного понятия вносит Е. А. Пагнаева. Она определяет инновационный потенциал учителя как «интегральную профессионально-личностную характеристику, в которой отражается совокупность реализуемой в ходе педагогической деятельности инновационных знаний, умений, опыта и резервных мотивационно-ценностных аспектов интеллектуальных способностей и представляемых организацией возможностей применения инноваций в педагогическом труде». Необходимым условием реализации инновационной деятельности педагога является умение снимать инновационные барьеры. [4]

В МАОУ СОШ № 10 имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова города Реж было проведено микроисследование по определению готовности учителей к осуществлению инновационной деятельности, в том числе и проектно-исследовательской. В ходе работы учителя данного образовательного учреждения столкнулись с проблемой продуктивного осуществления проектно-исследовательской деятельности, как в урочной, так и во внеурочной образовательной и воспитательной деятельности. Отметим, что в школе сложился опытный педагогический коллектив, в состав которого входят учителя с многолетним педагогическим стажем, так и молодые специалисты, выпускники педагогических вузов. В рамках проведенного анкетирования необходимо было оценить уровень инновационного потенциала коллектива школы.

Было предусмотрено решение нескольких задач:

  1. Определить готовность учителей к инновационной деятельности.
  2. Выявить проблемы, препятствующие учителю в осуществлении проектно-исследовательской деятельности.
  3. Принять управленческие решения по коррекции выявленных проблем.

Объектом исследования стала система проектно-исследовательской деятельности в школе, а предметом — условия и факторы, способствующие и препятствующие учителям к внедрению и распространению инноваций. В микроисследовании использовался вариант анкеты «Готовность учителя к инновационной деятельности», разработанный М. Д. Матюшкиной. [2]

Первый раздел фиксирует признаки, отражающий ценностно-мотивационный и эмоционально-волевой аспект инновационного потенциала. По результатам первого блока, удалось выявить, что для 69 % педагогического коллектива интерес к инновациям привлекателен. Отметим, что это большинство из тех учителей, которые уже участвуют в реализации проектно-исследовательской деятельности. Среди затруднившихся с ответом есть учителя, только начинающие работать в этой области, а также опытные учителя, не проявляющие интереса и инициативы к внедрению и распространению инноваций.

Второй раздел определяет признаки, отражающий когнитивно-интеллектуальный аспект инновационного потенциала. Учитель оценивает себя, свои знания и умения в области инновационной деятельности. Выявленные проблемы: учителя считают, что инновационная деятельность плохо стимулируется материально. Около половины членов педагогического коллектива чувствуют себя в изоляции от научных достижений, не находя поддержки своей деятельности со стороны науки, не получая должной информации о новых идеях и методах обучения и воспитания.

Третий раздел утверждает признаки, отражающие коммуникативно-интеллектуальный аспект. Результаты показали, что коммуникативно-информационный аспект был оценен учителями на среднем уровне. Отмечается высокое использование ИКТ для организации учебной и внеучебной проектно-исследовательской деятельности, регулярность проведения семинаров, посвященных новому в педагогической практике. Однако ответы респондентов говорят о низкой эффективности сотрудничества ОУ с другими школами по вопросам педагогических инноваций.

Четвертый раздел устанавливает признаки, отражающие организационно-технологический аспект инновационного потенциала. Этот аспект инновационной деятельности был оценен достаточно низко, сформированность инновационной деятельности в ОУ находится на низком уровне, как и научный потенциал для обеспечения инновационной деятельности. Наиболее низко оцениваются вовлечение родителей в решение внутришкольных проблем ОУ, а также уровень образовательной мотивации школьников.

Проведенное анкетирование учителей позволяет сделать следующие выводы:

  1. Интерес к инновациям у учителей является осознанным. Позитивные последствия инновационной деятельности им понятны.
  2. Учителя обладают нужными личностными качествами, позволяющими осуществлять инновационную деятельность.
  3. Для реализации жизненных планов учителя готовы приложить силы и труд, готовы к общекультурному и профессиональному развитию, открыты для использования опыта профессионалов. [1]

Предложен ряд мероприятий по устранению выявленных проблем для повышения инновационного потенциала педагогического коллектива. (см. таблицу)

Проблема

Меры по устранению проблемы

Новые учителя, прибывшие в коллектив, а также некоторые учителя преклонного возраста сомневаются в привлекательности для них инноваций

1. Вовлечь в экспериментальную деятельность прибывших в коллектив новых учителей.

2. Привлечь к работе с пожилыми учителями школьного педагога-психолога.

Недостаток времени и сил не позволяет учителям создавать и применять педагогические нововведения

Рассмотреть возможность разгрузки педагогов-новаторов без материального ущемления

Новаторские усилия учителей плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется

Пропагандировать передовой педагогический опыт учителей в коллективе, создать с помощью методических объединений «копилку идей и находок»

Учителя плохо владеют технологией проектно-исследовательской деятельности

Организовать с помощью методических объединений учебу учителей по овладению технологией проектно-исследовательской деятельности, инновационных методик и технологий организации образовательного процесса

Слабая связь науки и практики тормозит внедрение новшеств в массовую практику

Организовать на заседаниях методических объединений регулярное ознакомление учителей с новыми идеями, методами и педагогическими технологиями

Новаторские усилия учителей плохо поощряются, их педагогический опыт не распространяется

Пропагандировать передовой педагогический опыт учителей в коллективе, создать с помощью методических объединений «копилку идей и находок», участие учителей в научно-педагогических конференциях

Проведенное анкетирование показало, что в достаточно зрелом педагогическом коллективе, имеющем опыт внедрения инновационной деятельности, имеются проблемы, сопровождающие проектно-исследовательскую деятельность учителей. Полученные результаты помогли выявить и частично устранить проблемы по реализации инновационной деятельности. Во-первых, разработанный алгоритм действий позволил школьному руководству скорректировать контроль за качеством образования в школе, во-вторых, анализ выявленных проблем научил учителей в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в типичных ситуациях их профессиональной деятельности, повысился профессиональный уровень педагогического мастерства. [5]

Таким образом, формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и компетенциях. Выпускник педагогического вуза, планирующий свою дальнейшую деятельность в образовательном учреждении, должен обладать высоким инновационным потенциалом.

Литература:

  1. Борисова Н. Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с.16–21.
  2. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М., Центр «Педагогический поиск», 2000.
  3. Курманова Э. А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, №.3, 2011, с.28–30.
  4. Современный словарь по педагогике/сост. е.С. Рапацевич. Минск,2001.
  5. Солодухина О. А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с.12–13.
  6. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. — М., Новая школа, 1998.

Ключевые слова

инновационная деятельность учителя, инновационный потенциал учителя, готовность педагога к инновационной деятельности, проблемы реализации инновационной деятельности