Сложности в работе сотрудников детского оздоровительного лагеря социального обслуживания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 22. Социология

Опубликовано в

международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Симонова Д. А. Сложности в работе сотрудников детского оздоровительного лагеря социального обслуживания [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 47-50. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15171/ (дата обращения: 15.11.2019).



Миссия детского оздоровительного лагеря социального обслуживания — повышение самооценки у ребенка, профилактика девиантного поведения и привитие ребенку социально значимых понятий, таких как семья, красота, Родина и др.

Для эффективной работы сотрудники ДОЛ должны жить в быстром ритме на протяжении всей смены. Обязанность сотрудников — находить контакт не только с детьми, но и с коллегами, руководством лагеря и с родителями.

Ежеминутно происходит смена деятельности. Большой процент всех сотрудников детского оздоровительного лагеря составляют вожатые, которые и организуют отдых и оздоровление детей на смене. Как правило, вожатые — это студенты и не всегда педагогических специальностей. У них чаще всего мало или совсем нет опыта работы с детьми. Но при этом вожатые берут на себя ответственность за детей, в том числе и уголовную, к чему бывают просто не готовы ни физически, ни морально.

Каждый сотрудник должен пройти «Школу вожатых» или курсы по подготовке «Основы вожатской деятельности», на которых преподаются базовые вещи: как сопровождать детей в поезде, на какие этапы делится смена, как взаимодействовать с «залом» и т. д. Упор обычно делается на игротеке, из чего следует, что сотрудники просто не готовы к работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, так как все школы готовят по стандартной методике, не затрагивая глубинные темы и специфику лагерей. Например, какие категории детей приезжают в детские оздоровительные лагеря, какие особенности у семей, которым оказывается государственная поддержка и т. д. Поэтому из-за незнания глубинных тем, а также характеристики семей, вожатые проводят классические игры «на сплочение», в которых участвует весь отряд. Часто такие игры бывают «тактильными», к которым не каждый ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, бывает готов из-за различных семейных проблем (насилие в семье и др.)

В профессиональном стандарте «Специалиста, участвующего в организации детского коллектива (вожатый)» от 25 декабря 2018г. № 8440н указано, что все трудовые функции оказываются «под руководством педагогического работника» [1], однако в штатном распределении нет такого количества педагогических сотрудников, чтобы их можно было закрепить за одним отрядом. И остальные сотрудники детского оздоровительного лагеря, которые оказывают непосредственное влияние на детей в лагере, не находятся с детьми круглосуточно, поэтому вся ответственность лежит на вожатых.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, характеризуются тем, что:

– делают то, что, как правило, раздражает других;

– часто бывают несдержанными;

– отказываются за собой убираться;

– часто сердятся на окружающих, возмущаются;

– сквернословят и говорят непристойности;

– жестоки по отношению к младшим и животным и др.

– часто обвиняют других в своих ошибках;

– недоброжелательны и мстительны и др.

В детских лагерях социального обслуживания есть психолог, социальный педагог, старший воспитатель, которые рассказывают детям, что такое поведение неприемлемо не только в лагере, но и за его пределами. Однако не все сотрудники знают, как справляться с таким поведением у детей и как его перенаправить в правильное русло, сотрудники обычно аргументируют возникшие ситуации тем, что такие дети «неуправляемые».

Интенсивность деятельности, о которой упоминалось ранее, оказывается слишком интенсивной, в отличии от представлений будущих сотрудников. Вследствие чего у сотрудников начинается профессиональное выгорание на фоне постоянного стресса, недосыпа и эмоциональной загруженности, а также в отсутствие «моментальной» отдачи от детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в следствии чего сотрудники чувствуют свою бесполезность в работе. Отдача может проявится через какое-то время, иногда для этого нужны годы. Все эти проблемы ведут в тому, что, поработав 1 смену сотрудники просто не хотят связывать свою деятельность с «социальными детьми», из-за чего наблюдается большая текучка кадров.

Не менее важная проблема — заработная плата. Финансовая составляющая играет немаловажную роль в восприятии важности возложенных на тебя обязанностей. Чем ответственнее работа, тем выше она должна оплачиваться. Однако в детских лагерях уровень заработной платы не дает сотруднику ощущения всей важности и ответственности его работы, поэтому многие и к своим обязанностям подходят недостаточно серьезно.

Также для работы в лагере, каждый сотрудник должен ориентироваться в большом количестве нормативно-правовых документов, а именно:

– Конвенция ООН о правах ребенка;

– Конституция Российской Федерации

– Гражданский кодекс Российской Федерации;

– Семейный кодекс Российской Федерации;

– Трудовой кодекс Российской Федерации;

– Уголовный кодекс Российской Федерации;

– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013 г.);

– Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ;

– Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ;

– Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 2 декабря 2013 г. № 328-ФЗ;

– Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ;

– Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 г.; № 149-ФЗ

– Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ;

– Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761);

– Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»»;

– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;

– Указ Президента РФ № 543 от 1.06.1992 г. «О первоочередных мера по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

– Указ Президента РФ от 10.09.2012 г. № 1274 «О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (вместе с «Положением о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»);

– Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;

– Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

– Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887–2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»;

– Приказ Министерства образования и науки РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. № 1008;

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.12.2013 г. № 1348 «О внесении изменений в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. № 513».

– Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»;

– Приказ Министерства образования и науки РФ «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277–03»»;

– Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (для соответствующего типа организации отдыха детей и их оздоровления);

– План мероприятий («дорожная карта»). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 г. № 2620-р);

– Рекомендации Министерства образования и науки РФ по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей, подростков (31.08.2011 г.);

– «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. ГОСТ Р 52887–2007» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 г. № 565-ст);

– Методические МР 2.4.4.0011–10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24 сентября 2010 года;

– Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (Письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463 / 06);

– Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (создание авторских программ работы педагогических кадров). (Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 г. № 09–260);

– Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.09. 2006 г.

Необходимость знать такое количество нормативных документов просто отпугивает будущих сотрудников, так как они изначально настраиваются именно на помощь и отдачу детям, а на них сразу навешивают такой объем ответственности, после чего потенциальные сотрудники задумываются: «А нужно ли это им? Да ещё и за такую заработную плату?».

Однако несмотря на все сложности, каждый сотрудник должен осознать, что только он может подарить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, любовь и поддержку, которой ему так не хватает. Проведенная смена должна остаться в каждом ребёнке позитивным воспоминанием, открытием самого себя.

Детский оздоровительный лагерь — это важная ступень на пути социализации ребенка. Лагерь, как чрезвычайно эмоциональная среда, способен дать очень сильные импульсы, важные для будущего в целом, так как показывает детям новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности. Роль детских организаций — помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым и найти себя.

Как уже понятно из статьи работа в детском оздоровительном лагере — дело крайне ответственное, серьёзное и сложное. Но никакие трудности не смогут омрачить вашей радости, когда маленький человек с уважением и восхищением заглянет в твои глаза, это дорогого стоит.

Литература:

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018г. № 8440н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» (с изменениями на 11 февраля 2019 года). URL: https://base.garant.ru/72150204/.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, ребенок, трудная жизненная ситуация, сотрудник, детский оздоровительный лагерь, наука РФ, Приказ Министерства образования, Национальная стратегия действий, интерес детей, Указ Президента РФ.

Похожие статьи

Проблемы безопасности детей в Российской Федерации

Таким образом, Национальная стратегия действий в интересах детей затрагивает, как общие, так и конкретные проблемы в данной сфере. В Российской Федерации должны быть созданы все условия для всестороннего развития личности ребенка, его воспитания, образования и...

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детей-сирот, социальное... Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его...

Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения...

Вопросы улучшения положения детей, семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России. На их решение ориентировал органы государственной власти и общество Президент Российской Федерации в своем Послании...

Правовая деятельность школы по защите жизнедеятельности...

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ, социальная защита, семья, социальная защита детей-сирот, Семейный кодекс, мой взгляд. попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок...

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми

Институциональными структурами деятельности по выявлению детей с особенностями в физическом и психическом развитии или отклонениями...

Совершенствование системы управления дополнительными...

7. Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017г. 8. Приоритетный национальный проект «Образование».

10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования...

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

лагерь, ребенок, особый социальный институт, летний оздоровительный лагерь, век, дополнительное образование детей, детская, Российская Федерация, детский лагерь, государственная поддержка. Похожие статьи.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в...

Похожие статьи

Проблемы безопасности детей в Российской Федерации

Таким образом, Национальная стратегия действий в интересах детей затрагивает, как общие, так и конкретные проблемы в данной сфере. В Российской Федерации должны быть созданы все условия для всестороннего развития личности ребенка, его воспитания, образования и...

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка, государственный банк данных, Россия, социальная поддержка детей-сирот, социальное... Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его...

Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения...

Вопросы улучшения положения детей, семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России. На их решение ориентировал органы государственной власти и общество Президент Российской Федерации в своем Послании...

Правовая деятельность школы по защите жизнедеятельности...

ребенок, попечение родителей, Российская Федерация, Конституция РФ, социальная защита, семья, социальная защита детей-сирот, Семейный кодекс, мой взгляд. попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, трудная жизненная ситуация, законный интерес ребенка...

инклюзивное образование, Российская Федерация, ребенок...

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми

Институциональными структурами деятельности по выявлению детей с особенностями в физическом и психическом развитии или отклонениями...

Совершенствование системы управления дополнительными...

7. Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017г. 8. Приоритетный национальный проект «Образование».

10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования...

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

лагерь, ребенок, особый социальный институт, летний оздоровительный лагерь, век, дополнительное образование детей, детская, Российская Федерация, детский лагерь, государственная поддержка. Похожие статьи.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Действующая ранее Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [3], в которой была выстроена

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в...