Единое лабораторное пространство | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Медицина и фармакология

Опубликовано в

международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 30.05.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Крякова М. Ю. Единое лабораторное пространство [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15132/ (дата обращения: 17.07.2019).



В статье рассматривается необходимость использования цифровых технологий в здравоохранении, в частности в клинической лабораторной диагностике. Современное цифровое государство должно работать на повышение качества услуг населению, повышение качества услуг клинико-диагностических лабораторий, повышение престижа клинической лабораторной диагностики.

Ключевые слова: клиническая лабораторная диагностика, цифровизация, «Единое лабораторное пространство».

Идея создания «Единого лабораторного пространства» — это идея объединить получаемые из разных клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) результаты исследований на одного пациента в одной информационной базе данных. По аналогии с лабораторными информационными системами, которые в пределах одной лаборатории объединяют различные структурные подразделения, анализаторы, различные виды исследований (общеклинические, биохимические, иммунологические и другие) в одной информационной базе.

Например, «Единое лабораторное пространство» в пределах г. Москвы будет объединять клинико-диагностические лаборатории разных форм собственности в одну информационную базу, куда будут попадать все результаты исследований по конкретному пациенту. В «Едином лабораторном пространстве» формируется Личный кабинет пациента, привязанный к паспортным данным гражданина РФ. При наличии функций оповещения о готовности результатов исследований (SMS-оповещение, оповещение по электронной почте или при наличии специального приложения на смартфоне) пациент намного раньше будет узнавать о готовности результатов. «Единое лабораторное пространство» должно быть защищено от любого несанкционированного доступа, пациенты должны иметь пароли для доступа к результатам исследований, информация не должна попадать третьим лицам (ФЗ № 2300–1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г., ФЗ № 152 «О персональных данных» от 27.07.2006 г., ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 г., статья 13 Соблюдение врачебной тайны).

Должна быть возможность получения электронной подписи врача клинической лабораторной диагностики, который выполнял исследование, печать лаборатории на электронном варианте результатов исследований, отметка об используемом оборудовании, о реагентах, на которых выполнялись исследования.

Пациент или его лечащий врач будут информированы о том, кто, как, когда и где выполнял исследование, что будет способствовать повышению доверия пациентов и врачей-клиницистов к услугам клинико-диагностических лабораторий, будет повышать престиж самих лабораторий.

Например, пациент сдает анализы в одном ЛПУ, которое, в свою очередь направляет биоматериал пациента в 2–3 лаборатории (исходя из цен на исследования).

Но результаты из одной лаборатории могут быть готовы позже, чем в другой. Результаты из одной лаборатории могут быть доставлены в ЛПУ курьером позже, чем из другой лаборатории. Соответственно, увеличивается время обследования пациента, время постановки диагноза и начала лечения. При использовании «Единого лабораторного пространства» информация непосредственно после получения результата исследования будет выгружаться в единую базу и поступать в руки пациента раньше.

Не редки случаи, когда результаты исследований из лабораторий теряются и не поступают к пациентам и врачам. Выгрузка на электронные носители будет минимизировать количество таких случаев вплоть до 0.

Пациент может самостоятельно сдать анализы в нескольких лабораториях: в одной лаборатории его устроила цена на общеклинические исследования, в другой — на биохимические, либо во второй лаборатории выполняются редкие специализированные исследования (например, генетические).

«Единое лабораторное пространство» поможет сократить время от получения результата исследования в лаборатории до попадания результата в руки пациента.

Для возможности присоединения клинико-диагностической лаборатории к «Единому лабораторному пространству», лаборатория должна быть оснащена лабораторной информационной системой — ЛИС, с возможностью интеграции с «Единым лабораторным пространством. Это послужит предпосылкой и стимулом для:

1) использования лабораториями лабораторных информационных систем, так как на данный момент многие государственные лаборатории ЛИС не используют;

2) расширения государственно-частного партнерства между ЛПУ и частными клинико-диагностическими лабораториями;

3) информация из КДЛ будет более открытой (как уже упоминалось выше) — пациенты и врачи будут знать, кто, на каком оборудовании, какими реагентами выполнял исследование; это будет способствовать повышению престижа лабораторий и созданию доверительных отношений между лабораторным звеном здравоохранения, врачами-клиницистами и пациентами;

4) при использовании ЛПУ медицинских информационных систем, а лабораториями — лабораторных информационных систем, интегрированных между собой, должно снизиться количество дублирующих исследований, утерянных результатов исследований и повторных назначений. Врач будет назначать исследование непосредственно в ЛИС или МИС, пациенту останется только дойти до лаборатории, а специалисты лабораторной службы уже будут знать, на какое исследование делать забор биоматериала пациента.

Если пациент проходит периодические обследования по состоянию здоровья, при этом сдает анализы в разных лабораториях, информация на бумажных носителях может теряться, делать запросы в лаборатории не всегда удобно, занимает какое-то время, а информация в единой базе данных будет храниться. Это может быть полезным и нужным для пациентов, которые поменяли место жительства, уехали в другой город. Либо если пациент проходил лечение в специализированном учреждении, а за динамикой своего состояния наблюдает по месту жительства. Это полезно, если пациент проходит неоднократные обследования в одних ЛПУ, потом в других, а на лечение отправляется в третьи (пациенты с онкологическими заболеваниями, редкими генетическими, аутоиммунными заболеваниями), и чтобы каждый раз не делать выписки с результатами исследований и по несколько раз не сдавать одни и те же анализы, «Единое лабораторное пространство» будет хранить всю необходимую информацию.

Появится возможность у лабораторной службы нашей страны собирать статистические данные по ошибкам на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах и обрабатывать их в более короткие сроки. Не все лаборатории отслеживают такие ошибки, сообщают о них, не всегда есть возможность отследить утерянные результаты исследований и выяснить причину произошедшего — потеряли в лаборатории или потерял курьер при доставке.

«Единое лабораторное пространство» поможет повысить качество оказываемых лабораториями услуг, поднять их на более высокий, современный уровень. Когда речь идет о цифровом государстве, цифровизация должна затрагивать социально значимые сферы и не должна обходить стороной здравоохранение.

Литература:

  1. Карнаушенко Л. В., «Электронное государство в России: проблемы и перспективы»; Юрист-Правоведъ, 2018, № 1 (84), сс 17–21
  2. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ, электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
  3. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ, электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
  4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей», электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/

Ключевые слова

клиническая лабораторная диагностика, цифровизация, «Единое лабораторное пространство»