Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Бочарова К. А. Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 50-51. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15121/ (дата обращения: 20.07.2019).



Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения.

Ключевые слова: профессиональное развитие, личность сотрудника уголовно-исправительного учреждения, психологическая служба, профессиональная деформация.

На современном этапе общественного развития отдельные аспекты формирования личности, в том числе и в рамках профессионального развития находится под пристальным вниманием психологов. Столь высокий интерес к исследованию личности, а также актуальность ее дальнейшего изучения связаны с ее междисциплинарным характером, который приводит к необходимости изучения огромного числа факторов и условий, оказывающих влияние на ее становление и развитие.

Профессиональное развитие личности, рассматриваемое с позиций системного подхода, представляет собой не статическое, а динамическое, непрерывно изменяющееся состояние человека. В процессе овладения профессиональной ролью профессионально важные качества субъекта труда развиваются, складываются приемы их компенсации, деятельность приобретает качественно новые характеристики. Меняется «удельный вес» отдельных профессионально важных качеств по мере перехода от нижнего уровня профессиональной успешности — к более высокому.

Прохождение службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы ФСИН России предъявляет повышенные требования к нравственным качествам сотрудников, уровню их эмоциональной выдержки, терпимости, самообладанию, наличию социального иммунитета к возможному воздействию криминальной субкультуры и иных неблагополучных факторов. К ним можно отнести относительно невысокий уровень заработной платы, напряженный характер труда, отдаленность большинства учреждений такого рода от крупных центров. Как следствие, престиж этой профессии находится на достаточно низком уровне.

В процессе прохождения службы сотрудники уголовно-исполнительной системы под воздействием специфичных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности подвержены профессиональной деформации.

Для повышения уровня престижа профессии, профилактики профессиональной деформации сотрудников в данной системе необходима не только традиционная кадровая работа, но и работа психологов.

На сегодняшний день многие учреждения уголовно-исполнительной системы обладают сложившейся структурой психологического обеспечения работы с кадрами, которая строится на профессионально-психологическом отборе кандидатов на службу, оказании помощи в адаптации вновь принятым на службу сотрудникам, психологическом обеспечении работы с резервом кадров на выдвижение, психологической подготовке персонала, психологическом сопровождении отделов специального назначения и оперативно-режимных служб подразделений уголовно-исправительной системы [1].

Одним из важных направлений работы психологической службы уголовно-исполнительной системы является контроль состояния морально-психологического климата в коллективе, профилактика деструктивных явлений и профессиональной деформации личности. Эта работа проводится психологами учреждений в тесном взаимодействии с отделами по работе с личным составом учреждений.

Руководством отдела на каждого сотрудника составляется и ведется дневник индивидуально-воспитательной работы, в котором отражаются мероприятия по организации психолого-воспитательной работы, проводимой с сотрудником в части профилактики и недопущения вступления в неслужебные связи со спецконтингентом, нарушений режимных требований, а в разделе «Психологические мероприятия» психологом учреждения вносятся данные о типе темперамента сотрудника, психологическом климате в его семье, взаимоотношениях с коллективом, а также рекомендованных способах психологической регуляции и саморегуляции индивидуально для каждого сотрудника.

Показательно, что, несмотря на сложные условия работы, высокую эмоциональную напряженность, работа в уголовно-исполнительной системе является стабильной и дает возможность профессионального развития личности через преодоление трудностей службы, приобретения психологической устойчивости к негативному воздействию среды, наработку таких качеств, как: мужественность, решительность, самодисциплина, твердость и бескомпромиссность в вопросах службы, мгновенная реакция, и многих других, необходимых сотруднику УИС в служебной деятельности.

Для выработки профессионально-важных качеств, молодые сотрудники, прибывая в учреждение, в обязательном порядке проходят период стажировки в должности от трёх до шести месяцев под руководством наставников из числа более опытных сотрудников и постоянной поддержке психологов учреждения, оказывающих помощь сотрудникам в активизации внутренних возможностей для наработки и развитии тех индивидуальных качеств личности, которые необходимы сотруднику данной службы для исполнения своих служебных обязанностей или дают рекомендации руководству отделов и служб для перевода сотрудника в другой отдел или службы, если развитие этих качеств по тем или иным причинам затруднено или невозможно. Результатом этой работы становится формирование особого типа личности сотрудника уголовно-исправительной системы, его морального облика со своей спецификой, имеющей профессиональную значимость в осуществляемой деятельности.

Таким образом, качественное психологическое обеспечение, грамотное использование методов и методик психологического воздействия, психологическая профилактика причин, способствующих проявлению профессиональных деструкций, способствуют профессиональному развитию личности сотрудника исправительного учреждения и предотвращению профессиональной деформации личности.

Сотрудники уголовно-исправительной системы имеют все необходимые возможности для профессионального роста и развития личности, такие как: бесплатное обучение в ведомственных высших учебных заведениях, обязательное периодическое повышение квалификации, физическая подготовка, психологическое сопровождение службы, что позволяет сотруднику всегда быть в хорошей физической и психологической форме. В уголовно-исполнительной системе в связи со спецификой деятельности существует довольно быстрый карьерный рост, что также является мотивацией сотрудников к постоянному личностному и профессиональному развитию.

Литература:

  1. Дебольский, М. Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы // Энциклопедия юридической психологии / М. Г. Дебольский. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 420 с.

Ключевые слова

психологическая служба, профессиональное развитие, профессиональная деформация, личность сотрудника уголовно-исправительного учреждения