Корпоративный лоббизм в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Селифанов Н. В. Корпоративный лоббизм в России [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 43-46. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15079/ (дата обращения: 21.11.2019).



Лоббизм как понятие существует в России уже более десятка лет. Основной проблемой лоббизма в нашей стране является отсутствие правового урегулирования данной деятельности. Несмотря на восемь попыток урегулировать взаимоотношения власти и групп интересов, на 2019 год достигнуть консенсуса не удалось, но работы по созданию системы урегулирования ведутся по сей день.

В России лоббизм носит уникальный, самобытный характер. Однако в глазах общественности этот характер носит скорее негативный оттенок. «Лоббизм в России часто приравнивают к коррупции. Но, в отличие от коррупции, лоббизм — неотъемлемая часть политического процесса» (А. Б. Выборный). Мнение о нечестности и продажности системы лоббизма в России распространено настолько широко, что оппозиционные политические деятели активно настаивают на том, что лоббизм является «инструментом олигархата». Это происходит из-за того, что в нашей стране высокий уровень распространения получил так называемый теневой лоббизм. В виду того, что операции теневого лоббизма никак не возможно контролировать, в глазах большинства он тождественен коррупции. Негативное отношение к институту лоббизма я считаю крупной проблемой, сопряженной с рекордным падением уровня доверия к власти в России, по данным американской исследовательской компании Edelman.

C:\Users\User\Desktop\Учеба\Статья\1.jpg

По мнению народа, высоко «сидящие» экономические лидеры продвигают законопроекты исключительно в своих корпоративных интересах. И правда, если рассмотреть предоставленный «Независимой газетой» список ведущих лоббистов страны, мы увидим представителей крупнейших и влиятельнейших корпораций нашей страны. Подобное явление называется корпоративной моделью представительства интересов. Но, прежде чем давать негативную оценку данной ситуации, следует рассмотреть исторически сложившуюся ситуацию взаимоотношения политики и экономики. Мировые политические отношения сейчас продолжают переживать период своей трансформации. Различия между народами разных стран постепенно стираются, и как следствие большинство стран действуют на мировой арене отношений. Политические интересы государств все чаще сводятся к экономическим интересам. Существуют определенные площадки для лоббистской деятельности транснациональных корпораций. Корпорации и крупный бизнес обычно имеют своих неофициальных представителей в органах исполнительной власти. Главным аспектом деятельности является достижения для компании благоприятного режима деятельности. Мы можем обратить внимание на иностранный опыт взаимоотношений бизнеса и власти.

Вашингтон является своеобразной колыбелью лоббизма. По статистике, на данный момент там насчитывается более 300 корпораций, которые лично занимаются лоббистской деятельностью, не прибегая к услугам посредников. А общее количество зарегистрированных лоббистских организаций достигает 14 тысяч. Именно в Вашингтоне исторически развивался институт лоббизма, и строились его законы. Изначально ведущим инструментом действительно являлся подкуп, затем средства и методы совершенствовались, выстраиваясь в современную — косвенную структуру, лоббизм является плодом деятельности группы людей а не конкретных индивидов. Как следствие уровень коррупции значительно снижается. В Англии же, открытое лоббирование идет в разрез с принципами власти. Но это не мешает крупным компаниям вести лоббистскую деятельность, выделяя средства на благотворительность, соперничая в этом. В Германии совмещение поста в правительстве с высокой должностью в коммерческой организации невозможно, однако для депутатов парламента ограничений нет. Компании заручаются поддержкой конкретных депутатов, а те в свою очередь ведут деятельность по достижению интересов подопечной компании. Таким образом, лоббистская деятельность корпораций и крупного бизнеса в России не является чем-то необычным. Желания организовывать свою деятельность с максимальной эффективностью для любой фирмы естественны, поэтому речи о «диктатуре олигархата» идти не может.

Но для решения существующей проблемы лоббизма в нашей стране и не следует переубеждать население в непричастности экономических лидеров к бедам населения. Я вижу два необходимых пункта, на пути к оздоровлению системы лоббизма.

Первым, естественно, является законодательное закрепление лоббистской деятельности в России, в сторону освещения происходящих в ней процессов. Корпоративная модель представительства сложилась не только в Российской Федерации, но непрозрачность действий корпораций является тем камнем преткновения, который создает негативную окраску лоббирования в нашей стране и подрывает авторитет власти.

Вторым пунктом является создание структуры, в которой некорпоративные группы интересов могли бы лоббировать свои предложения. Ключевой проблемой в России является не только отсутствие контроля над лоббированием, но и недостаток возможности лоббировать свои интересы у групп интересов из простого народа. Поскольку в нашей стране суперпрезидентская система правления, правовой статус и полномочия главы государства приводят к тому, что «центр активности» лоббистов находится в администрации президента и правительстве. Оказывать влияние на Парламент или Правительство, не заручившись поддержкой Президента страны, не имеет смысла. Обратные же действия не только оправданы, но и являются наиболее результативными. В данном случае, при разработке законопроекта по контролю лоббирования в России следует учитывать этот пункт, и дать Парламенту больше полномочий по реализации интересов групп давления.

Если в нашей стране лоббистские процессы станут прозрачными и у некоммерческих групп интересов появятся инструменты по реализации своих идей, проблема недоверия к правительству и восприятия лоббизма как разновидности коррупции отпадет сама собой.

Литература:

  1. Фельдман Павел Яковлевич «Нужен ли в России закон о лоббизме?» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhen-li-v-rossii-zakon-o-lobbizme
  2. Выборный А. Б. «Лоббизм. Время» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/lobbizm-vremya
  3. Бинецкий А. Э. «Лоббизм в современном мире». М., 2013.
  4. Шохин Александр Николаевич «Лоббистская деятельность бизнеса в европейском Союзе: практика, возможности, технологии» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/lobbistskaya-deyatelnost-biznesa-v-evropeyskom-soyuze-praktika-vozmozhnosti-tehnologii
  5. Колупаева Юлия Вячеславовна «Лоббирование интересов транснациональных корпораций в Евросоюзе» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/lobbirovanie-interesov-transnatsionalnyh-korporatsiy-v-evrosoyuze
  6. Белоусов Александр Борисович «Современная практика лоббизма в США» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-praktika-lobbizma-v-ssha
  7. Интернет ресурс: https://www.edelman.com/
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, лоббистская деятельность, Вашингтон, группа интересов, институт лоббизма, крупный бизнес, лоббизм.

Похожие статьи

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы...

Основные термины (генерируются автоматически): лоббизм, лоббистская деятельность, орган власти, цель принятия, группа

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления, группа интересов, лоббист.

Юридические особенности лоббирования в России

Крамченков С. И. Институционализация лоббизма в современной России (социологический анализ)

Чернышева В. А. Лоббирование интересов бизнеса в политических органах и институтах

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий...

Модели регулирования лоббистской деятельности

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов.

Юридические особенности лоббирования в России. Чернышева В. А. Лоббирование интересов бизнеса в политических органах и институтах ЕС...

Лоббизм как общественно-политическое явление

В системе лоббизма преследуются самые разнообразные цели и интересы: политические

Лоббизм в России еще не воспринял нормы и ценности цивилизованного лоббизма и не стал

Например, основными потребителями лоббистской деятельности являются крупные...

Лоббизм в правоприменительном процессе РФ | Статья в журнале...

За последние два десятка лет с увеличением гражданско-правовой активности граждан, желания наиболее полно использовать свои права и обязанности, группы давления значительно увеличили опыт и практику участия в правоприменительной деятельности органов...

Особенности правового регулирования лоббистской...

Лоббизм в США, как осуществляется лоббизм в США что можно позаимствовать для России

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов

лоббистская деятельность, публичная власть, Россия, коррупция, лоббирование, орган, лоббист, дача...

Структура и содержание лоббистского правоотношения

лоббистское правоотношение, лоббистская деятельность, орган власти, лоббист, группа интересов, лицо, интерес, лоббистское отношение

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления...

Как создать цивилизованную систему регулирования лоббистской...

Лоббизм, как явление, возникает тогда, когда в обществе появляются социально-оформленные группы интересов. Группа интересовгруппа, которая выдвигает определённые требования к другим группам для поддержания или укрепления своих интересов.

Легализация лоббирования как средство борьбы с коррупцией...

Регулирование лоббизма и борьба с коррупцией — различные направления правового

Васильева С. В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий...

Похожие статьи

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы...

Основные термины (генерируются автоматически): лоббизм, лоббистская деятельность, орган власти, цель принятия, группа

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления, группа интересов, лоббист.

Юридические особенности лоббирования в России

Крамченков С. И. Институционализация лоббизма в современной России (социологический анализ)

Чернышева В. А. Лоббирование интересов бизнеса в политических органах и институтах

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий...

Модели регулирования лоббистской деятельности

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов, функциональное представительство интересов.

Юридические особенности лоббирования в России. Чернышева В. А. Лоббирование интересов бизнеса в политических органах и институтах ЕС...

Лоббизм как общественно-политическое явление

В системе лоббизма преследуются самые разнообразные цели и интересы: политические

Лоббизм в России еще не воспринял нормы и ценности цивилизованного лоббизма и не стал

Например, основными потребителями лоббистской деятельности являются крупные...

Лоббизм в правоприменительном процессе РФ | Статья в журнале...

За последние два десятка лет с увеличением гражданско-правовой активности граждан, желания наиболее полно использовать свои права и обязанности, группы давления значительно увеличили опыт и практику участия в правоприменительной деятельности органов...

Особенности правового регулирования лоббистской...

Лоббизм в США, как осуществляется лоббизм в США что можно позаимствовать для России

Ключевые слова: лоббизм, лоббистская деятельность, группы интересов

лоббистская деятельность, публичная власть, Россия, коррупция, лоббирование, орган, лоббист, дача...

Структура и содержание лоббистского правоотношения

лоббистское правоотношение, лоббистская деятельность, орган власти, лоббист, группа интересов, лицо, интерес, лоббистское отношение

лоббистская деятельность, Великобритания, Канада, США, лоббизм, регулирование лоббизма, Россия, группа давления...

Как создать цивилизованную систему регулирования лоббистской...

Лоббизм, как явление, возникает тогда, когда в обществе появляются социально-оформленные группы интересов. Группа интересовгруппа, которая выдвигает определённые требования к другим группам для поддержания или укрепления своих интересов.

Легализация лоббирования как средство борьбы с коррупцией...

Регулирование лоббизма и борьба с коррупцией — различные направления правового

Васильева С. В. Правовой институт лоббизма в России: оценка законодательства и перспектив

Россия, крупный бизнес, лоббистская деятельность, бизнес, спонсор партий...