Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде
Автор: Пархоменко Елена Александровна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
Статья просмотрена: 248 раз
Библиографическое описание:
Пархоменко, Е. А. Возрастные аспекты влияния включенности в занятия спортом на социальную адаптацию личности в образовательной среде / Е. А. Пархоменко. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 17-24. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/4043/ (дата обращения: 16.11.2024).
Спорт принадлежит к видам социальной деятельности, достижение высоких результатов в которых возможно лишь при достаточно раннем включении в их освоение. В детском возрасте спорт выступает, как возможность общаться со сверстниками, стать сильным, развить свою волю, т. е. спорт оказывается только средством достижения стоящих перед детьми целей и лишь с повышением спортивной квалификации происходит изменение отношения к спорту [1, 2, 3]. С другой стороны, спортсменам приходится подчинять свою жизнь определенному режиму, вносить в неё ряд ограничений, без которых невозможно поддержание необходимой профессиональной формы. Приобретение спортивного мастерства совпадает во времени с процессом формирования личностного развития, с получением школьного образования, от уровня которого зависят возможности будущего профессионального самоопределения.
Одним из направлений нашего исследования было изучение влияния включенности в занятия спортом и возраста, а также взаимовлияния этих факторов на показатели социальной адаптации личности в социуме.
Для выявления связей между исследуемыми показателями включенности в занятия спортом, возрастом и социальной адаптации был проведен дисперсионный анализ с помощью программы «Statistica».
Результаты дисперсионного анализа, представленные в таблице 1, показали, что включенность в занятие спортом оказывает влияние на «адаптированность», «Адаптацию», «принятие других», «эмоциональную дискомфортность», «Эмоциональную комфортность», «внутренний контроль» и «Интернальность». Возраст оказывает влияния, как на общие показатели социальной адаптации, так и на интегральные показатели — «адаптированность», «Адаптацию», «непринятие себя», «Самопринятие», «принятие других», «непринятие других», «эмоциональную комфортность», «эмоциональную дискомфортность», «Эмоциональную комфортность», «внутренний контроль», «Интернальность», «Стремление к доминированию» и «Эскапизм».
В результате дисперсионного анализа, было выявлено, что на уровни социальной адаптации личности оказывает влияние как включенность в занятия спортом, так и возраст. А сочетание показателей включенности в занятия спортом и возраста, влияет на формирование показателей социальной адаптации — «адаптированность», «Адаптация», «непринятие себя», «Самопринятие», «принятие других», «непринятие других», «Эмоциональная комфортность», «внутренний контроль», «Интернальность» и «Стремление к доминированию» (табл. 1).
Таблица 1
Результаты дисперсионного анализа влияния включенности в занятия спортом и возраста на социальную адаптацию
Социальная адаптация |
Включенность в занятия спортом |
Возраст |
Включенность в занятия спортом *возраст |
|||
F |
Sig. |
F |
Sig. |
F |
Sig. |
|
адаптированность |
11,37 |
0,00* |
9,51 |
0,00* |
4,49 |
0,01* |
дезадаптированность |
0,50 |
0,48 |
21,56 |
0,00 |
6,28 |
0,00 |
Адаптация |
4,29 |
0,04* |
28,44 |
0,00* |
15,66 |
0,00* |
принятие себя |
4,36 |
0,04 |
8,37 |
0,00 |
3,89 |
0,02 |
неприятие себя |
2,05 |
0,15 |
40,75 |
0,00* |
10,55 |
0,00* |
Самопринятие |
0,07 |
0,78 |
29,79 |
0,00* |
12,06 |
0,00* |
принятие других |
8,08 |
0,00* |
7,58 |
0,00* |
8,93 |
0,00* |
непринятие других |
0,06 |
0,80 |
9,45 |
0,00* |
9,67 |
0,00* |
Принятие других |
0,96 |
0,33 |
19,38 |
0,00 |
21,09 |
0,00 |
эмоциональная комфортность |
8,77 |
0,00 |
7,13 |
0,00 |
4,10 |
0,02 |
эмоциональная дискомфортность |
11,39 |
0,00* |
10,27 |
0,00* |
3,09 |
0,05 |
Эмоциональная комфортность |
9,71 |
0,00* |
14,39 |
0,00* |
3,41 |
0,03* |
внутренний контроль |
40,66 |
0,00* |
10,18 |
0,00* |
3,63 |
0,03* |
внешний контроль |
0,00 |
0,96 |
26,51 |
0,00 |
4,82 |
0,01 |
Интернальность |
5,79 |
0,02* |
34,12 |
0,00* |
12,27 |
0,00* |
доминирование |
0,00 |
0,98 |
1,70 |
0,18 |
1,10 |
0,33 |
ведомость |
0,10 |
0,74 |
13,18 |
0,00 |
1,99 |
0,14 |
Стремление к доминированию |
0,39 |
0,53 |
10,52 |
0,00* |
3,77 |
0,02* |
Эскапизм (уход от проблем) |
0,06 |
0,81 |
3,65 |
0,03* |
0,36 |
0,70 |
Примечание: знак (*) — достоверные различия при p≤0,05.
Для более детального выявления особенностей социальной адаптации личности в образовательной среде, нами был проведен анализ средних показателей с помощью программы «Statistica», использовался метод обнаружения различий по t-критерию достоверности Стьюдента.
Сравнительный анализ возрастных групп респондентов 12–15, 16–18 и 25–30 лет, занимающиеся и не занимающиеся спортом, представлен в таблице 2.
Таблица 2
Средние значения показателей социальной адаптации у респондентов внутри возрастной группы (баллы/проценты) (Cср±d)
СПА |
Возрастные группы |
|||||
12–15 лет (n=153) |
16–18 лет (n=165) |
25–30 лет (n=131) |
||||
заним. |
не заним. |
заним. |
не заним. |
заним. |
не заним. |
|
Аа |
143,6±20,9* |
121,9±18,5 |
146,02± |
143,7±21,9 |
145,3±28,8*** |
140,9±16,4 |
Аб |
87,04±34,8 |
107,7±30,1* |
72,3±28,6 |
72,5±32,4 |
73,5±30,8*** |
60,6 ±29,2 |
А |
63,2±10,2* |
48,8±11,5 |
67,5±10,3 |
66,6±13,3 |
65,9±14,4 |
71,4±12,4*** |
Sа |
47,6±8,1* |
40,7±7,9 |
48,5±8,4 |
48,6±9,4 |
47,6±9,8 |
46,7±6,8 |
Sб |
17,4±8,5 |
24,7±7,1* |
12,2±6,8 |
11,9±7,09 |
12,8±8,1 |
10,1±7,5 |
S |
67,4±13,3* |
55,9±9,8 |
74,5±14,01 |
80,4±11,6** |
72,5±17,7 |
76,33±18,03*** |
Lа |
26,7±4,3* |
21,3±4,5 |
26,2±4,55 |
26,04±4,8 |
26,3±6,3 |
26,8±3,9 |
Lб |
16,3±7,4 |
21,3±4,45* |
14,9±6,2 |
14,8±7,2 |
16,6±7,4 |
12,5±6,7 |
L |
66,8±12,4* |
54,4±8,4 |
68,3±11,8 |
73,4±12,8** |
64,7±14,4 |
75,5±12,8*** |
Eа |
25,9±5,1 |
22,8±4,8 |
26,2±5,01 |
26,9±6,2 |
26,2±5,7 |
23,02±5,9 |
Eб |
16,4±8,4 |
22,2±6,1* |
13,6±8,5 |
13,9±9,3 |
13,7±8,2 |
17,7±12,4*** |
E |
62,9±14,2* |
50,9±5,6 |
68,3±15,8 |
68,5±17,7 |
65,2±19,6*** |
59,8±18,9 |
Iа |
54,9±9,4* |
43,3±9,1 |
57,6±9,2** |
52,01±10,05 |
57,3±11,8*** |
52,5±9,3 |
Iб |
21,8±9,8 |
27,07±6,1* |
17,2±9,9 |
15,6±10,5 |
16,1±9,8 |
12,7±8,1 |
I |
65,7±11,2* |
49,4±10,0 |
72,2±13,2 |
72,7±15,2 |
71,6±17,2 |
74,6±16,01 |
Dа |
10,2±3,4 |
9,9±4,5 |
11,3±3,4 |
10,5±4,4 |
10,5±3,1 |
11,05±3,01 |
Dб |
19,6±6,7 |
21,2±5,7 |
17,4±6,4 |
16,2±6,7 |
16,22±5,4 |
14,6±5,2 |
D |
51,01±13,5* |
46,9±15,8 |
56,6±12,2 |
55,6±18,9 |
55,0±13,2 |
62,3±11,03*** |
G |
15,6±5,4 |
15,1±5,9 |
13,4±4,6 |
14,1±5,8 |
13,6±5,0 |
13,02±4,1 |
Примечание: знак (*) — достоверные различия в возрастной группе 12–15 лет при p≤0,05; знак (**) — достоверные различия в возрастной группе 16–18 лет при p≤0,05; знак (***) — достоверные различия в возрастной группе 25–30 лет при p≤0,05. Аа — адаптированность; Аб — дезадаптированность; А — Адаптация; Sа — принятие себя; Sб — неприятие себя;S — Самопринятие; Lа — принятие других; Lб — непринятие других;L — Принятие других; Eа — эмоциональная комфортность; Eб — эмоциональная дискомфортность; E — Эмоциональная комфортность; Iа — внутренний контроль; Iб — внешний контроль; I — Интернальность; Dа — доминирование; Dб — ведомость;D — Стремление к доминированию; Эскапизм.
Сравнительный анализ возрастной группы респондентов 12–15 лет показал, что спортсмены достоверно превосходят своих сверстников по всем интегральным показателям социальной адаптации — «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность» и «Стремление к доминированию» (табл. 2).
Согласно концепции Д. Б. Эльконина [4], подростковый возраст — это период освоения социальных отношений, требующего продвижения в личностном развитии, подростки 12–15 лет имеют дополнительные ресурсы социальной адаптации, которые связаны с приобретением социального опыта. По-видимому, занятия спортом выступают для подростка на начальном этапе как привлекательная среда общения. А соответствие занятий спортом стереотипу мужественности является позитивным фактором, благоприятствующим благополучию взаимоотношений с социальным окружением. Поэтому, мы наблюдаем, что спортсмены более адаптированы, более довольны собой и ориентированы на других, более эмоциональны, более ответственны, в отличие от сверстников, не занимающихся спортом, которые дезадаптированы, не ориентированы на себя и на других, испытывают дискомфорт, более ведомы (табл. 2).
Сравнительный анализ возрастной группы респондентов 16–18 лет показал уменьшение различий в данной возрастной группе: у респондентов, не занимающиеся спортом, достоверно с возрастом становится выше показатели социальной адаптации — «Самопринятие» и «Принятие других», по сравнению со спортсменами (табл. 2).
Возможно, это связано с тем, что по мере углубления профессионализации конкурентность взаимоотношений вызывает настороженное, недоверчивое отношение к окружающим. Поэтому, мы видим, что спортсмены менее довольны собой и не принимают других, в отличие от их сверстников. Хотя с возрастом показатели — «Самопринятие» и «Принятие других» увеличиваются как у занимающихся спортом, так и у не занимающихся, по сравнению с подростками. В свою очередь спорт как образовательная среда дает стимул для развития уровня ответственности у личности как субъекта деятельности, поэтому у спортсменов достоверно выше показатель — «внутренний контроль».
Сравнительный анализ возрастной группы респондентов 25–30 лет, показал увеличение различий в данной возрастной группе: у респондентов, не занимающиеся спортом, достоверно выше показатели социальной адаптации — «Адаптация», «Самопринятие», «Принятие других» и «Стремление к доминированию», чем у спортсменов данной возрастной группы (табл. 2).
Возможно, ориентация на достижение высоких результатов, реально достигаемые успехи укрепляют уверенность спортсменов в своей способности контролировать значимые ситуации собственной жизни. А зависимость успехов от взаимоотношений с товарищами по команде побуждают к активному поиску путей и способов конструктивного взаимодействия с социальным окружением. Поэтому, как и в юношеском возрасте у них достоверно выше показатель — «внутренний контроль» и «эмоциональный комфорт». При этом респонденты, не занимающиеся спортом, более адаптированы, более довольны собой, более ориентированы на других, менее ведомы, но при этом на этом фоне этого они испытывают эмоциональный дискомфорт, в отличие от спортсменов, у которыхпо мере углубления профессионализации конкурентность взаимоотношений вызывает настороженное, недоверчивое отношение к окружающим. Поэтому мы наблюдаем снижение показателя — «Принятие других» у них с возрастом.
Сравнительный анализ показателей социальной адаптация у респондентов, занимающихся и не занимающихся спортом, в зависимости от возраста, свидетельствует о различиях в формировании уровня социальной адаптации у респондентов разного возраста, включенных в разную образовательную среду (спортивную, учебную, трудовую) представлен в таблице 3.
Таблица 3
Средние значения показателей социальной адаптации у респондентов разной возрастной группы (баллы/проценты) (Cср±d)
СПА |
Занимающиеся спортом (n=209) |
Не занимающиеся спортом (n=240) |
||||
12–15 лет (n=73) |
16–18 лет (n=85) |
25–30 лет (n=51) |
12–15 лет (n=80) |
16–18 лет (n=80) |
25–30 лет (n=80) |
|
Аа |
143,6±20,9 |
146,02± |
145,3±28,8 |
121,9±18,5* |
143,7±21,9 |
140,9±16,4*** |
Аб |
87,04±34,8* |
72,3±28,6 |
73,5±30,8*** |
107,7±30,1* |
72,5±32,4** |
60,6 ±29,2*** |
А |
63,2±10,2 |
67,5±10,3 |
65,9±14,4 |
48,8±11,5* |
66,6±13,3** |
71,4±12,4*** |
Sа |
47,6±8,1 |
48,5±8,4 |
47,6±9,8 |
40,7±7,9* |
48,6±9,4 |
46,7±6,8*** |
Sб |
17,4±8,5 |
12,2±6,8 |
12,8±8,1*** |
24,7±7,1* |
11,9±7,09 |
10,1±7,5*** |
S |
67,4±13,3* |
74,5±14,01 |
72,5±17,7*** |
55,9±9,8* |
80,4±11,6** |
76,33±18,03*** |
Lа |
26,7±4,3 |
26,2±4,55 |
26,3±6,3 |
21,3±4,5* |
26,04±4,8 |
26,8±3,9*** |
Lб |
16,3±7,4 |
14,9±6,2 |
16,6±7,4 |
21,3±4,45* |
14,8±7,2 |
12,5±6,7*** |
L |
66,8±12,4 |
68,3±11,8** |
64,7±14,4 |
54,4±8,4* |
73,4±12,8 |
75,5±12,8*** |
Eа |
25,9±5,1 |
26,2±5,01 |
26,2±5,7 |
22,8±4,8 |
26,9±6,2 |
23,02±5,9 |
Eб |
16,4±8,4 |
13,6±8,5 |
13,7±8,2 |
22,2±6,1* |
13,9±9,3 |
17,7±12,4 |
E |
62,9±14,2* |
68,3±15,8 |
65,2±19,6 |
50,9±5,6* |
68,5±17,7** |
59,8±18,9*** |
Iа |
54,9±9,4 |
57,6±9,2 |
57,3±11,8 |
43,3±9,1* |
52,01±10,05 |
52,5±9,3*** |
Iб |
21,8±9,8 |
17,2±9,9 |
16,1±9,8*** |
27,07±6,1* |
15,6±10,5 |
12,7±8,1*** |
I |
65,7±11,2* |
72,2±13,2 |
71,6±17,2*** |
49,4±10,0* |
72,7±15,2 |
74,6±16,01*** |
Dа |
10,2±3,4 |
11,3±3,4 |
10,5±3,1 |
9,9±4,5 |
10,5±4,4 |
11,05±3,01 |
Dб |
19,6±6,7 |
17,4±6,4 |
16,22±5,4 |
21,2±5,7* |
16,2±6,7 |
14,6±5,2*** |
D |
51,01±13,5* |
56,6±12,2 |
55,0±13,2 |
46,9±15,8* |
55,6±18,9** |
62,3±11,03*** |
G |
15,6±5,4 |
13,4±4,6 |
13,6±5,0 |
15,1±5,9 |
14,1±5,8 |
13,02±4,1 |
Примечание: знак (*) — достоверные различия между возрастными группами 12–15 и 16–18 лет при p≤0,05; знак (**) — достоверные различия между возрастными группами 16–18 и 25–30 лет при p≤0,05; знак (***) — достоверные различия между возрастными группами 12–15 и 25–30 лет при p≤0,05. Аа — адаптированность; Аб — дезадаптированность; А — Адаптация; Sа — принятие себя; Sб — неприятие себя;S — Самопринятие; Lа — принятие других; Lб — непринятие других;L — Принятие других; Eа — эмоциональная комфортность; Eб — эмоциональная дискомфортность; E — Эмоциональная комфортность; Iа — внутренний контроль; Iб — внешний контроль; I — Интернальность; Dа — доминирование; Dб — ведомость;D — Стремление к доминированию; Эскапизм.
С возрастом у респондентов, занимающихся и не занимающихся спортом, наблюдается одинаковая возрастная динамика изменения показателей социальной адаптации, на это указывает тенденция увеличения у них показателей социальной адаптации с возрастом. Вместе с тем у респондентов, не занимающихся спортом, с возрастом имеется больше предпосылок для социальной адаптации, а уровень личностного развития в большей степени соответствует возрастной норме, в отличие от их респондентов, занимающихся спортом (табл. 3).
Анализ возрастной динамики изменения показателей социальной адаптации у респондентов, занимающихся спортом, показал, что с возрастом мы видим, уровень адаптации не изменяется, в отличие от респондентов, не занимающихся спортом. Возможно, это связано с тем, что большую роль в спортивной деятельности играет факторы «конкуренция» и «успех», которые по своей природе содержат предпосылки к дезадаптированности личности в образовательной среде.
В подростковом возрасте включение в занятия спортом спортивное социальное окружение выступает как привлекательная среда общения. По мере углубления профессионализации конкурентность взаимоотношений вызывает настороженное, недоверчивое отношение к окружающим. Поэтому мы наблюдаем не значительное увеличение уровня принятия других и эмоционального комфорта в социуме, в отличие от респондентов, не занимающихся спортом.
Спорт как образовательная среда может способствовать развитию ответственности и доминирования, начиная ещё с подросткового возраста, на это указывает высокий показатель интернальности и стремления к доминированию у спортсменов — подростков, но при этом данный показатель социальной адаптации с возрастом не изменяется у них, в отличие от респондентов, не занимающихся спортом.
Ранняя профессионализация вносит изменения в нормативное течение личностного развития, но не нарушает его, поскольку показатели социально-психологической адаптации спортсменов находятся в пределах возрастной нормы. Позитивной стороной влияния занятий спортом является преимущество спортсменов над не занимающимися спортом по сформированности субъектных свойств личности, делающих спортсменов активными в построении своего жизненного пути, особенно это заметно в подростковом возрасте. Негативной стороной влияния занятий спортом является вызываемое соперничеством и жесткостью среды общения изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими, с одной стороны, а факторы «конкуренция» и «успех», которые по своей природе содержат предпосылки к дезадаптированности личности в образовательной среде с другой стороны.
Литература:
1. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КГУФКСТ, 2008. — 220 с.
2. Горская Г. Б., Пархоменко Е. А. Социальная адаптация юных спортсменов: проблемы, условия успешности // 2 Международный форум «Молодежь. Наука. Олимпизм» 15–18 июня 2002 г. Юношеский спорт 21 века. М.: Советский спорт, 2002.
3. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры. СПб: Издательство «Центр карьеры», 1999. — 368 с.
4. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М.: «Педагогика», с.60–77.