Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Леонтьева, А. Н. Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности / А. Н. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 49-54. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/3932/ (дата обращения: 17.12.2024).

Актуальность применения тренинга личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности обусловлена необходимостью проведения специальных мероприятиях, направленных на актуализацию потребности и ответственности у дезадаптированной личности, в решении возникшей у нее психологической проблемы.

В ходе исследования, проводимого с 2008 года, на базе Центра социально-психологической помощи Сибирского государственного технологического университета города Красноярска (далее Центр), было установлено, что ежегодный процент клиентов, находящихся на момент обращения в Центр в состоянии психологической дезадаптации, стабильно высокий — составляет 30–47 % от общего числа клиентов. При этом, изучение архивных документов консультационно-диагностической деятельности показало, что в большинстве случаев (66 %) у дезадаптированной личности не сформирована потребность в решении психологической проблемы. Из 283 клиентов Центра (2008–2009 год), у которых была выявлена дезадаптация, только 9 % выразили запрос на получение квалифицированной психологической помощи. Остальные клиенты, в ходе первичной консультации по результатам психологической диагностики, выражали точку зрения о том, что решение данной проблемы не связано с ними, и зависит от позитивных изменений во внешней ситуации (изменение поведения других людей, повышения заработной платы/стипендии, качества жилищных условий и другое). Следствием такого отношения к решению проблемы дезадаптации являлось: эпизодическое посещение психологических мероприятий (25 % клиентов) или отказ от работы с психологом (66 % клиентов). В целях актуализации потребности у дезадаптированной личности решения возникшей у нее проблемы совместно со специалистами психологами Центра были внедрены специальные мероприятия, в том числе регулярная открытая тренинг-группа личностного роста.

В данной статье представлена технология реализации открытого психологического тренинга личностного роста, используемая для формирования устойчивого (постоянно-действующего) «пространства» психологического сопровождения дезадаптированной личности.

Тренинг личностного роста позволяет создать условия, которые актуализируют потребность у личности своевременно решать возникшую психологическую проблему, через ее исследование и получение позитивного опыта от решения сопряженных с ней трудностей (в коммуникации, в самопрезентации, в самореализации и другое).

Программа тренинга личностного роста для дезадаптированных клиентов была разработана с учетом данных заключений психологических диагностик (общее количество 404 заключения) и результатов консультативной работы с категорией дезадаптированных. В качестве центральной темы тренинга была выбрана тема навыков произвольной саморегуляции, так как способность личности к устойчивому функционированию в изменяющихся условиях жизнедеятельности во многом зависит от ее способности к саморегуляции [2, с. 19–20].

Программа получила название: «Тренинг личностного роста «Развитие произвольной саморегуляции»». Понятие «произвольная саморегуляция» в данном случае предполагает — внутренне мотивированная, волевая, преднамеренная саморегуляция [3, с. 104].

В рамках концепции личностного роста, основным акцентом развития на тренинге является развитие универсальной саморегуляции, применение которой возможно в любых ситуациях требующих адаптации, иблагодаря чему работа на тренинге возможна с любыми запросами участников.

Целью каждой встречи тренинг-группы является развитие произвольной саморегуляции актуального эмоционального состояния.

В задачи программы входит:

1.                  Развивать навыки осознания и дифференциации актуальных эмоциональных состояний.

2.                  Развивать навыки выявления дезадаптивных когнитивных схем (оценок себя и ситуации), являющихся аффектогенными.

3.                  Развивать навыки саморегуляции актуального эмоционального состояния, нервно-мышечного напряжения.

Программа тренинга построена по принципу проведения тренингов личностного роста методом гештальтгрупп: фокусом работы являются чувства участников, акцентом работы на тренинге является индивидуальная работа каждого участника внутри группы, взаимодействие участника с группой, получение обратной связи от группы и тренера.

Развитие произвольной саморегуляции осуществляется за счет реализации следующей методологической последовательности в работе психолога:

-          создание условий для развития навыков осознавания актуального эмоционального состояния и его источников, дезадаптивных когнитивных схем, являющихся аффектогенными;

-          индивидуальная психологическая работа тренера с актуальными эмоциональными состояниями участников (методами гештальт-подхода);

-          групповая психологическая работа тренера, направленная на снижение нервно-мышечного напряжения (методами психогимнастики, сеансами релаксаций).

В качестве вспомогательных упражнений в тренинге используются упражнения на знакомство группы, упражнения — разминки.

Продолжительность программы тренинга — 20 часов. Реализация программы осуществляется посредством еженедельных 2-х или 3–х часовых занятий. В среднем программа длиться 1,5–2 месяца, после чего объявляется набор новой группы.

Особенностью работы программы является проведение каждой встречи тренинг-группы согласно следующему алгоритму (таблица 1):

-          исследовательское групповое упражнение на развитие навыков осознавания актуального эмоционального состояния, дезадаптивных когнитивных схем (самооценок и оценок ситуации), являющихся аффектогенными (10–15 минут);

-          работа с актуальными эмоциональными состояниями участников с помощью техники «горячий стул» (2–3 участника за один день работы группы, 40–90 минут);

-          групповое упражнение на развитие навыков саморегуляции нервно-мышечного напряжения (15–20 минут).

Программатренинга рекомендуется для различных категорий граждан, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации, в возрасте от 16 лет. Рекомендованный количественный состав группы: 8–12 человек. Группа открыта для включения в нее новых участников, рекомендуется сохранять основной состав группы (40–60 % от общего количества участников).

Обязательными требования для включения участников в работу в группе является личный запрос или рекомендации по результатам психологической диагностики.

Для реализации программы необходимы: кабинет, оснащенный ковровым покрытием для проведения групповых тренинговых занятий; музыкальный центр; аудиодиски с музыкой для релаксации (психогимнастики, танцетерапии, тонопластики, упражнений-разминок).

Основными ожидаемыми результатами работы на тренинге являются:

-          овладение способами осознания и дифференциации актуальных эмоциональных состояний;

-          овладение способами выявления дезадаптивных когнитивных схем (самооценок и оценок ситуации), являющихся аффектогенными;

-          овладение способами саморегуляции актуального эмоционального состояния, нервно-мышечного напряжения.

Таблица 1

Тематический план тренинга личностного роста «Развитие произвольный саморегуляции»

№ п.п

Наименование раздела

Цель

Содержание раздела

Кол-во часов

Раздел 1. Знакомство. Опыт осознавания

1

Осознавание как основа саморегуляции.

Знакомство.

Создание условий для получения опыта осознавания актуального эмоционального состояния, мыслей, внешнего мира, актуализации развития навыка осознавания.

Упражнение на знакомство.

Исследовательское упражнение на развитие навыков осознавания чувств и их источников, в том числе дезадаптивных когнитивных схем (самооценок и оценок ситуации) [1, 4, 5].

2

Итого по 1 разделу: 2 часа

Раздел 2. Развитие произвольной саморегуляции

2

Осознавание и саморегуляция актуальных эмоциональных состояний, нервно- мышечного напряжения.

Развивать навыки осознания и дифференциации актуальных эмоциональных состояний.

Развивать навыки выявления дезадаптивных когнитивных схем, являющихся аффектогенными.

Развивать навыки саморегуляции актуального эмоционального состояния, нервно-мышечного напряжения.

1. Упражнения на развитие:

— навыков осознавания актуального эмоционального состояния и его источников (исследовательское),

— дезадаптивных когнитивных схем (самооценок и оценок ситуации), являющихся аффектогенными (исследовательское);

2. Работа с актуальными эмоциональными состояниями участников («горячий стул»);

3. Упражнение на развитие навыков саморегуляции актуальных эмоциональных состояний, нервно-мышечного напряжения.

В случае необходимости возможно проведение упражнений-разминок после работы с актуальными эмоциональными состояниями участников.

18

Итого по 2 разделу: 18 часов.

Всего: 20 часов.

           

В зависимости от выбора тренером типа психологического исследовательского упражнения, могут понадобиться: бумага формата А4; листы ватмана; краски «Гуашь» (индивидуально для каждого участника); кисти для рисования (индивидуально для каждого участника); пластилин (индивидуально для каждого участника).

Как показала практика проведения тренинга, каждый участник группы получает свой собственный результат.

Приведем отрывки из отзывов участников тренингов: «…теперь я знаю, чего я хочу. Я знаю, какая я настоящая, искренняя…»; «…группа — это огромный опыт чувствования, переживания, наблюдения, взаимодействия…»; «…я активно участвовал и преодолел множество проблем внутри себя и обрел некоторую гармонию и спокойствие. Эти достижения помогают мне сегодня двигаться вперед…»; «…здесь я нашел людей похожих на себя, и эта поддержка помогала решать свои проблемы. Главное быть честным с самим собой, открытым, и самое главное уметь слушать других…»; «…мои результаты — это повышение работоспособности, снижение напряженности, понимание мотивов своих действий…»; «…я приобрел новый опыт отношений…»; «…я открыл причины моих переживаний, стал замечать изменения внутри себя, я изменил взгляд на свои проблемы и отношение к ним…»; «…мне стали понятнее окружающие меня люди…».

Преимуществом работы по данной программе в психологическом сопровождении дезадаптированной личности является:

-          возможность создать пространство, в котором дезадаптированная личность всегда будет в новых условиях, в ситуации для наращивания своих адаптационных возможностей (новые участники группы, так как группа открытая; разные запросы на индивидуальную работу; различные исследовательские упражнения; многообразие ситуаций для адаптации к настроению и пожеланиям других);

-          создание пространства, в котором решение собственной психологической проблемы станет возможным только в случае, если сама личность проявит интерес к этому, так как индивидуальная работа в группе осуществляется только по предъявленному личному запросу;

-          создание возможности комплексно выстраивать саморегуляцию (через развитие навыков осознавания, исследования, приобретения опыта снижения психологического и нервно-мышечного напряжения) и системно (1,5–2 месяца работы), что обеспечивает результативность развития.

Таким образом, использование тренинга личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности способствует актуализации потребности и ответственности у личности в решении собственных психологических проблем, создает пространство, которое помогает от исследования проблемы (осознавания ее элементов) перейти к ее решению и к развитию, необходимых для этого личностных качеств.

Литература:

1.                  Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Издательство «Речь», 2005. 60 с.

2.                  Леонтьева А. Н., Марина И. Е. Значение саморегуляции в обеспечении эмоциональной устойчивости дезадаптированной личности // Актуальные проблемы современного социального знания: сборник науч. трудов. Выпуск № 17. Красноярск: РИЦ ФГБОУ ВПО «СибГТУ», 2011. С. 19–24.

3.                  Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пос. 2-е изд. М.: Высш. Шк., 1984. 174 с.

4.                  Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе. М.: Изд-во института психотерапии, 2005. 320 с.

5.                  Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. СПб.: Речь, 2008. 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): личностный рост, актуальное эмоциональное состояние, дезадаптированная личность, нервно-мышечное напряжение, произвольная саморегуляция, оценка ситуации, психологическое сопровождение, эмоциональное состояние участников, индивидуальная работа, развитие навыков осознавания.

Похожие статьи

Развитие интегральной индивидуальности акцентуированных личностей средствами психолого-педагогических технологий

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Развитие эмпатии у депривированных подростков в процессе психологического консультирования

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурной среды

Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде

Похожие статьи

Развитие интегральной индивидуальности акцентуированных личностей средствами психолого-педагогических технологий

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании

Развитие эмпатии у депривированных подростков в процессе психологического консультирования

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Воспитание толерантной личности в условиях поликультурной среды

Формирование толерантного сознания и психологически здоровой личности в аспекте диалогического подхода

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов

Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения

Психопрофилактика социально-психологической дезадаптации как мероприятие первичной профилактики нездорового образа жизни в молодежной студенческой среде