Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности
Автор: Леонтьева Александра Николаевна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3152 раза
Библиографическое описание:
Леонтьева, А. Н. Тренинг личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности / А. Н. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 49-54. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/3932/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность применения тренинга личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности обусловлена необходимостью проведения специальных мероприятиях, направленных на актуализацию потребности и ответственности у дезадаптированной личности, в решении возникшей у нее психологической проблемы.
В ходе исследования, проводимого с 2008 года, на базе Центра социально-психологической помощи Сибирского государственного технологического университета города Красноярска (далее Центр), было установлено, что ежегодный процент клиентов, находящихся на момент обращения в Центр в состоянии психологической дезадаптации, стабильно высокий — составляет 30–47 % от общего числа клиентов. При этом, изучение архивных документов консультационно-диагностической деятельности показало, что в большинстве случаев (66 %) у дезадаптированной личности не сформирована потребность в решении психологической проблемы. Из 283 клиентов Центра (2008–2009 год), у которых была выявлена дезадаптация, только 9 % выразили запрос на получение квалифицированной психологической помощи. Остальные клиенты, в ходе первичной консультации по результатам психологической диагностики, выражали точку зрения о том, что решение данной проблемы не связано с ними, и зависит от позитивных изменений во внешней ситуации (изменение поведения других людей, повышения заработной платы/стипендии, качества жилищных условий и другое). Следствием такого отношения к решению проблемы дезадаптации являлось: эпизодическое посещение психологических мероприятий (25 % клиентов) или отказ от работы с психологом (66 % клиентов). В целях актуализации потребности у дезадаптированной личности решения возникшей у нее проблемы совместно со специалистами психологами Центра были внедрены специальные мероприятия, в том числе регулярная открытая тренинг-группа личностного роста.
В данной статье представлена технология реализации открытого психологического тренинга личностного роста, используемая для формирования устойчивого (постоянно-действующего) «пространства» психологического сопровождения дезадаптированной личности.
Тренинг личностного роста позволяет создать условия, которые актуализируют потребность у личности своевременно решать возникшую психологическую проблему, через ее исследование и получение позитивного опыта от решения сопряженных с ней трудностей (в коммуникации, в самопрезентации, в самореализации и другое).
Программа тренинга личностного роста для дезадаптированных клиентов была разработана с учетом данных заключений психологических диагностик (общее количество 404 заключения) и результатов консультативной работы с категорией дезадаптированных. В качестве центральной темы тренинга была выбрана тема навыков произвольной саморегуляции, так как способность личности к устойчивому функционированию в изменяющихся условиях жизнедеятельности во многом зависит от ее способности к саморегуляции [2, с. 19–20].
Программа получила название: «Тренинг личностного роста «Развитие произвольной саморегуляции»». Понятие «произвольная саморегуляция» в данном случае предполагает — внутренне мотивированная, волевая, преднамеренная саморегуляция [3, с. 104].
В рамках концепции личностного роста, основным акцентом развития на тренинге является развитие универсальной саморегуляции, применение которой возможно в любых ситуациях требующих адаптации, иблагодаря чему работа на тренинге возможна с любыми запросами участников.
Целью каждой встречи тренинг-группы является развитие произвольной саморегуляции актуального эмоционального состояния.
В задачи программы входит:
1. Развивать навыки осознания и дифференциации актуальных эмоциональных состояний.
2. Развивать навыки выявления дезадаптивных когнитивных схем (оценок себя и ситуации), являющихся аффектогенными.
3. Развивать навыки саморегуляции актуального эмоционального состояния, нервно-мышечного напряжения.
Программа тренинга построена по принципу проведения тренингов личностного роста методом гештальтгрупп: фокусом работы являются чувства участников, акцентом работы на тренинге является индивидуальная работа каждого участника внутри группы, взаимодействие участника с группой, получение обратной связи от группы и тренера.
Развитие произвольной саморегуляции осуществляется за счет реализации следующей методологической последовательности в работе психолога:
- создание условий для развития навыков осознавания актуального эмоционального состояния и его источников, дезадаптивных когнитивных схем, являющихся аффектогенными;
- индивидуальная психологическая работа тренера с актуальными эмоциональными состояниями участников (методами гештальт-подхода);
- групповая психологическая работа тренера, направленная на снижение нервно-мышечного напряжения (методами психогимнастики, сеансами релаксаций).
В качестве вспомогательных упражнений в тренинге используются упражнения на знакомство группы, упражнения — разминки.
Продолжительность программы тренинга — 20 часов. Реализация программы осуществляется посредством еженедельных 2-х или 3–х часовых занятий. В среднем программа длиться 1,5–2 месяца, после чего объявляется набор новой группы.
Особенностью работы программы является проведение каждой встречи тренинг-группы согласно следующему алгоритму (таблица 1):
- исследовательское групповое упражнение на развитие навыков осознавания актуального эмоционального состояния, дезадаптивных когнитивных схем (самооценок и оценок ситуации), являющихся аффектогенными (10–15 минут);
- работа с актуальными эмоциональными состояниями участников с помощью техники «горячий стул» (2–3 участника за один день работы группы, 40–90 минут);
- групповое упражнение на развитие навыков саморегуляции нервно-мышечного напряжения (15–20 минут).
Программатренинга рекомендуется для различных категорий граждан, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации, в возрасте от 16 лет. Рекомендованный количественный состав группы: 8–12 человек. Группа открыта для включения в нее новых участников, рекомендуется сохранять основной состав группы (40–60 % от общего количества участников).
Обязательными требования для включения участников в работу в группе является личный запрос или рекомендации по результатам психологической диагностики.
Для реализации программы необходимы: кабинет, оснащенный ковровым покрытием для проведения групповых тренинговых занятий; музыкальный центр; аудиодиски с музыкой для релаксации (психогимнастики, танцетерапии, тонопластики, упражнений-разминок).
Основными ожидаемыми результатами работы на тренинге являются:
- овладение способами осознания и дифференциации актуальных эмоциональных состояний;
- овладение способами выявления дезадаптивных когнитивных схем (самооценок и оценок ситуации), являющихся аффектогенными;
- овладение способами саморегуляции актуального эмоционального состояния, нервно-мышечного напряжения.
Таблица 1
Тематический план тренинга личностного роста «Развитие произвольный саморегуляции»
№ п.п |
Наименование раздела |
Цель |
Содержание раздела |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Знакомство. Опыт осознавания |
|||||
1 |
Осознавание как основа саморегуляции. |
Знакомство. Создание условий для получения опыта осознавания актуального эмоционального состояния, мыслей, внешнего мира, актуализации развития навыка осознавания. |
Упражнение на знакомство. Исследовательское упражнение на развитие навыков осознавания чувств и их источников, в том числе дезадаптивных когнитивных схем (самооценок и оценок ситуации) [1, 4, 5]. |
2 |
|
Итого по 1 разделу: 2 часа |
|||||
Раздел 2. Развитие произвольной саморегуляции |
|||||
2 |
Осознавание и саморегуляция актуальных эмоциональных состояний, нервно- мышечного напряжения. |
Развивать навыки осознания и дифференциации актуальных эмоциональных состояний. Развивать навыки выявления дезадаптивных когнитивных схем, являющихся аффектогенными. Развивать навыки саморегуляции актуального эмоционального состояния, нервно-мышечного напряжения. |
1. Упражнения на развитие: — навыков осознавания актуального эмоционального состояния и его источников (исследовательское), — дезадаптивных когнитивных схем (самооценок и оценок ситуации), являющихся аффектогенными (исследовательское); 2. Работа с актуальными эмоциональными состояниями участников («горячий стул»); 3. Упражнение на развитие навыков саморегуляции актуальных эмоциональных состояний, нервно-мышечного напряжения. В случае необходимости возможно проведение упражнений-разминок после работы с актуальными эмоциональными состояниями участников. |
18 |
|
Итого по 2 разделу: 18 часов. |
|||||
Всего: 20 часов. |
|||||
В зависимости от выбора тренером типа психологического исследовательского упражнения, могут понадобиться: бумага формата А4; листы ватмана; краски «Гуашь» (индивидуально для каждого участника); кисти для рисования (индивидуально для каждого участника); пластилин (индивидуально для каждого участника).
Как показала практика проведения тренинга, каждый участник группы получает свой собственный результат.
Приведем отрывки из отзывов участников тренингов: «…теперь я знаю, чего я хочу. Я знаю, какая я настоящая, искренняя…»; «…группа — это огромный опыт чувствования, переживания, наблюдения, взаимодействия…»; «…я активно участвовал и преодолел множество проблем внутри себя и обрел некоторую гармонию и спокойствие. Эти достижения помогают мне сегодня двигаться вперед…»; «…здесь я нашел людей похожих на себя, и эта поддержка помогала решать свои проблемы. Главное быть честным с самим собой, открытым, и самое главное уметь слушать других…»; «…мои результаты — это повышение работоспособности, снижение напряженности, понимание мотивов своих действий…»; «…я приобрел новый опыт отношений…»; «…я открыл причины моих переживаний, стал замечать изменения внутри себя, я изменил взгляд на свои проблемы и отношение к ним…»; «…мне стали понятнее окружающие меня люди…».
Преимуществом работы по данной программе в психологическом сопровождении дезадаптированной личности является:
- возможность создать пространство, в котором дезадаптированная личность всегда будет в новых условиях, в ситуации для наращивания своих адаптационных возможностей (новые участники группы, так как группа открытая; разные запросы на индивидуальную работу; различные исследовательские упражнения; многообразие ситуаций для адаптации к настроению и пожеланиям других);
- создание пространства, в котором решение собственной психологической проблемы станет возможным только в случае, если сама личность проявит интерес к этому, так как индивидуальная работа в группе осуществляется только по предъявленному личному запросу;
- создание возможности комплексно выстраивать саморегуляцию (через развитие навыков осознавания, исследования, приобретения опыта снижения психологического и нервно-мышечного напряжения) и системно (1,5–2 месяца работы), что обеспечивает результативность развития.
Таким образом, использование тренинга личностного роста в психологическом сопровождении дезадаптированной личности способствует актуализации потребности и ответственности у личности в решении собственных психологических проблем, создает пространство, которое помогает от исследования проблемы (осознавания ее элементов) перейти к ее решению и к развитию, необходимых для этого личностных качеств.
Литература:
1. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Издательство «Речь», 2005. 60 с.
2. Леонтьева А. Н., Марина И. Е. Значение саморегуляции в обеспечении эмоциональной устойчивости дезадаптированной личности // Актуальные проблемы современного социального знания: сборник науч. трудов. Выпуск № 17. Красноярск: РИЦ ФГБОУ ВПО «СибГТУ», 2011. С. 19–24.
3. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пос. 2-е изд. М.: Высш. Шк., 1984. 174 с.
4. Старшенбаум Г. В. Психотерапия в группе. М.: Изд-во института психотерапии, 2005. 320 с.
5. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. СПб.: Речь, 2008. 128 с.