Психодинамический подход в психологии
Автор: Тавтилова Наталья Николаевна
Рубрика: 1. Общие вопросы психологии
Опубликовано в
Статья просмотрена: 22277 раз
Библиографическое описание:
Тавтилова, Н. Н. Психодинамический подход в психологии / Н. Н. Тавтилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3413/ (дата обращения: 16.12.2024).
Интерес современной науки
к проблеме психодинамического подхода личности прослеживается во
многих исследованиях зарубежных (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер,
Г.
Олпорт, К. Левин, Р. Вудвортс, В.Райх и др.) и отечественных
психологов
(К. Платонов, Л.И. Божович, М.Ш. Магомед-Эминов, Д.
Сочивко, Т. Савельева,
Ю. Красикова, Г. Белокуров, Е. Щелкушкина
и др.).
Термин «психодинамика»
был введен в 1918 году Робертом Вудвортсом (1869 – 1962),
американским психологом, одним из создателей функциональной
психологии
в США. Согласно определению в центре
психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с
динамическими аспектами психики, т.е. мотивами, влечениями,
побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование
и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие
личностного «Я»
[6, с.34].
«Психодинамика» (PSYCHODYNAMICS) - один из важнейших аспектов психоаналитической теории, объясняющий феномены мышления, чувств и поведения как психические проявления, возникающие в результате взаимодействия противоположно направленных мотивационных сил. Основное внимание психодинамики нацелено на изучение взаимных влияний различных побуждений, выяснение сущности психических процессов, развития, прогресса, регресса и фиксации психической деятельности [9, с.67].
«Психодинамика есть наука о движении душевного тепла», такое определение дается в словаре «Преступление и наказание от «А» до «Я» под редакцией Д.В.Сочивко. При этом необходимо отметить, что «душевное тепло» - это психическая энергия, где элементарным когнитивным элементом психического является временной элемент – психоид. Психоида можно рассматривать как субстанционального деятеля, как единство внешнего и внутреннего. Единство мира в психической точке. Высшим уровнем организации субстанционального деятеля является личность [7, с.262].
Однако, в большинстве отечественных словарей термин «психодинамика» отсутствует, и зачастую объясняется через словосочетания «психодинамическая теория» и «психология динамическая» [5, с.446, с.465].
Важнейшие динамические понятия рассматриваются в структуре личности Курта Левина (1890 – 1947), германо – американского психолога, основателя психологической теории поля. «Энергия», «напряжение», «потребность», «валентность», «сила», «вектор» в своей взаимосвязи создают сложную энергетическую систему личности под названием «человек». Психическая энергия высвобождается, когда психическая система (человек) пытается вернуть равновесие после того, как оказалась в состоянии неуравновешенности [10, с.345].
В «Концепции динамической функциональной структуры личности» К.К.Платонов проводит системно – структурный анализ личности и рассматривает ее четыре подструктуры, которые являются стержневыми и отражают существующую иерархическую и динамическую субординацию личности (см.табл.1).
Таблица 1. Схема иерархии основных рядоположенных подструктур
Концепция динамической структуры личности за целое выбирает непосредственно личность, и ее изменения с позиций временного параметра во взаимосвязи с внутренними и внешними закономерностями [3, с.124].
Теорию, предложенную Л.И.Божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности внутренние психологические свойства человека. Опираясь на понятие ведущей деятельности, Л.И.Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности [11].
М.Ш. Магомед – Эминов в книге «Трансформации личности» описывает концептуальный аппарат работы личности, раскрывая мотивационные образования и предлагая новые трактовки известных положений психоанализа [4].
Примером структурно – динамического и
в целом психодинамического подхода служит психоаналитическая теория,
так как она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между
различными инстанциями личности - инстинктами, мотивами и влечениями,
которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в
регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому
личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в
нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления,
особенно в трактовке Фрейда
[12, с.25]. В
основе психоаналитического подхода З.Фрейда лежит постулат о том, что
люди являются сложными энергетическими системами. Здесь особую роль
приобретает трехкомпонентная структура психики, так как
взаимодействие между тремя составляющими отражают внутреннюю динамику
психических процессов, то есть психодинамику личности.
Еще одним ярким представителем психодинамического направления является К.Г. Юнг. Подобно Фрейду, Юнг посвятил себя изучению влияния динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение. Психодинамика определяется Юнгом, как процесс развития человека на протяжении всей жизни под влиянием внутриличностных сил и тенденций, результатом которого, возможно, будет конечная точка развития личности – самореализация. [2].
Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Согласно этой теории люди отличаются друг от друга по набору отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.
Сегодня «динамическая психология» («психодинамика») является разделом психологии, в рамках которой изучается мотивация человеческого поведения, его влечения, эмоции, чувства, переживания, эксцессы – конфликты, т.е. все те побудительно-динамическо-аффективные сферы психической жизни индивида, в отличие от ментально-интеллигибельных аспектов [12, с.14].
Современные представители психодинамического подхода исследуют, в первую очередь, развитие «Я» и его механизмы. Здесь традиционно упоминание ставшей уже классикой теории развития эго-идентичности Э. Эриксона. Этот подход описывает восемь стадий развития эго. В нем наличествуют все характеристики психодинамической теории: описание закономерностей происходящих в личности изменений; конфликтов и гармонизации, роста и деградации [13].
В практической психологии в рамках психодинамического подхода работают (среди наиболее известных школ и направлений) транзактный анализ, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия:
Аналитическая психология (Юнг - Jung С. G.)
Индивидуальная психология (Адлер — Adler А.)
Волевая терапия Ранка (Rank О.)
Интерперсональная психотерапия Салливана (Sullivan Н. S.)
Характерологический анализ Хорни (Horney К)
Адаптационная психодинамика Радо (Rado S.) и другие.
Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии. Психическая жизнь человека - это только поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание - бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта - помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное. Динамический подход реализуется преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ как задача психотерапевта облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с “бесцензурным” содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления “сырого” материала, на котором базируется анализ [8].
По А.А. Александрову сущность психодинамического подхода в психотерапии состоит в понимании генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности [1].
Психодинамический подход открывает новые горизонты на пути исследования личности как целостной системы, во взаимодействии внутренних динамических процессов, находящих свое отражение во внешних проявлениях человека.
Литература:
Александров А.А. Психотерапия: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 480
Кряклин К.В. Проблема определения содержания понятия психодинамика личности.[Электронный ресурс]http://www.rusnauka.com/27_SSN_2012/Psihologia/
3_116880
Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – С.124
Магомед – Эминов М.Ш. Трансформация личности. – М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. – 496 с.
Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь; под общ.ред. В.Б.Шапаря. – Изд. 2 –е - Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – С.446, С.465
Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.Сфера, 2002 – С.34
Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии)/ под общей редакцией Д.В.Сочивко. – М.:МПСИ, 2009. – С.262
Психодинамический подход: школы и направления. [Электронный ресурс] http://www.psychologos.ru/articles/view/psihodinamicheskiy_podhod_shkoly_i_napravleniya
Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — С.67
Теории личности/ Пер. с англ. И.Б.Гриншпун. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – С.345
Теории личности.[Электронный ресурс] http://psyera.ru/4213/teorii-lichnosti
Шаранов Ю.А. Современные представления и атрибуты психодинамического подхода в психологии/ Проблемы развития современных психодинамических концепций в России и за рубежом: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 26 ноября 2010 г. / Под общей ред. проф. Ю.А. Шаранова. СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии. 2010. – С.14, С.25
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.