Развитие памяти студентов с нарушениями слуха с помощью интеллект-карт | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Башкирова, Е. Н. Развитие памяти студентов с нарушениями слуха с помощью интеллект-карт / Е. Н. Башкирова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 40-41. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3382/ (дата обращения: 16.12.2024).

Мы систематически душим умственные способности,
заставляя нашу молодежь мыслить
в основном вербальными и числовыми знаками.

Психолог Р. Арнхейм


Известно, что лучше запоминается информация, вызывающая эмоции, ассоциации, интерес и обостренное восприятие с помощью любого из пяти органов чувств. А самое главное: в памяти удерживается лишь то, что мы самостоятельно активно осмыслили, а не бездумно проглотили. К сожалению, студенты нередко фиксируют информацию на лекции машинально, не вникая в суть материала. Более того иногда учащиеся настолько не вовлечены в процесс осмысления новой темы, что просто даже не в состоянии самостоятельно зафиксировать услышанное, а поэтому обращаются к преподавателю с просьбой о диктовке.

Одним из принципов дидактики является наглядность. Именно образы вызывают к работе правое полушарие, которое отвечает за обработку невербальной информации, за творчество и воображение. Неслучайно опытные преподаватели стараются как-то структурировать информацию. Для этого используются схемы, графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации. Но все же львиная доля информации в учебниках и в студенческих тетрадях-конспектах представлена просто в виде текста. А значит, обучение традиционно обращается в основном к левому полушарию, которое отвечает только за речь, логику, обработку чисел, аналитику. При этом тестирование ведущего типа памяти у студентов с нарушенным слухом показало, что слуховой тип памяти занимает последнее место в списке. Большинство студентов предпочитают пользоваться комбинированным типом запоминания (зрительно-моторным). Кроме того, развитие речи студентов с нарушениями слуха нередко отстает от возрастных показателей. В связи с этим особенно важно компенсировать ограниченные возможности таких студентов развитием правого полушария. Оказывается, что планомерная работа в этом направлении может не только улучшить творческие способности, умение мыслить образами, но и в конечном итоге, усовершенствовать работу всего мозга. Так, например, Б. Сергеев утверждает, что А. Эйнштейн и другой великий физик, Н. Бор, с большим отставанием от средней нормы овладели в детстве устной, а затем и письменной речью. Это способствовало большему развитию правого полушария, что в конечном итоге и сделало их выдающимися учеными. Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Для студентов с нарушением слуха особенно важно как можно чаще использовать в обучении методы и приемы, направленные именно на работу правого полушария.

Одним из таких приемов могут стать интеллект-карты. Невозможно составить интеллект-карту, находясь в состоянии равнодушия, скуки, безразличия. Создание интеллект-карты всегда сопровождается эмоциями, яркими зрительными образами, активным осмыслением информации, большим количеством ассоциаций. Этот метод в той или иной степени был известен давно, но активно разрабатывать, применять и популяризировать его стал только в конце прошлого века Тони Бьюзен.

Оригинальное название метода звучит как Mind maps®. В русском языке термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».

Тони Бьюзен предположил, что мысли лучше фиксировать не линейно, одномерно (как мы привыкли), а в виде связей в пространстве, радиально, многомерно. Интеллект-карта — это графическое выражение процесса радиантного мышления. Создатель этого метода проводит параллели между такими картами и клеткой мозга (нейроном). Каждый нейрон напоминает осьминога, интеллект-карта тоже часто вызывает подобные ассоциации. Mind map — это прежде всего рисунок с центральным образом (темой, проблемой, целью) от которого в разные стороны отходят ветви-ассоциации, пути решения этой проблемы, подразделы темы.

Совсем не обязательно быть художником для того, чтобы пользоваться этим методом! Даже незамысловатые пиктограммы могут заставить работать наш мозг гораздо эффективнее. Доказательством этому может быть многократно проделанное нами сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий. Исследование состоит из двух опытов, которые проводятся с одной и той же группой испытуемых. Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания слов. Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемых на отвлеченные понятия при удержании слов методом зарисовки пиктограмм. И хотя на то, чтобы придумать и зарисовать свою собственную ассоциацию на такие непростые понятия как «эрудиция», «констатация», «возможность», «абстракция» и др., отводилось всего по 5 секунд, подавляющее большинство студентов с нарушенным слухом с успехом справилось с этим заданием. А показатели объема памяти во втором опыте в несколько раз были больше, чем в первом (когда возможности зарисовывать свои ассоциации не было). Дело в том, что информация, которая не формирует образа, ассоциации, а просто зазубривается, гораздо менее эффективна и скорее забывается, так как не связана с чем-либо еще в нашей памяти.

Интеллект-карты достаточно просты в использовании. И хотя многие пользователи этого метода уверены в том, что необходимо добиваться выработки своего собственного стиля в создании интеллект-карт, все же есть несколько правил, которыми не стоит пренебрегать.

  1. Начинать рисовать необходимо с центра. В середину листа мы помещаем образ-ассоциацию главной темы, цели будущей интеллект-карты. Важно сделать его максимально ярким, запоминающимся. Для этого понадобятся хотя бы три разных цвета.

  2. От центрального образа в виде ветвей («щупалец осьминога») отходят основные темы, разделы, ассоциации — это первичные ветви (более толстые). От первичных веток растут вторичные (более тонкие) и т. д. Желательно использовать не более 5–9 ответвлений от каждого объекта, чтобы карту можно было легко прочитать. Кроме того, здесь учитывается объем кратковременной памяти, который равен 7+- 2.

  3. Подписывать ветви лучше печатными буквами. Выделяйте ключевые слова. Стремитесь к краткости (развернутым предложениям не место в интеллект-картах). Пользуйтесь разными шрифтами, придавайте буквам объем.

  4. Используйте всю палитру цвета. Цветом можно выделить подразделы одного порядка, главные ассоциации. Цвет придает настроение той или иной фразе, активно задействует правое полушарие.

  5. Дорожите своими ассоциациями. Даже если они вам кажутся нелепыми, абсурдными — лучше зарисовать именно их, а не «благонадежные» штампы. Чем больше рисунков, тем лучше! Любая деятельность, ведущая к размышлению, способствует возникновению ассоциаций. Поэт Роберт Фрост утверждал: «Любая мысль есть порождение ассоциации».

  6. Применяйте кодирование информации, используйте числа, стрелки. У каждого из нас есть свои любимые сокращения, аббревиатуры, знаки — они позволяют экономить время.

  7. Рисуйте интеллект-карту на горизонтально расположенном листе бумаге (формата не менее А4). Первые ассоциации к центральному образу фиксируем в верхнем левом угле, перемещаясь по часовой стрелке.

  8. Для того чтобы карта отложилась в долговременной памяти, необходимо ее повторить несколько раз. Повторение подразумевает, что мы пробуем по памяти воссоздать карту, и лишь потом сравниваем то, что вы вспомнили с оригиналом.

Уже несколько лет нами проводится эксперимент по возможностям использования интеллект-карт при сдаче экзамена по курсу «Психология». На одном из занятий по общей психологии студенты знакомятся с правилами составления интеллект-карт и пробуют составить свою интеллект-карту по данной теме. Далее студентам предлагается таким образом фиксировать все лекции курса с тем, чтобы на экзамене можно было пользоваться плодами собственного творчества. Самостоятельное составление интеллект-карт гарантирует активное осмысление информации, исключает механическую зубрежку и надежду на списывание, и, в конечном счете, приводит к прочному усвоению материала. Как показала практика, такой способ сдачи экзаменов является весьма перспективным при соблюдении нескольких условий. Первое — это должен быть действительно продукт собственного творчества, а не заимствованный вариант (для этого можно попросить студентов подписывать свои работы, а преподаватель их может фотографировать). Подтверждением правомерности этого условия является опыт на составление мини-интеллект-карты. Предложите группе всего лишь из 3–5 человек в течение одной минуты самостоятельно записать 10 собственных ассоциаций, например, со словом «счастье» или «любовь» или «здоровье» или любым другим. Затем попытайтесь найти полное совпадение хотя бы по двум ассоциациям. Казалось бы чего проще. Однако многократное проведение этого опыта показывает, что для группы из четырех человек весьма редко бывает, чтобы хотя бы одно слово являлось общим для всей группы! Чем больше людей входит в состав группы, тем меньше шансов, что даже одно слово окажется общим для всех членов группы. Мало того, если провести этот опыт повторно с теми же людьми, но уже продуцируя ассоциации от этого общего слова, то мы увидим и здесь тот же результат. Т. е. в общности, в совпадении коренится фундаментальная разница! Этот эксперимент наглядно доказывает уникальный характер наших ассоциаций, а поэтому только самостоятельно созданная интеллект-карта может быть эффективной.

Второе условие — важно соблюдать правила составления интеллект-карт. Некоторые предприимчивые студенты являлись на экзамен с переписанными и раскрашенными лекциями на листах формата А3. Подобного рода работы не имеют ничего общего с интеллект-картами.

Невозможно составить интеллект-карту не понимая материала. Значит, активное самостоятельное осмысление в процессе работы гарантировано. Карта всегда — продукт творчества. Значит, эта деятельность не оставит равнодушных, вызовет эмоции. Метод вызывает интерес и обостренное восприятие с помощью зрения и других органов чувств (посредством ассоциаций). Кроме того вспомнить 100 ключевых слов намного легче, чем 100 страниц текста. Поэтому интеллект-карты с успехом могут использоваться как средство повышения эффективности памяти, развития творческого мышления, конспектирования и в конечном итоге — совершенствования качества обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.


Основные термины (генерируются автоматически): правое полушарие, ассоциация, конечный итог, центральный образ, активное осмысление информации, нарушение слуха, нарушенный слух, орган чувств, правило составления интеллект-карт, собственное творчество.

Похожие статьи

Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности

Похожие статьи

Развитие мышления и творчества на уроках литературы с помощью метода интеллект-карт

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Развитие рефлексивных способностей у младших школьников

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе игры

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности