Приемы тайм-менеджмента для родителей детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Приемы тайм-менеджмента для родителей детей дошкольного возраста / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 81-86. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2509/ (дата обращения: 19.04.2024).

Сегодня многими специалистами отмечается тенденция к повышению психолого-педагогической компетентности современных молодых родителей в вопросах воспитания и развития детей. К моменту рождения малыша они уже имеют элементарные представления об уходе за ним, об основных закономерностях развития моторики, психических функций и речи. Однако практика показывает, что зачастую теоретическая подкованность не является показателем того, что эти полезные знания применяются родителями в повседневной жизни во взаимодействии с ребенком.

Жизнь маленького ребенка в условиях большого города открывает как массу преимуществ и возможностей для его развития, так и целый ряд отрицательных факторов. Все чаще педагоги и психологи отмечают снижение показателей физического и психического развития детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения [2]. К сожалению, это явлением имеет свою негативную динамику. Данный факт тем удивительнее, что сейчас для развития детей раннего возраста существует огромное количество развивающих центров, клубов и детских кружков.

Задавшись целью выяснить причину такой низкой эффективности организации образовательного процесса некоторых семей, мы провели опрос родителей детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения Центр игровой поддержки ребенка. Результаты проведенного опроса позволяют сделать вывод о том, что молодым современным родителям зачастую не хватает времени на организацию развивающего пространства для своего ребенка, и они просто не успевают уделить малышу столько внимания, сколько хотелось бы их ребенку. Социальная действительность такова, что практически все усилия молодая мама вынуждена тратить на обеспечение быта, домашнего хозяйства, а многие родители делаю свой выбор в пользу продолжения обучения в ВУЗе или профессиональной деятельности. Именно поэтому так явно выражена тенденция семей не столько заниматься развитием ребенка, сколько найти, чем же занять его и получить желаемое свободное время.

Значительного облегчения положения вещей можно добиться грамотным распределением сил и временных затрат. Предложенные в статье приемы тайм-менеджмента помогут родителям научиться оптимально планировать день, находить временные ресурсы, расставить приоритеты в общении со своим ребенком и эффективно организовать развивающую среду для малыша в домашних условиях. Словарь по экономике и финансам определяет тайм-менеджмент как искусство управления временем. Этим искусством и предлагается овладеть родителям детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Традиционно основоположником современного тайм-менеджмента считают Б. Франклина, который сформулировал несколько основополагающих принципа управления временем, остающиеся актуальными и по сей день:

  1. Планируй, иначе спланируют тебя. Управлять можно, только обладая конкретным планом, видением своего будущего.

  2. Время – самый ценный ресурс. Поскольку его нельзя растянуть, накопить или добавить, то единственное решение – его разумная организация.

  3. Необходимо уметь отличать главное от второстепенного.

  4. Только методичное следование заданному курсу может привести человека к цели [3].

Отметим также, что тайм-менеджмент отвечает не только на насущные вопросы управления ежедневным графиком времени. Он помогает женщине решить, когда лучше сделать паузу в карьере, как найти золотую середину между ребенком и работой, карьерой и семьей. Тайм-менеджмент может помочь женщине, как в глобальном семейном планировании, так и ежедневном труде по воспитанию малыша. Овладев главными навыками управления временем, молодая мама может распоряжаться им так, чтобы успеть все существенное и при этом не ущемить важных для нее и ее малыша интересов [4, с. 11].

Здесь следует упомянуть о вредных «ворах» детского времени. Например, мы глубоко убеждены в том, что просмотр телевизионных передач и мультфильмов отрицательно влияют на здоровье малыша. Молодые родители все чаще используют телевизор в качестве «домашней няни», в результате чего маленькие дети, в том числе и в возрасте до двух лет, проводят перед телеэкраном все больше и больше времени.

Проведенные исследования (в частности, ассоциации педиатров Японии в 2002 году) воздействия средств массовой информации на детей, показали, что 96,6% детей росли в домах, где телевизор был включен более 10 часов в день. У всех этих детей наблюдается тенденция отводить глаза во время контакта с собеседником. Для сравнения, в тех домах, где телевизор был включен в течение трех или менее часов, только 37,5% детей реагировали на собеседника подобным образом. Как подчеркивают представители ассоциации, это свидетельствует о том, что способность ребенка строить свои личные отношения с окружающими пропорционально уменьшается по мере увеличения количества времени, которое он проводит перед телевизором. Кроме того, у детей-телезрителей наблюдается замедленное овладение речевыми навыками.

По данным нашего опроса, практически все дети с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором. Родителям важно осознать, что современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка. В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. Это могут быть: скованность, недостаточное развитие речи, сильная агрессивность и демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом и выполнять неприличные жесты. Модели плохого поведения притягивают, как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так вести себя нельзя.

Помимо всего прочего просмотр мультфильма или сказки по телевизору отнимает больше времени, чем просмотр этого же фильма, записанного на диск родителями. Постоянно мелькающие рекламные ролики не просто отнимают время и несут в себе ряд негативной и ненужной информации, а еще и вредят зрительному восприятию малыша.

Также необходимо говорить и об игрушках надолго занимающих ребенка, и при этом тормозящих его развитие. Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности, но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. В данном же случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Малышу не остается места для деятельности, для его представления, фантазирования и преобразований [1]. Мы не устаем призывать родителей отказываться от такого рода игровых средств, поскольку они не несут в себе никакой дидактической ценности.

Для того, что грамотно распределить собственное время, а также позаботиться о том, чем занят малыш, современным родителям желательно усвоить главные принципы тайм-менеджмента, позволяющие направить мысли молодой мамы в нужное направление и создать базу для ее самоопределения и самоорганизации. Перечислим основные моменты тайм-менеджмента для мам:

Первое: тратьте время на главное – на своего ребенка, а в остальном же учитесь расставлять приоритеты. Наличие жизненных целей помогает человеку определиться со своими главными приоритетами. Жизненные цели, в свою очередь, формируются на основе базовых интересов и ценностей человека. Все остальное – второстепенно. В тот или иной период жизни та или иная главная цель может превалировать над другими. Именно так обычно происходит при рождении ребенка. Ребенок становится главным приоритетом [4, с. 17].

Второе: ненавязчиво планируйте день, оставаясь при этом гибкой. В глобальном планировании, напротив, будьте последовательны. Здесь может помочь прием краткосрочного планирования – расписание дня, недели, месяца, в которое включаются все дела, которые нужно выполнить, время для хобби и отдыха. Помогут в этом бумажные и электронные планировщики, а также списки, составляя которые молодая мама значительно облегчает себе ведение домашнего хозяйства. В то же время необходимо научиться быстро адаптироваться к постоянно меняющимся новым условиям и быть гибким в планировании.

Третье: когда времени не хватает, просите о помощи и делегируйте полномочия. Это позволит отцам принимать более активное участие в заботе о ребенке и его матери. Близкие и родные могут проявить свою доброжелательность и заботу, но при этом важно быть бережными просителями, обращая внимание на желания и пристрастия помощников.

Четвертое: оптимально организуйте пространство и режим. Улаживайте максимальное количество дел, пока ребенок бодрствует, время сна малыша дарите себе для отдыха, хобби или учебы. При любом режиме дня ребенка молодая мама должна стремиться к тому, чтобы совмещать свои активные фазы с фазами бодрствования малыша, а время его сна использовать для восстановления собственных сил, посвящать его другим близким людям, а при необходимости – работе или учебе.

Пятое: поймайте «воров» времени и обезвредьте их. Основными ворами времени являются расстояния, телефонные разговоры, телевизор, Интернет, очереди. Недостатки планирования и отсутствие порядка также могут стать ворами времени. Чтобы поймать воров времени можно составить хронометраж дня и поработать над «ошибками». Даже одной попытки будет достаточно, чтобы сделать основные выводы и учитывать их в дальнейшем.

Шестое: обязательно выделяйте время на отдых. В связи с тем, что у мамы всегда есть дела, которые нужно уладить, время на отдых должно планироваться и неукоснительно соблюдаться. Радостная и расслабленная мама для ребенка важнее, чем поглаженные носочки.

Седьмое: не уставайте набираться опыта от других мам или специалистов. Это существенно сэкономит затраты сил и времени, необходимые на долгие поиски оптимального решения проблемы методом «проб и ошибок». Некоторую информацию просто необходимо получать непосредственно от специалистов! Особенно от врачей, психологов и педагогов.

Данные приемы могут стать частью повседневной организации домашних дел, своего рода семейным тайм-менеджментом. И в условиях семьи человек может находить время для реализации главного предназначения в жизни. Главное – знать, какое оно. Даже если оно кажется огромным и неподъемным, как слон, то, как говорится в тайм-менеджменте, «слона нужно кушать по кусочкам» – каждый день по одному маленькому кусочку.

Кроме того, важным моментом, как уже было нами отмечено, является грамотная организация режима дня маленького ребенка. Это невероятно важный фактор, влияющий на психическое и физическое здоровье ребенка. Однако следование режимным моментом не должно превращаться в строгую обязательную последовательность действий по уходу за ребенком и организации его досуга. Здесь необходима гибкость и пластичность, способность подстроиться и идти за ребенком, давая ему простор для свободы, самостоятельности и инициативы.


Литература:

  1. Абдулаева Е. Развивающие игрушки. Что это такое? // Мама и Малыш. – 2006. – №02.

  2. Барсукова О.В. Развивающие деревянные и народные игрушки для игр-занятий с детьми раннего возраста // Молодой ученый. – 2012. – №4.

  3. Еремич Н.Г. Тайм-менеджмент для женщин. Как все успевать. – СПб., 2008.

  4. Хайнц М.С. Тайм-менеджмент для молодых мам, или как все успевать с ребенком. – СПб.: Речь, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, время, молодая мама, ранний возраст, родитель, вор времени, день, домашнее хозяйство, маленький ребенок, развитие детей.

Похожие статьи

Особенности воспитания детей раннего возраста

В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития. Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость.

Проблема исследования раннего развития детей

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением...

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Всестороннее развитие детей раннего возраста через интеграцию разных видов деятельности. Нашими педагогами разработан примерный алгоритм комплексного открытого занятия, по которому мы успешно проводим открытые мероприятия.

Проблема некомпетентности родителей в воспитании детей...

Идея высокой самоценности первых лет жизни ребёнка как фундамента его общего развития, неограниченных возможностей физического и духовного совершенствования получила подтверждение в Концепции раннего детского возраста Л.Н. Павловой.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста;  Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития детей...

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их...

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра выступает как предпосылка и условие благоприятного социального и психического развития детей как преддошкольного, так и дошкольного возраста.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст, возможность, поведение.

Похожие статьи

Особенности воспитания детей раннего возраста

В раннем возрасте у малыша наблюдаются наиболее быстрые темпы как физического, так и психического развития. Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной системы ребенка и, в связи с этим, — легкую обучаемость.

Проблема исследования раннего развития детей

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением...

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Всестороннее развитие детей раннего возраста через интеграцию разных видов деятельности. Нашими педагогами разработан примерный алгоритм комплексного открытого занятия, по которому мы успешно проводим открытые мероприятия.

Проблема некомпетентности родителей в воспитании детей...

Идея высокой самоценности первых лет жизни ребёнка как фундамента его общего развития, неограниченных возможностей физического и духовного совершенствования получила подтверждение в Концепции раннего детского возраста Л.Н. Павловой.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста;  Проблема адаптации ребенка к условиям ДОУ

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития детей...

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их...

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра выступает как предпосылка и условие благоприятного социального и психического развития детей как преддошкольного, так и дошкольного возраста.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, малыш, ваш ребенок, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям...

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

ребенок, взрослый, родитель, ранний возраст, член семьи, кризис, малыш, возраст, возможность, поведение.