Развитие психологических качеств военных врачей на этапах профессионализации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Марченко, Л. О. Развитие психологических качеств военных врачей на этапах профессионализации / Л. О. Марченко. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2361/ (дата обращения: 16.04.2024).

В процессе реформирования Вооруженных Сил и системы подготовки высококвалифицированных специалистов, а особенно системы военно-медицинского образования, направленного на повышение качества подготовки военных врачей, наибольший упор должен делаться не только на количество знаний, которые они получат на протяжении всех лет обучения в вузе, сколько на то, сумеют ли они применять эти знания для решения многочисленных диагностических, лечебных, профилактических задач, что связано с формированием адекватных профессионально важных для каждого этапа профессионализации психологических качеств.

Ключевые слова: профессиональное становление, психологические качества, основные этапы профессионализации.

Введение. Деятельность военных врачей в мирное время направлена на медицинское обеспечение боеспособности личного состава подразделений Вооруженных Сил с учетом их реформирования и совершенствования, что предопределяет решение многоплановых задач по повышению качества подготовки военных врачей [9, 14]. Процесс профессионального становления военного врача является одной из наиболее интересной и актуальной психолого-акмеологической проблемой, так как от успешности процесса профессионального становления зависит развитие адаптированной к социальной среде, активной, независимой, зрелой в психологическом плане, самоактуализирующейся личности профессионала и требующей применения специфических подходов и использования определенных технологий [1, 4, 6, 10, 14, 19].

В отечественной и зарубежной психологии практически общепринятым является положение о том, что сформированные личностные особенности человека являются достаточно стойкими в течение жизни человека. С другой стороны, ряд видных отечественных ученых, таких как Б.Г. Ананьев (1996), А. А. Бодалев (1998), В. А. Бодров (2006), А. А. Деркач (1993, 1999), В. Г. Зазыкин (1999), Е. А. Климов (1996, 2004), Н. В. Кузьмина (1993), К. К. Платонов (1993), В. Д. Шадриков (1996) и другие в своих теоретических и экспериментальных исследованиях выявили, что развитие личности тесно связана с выбором, подготовкой и выполнением человеком определенного вида профессиональной деятельности. При этом как бы предполагается, что характер деятельности накладывает отпечаток на личностные особенности человека.

В процессе формирования психологических качеств специалиста есть определенная динамика, которая происходит в процессе всего профессионального развития. При этом динамике могут подвергаться даже типологические свойства: «…При становлении специалиста нельзя обойти молчанием и такой аспект, как изменение свойств личности и темперамента, а частично и типологических особенностей проявлений свойств нервной системы под влиянием специфики выполнения деятельности» [8]. Лонгитюдные исследования показывают, что психические и психомоторные качества весьма динамичны и развиваются под влиянием учебной и трудовой деятельности, тренировки [6, 7, 11, 16]. На каждом этапе учебно-профессиональной деятельности происходит формирование определенного уровня развития психологических качеств: некоторые качества становятся неактуальными, тогда как значение других – возрастает [1, 4, 6, 10, 14].

Качество профессиональной подготовки военных врачей в настоящее время зависит не столько от того, какое количество знаний они получат на протяжении всех лет обучения в вузе, сколько от того, сумеют ли они применять эти знания для решения многочисленных диагностических, лечебных, профилактических задач. Поэтому после окончания военно-медицинского вуза в период последипломного обучения проводится первичная специализация – интернатура, которая углубляет, систематизирует их знания по выбранной военно-врачебной специальности, что придает их подготовке новое качество, позволяющее решать профессиональные проблемы самостоятельно, а также повышать профессиональный уровень и степень готовности к самостоятельной врачебной деятельности [10, 12, 15, 17].

В процессе первичной подготовки в военно-медицинском вузе, обучения в интернатуре и ординатуре формируются определенные психологические качества: изменяются интеллектуальные и характерологические личностные показатели, адаптивные свойства, что обуславливает формирование адекватных профессионально важных для каждого этапа профессионализации психологических качеств.

Целью данного исследования является выявление изучения психологических качеств военного врача в процессе профессионализации.

Материалы и методы. Исследования основных профессионально важных психологических качеств военных врачей, которые успешно освоили программу обучения военно-медицинского вуза, получили первичное медицинское образование и повышают квалификацию в ординатуре, позволили выявить особенности изменений этих качеств на протяжении всего периода профессионализации проводились с использованием методик батареи интеллектуальных тестов [13], методики СМИЛ [18] и методики МЛО «Адаптивность» [13]. В исследовании принимали участие военные врачи со стажем работы не менее 10 лет и достигшие высокий уровень профессионального развития.

Анализ выполнения интеллектуальных тестов показал, что на момент обучения на 1 курсе у военных врачей выявляются достаточно развитые когнитивные процессы, высокий уровень оперативно-зрительной памяти (шкала ЗП), вербально-логического (шкала ИС) и образного мышления (шкала ОМ). Эти психологические характеристики развиваются в процессе первичной врачебной подготовки и достигают наибольшей выраженности к моменту обучения в интернатуре. Аналогичные данные были получены при обследовании студентов других вузов в работах Б. Г. Ананьева и его последователей [2, 7, 16], что связано с двухфазностью развития психических функций (памяти, внимания и мышления), их фронтальным развитием в первый период и дальнейшей специализацией этих функций.

В процессе исследование основных шкал методики СМИЛ выявлено, что военные врачи на различных этапах профессионализации характеризуются нормальным профилем (рис. 1). К 6 курсу у обучающихся в военно-медицинском вузе выявлены достоверно более низкий показатель по шкале пессимистичность (D при p<0,01) и достоверно более высокие показатели по шкалам сверхконтроль (Hs при p<0,01), эмоциональная лабильность (шкала Hy при p<0,05), импульсивность (Pd при p<0,05), мужественность-женственность (Mf при p<0,01), оптимистичность (Ma при p<0,05) и социальная интроверсия (Si при p<0,05). На этапе обучения в интернатуре у военных врачей в отличие от предыдущего этапа возросли показатели по шкалам пессимистичность (D при p<0,1), эмоциональная лабильность (Hy при p<0,05), импульсивность (Pt при p<0,01) и снизилась выраженность показателей по шкале оптимистичность (Ma при p<0,01). На этапе обучения в ординатуре у военных врачей повысились показатели по шкале эмоциональная лабильность (Hy при p<0,01) и социальная интроверсия (Si при p<0,01), снизилась выраженность показателей по шкалам пессимистичность (D при p<0,01), мужественность-женственность (Mf при p<0,01), ригидность (Pa при p<0,05), оптимистичность (Ma при p<0,01).









Исследования личностных особенностей с помощью методики МЛО выявило достоверное изменение уровней нервно-психической устойчивости, коммуникативного потенциала и моральной нормативности. К 6 курсу у военных врачей уровень нервно-психической устойчивости (ПР при p<0,05) и коммуникативного потенциала (КП при p<0,1) повышается на 13,2 % и 13 %, а уровень моральной нормативности (МН при p<0,05) снижается на 19,6 % по сравнению с данными 1 курса военно-медицинского вуза. На момент обучения в интернатуре достоверно возрастает уровень коммуникативного потенциала (КП при p<0,01) на 13,2 %. В ординатуре у военных врачей отмечается повышение уровня уровень нервно-психической устойчивости (ПР при p<0,01) на 38,7 %, коммуникативного потенциала (КП при p<0,01) на 16,8 % и моральной нормативности (КП при p<0,01) на 19,8 % по сравнению с данными интернатуры. Уровень личного адаптационного потенциала (ЛАП при P<0,01) на всех этапах профессионализации возрастает.

Результаты. Таким образом, психологическая структура личности в процессе профессионализации военных врачей претерпевает значительные изменения: на этапах первичной врачебной подготовки (1-6 курс вуза) и первичной специализации (интернатура) возрастает эффективность когнитивных процессов за счет улучшения вербально-логического и образного мышления, оперативно-зрительной памяти; на этапе первичной врачебной подготовки выявлены разнонаправленные тенденции изменений личностных психологических показателей. С одной стороны возрастает степень уверенности, уровень самоконтроля и поисковой активности, склонность к волнениям, социальная активность в сфере общения, с другой - возрастает выраженность эмоциональной лабильности и уменьшается степень включенности в социальную среду. Мы полагаем, что выявленные разнонаправленные тенденции психологических изменений связаны как с увеличением степени осознания ответственности за принятие профессиональных решений, касающихся лечения и состояния здоровья пациентов, так и с неопределенностью социальных обстоятельств будущей профессиональной карьеры. Последнее обстоятельство связано с зависимостью профессиональной судьбы выпускников военно-медицинского вуза от решения вышестоящего командования в отношении дальнейшей военно-медицинской специализации; на этапе обучения в интернатуре наряду с вышеуказанным улучшением эффективности когнитивных процессов выявляются признаки ухудшения эмоциональной регуляции поведения. В частности повышается уровень тревожности и степень неудовлетворенности собой, снижается сознательная регуляция поведения. Подобная динамика психологических каечств и процессов может быть обусловлена как неопределенностью перспектив профессиональной карьеры (в виде предстоящего распределения в подразделения ВС), так и с появлением новых социальных ролей на этом этапе профессионализации; на этапе обучения в ординатуре к наиболее характерным изменениям, возникающим в процессе профессионализации, можно отнести возрастание уверенности в себе и уровня нервно-психической устойчивости, а также коммуникативного потенциала обучающихся. Подобная динамика обусловлена формированием устойчивых профессиональных навыков и совершенствованием врачебных умений.

Следовательно, в процессе профессионального развития военного врача для достижения высокого уровня профессионализма у человека на различных этапах профессионального развития выявлены психологические качества, развивающиеся в процессе этого развития, и ряд качеств, связанный только с определенным этапом профессионализации.


Литература:

1. Адонин И. К. Об отборе студентов для обучения на военно-медицинском факультете / И. К. Адонин // Военно-медицинский журнал. – 1987. - N 10. - С.18.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Ин-т практ. Психологии, 1996. – 382 с. – ISBN 5-87224-099-6.

3. Бардов В.Г. Социально-психологические аспекты подготовки к профессиональной деятельности врача // Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты / Под ред. А. А. Киселева. Вып. III. – М., 1990. 4. 21. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.

5. Бодров В.А Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бодров. – М.: «Институт психологии РАН», 2006. – 623 с. – ISBN 5-9270-0088-6.

6. Деркач А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — М.: РАУ, 1993.

7. Деркач А. А. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Ю. В. Синягин. — М.: РАГС, 1999.

8. Загрядский В.П. Методы исследования в психологии труда: методическое пособие / В.П. Загрядский, З.К. Сулимо-Самуйло. - Л.: ВМедА, 1976. - 110 с.

9. Ильин Н.Ф. Некоторые вопросы психологии в деятельности военного врача: Лекция для курсантов и слушателей факультетов подготовки врачей / Н.Ф. Ильин. - Л.: ВМедА, 1986. - 35 с.

10. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей в процессе профессионализации / Автореф. дисс. ... доктора психол. наук / В.А. Корзунин. - СПб: ВМедА, 2002. – 37 с.

11. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. — СПб., 1993.

12. Лебедева А.Г. Организация постдипломного обучения в клинической интернатуре / А.Г. Лебедева, Н.В. Морозова, В.К. Козлов // Методологические проблемы первого этапа последипломного обучения: Тез. докл. зональной методической конференции - Хабаровск: изд-во ХГМИ, 1996. - 116 с.

13. Маклаков А.Г. Методы углубленного психологического изучения кандидатов на учебу / А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин // Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору. - М., ВмедА, 1994.

14. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров // Работе с кадрами – научное обеспечение / Под ред. Ю. Н. Голубева.- Л., 1989. – 188 с.

15. Новомодная А.П. Анализ подготовки специалистов в клинической интернатуре и интернов - в практическом здравоохранении / А.П. Новомодная, И.Г. Пономарева, М.А. Абиев // Методологические проблемы первого этапа последипломного обучения: Тезисы докладов зональной методической конференции - Хабаровск: изд-во ХГМИ, 1996. - 116 с.

16. Платонова Н.М. Педагогика. Теория обучения / К.К. Платонов, В.А. Якунин. – СПб.: СПбГУ, 1993. – 82 с. - ISBN 5-87403-007-7.

17. Последипломное медицинское образование на современном этапе / Министерство образования РФ, Рос. медицинская. академия последип. образования; [Редкол.: Л.К. Мошетов и др.]. – М.; М-Вести, 2000. – 480 с.

18. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики: Методическое руководство / Л.Н. Собчик.- Выпуск 1.- М.: Б.и., 1990.- 73 с.

19. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р. Фонарев. – М.: из-во МПСИ, 2006. – 558 с. - ISBN 5-89502-566-8.

20. Шадриков В.Д Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Изд-во «Логос», 1996.- 320 с. - ISBN 5-88439-015-7.

Основные термины (генерируются автоматически): военно-медицинский вуз, этап профессионализации, качество, коммуникативный потенциал, нервно-психическая устойчивость, профессиональное развитие, процесс, эмоциональная лабильность, этап обучения, моральная нормативность.

Похожие статьи

Особенности профессионально-психологического отбора...

самодостаточность (независимость); хорошие коммуникативные способности; высокая моральная нормативность; нервно-психическая устойчивость; устойчивый личностный адаптивный потенциал.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба, прохождение, личностный адаптационный потенциал, воинская служба, нервно-психическая устойчивость, ресурсный подход, ВС РФ...

Диагностика психологических личностных характеристик...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза.

В научных источниках отмечено влияние различных факторов на устойчивость к стрессу, таких как беспокойность, психически-нервное напряжение, работоспособность, самооценка...

Теоретические подходы к изучению эмоциональной...

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости будущих педагогов в процессе обучения в вузе.

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко определяют эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, которое способно обеспечить...

Формирование психологической устойчивости средствами...

Психологическая устойчивость — это интегральный показатель, отражающий результаты, полученные в процессе её обучения и

На каждом из этапов профессионального становления военнослужащего с помощью физических упражнений решаются следующие...

Повышение адаптационного потенциала личности студентов...

Снижение адаптационного потенциала личности студентов происходит за счет таких его компонентов как нервно-психическая устойчивость, развитие коммуникативных способностей.

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

УМК состоит из:  плана учебного процесса военно-профессионального цикла

На третьем этапе адаптации — шестой семестр — медленно, но стабильно повышается нервно-психическая устойчивость, успеваемость, снижается заболеваемость практически у...

Анализ проблемы успешного профессионального становления...

профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз, профессиональная деятельность... Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности.

Формирование психологической готовности юношей...

Итак, личностный адаптационный потенциал, проявляющийся в выраженной нервно-психической устойчивости, развитых коммуникативных способностях и моральной нормативности, а также ряде личностных особенностей: оптимизм, активность, доминантность...

Похожие статьи

Особенности профессионально-психологического отбора...

самодостаточность (независимость); хорошие коммуникативные способности; высокая моральная нормативность; нервно-психическая устойчивость; устойчивый личностный адаптивный потенциал.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба, прохождение, личностный адаптационный потенциал, воинская служба, нервно-психическая устойчивость, ресурсный подход, ВС РФ...

Диагностика психологических личностных характеристик...

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза.

В научных источниках отмечено влияние различных факторов на устойчивость к стрессу, таких как беспокойность, психически-нервное напряжение, работоспособность, самооценка...

Теоретические подходы к изучению эмоциональной...

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости будущих педагогов в процессе обучения в вузе.

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко определяют эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, которое способно обеспечить...

Формирование психологической устойчивости средствами...

Психологическая устойчивость — это интегральный показатель, отражающий результаты, полученные в процессе её обучения и

На каждом из этапов профессионального становления военнослужащего с помощью физических упражнений решаются следующие...

Повышение адаптационного потенциала личности студентов...

Снижение адаптационного потенциала личности студентов происходит за счет таких его компонентов как нервно-психическая устойчивость, развитие коммуникативных способностей.

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

УМК состоит из:  плана учебного процесса военно-профессионального цикла

На третьем этапе адаптации — шестой семестр — медленно, но стабильно повышается нервно-психическая устойчивость, успеваемость, снижается заболеваемость практически у...

Анализ проблемы успешного профессионального становления...

профессиональная позиция, профессиональное обучение, будущая профессиональная деятельность, профессиональное становление, процесс обучения, вуз, профессиональная деятельность... Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности.

Формирование психологической готовности юношей...

Итак, личностный адаптационный потенциал, проявляющийся в выраженной нервно-психической устойчивости, развитых коммуникативных способностях и моральной нормативности, а также ряде личностных особенностей: оптимизм, активность, доминантность...