Библиографическое описание:

Моздор Н. В. Социально-психологический анализ отношения к конфликту студентов педвуза [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1828/ (дата обращения: 11.12.2017).

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Являясь важнейшей детерменантой человеческой активности, конфликты давно обратили на себя внимание исследователей. Британский специалист по организационной психологии Маргарет Фоллет предприняла попытку коренным образом изменить отношение исследователей к конфликту, указав на его позитивные функции. Тем самым было обозначено приближение конца конфликтофобической эпохи.[1]

Психологи Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют различные стратегии поведения в конфликте:

  • соперничество, сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы;

  • сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;

  • компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

  • избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

  • приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.[5; 169]

Проблема конфликтов и их разрешений имеет непосредственное отношение к образовательному процессу. Причинами этого являются специфические характеристики последнего:

  • наличие двух объективно неравных позиций и статусов «учитель» и «учащийся»;

  • присутствие различных точек зрения ученых в содержании усваиваемых учащимися знаний;

  • возможность возникновения различных позиций субъектов образовательного процесса по поводу содержания образования, способов их постижения, межличностных взаимоотношений;

  • когнитивное и личностное развитие как цель образования в истоках своих содержит конфликт: диалектическое противоречие между достигнутым и требуемым или желаемым уровнем.

Итак, получается конфликт в образовательном процессе — это неизбежность. А в образовании, построенном на принципе гуманизма, даже — благо. В этом смысле речь идет о конструктивном конфликте, которому соответствуют стратегии сотрудничества и компромисса.

Опираясь на все выше изложенное, мы поставили для себя ряд исследовательских вопросов. Какой смысл вкладывают студенты педагогического вуза в понятие «конфликт»? Какие стратегии конфликтного поведения они применяют? И связано ли это с тем гуманитарным знанием, которое будущие педагоги осваивают в процессе обучения?

Для разрешения обозначенных проблем мы провели исследование среди 1-х, 3-х, 4-х курсов психолого-педагогического факультета института. Для выяснения смыслового наполнения понятия «конфликт» мы использовали метод определения семантического поля. Студентам предлагалось записать 10 слов, которые первыми возникнут в сознании на произнесенное слово «конфликт». Результаты диагностики по курсам следующие: частота упоминаний слов:

1-е курсы: «ссора» – 23 %; «спор» – 15 %; «разногласия» – 11 %; «обида» – 14 %; «непонимание» – 7 %; «компромисс» – 13 %; «злость» – 7 %; «неприязнь» – 5 %; «раздражение» – 2 %.

3-и курсы: «ссора» – 6 %; «спор» – 3 %; «разногласия» – 5 %; «обида» – 5 %; «непонимание» – 10 %; «злость» – 3 %; «неприязнь» – 5 %.

4-е курсы: «ссора» – 9 %; «непонимание» – 6 %; «злость» – 3 %.

Мы подчеркнули в них слова, значение которых в большей степени отражает конструктивные аспекты конфликта. Эти понятия указывают на различия точек зрения, способы их примирения и на переживания людей, ведущие к преодолению конфликта, личностному росту.

Сравнение представленных данных указывает на сужение семантических полей понятия «конфликт» у студентов от 1–го курса к 4–му. Причем среди лексических единиц, упомянутых более взрослыми респондентами, снижается процент слов, значение которых приближено к конструктивным аспектам конфликта.

Для диагностики стратегий поведения в конфликтных ситуациях использовался опросник К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). [6;470–473] Процентное соотношение стратегий, используемых студентами педагогического вуза в ходе конфликта, указывает на явное увеличение приемов компромисса, незначительное увеличение сотрудничества и снижение соперничества от 1-го к 4–му курсу. На первом курсе преобладающими оказались стратегии компромисса, избегания, сотрудничества; на 3–м — компромисс, приспособление и избегание; на 4–м — компромисс, сотрудничество и избегание. В целом выявленную динамику можно охарактеризовать как позитивную, ведущую к увеличению конструктивных стратегий у студентов старших курсов.

Обобщая результаты диагностики по двум методикам, мы обнаружили разнонаправленные тенденции у студентов от 1–го курса к 4–му. С одной стороны сужение семантического поля понятия конфликт, уменьшение в нем количества слов, близких по своему значению к конструктивным аспектам изучаемого феномена. С другой стороны увеличение использования стратегий конструктивного характера. Мы предположили две возможные причины выявленного несовпадения. Студенты, повышая свою социальную и профессиональную компетентность, стремятся показать себя в более выгодном свете. Отвечая на вопросы о стратегиях поведения в конфликте, они выбирают социально приемлемые характеристики. А выявление семантического поля не затрагивает социальную мотивацию и, следовательно, позволяет получить более объективную информацию. Другая возможная причина: студенты, повышая свой образовательный уровень и социальную компетентность, на уровне сознания оценивают конфликт как негативное явление и своим поведением не провоцируют его возникновение и углубление. Полученные результаты затрудняют попытку сделать объективные выводы о влиянии гуманитарного (педагогического) образования на отношение студентов к конфликту и поведение в нем.

Обобщая все вышеизложенное, мы отмечаем, что конфликт это сложное социально–психологическое явление. В научных кругах данный феномен рассматривается неоднозначно: как негативное, так и позитивное явление. Позитивный аспект конфликта состоит в предоставлении возможности субъектам выработать общую точку зрения, приобрести опыт конструктивного взаимодействия, разрешить противоречия. Психологические основы конфликта как социального явления имеют важное прикладное значение в области образования, которое традиционно осуществляется в процессе организованного общения и деятельности педагогов и учащихся. Практическое исследование позволило установить, что получение высшего образования является фактором повышения культуры поведения в конфликтных ситуациях. Результаты нашего исследования ставят новые вопросы, что подтверждает актуальность и неоднозначность такого социально–психологического явления как конфликт.


Литература:

  1. Аккоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. –М.,1974.

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 1999.

  3. Дмитриева А.В., Конфликтология. – М.,2000.

  4. Конфликтология /Под редакцией А.С.,Кармина – СПб.,1999.

  5. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Дону:Феникс, 1998.

  6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты /Ред.–сост. Д.Я. Райгородский. –Самара, 1998.

  7. Follet M. Dynamic Administration. /В кн.: Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. –М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): семантического поля, профессионального самосознания студентов, эффективный метод развития, развития профессионального самосознания, метод развития профессионального, педагогического вуза, Социально-психологический тренинг, понятия «конфликт», конструктивным аспектам, конструктивным аспектам конфликта, конфликтных ситуациях, конфликту студентов педвуза, поля понятия конфликт, студенты педагогического вуза, студентами педагогического вуза, точек зрения, 1–го курса, Позитивный аспект конфликта, конструктивные аспекты конфликта, Психологические основы конфликта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос