В 1908 г. известным американским психологом Р. Йерксом совместно с Дж.Д. Додсоном был поставлен сравнительно несложный опыт, который продемонстрировал зависимость продуктивности выполняемой деятельности от уровня мотивации []. Выявленная закономерность, многократно экспериментально подтвержденная и признанная одним из немногих объективных, бесспорных психологических феноменов, получила название закона Йеркса-Додсона.
Закон Йеркса-Додсона, графически представленный на рис.1, отражает взаимосвязь между эффективностью какой-либо деятельности и уровнем мотивационной напряженности. Эта взаимосвязь изображается в виде колоколообразной (U-образной инвертированной) кривой и описывается следующим образом: с повышением уровня мотивации качество деятельности сначала пропорционально увеличивается, а затем, после достижения максимальной точки и перехода через нее, начинает постепенно снижаться. Максимальная точка при этом является точкой наиболее высоких показателей или оптимумом мотивации. Другими словами, это своего рода оптимальный уровень желания, возбуждения, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности. При чрезмерно высоком уровне возбуждения, когнитивные компоненты деятельности разрушаются, и происходит смещение цели на результат.
Рис.1. Закон Йеркса-Додсона
Закон Йеркса-Додсона проявляется и в потребительском поведении. Чем важнее покупка, чем привлекательней продукт (повышенный уровень возбуждения), тем больше вероятность в ситуации информационной перегрузки (сложность выбора) допустить ошибку. Информационная перегрузка может быть спровоцирована разнообразием товаров и услуг, необходимостью учета многих факторов выбора (цена, надежность, престиж, новизна и пр.), противоречивыми источниками информации о продукте, дефицитом времени выбора [, с. 22].
Поведение потребителя при совершении покупки рассматривается в маркетинге как процесс решения некой проблемы, суть которого – принятие окончательного решения о покупке. Данный процесс состоит из нескольких последовательных, взаимосвязанных этапов:
- Осознание потребности.
- Поиск информации.
- Оценка вариантов.
- Решение о покупке.
- Реакция на покупку.
Таким образом, в процессе своего поведения потребитель проходит пять ключевых шагов. В первую очередь, он, чувствуя разницу между своим реальным и желаемым состояниями, осознает проблему или нужду. После того как им осознана потребность в приобретении того или иного товара, он анализирует, достаточно ли он знает о вариантах решения возникшей проблемы. Если внутренний поиск не дал желаемых результатов, потребитель начинает собирать информацию из дополнительных источников. Диапазон поиска зависит от типа продукта, индивидуальности потребителя и влияния внешней среды []. На данном этапе возникает угроза информационной перегрузки из-за многообразия источников информации о продукте и их противоречивости.
Информационная перегрузка – явление характерное для современного информационного общества. Суть рассматриваемого явления заключается в отсутствии способности справиться с данными огромных масштабов. Количество поступающей полезной информации во много раз превосходит то количество, в котором ее может воспринять человек.
Сложившиеся на сегодняшний день условия благоприятствуют проявлению информационной перегрузки у потребителей. Во-первых, потребители не ограничены в выборе: им предоставлено широкое разнообразие товаров, есть возможность выбора на основании наиболее приемлемой цены, надежности и других характеристик товара. Во-вторых, в ходе поиска дополнительной информации об интересующем их продукте, потребители могут использовать множество источников, что становится причиной перенасыщения лишними сведениями.
В поисках информации потребитель обращается к одному или нескольким источникам, которые условно можно разделить на следующие группы:
- Личные источники:
- семья;
- друзья;
- коллеги по работе;
- знакомые;
- соседи.
- Источники эмпирического опыта:
- изучение;
- осязание;
- использование товара.
- Общедоступные источники:
- средства массовой информации;
- издания для потребителей;
- лидеры мнений;
- организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей;
- Интернет.
- Коммерческие источники:
- реклама;
- выставки-продажи;
- дилеры;
- продавцы;
- упаковка;
- Web-сайт компании.
Последняя группа источников предоставляется непосредственно производителем или продавцом (контролируется ими) с целью информирования или убеждения потенциального покупателя. Потребитель получает наибольший объем информации именно из этой группы. Самыми эффективными являются личные источники. Кроме перечисленных, существуют и другие источники, например, проводятся промоакции или товар оценивается специалистами, широко применяется вирусный маркетинг.
Таким образом, источников информации о товарах много и потребитель, сам того не подозревая, легко может подвергнуться информационной перегрузке, типичными причинами которой выступают:
- перенасыщение лишней информацией в ходе поиска и получения нужной и полезной;
- поступление непредсказуемой информации;
- необходимость выполнять несколько задач одновременно;
- постоянное переключение между различными задачами;
- неумение планировать свое рабочее время;
- общее переутомление;
- интернет или телезависимость.
Сигналами наступления состояния перегрузки информацией у человека служат следующих основные признаки:
- Начинает ухудшаться память;
- Отсутствует ясности в голове;
- Умственная деятельность хаотична;
- В голове звучат обрывки фраз;
- Имеется постоянное желание выговориться, чтобы избавиться от лишней информации;
- Наблюдается напряженность мышц шеи и челюстей;
- Рассуждение вслух;
- Бормотание во сне.
В тяжелых случаях можно слышать голоса во время засыпания или шум в ушах, также возможна тошнота, являющаяся самым тревожным сигналом к прекращению подачи информации.
Информационная перегрузка со временем может стать причиной: стресса и нервного истощения; желания, а за тем, и неумения концентрироваться на одном, но объемном источнике; проблем с памятью; в крайнем случае, может наступить паралич аналитических способностей. Для того, чтобы избежать информационную перегрузку и ее последствия, достаточно соблюдать следующие простые правила:
Во-первых, четко определять для себя цели своей деловой активности. Только завершив начатое дело и достигнув поставленной цели, следует двигаться дальше.
Во-вторых, стараться использовать лишь ту информацию, которая действительно важна и необходима в данный момент времени.
В-третьих, помнить о том, что труд должен быть пропорционален отдыху.
В-четвертых, выработать наиболее рациональные приемы и методы управления информационными потоками.
В-пятых, соблюдать очередность при решении задач и не стараться выполнить одновременно несколько дел.
Таким образом, информационная перегрузка действительно выступает в качестве фактора, активно влияющего на процесс проявления закона Йеркса-Додсона в потребительском поведении. Не смотря на то, что человек способен воспринять большие объемы информации за достаточно короткий промежуток времени, не стоит перегружать себя и стараться при выборе того ил иного товара получить сведения о нем из многих источников. Это может привести к ошибочному выбору. Нужно помнить, что главное – не количество информации, а ее качество. Именно тогда – при совершении важной покупки (при повышенном уровне возбуждения) – вероятность того, что потребитель совершит ошибку, будет минимальна.
Литература: Дейнека, О. С. Экономическая психология : Учеб. пособие / О. С. Дейнека. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 160 с. Закон Йеркса, еще одно открытие 1908 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volgota.com/ru/node/2308, свободный. – Загл. с экрана. Как заставить клиентов покупать [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.intelcom.su/info/materials/detail.php?ID=1278&print=Y, свободный. – Загл. с экрана.