Библиографическое описание:

Аликина Е. Л. Диагностические возможности метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 1-5. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1798/ (дата обращения: 16.12.2017).

Рассматривается проблема обоснованности использования метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей. Представлена обработка результатов с помощью факторного анализа в соответствии с теоретическими рекомендациями. Получены структура представлений матерей об основных тенденциях социального поведения ребенка в группе, которые выделены по критериям количества и порядка рождения детей в семье.

Ключевые слова: метод Q-сортировки, факторный анализ, структура представлений, модели социального поведения ребенка.


В контексте проблем познания индивидуальности особый интерес представляет изучение имплицитного знания об индивидуальности. В этой связи актуальным становится вопрос о том, как осуществляется процесс познания индивидуальности наивным субъектом, не обладающим психологическим знанием. Трудности, возникающие в процессе таких исследований, обусловлены отсутствием разработанной методологии изучения особенностей познания и восприятия человеком собственной психической реальности и реальности других людей. Проблемы методологического плана заключаются в том, что из целого ряда особенностей необходимо выбрать такие, которые в наибольшей степени отражали бы индивидуальность человека. Использование только количественной стратегии в ситуации познания индивидуальности и сосредоточение внимания на стандартизированных методиках исследования оказывается недостаточным. Возникает потребность в использовании качественных методов исследования в изучении особенностей познания собственной психической реальности и реальности других людей [2;7;12]. Один из исследовательских методов, занимающий промежуточное положение между качественными и количественными методами, — Q-методология [5]. Ряд отечественных авторов [1,4,10,14] относят метод Q-сортировки к методам психосемантической диагностики. Данный вид диагностики направлен на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявление индивидуальных различий в процессах категоризации [1]. Психосемантический подход к исследованию личности реализует парадигму «субъектного» подхода к пониманию другого. Содержательная интерпретация выделяемых структур (факторов) необходимо требует увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы осмысления мира. Реконструируемая в рамках субъективного семантического пространства индивидуальная система значений выступает своеобразной ориентировочной основой такого эмпатийного процесса, дает ему смысловые опоры [9].

В основном, методы психосемантики разработаны западными психологами и заимствованы отечественными психологами после соответствующей модификации. Метод, получивший название техника Q-сортировки, был разработан в начале 1950-х годов Уильямом Стефенсоном (Stephenson, 1953) и используется для изучения представлений о себе или значимом другом. Достоинством метода является то, что при работе с ним испытуемый проявляет свою индивидуальность, а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей [8]. С конца XX века возник новый интерес к идеям Стефенсона в психологии, общественных коммуникациях, политических науках, здравоохранении, экологии, иных областях. С. Браун, подчеркивая качественные характеристики Q-метода, отмечает, что «метод привлекает своим проникновением в основные философские понятия, описывающие феномен субъективности. Q- методология – набор процедур, теория и философия, поддерживающие изучение той самой субъективности, которая находится в фокусе большинства качественных исследований. Целью Q-сортировки скорее является получение совокупности индивидуальностей, а не просто совокупность их количественных признаков. Данный метод предполагает интерпретационное исследование субъективного поведения, не налагая обычных предубеждений структурированных анкетных опросов. Это в большей степени научный метод, чем просто техника Q-сортировки [3].» «Q-методология использует основанную на индивидуальных представлениях технику сортировки представительного набора субъективных утверждений, извлеченных из конкурса возможных чувств или реакций на субъективное условие» [13]. В своей работе Браун раскрывает мощный статистический механизм, лежащий в основе методики, демонстрирует возможность применения факторного анализа, к полученным утверждениям. «Выявленные факторы, поскольку они действительно имеют место в индивидуальной субъективности, и укажут на существование сегментов субъективности. Особенность Q-методологии заключается в поиске указанных сегментов, степени их сходства и различия» – отмечает он [3].

С целью изучения особенностей познания матерью индивидуальности детей нами было проведено собственное эмпирическое исследование, в котором Q-метод был использован как один из методов познания индивидуальности. Оно проводилось на выборке женщин, имеющих опыт материнства и проживающих в границах одного административного поселения. Выборка была представлена тремя группами респондентов. Первую составили женщины, имеющие одного ребенка (34 человека), вторую группу – женщины, имеющие двоих детей (38 человек), третья группа была представлена женщинами, имеющими троих и более детей. Общее количество обследованных составило 102 человека. В процессе исследования, помимо метода Q-сортировки, применялись: метод свободного описания (М. Лалджи), метод ассоциаций, метод рисунка (А. Л. Венгер).

Обработка результатов диагностики по данной методике осуществлялась в три этапа. На первом этапе были проведены психометрические испытания методики «Q-сортировка». С этой целью исследовались конструктная валидность и надежность шкал данной методики на исследуемой выборке матерей. Применялись конфирматорный факторный анализ и тесты надежности. На втором этапе был проведен эксплораторный факторный анализ, целью которого стало выявление и сопоставление структуры представлений об основных тенденциях поведения ребенка в реальной группе в подгруппах матерей, выделенных по критериям количества и порядка рождения детей в семье. На третьем этапе был проведен дискриминантный анализ, целью которого было определение совокупности отдельных характеристик-описаний поведения ребенка, определяющих различия в подгруппах матерей, выделенных по критериям количества и порядка рождения детей в семье.

Анализ конструктной валидности методики «Q-сортировка» на эмпирической выборке матерей проводился в соответствии со стандартным ключом к методике «Q-сортировка» с помощью структурных линейных уравнений были построены модели межличностных отношений

Анализ надежности шкал методики «Q-сортировка» на эмпирической выборке матерей проводился по модифицированной (эмпирически подтвержденной) модели социального поведения ребенка. Сравнительные показатели надежности шкал методики «Q-сортировка» приводятся в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели надежности шкал методики «Q-сортировка»

Шкала

Кол-во пунктов

α Кронбаха

Статистика Гуттмана

«Зависимость»

6

0,58

0,58

«Независимость»

9

0,71

0,76

«Общительность»

7

0,13

0,17

«Необщительность»

3

0,08

«Принятие борьбы»

9

0,72

0,73

«Избегание борьбы»

6

0,52

0,52


Таким образом, проведенные психометрические испытания методики Q-сортировка на эмпирической выборке матерей показали следующее.

  • Шкалы «Независимость» и «Принятие борьбы» обладают высокими показателями надежности.

  • Шкалы «Зависимость» и «Избегание борьбы» обладают средними (приемлемыми) показателями надежности.

  • Шкалы «Общительность» и «Необщительность» обладают низкими (неприемлемыми) показателями надежности, что не позволяет использовать их в дальнейших анализах.

Структура познания матерями основных тенденциях поведения ребенка в реальной группе исследовалась с помощью эксплораторного факторного анализа (метод главных компонент, вращение Varimax). В анализ включались суммарные шкалы методики Q-сортировка, обладающие приемлемым уровнем надежности: «Зависимость», «Независимость», «Принятие борьбы», «Избегание борьбы». В группе однодетных матерей была выявлена двухкомпонентная структура представлений о социальном поведении ребенка. Обнаруженные в результате анализа факторы охватили 69,74% доли объяснимой дисперсии. В первый фактор (43,71%) со значимыми факторными нагрузками вошли показатели независимости (0,801) и принятия борьбы (0,839), а также – с отрицательным знаком – показатель избегания борьбы (-0,616). Во второй фактор (26,03%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель зависимости (0,952). Так как, тенденция к зависимости определена в интерпретации теста как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей, тенденция к «борьбе» как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, а тенденция «избегание борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших факторную структуру, мы условно назвали первый фактор «Конфликтность», а второй фактор – «Ассимиляция».

В группе двухдетных матерей также была выявлена двухкомпонентная структура представлений о социальном поведении первого ребенка. Обнаруженные в результате анализа факторы охватили 78,65% доли объяснимой дисперсии. В первый фактор (49,96%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель избегания борьбы (0,743), а также – с отрицательными знаками – показатели независимости (-0,748) и принятия борьбы (-0,864). Во второй фактор (28,69%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель зависимости (0,953). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших факторную структуру, мы условно назвали первый фактор «Компромисс», а второй фактор – «Ассимиляция».

О социальном поведении второго ребенка в группе двухдетных матерей была выявлена однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 51,59% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели зависимости (0,514) и избегания борьбы (0,661), а также – с отрицательными знаками – показатели независимости (-0,857) и принятия борьбы (-0,793). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его «Конформность».

В группе трехдетных матерей была выявлена однокомпонентная структура представлений о социальном поведении первого ребенка. Выделенный фактор охватил 48,86% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели зависимости (0,717) и избегания борьбы (0,813), а также – с отрицательными знаками – показатели независимости (-0,521) и принятия борьбы (-0,713). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его «Конформность».

Социальное поведение второго ребенка характеризует однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 51,44% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели независимости (0,765) и принятия борьбы (0,825), а также – с отрицательным знаком – показатель избегания борьбы (-0,792). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его «Соперничество».

Социальное поведение третьего ребенка также характеризует однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 61,1% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошел показатель избегания борьбы (0,817), а также – с отрицательными знаками – показатели независимости (-0,869) и принятия борьбы (-0,907). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его «Уступчивость».

Таким образом, эмпирически выявлены особенности в представлениях матерей об индивидуальности детей, в аспекте межличностного взаимодействия, в зависимости от количества и порядка их рождения по шкалам «Зависимость – Независимость», «Принятие борьбы» – «Избегание борьбы». Так как шкала «Общительность» и «Необщительность» показала низкие (неприемлемые) показатели надежности, можно предположить, что сфера развития эмоциональных межличностных связей находится за пределами области познания матерями особенности индивидуальности ребенка.

Анализ вкладов характеристик-описаний социального поведения ребенка в дискриминацию матерей по количеству и порядку рождения детей проводился с помощью дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения первого ребенка по шкалам «Независимость», «Зависимость», «Принятие борьбы» и «Избегание борьбы. Количество переменных, вошедших в модель, составило 15 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' λ = 0,42; F (30,148) = 2,65 при p < 0,001. В результате анализа канонических дискриминантных функций было выделено две канонические функции, апостериорная предсказательная способность которых составила 68,75 %.

Анализ стандартизированных канонических коэффициентов первой и второй функции позволил определить, что однодетные матери, (вероятность до 59,38%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как насмешливость и ироничность в состоянии раздражения и склонность руководить товарищами, данные характеристики соответствуют фактору «Конфликтность» в выявленной структуре представлений. А также более частое обращение к лидеру, делегирование лидеру ответственности при планировании работ, данные характеристики соответствуют второму фактору «Ассимиляция» в выявленной структуре представлений.

Двухдетные матери (вероятность до 72,97%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как делегирование ответственности лидеру, отсутствие склонности принимать руководство на себя, сдержанность в выражении чувств, и в состоянии раздражения, склонность скрывать свои истинные чувства, данные характеристики соответствуют фактору «Компромисс» в выявленной структуре представлений. А также отмечают у ребенка (вероятность до 72,97%) не желание: принимать на себя руководство в группе, противоречить лидеру, затевать споры, сдержанность в выражении чувств, неумение постоять за себя при обвинении, данные характеристики соответствуют второму фактору «Ассимиляция» в выявленной структуре представлений.

Многодетные матери (вероятность до 74,07%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как отсутствие: критичности к товарищам, умения быть коварным и вкрадчивым, склонности руководить товарищами, покладистость, нежелание противопоставлять себя лидеру, стремление оставаться нейтральным в споре. Данные характеристики соответствуют фактору «Конформность» в выявленной структуре представлений.

По результатам дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения второго ребенка в дискриминацию матерей, имеющих двух и трех детей, количество переменных, вошедших в модель, составило 14 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' λ = 0,43; F (14,38) = 3,59 при p < 0,001. В результате анализа канонических дискриминантных функций была выделена одна каноническая функция, апостериорная предсказательная способность которой составила 88,68 %.

Анализ стандартизированных канонических коэффициентов выделенной функции позволил определить, что двухдетные матери, (вероятность до 85,19%), чаще отмечают у своего второго ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как стремление соглашаться с основными направлениями в группе, стремление избегать быть втянутыми в спор, сокрытие своих истинных чувств, и отсутствие стремления вести других против лидера. Данные характеристики соответствуют фактору «Конформность» в выявленной структуре представлений.

Многодетные матери, (вероятность до 92,31%), чаще отмечают у своего второго ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как критичность к товарищам, насмешливость и ироничность в состоянии раздражения, склонность принимать на себя руководство в группе, противоречить лидеру, вступать в спор, затягивать и обострять его, умение противопоставить обвинениям свои доводы. Данные характеристики соответствует фактору «Соперничество» в выявленной структуре представлений.

По результатам дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения первого, второго и третьего ребенка в дискриминацию многодетных матерей, количество переменных, вошедших в модель, составило 14 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' λ = 0,42; F (28,110) = 2,14 при p < 0,01. В результате анализа канонических дискриминантных функций было выделено две канонические функции, апостериорная предсказательная способность которых составила 62,34 %. При этом предсказательная способность дискриминантных функций для описания третьего ребенка составила – 55 %.

Анализ стандартизированных канонических коэффициентов выделенной функции позволил определить, что многодетные матери (вероятность до 55%), по сравнению со старшим и средним чаще отмечают у своего младшего ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как сдержанность в выражении чувств, а также неспособность сердиться на товарищей, склонность становиться на сторону лидера в групповых разногласиях, делегирование лидеру ответственности. Данные характеристики соответствуют фактору «Уступчивость» в выявленной структуре представлений.

Сравнительный анализ структуры представлений матерей, имеющих разное количество детей, об основных тенденциях социального поведения показал, что 1) однодетные матери в качестве наиболее типичного поведения первого ребенка в социуме выделяют конфликтность, двухдетные матери – компромисс, а трехдетные матери – конформность. В подгруппе однодетных и двухдетных матерей существует второстепенная (менее распространенная) поведенческая модель первого ребенка в социуме – ассимиляция; 2) двухдетные матери в качестве наиболее типичного поведения второго ребенка в социуме выделяют конформность, а трехдетные матери – соперничество. При этом респонденты обоих подгрупп проявляют самую высокую согласованность в представлениях о втором ребенке, по сравнению со старшим и младшим; 3) многодетные матери в качестве наиболее типичного поведения в социуме выделяют у младшего ребенка – уступчивость. При этом 40-50% многодетных матерей проявляют существенную рассогласованность в представлениях о социальном поведении младшего ребенка.

Таким образом, обнаружены значимые различия в представления матерей об индивидуальности детей в аспекте межличностного общения, в зависимости от их количества и порядка рождения.


Литература:

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Питер, 2005.

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. / Г.М. Андреева. М.,

2005. С. 215.

  1. Браун С. Пример Использования Q Методологии [Электронный ресурс] //Методические материалы URL: http://qmethod.narod.ru/About/Primer.htm (дата обращения: 29.07.2011)

  2. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревич, Борисова Е.М. УРАО, 2000

  3. Дэвис Дж. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика. / Пер. с англ. / Дж. Дэвис. М., 2003.

  4. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. / С.Ю. Жданова. Пермь, 2005.

  5. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект) / Е.А. Климов. М., Воронеж, 2001.

  6. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб., 1997

  7. Лузаков, А.А. Личность как субъект категоризации в межличностном познании: взаимодействие когнитивных и ценностно-мотивационных структур / А.А. Лузаков. Адд, 2007.

  8. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики: учебное пособие / В.Ф. Петренко. Смоленск, 1997

  9. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Московичи // Психол. журн. 1995. Т. 16, №1. С.3-18; №2. С. 3-14.

  10. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию /В.В. Семенова. М., 1998. С. 292

  11. Смит Н. Современные системы психологии. История, постулаты, практика/ Н.Смит. СПб., 2003

  12. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт/ А.Г. Шмелев. СПб., 2002.

9


Основные термины (генерируются автоматически): значимой факторной нагрузкой, первого ребенка, поведения ребенка, структура представлений, социального поведения, структуре представлений, социального поведения ребенка, второго ребенка, индивидуальности детей, показатель избегания борьбы, показатели независимости, познания индивидуальности, принятия борьбы, однокомпонентная структура представлений, познания матерью индивидуальности, характеристик-описаний социального поведения, учетом интерпретации, особенностей познания, знаков показателей, матерью индивидуальности детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос