Технология развития духовности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Голубева, О. Ю. Технология развития духовности / О. Ю. Голубева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1786/ (дата обращения: 20.04.2024).

В последние годы существенно понизился уровень духовной культуры российского общества. Отмечается интенсивная переориентация общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального обогащения, гедонизма, сопровождаемая снижением показателей духовной жизни общества. В связи с этим имеется актуальная потребность в создании процедуры, направленной на позитивное изменение (повышение) духовности личности, которая может быть названа технологией работы психолога.

Развитие духовности личности должно осуществляться в условиях специальной программы действий экспериментатора. Программа носит авторский характер и является технологией, рассчитанной на положительные изменения в сфере духовного компонента личности [2, c.9].

Данная процедура деятельности экспериментатора соотносима с процедурами личностного роста гуманистической направленности.

Ссылаясь на В.И. Андреева [1], который выделяет критерии отличия технологии от других способов развития, можно, во-первых, выделить приоритетную цель, которая заключается в самой сути технологии- улучшение (позитивное изменение) духовности. Во-вторых, как и во многих известных тренингах (социально-психологический тренинг (СПТ), группы встреч, балинтовские группы и др.) одним из критериев достижения результата является - добровольный характер участия. В - третьих, технология, направленная на позитивное изменение духовности имеет четкую процедуру ее проведения, благодаря чему легко может быть воспроизведена компетентными экспериментаторами.

Данная процедура была разработана для повышения духовности людей, представителей различных профессий[2, c.10], поэтому единственным затруднением которое может возникнуть при применении данной процедуры на практике, является то, что для проведения ее в каждой конкретной профессиональной группе экспериментатору необходимо самому разрабатывать содержательную часть каждого конкретного метода, исходя из тех морально - нравственных качеств, той системы ценностных ориентаций и тех особенностей отношения к своей профессии, которые преобладают в данной профессиональной группе. Как и любая педагогическая технология, как и любой психологический тренинг, описываемая технология имеет систему методов, посредством которых осуществляется воздействие. В данной технологии используются следующие психологические методы развития: а) метод сюжетно - ролевых игр, широко применяемый в практике игротерапии; б) метод дискуссии, заимствованный из практики СПТ; в) метод беседы, используемый в библиотерапии (А.М.Миллер и др.); г) тренинговый метод, который в данном случае используется при проведении тренинга духовных ценностей. В основе тренинга духовных ценностей лежат идеи частично заимствованные из практики психотерапии по А. Адлеру, где основным методом психотерапевтической работы является анализ ранних воспоминаний, а также из практики психодрамы, где человек с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам.

Технология, направленная на позитивное изменение духовности имеет диагностические методики, с помощью которых оцениваются изменения показателей в группе. К диагностическим методикам, используемым при реализации данной технологии можно отнести следующие:

- тест «Добро - Зло»;

- методика ценностных ориентаций;

- методика характеристик профессий.

Данная технология рассчитана на работу в группе численностью не более 20 человек, поскольку в слишком больших группах (более 20 человек), как отмечают психологи - психотерапевты, возникает тенденция обособления отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. При реализации описываемой технологии психолог – экспериментатор [4] проводил работу с группами численностью 20 человек каждая, так как некоторые задания, например сочинение рассказов с использованием духовных ценностей рассчитаны на деление общей группы на подгруппы, причем, эффект выполнения задания увеличивается в зависимости от количества людей в подгруппе и соответственно от предоставленных рассказов сочинений. При формировании групп необходимо придерживаться принципа однородности по профессиональному составу. Оптимальная длительность занятий, как показывает практика, составляет 4 месяца. В этом случае технология работы, направленная на позитивное изменение духовности носит кратковременный характер, хотя при желании представителей групп продолжительность занятий может быть увеличена. Занятия, по примеру балинтовских групп, проводятся один раз в неделю, общей продолжительностью 1,5 - 2 часа. Технология, направленная на позитивное изменение духовности проводится в закрытых группах, где число участников постоянно. Во многих тренингах (СПТ, социально - психологические программы по работе с интеллектуально одаренными подростками, мотивационный тренинг, группы встреч и т.д.) в качестве начального выделяется этап знакомства. Этот этап представляет собой обмен приветствиями и краткой информации о себе. Во время знакомства проявляются особенности человека, которые являются следствием его предыдущего социального опыта. В описываемой технологии стадия знакомства выделяется как начальный этап внедрения этой технологии, но осуществляется дважды. Вначале с многочисленной группой (опыт был заимствован из практики СПТ в многочисленной группе (С. В. Петрушин [3])), и после диагностического этапа - с малой группой. Использование диагностического этапа, а также этапов которые бы контролировали (этап контрольного тестирования) эффективность проведения данной процедуры в группе, выделяемые в описываемой технологии, осуществляется не во всех тренинговых процедурах, чего не скажешь о педагогических технологиях, где применение вышеназванных этапов отвечает принципам дидактики. Что касается тренингов, то анализ эффективности их проведения проверяется в основном посредством механизма обратной связи. Также известны методы выявления эффектов СПТ в многочисленной группе (С. В. Петрушин): это метод семантического дифференциала для измерения психологической атмосферы в процессе тренинга и метод анализа документов.

В отличие от других способов развития технология, направленная на позитивное изменение духовности, вскрывает психологические механизмы этапно-уровневого строения специально организованной деятельности психолога - экспериментатора, основными задачами которого являются стимулирование развития позитивных морально - нравственных качеств личности, духовных ценностей, гуманного отношения личности к своей профессии.

В этой связи можно перейти к описанию каждого конкретного этапа технологии. Технология работы с людьми, направленной на позитивное изменение духовности включает в себя два больших этапа: диагностический и развивающий. Диагностический этап состоит из следующих элементов:

  1. Знакомство с представителями группы людей, работающих на конкретном предприятии. Осуществляется в общих чертах: психолог кратко говорит о себе, объясняет цели своего прихода на данное предприятие.

  2. Тестирование данной профессиональной группы людей по следующим тестовым методикам: «Добро Зло»; методика ценностных ориентаций; методика характеристик профессий.

  3. Анализ полученных результатов и определение духовного уровня представителей профессиональной группы.

Переходить к следующим этапам могут как представители группы высокими показателями духовности с целью поддержания своих показателей, так и представители со средними и низкими показателями с целью их развития.

  1. Набор людей из профессиональной группы в группу участников, к которым будет применяться процедура направленная на позитивное развитие духовности.

Требования к группе участников:
  • Добровольный характер участия;
  • Выполнение всех заданий психолога;
  • Прохождение технологии до конца. Оптимальное количество участников от 15 - 20 человек.

1. Анализ результатов тестирования конкретно каждого участника описываемой процедуры и выбор помощника для психолога из числа участников группы.

Психолог проводит с помощником работу, в которой разъясняет ему те сферы деятельности, где потребуется его помощь. Необходимость в помощнике обусловлена следующими факторами:
  • помощник поддерживает беседы и дискуссии;
  • принимает активное участие в играх;
  • с помощью психолога стимулирует группу к деятельности и интеллектуальной активности.
Требования к помощнику:
  • наличие высоких результатов по показателям духовности;
  • следование инструкциям психолога;
  • активное поддержание дискуссий и бесед, активное участие в играх;
  • более тесное знакомство с участниками группы. Осуществляется один раз перед началом проведения технологии, и представляет собой обмен приветствиями и краткой информации о себе.

2. Собственно технология работы, направленная на позитивное изменение духовности.

Проведение собственно технологии является развивающим элементом работы психолога с группой и включает в себя следующие этапы:
Iэтап: развитие морально — нравственных качеств личности. На этом этапе выделяются две ступени:
    1. Развитие позитивных морально - нравственных качеств личности.

    2. Уменьшение негативных морально - нравственных качеств личности.

Развитие позитивных морально — нравственных качеств личности.

В качестве основного способа развития (укрепления) позитивных морально - нравственных качеств, предлагаются сюжетно - ролевые игры. Это игры, которые способствуют проявлению того или иного позитивного морально - нравственного качества личности, которое было выявлено у всей группы или у конкретного индивида. Таким образом, сюжетно — ролевая игра способствует его укреплению и развитию. Спецификой сюжетно – ролевыхигр является то, что ситуации (сюжеты) игры должны быть максимально приближены к профессиональной деятельности данной группы и направлены на проявление одного или нескольких позитивных морально - нравственных качеств.

Уменьшение негативных морально-нравственных качеств личности. Здесь предлагается использовать два метода: метод активной беседы и метод дискуссии.

Метод активной беседы предполагает обсуждение сильно выраженных негативных качеств в группе, а также обсуждение литературных произведений, иллюстрирующих негативное влияние на личность данных качеств. Здесь возможно задавание домашних заданий, но это лишь на усмотрение психолога.

Метод дискуссии предполагает дискуссию по ситуациям морального выбора. Группе предлагается такая ситуация; дискуссия развивается между представителями, выбравшими Добро и между теми участниками, которые выбирают Зло. Здесь особенно важна роль помощника, который активно развивает и постоянно поддерживает дискуссию. Важным требованием остается то, чтобы ситуации морального выбора были наиболее приближены к профессиональной деятельности представителей группы.

II этап: работа с ценностями.

Основным методом работы на этом этапе предлагается тренинговый метод. Именно тренинг является наукой создания в группе событий для участников в их субъективной реальности. Тренинг духовных ценностей включает следующие звенья:
      1. процедуру выявления психологом тех духовных ценностей, которые оказались на последних местах;

      2. беседа по каждой духовной ценности, оказавшейся на низком ранговом месте;

      3. вспоминание ситуаций, которые препятствовали проявлению данной ценности у каждого конкретного участника (или моментов, периодов в жизни, с которых проявление (развитие) этой ценности стало утрачиваться);

      4. проигрывание участником ситуации, которая негативно повлияла на проявление данной духовной ценности. Для этого участнику, который рассказывает (представляет) свою ситуацию группе необходимо проиграть ее с помощью других участников, которых будем называть актерами. Также, если это необходимо ведущему участнику, он может организовать сцену, наподобие того, как это делается в методе психодрамы;

      5. проигрывание ситуации, которая была бы противоположна рассмотренной. Для этого необходимо обсудить в группе проигранную негативную ситуацию, выявить негативные факторы, которые повлияли на неприятие (отвержение) данной духовной ценности участником, и проследить какой материальной ценностью была заменена отверженная духовная ценность. После этого ведущий участник предлагает противоположный вариант развития данной ситуации. Группе предлагается также проиграть противоположную ситуацию, причем по усмотрению ведущего участника актеры могут меняться ролями или могут быть заменены другими актерами;

      6. заключение о необходимости утраченной духовной ценности.

На основании противоположно проигранной ситуации, которая способствовала проявлению упущенной духовной ценности, делается заключение как самим участником, так и в целом группой о необходимости наличия данной ценности у личности как актуальной.

Вспомогательным методом на этапе работы с духовными и материальными ценностями предлагается метод сочинений или рассказов. Вся группа разбивается на подгруппы в количестве 2-3 человека. Каждой подгруппе предлагается придумать рассказ, (либо психолог сам дает условия рассказа) с использованием как можно большего числа упущенных духовных ценностей. Члены группы могут самостоятельно разбиваться на подгруппы, либо психолог сам разбивает группу, группируя участников с одинаковыми упущенными духовными ценностями.

Другим вспомогательным методом на этом этапе является метод обучения ценности. Психолог дает группе ситуацию, в которой знакомый близкий человек не воспринимает (отвергает) какую - либо духовную ценность. Члены группы должны дать свои советы, относительно того, как сделать данную духовную ценность актуальной. Вариант задания «принятие ценности»: «Мой близкий человек не воспринимает литературные произведения. Что я могу сделать для него, чтобы он принял данную духовную ценность».

Ш этап: развитие гуманного отношения личности к своей профессии.

Этот этап является необходимым и актуальным, поскольку мы ориентируемся на работу с профессиональными группами. В качестве основного метода работы на данном этапе предлагается активная беседа. Участники группы самостоятельно ищут материалы, в которых представлен самоотверженный труд наиболее известных и заслуженных личностей, представителей данной профессии. Участники изучают и обсуждают данные материалы. В зависимости от активности группы, участникам можно предложить домашнее задание на самостоятельный поиск этих данных. Этот этап требует особой компетентности от психолога, т.к. психолог должен изучить все материалы о наиболее известных и засуженных деятелях исследуемой профессии.

Общая продолжительность одного занятия составляет 1,5-2 часа, занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного цикла занятий составляет 4 недели, т.к. именно через 4 недели эффективнее всего проводить контрольное тестирование.

Контрольное тестирование участников группы производится по следующим по тестовым методикам: - Л.М. Попова «Добро - Зло»; ценностных ориентаций;- характеристик профессий.

Данная процедура может проводиться неограниченное число раз до наступления эффективного результата [2,4].
Таким образом, предлагаемая технология развития может применяться в целях повышения духовности людей различных специальностей.

Литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. В 2 кн. Кн. 2. – Казань: КГУ, 1998. – 320с.

  2. Голубева О.Ю. Развитие характеристик духовности личности в условиях специально организованной деятельности: автореф. дис…. канд. психол. наук: 19.00.13. – Казань: Изд-во КГУ, 2006. – С.22-36.

  3. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и Зло в этической психологии личности. – М.: Изд-во «Институт психологииРАН», 2008. – 240с.

  4. Петрушин С.В. Психотренинг в многочисленной группе. – Казань: КГУ, 1998. – 146с.

Основные термины (генерируются автоматически): группа, позитивное изменение духовности, духовная ценность, нравственное качество личности, этап, профессиональная группа, участник, активная беседа, диагностический этап, многочисленная группа.

Похожие статьи

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка

Так, в процессе реализации целей по формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка я активно использую следующие методы: словесно-образный, наглядно-действенный, практический.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления.

− усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

− развитие умения детей работать в группе сверстников

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества. Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности.

Критериями духовности считаются: во-первых, количественная неизмеримость и качество...

Результаты эмпирического исследования...

Сравнить степень сформированности духовно-нравственных компонентов духовно-нравственной сферы личности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Духовность можно считать системообразующим качеством личности, которое регулируется отношениями ценностей, морали и нравственности и как интегральная характеристика человека

– демонстрация последствий поступка личности для референтной группы.

Современная образовательная среда, как фактор...

Библиографическое описание: Моргун О. П. Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности

— субъектов открытой образовательной среды: семья, родственники, церковь, референтная группа, контрреферентная группа...

Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка

Исследователи подвели итог, что любая установка ассоциирована с той или иной группой ценностей.

Ценности и их влияние на формирование личности.

Начальный период – этап младенчества и раннего детства – начинается от рождения и...

Диагностика ценностей, методы и средства их формирования

В соответствии с системой базовых национальных ценностей российского общества, определённых в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ [3], намечены ориентиры, направленные на создание системы методов...

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Библиографическое описание: Баргаева Г. А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе

Именно в детстве человек должен не только научиться ответственному выбору нравственных ценностей, поступков, определить...

Похожие статьи

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка

Так, в процессе реализации целей по формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка я активно использую следующие методы: словесно-образный, наглядно-действенный, практический.

Создание условий для развития нравственных качеств...

Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления.

− усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

− развитие умения детей работать в группе сверстников

Духовно-нравственные ценности — основа деятельности учителя

Данная статья об особенностях духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития общества. Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные ценности.

Критериями духовности считаются: во-первых, количественная неизмеримость и качество...

Результаты эмпирического исследования...

Сравнить степень сформированности духовно-нравственных компонентов духовно-нравственной сферы личности младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.

Психолого-педагогическое обеспечение формирования...

Духовность можно считать системообразующим качеством личности, которое регулируется отношениями ценностей, морали и нравственности и как интегральная характеристика человека

– демонстрация последствий поступка личности для референтной группы.

Современная образовательная среда, как фактор...

Библиографическое описание: Моргун О. П. Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности

— субъектов открытой образовательной среды: семья, родственники, церковь, референтная группа, контрреферентная группа...

Формирование ценностных ориентиров и установок у подростка

Исследователи подвели итог, что любая установка ассоциирована с той или иной группой ценностей.

Ценности и их влияние на формирование личности.

Начальный период – этап младенчества и раннего детства – начинается от рождения и...

Диагностика ценностей, методы и средства их формирования

В соответствии с системой базовых национальных ценностей российского общества, определённых в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ [3], намечены ориентиры, направленные на создание системы методов...

Особенности формирования нравственных качеств личности...

Библиографическое описание: Баргаева Г. А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе

Именно в детстве человек должен не только научиться ответственному выбору нравственных ценностей, поступков, определить...