Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход; психологические механизмы; модель развития
Автор: Масягина Ольга Юрьевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, февраль 2012)
Статья просмотрена: 6216 раз
Библиографическое описание:
Масягина, О. Ю. Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход; психологические механизмы; модель развития / О. Ю. Масягина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 106-110. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1697/ (дата обращения: 16.12.2024).
Традиционно исследования социального интеллекта велись в основном в рамках психометрического подхода, особенностью которого является первоочередное создание психодиагностического инструментария, а уже затем – теоретический анализ используемых понятий. Основными задачами такого подхода являлось: определение специфики изучаемого феномена в сравнении с другими формами интеллекта, поиск эмпирических коррелятов его проявлений в межличностных ситуациях, нахождение адекватных методов диагностики социального интеллекта. Однако взгляд на социальный интеллект как на статичную, сложившуюся функцию взрослого человека не позволял дать ответы на поставленные вопросы[15].
На сегодняшний день в педагогической психологии отсутствует полная картина, дающая представление о развитии социального интеллекта ребёнка старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, нами была предпринята попытка обоснования методологии выделенной проблематики, базирующейся на научном подходе к пониманию сущности методологии, как упорядочивания деятельности в «…целостную систему с чётко определёнными характеристиками, логической структурой и процессом её осуществления. При этом логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, её результат и характеристики деятельности – особенности, принципы, условия» [12]. Методологическая составляющая развития социального интеллекта представлена в виде таблицы (Таблица1).
Исходя из данных таблицы, основываясь на анализе научных источников [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11,13,16] можно обозначить проблемную область, связанную с развитием социального интеллекта у старших дошкольников:
Выбор оптимальных средств, методов психолого-педагогического сопровождения для обеспечения достаточного уровня развитости социального интеллекта в дошкольный период;
Выявление механизмов, обуславливающих развитие социального интеллекта в заданный возрастной период;
Анализ того, каким образом происходит формирование конструктивного/деструктивного типа реагирования у детей 6-7 лет;
Определение значимости роли взрослых в развитии социального интеллекта старших дошкольников.
Таблица 1
Методология развития социального интеллекта
Структурный компонент |
Содержание |
Объект |
Социальный интеллект |
Предмет |
Развитие социального интеллекта в дошкольный период |
Субъект |
Старшие дошкольники (дети 6-7 лет) |
Форма деятельности |
Познавательная: приём и переработка информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти; активизация процессов мышления, эмоциональной сферы |
Средства |
Исполнительные психологические средства (по О.И. Моткову): - сознание (средство активации и яркого высвечивания любой, поступающей в него внешней и внутренней информации, позволяющее субъекту быстрее и точнее понимать происходящее «здесь и теперь», и использовать эту информацию для организации текущего или будущего поведения); - познавательные процессы и образования (средстваощущения, восприятия, представления, памяти, внимания, мышления и воображения, дающие возможность отображать внешнюю и внутреннюю информацию, запоминать и воспроизводить ее на «экране» сознания, избирательно сосредоточивать на ней «внутренний взор» субъекта, совершать операции сравнения, анализа и синтеза); - психомоторные процессы и схемы действий (средстваавтоматической организации и осуществления простых движений различных внешних и внутренних органов тела и первичные схемы последовательностей их движений); - речь, процессы её восприятия и артикуляции (средство внешней коммуникации, а также средство саморегуляции своего поведения, в управлении которым, как правило, участвует субъект). Педагогические средства: обучение, развитие, воспитание. |
Методы (по Ю.Н. Емельянову) |
Жизненный опыт (социальный аспект – освоение интериоризированных норм и ценностей конкретной общественной среды и индивидуальный аспект - опора на индивидуальные особенности и психологические события личной жизни); искусство (развитие коммуникативных умений); зачатки научных методов (индукция, дедукция, анализ) |
Результат |
- владение навыками коммуникативной культуры; - владение простейшими навыками основ организационной работы; - освоение приёмов саморасслабления; - умение устанавливать простейшие связи между собственным поведением и отношением к себе окружающих; - умение использовать полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности; - умение правильно определять различные эмоциональные состояния сверстников, взрослых (в реальной жизни и художественном изображении) по способам выражения экспрессии (мимика, жесты, поза, интонации); - владение отдельными способами передачи собственного эмоционального состояния (мимика, интонации); - проявление адекватных эмоциональных реакций в общении со сверстниками, взрослыми. |
Активное становление самосознания в дошкольном возрасте тесно связано с процессом развития саморегуляции. В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые ребёнок получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для организации своего поведения информацию. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Психические состояния детей старшего дошкольного возраста связаны с расширением диапазона усвоенных ребенком социальных эталонов регуляции состояний, приобретаемых в общении с взрослыми и сверстниками (согласно С.В. Велиевой).Применение активных способов саморегуляции дошкольников связано с внутренними факторами - развитием рефлексии, адекватной самооценкой, потребностями в сфере общения с взрослыми и сверстниками и внешними факторами - личностью взрослого, социальными условиями, адекватностью методов и приемов воспитания, обеспечением полноценного процесса социализации. Таким образом, происходит непрерывное развитие саморегуляции: от внешних, вербальных инструкций взрослых и реакций на поведенческие проявления сверстников к внутреннему самоконтролю.
Выделенный в проблемном поле развития социального интеллекта вопрос об определении значимости роли взрослых в развитии социального интеллекта старших дошкольников, актуален особенно. Опыт общения ребенка с взрослым является тем объективным условием, вне которого процесс формирования социального интеллекта невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии социального интеллекта в дошкольный период заключается в:
Сообщении ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;
Оценке его деятельности и поведения;
Формировании ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
Формировании умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей [14].
Таким образом, влияние взрослых на формирование социального интеллекта осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка(включая активизацию наблюдения и анализирования действий и поступков других людей и своих собственных) и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.
Исходя из того, что каждому возрастному периоду присущ особый комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств (основание для возрастного подхода), нами была составлена модель развития социального интеллекта старших дошкольников (Рис.1.).
Приведённая модель наглядно демонстрирует поуровневое развитие социального интеллекта, происходящее наряду с процессом социализации старшего дошкольника. Социализация в данном случае рассматривается нами не только как процесс, но и как результат присвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического и интеллектуального развития, то есть преобразование (под влиянием обучения и воспитания) психологических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, мотивационно-ценностных ориентаций, норм и правил поведения [10]. И в этой связи отметим важность двухаспектности социализации: с одной стороны, это усвоение дошкольником социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны - это активное воспроизводство им системы социальных связей за счет своей активной деятельности, активного включения в социальную среду. Активность позиции предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации, построения определенной стратегии деятельности и поведения в частности[1].Ребёнок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Это та обратная связь, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а и его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень.
В модель заложен потенциал развития социального интеллекта. Это означает, что достижению высокого уровня исследуемого феномена у ребёнка 6-7 лет способствует ориентация на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), как реализация возможности активного влияния на процесс развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями.
Таким образом, подводя общий итог теоретическому анализу данной статьи, обозначим основные выводы:
Социальный интеллект является многоаспектным понятием, изучаемым на протяжении девяноста лет с позиций различных подходов (феноменологического, генетического, социокультурного, процессуально-деятельностного, функционально-уровневого, образовательного, информационного, регуляционного, структурно-динамического);
Определение сути понятия социального интеллекта включает, кроме всего прочего, понимание его как целостной системы по накоплению, систематизации, анализу человеком собственного опыта, опыта других людей, служащую качественной основой развития успешной личности;
Изучение социального интеллекта с позиций возрастного подхода обладает большим потенциалом в области изучения и вероятностного проектирования эффективности его развития.
Литература:
Андреева, Г.М. Социальная психология [электронный ресурс] / Г.М. Андреева/http://psylib.org.ua/books/glava 16
Антонова, Г.П. Учёт особенностей мышления детей-шестилеток в процессе обучения/ Г.П. Антонова // Процессы познания и деятельности личности.- Ульяновск, 1988.- С. 88-97
Антонова, Г.П. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения / Г.П. Антонова, З.И. Икунина, И.П. Антонова, Н.А.Антонова // Вопросы психологии.- 1999.- №2.- С.12
Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. –М.:Изд-во «Наука»,1978.- 311с.
Буслаева, Е.П. К проблеме развития интеллекта и творчества до начала школьного обучения / Е.П. Буслаева. - М., 2006
Веракса, Н.Е. Противоречивые ситуации в познавательной деятельности дошкольников / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов: межвузовский сборник науч. трудов – М.: МГПИ им Ленина, 1981.- С. 16-25
Галигузова, Л.Н. Проблемы развития детского интеллекта: теория, эксперимент, практика / Л.Н.Галигузова // Вопросы психологии.- 1997.-№5.- С.136
Ермакова, Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников /Е.С.Ермакова //Вопросы психологии.- 1996.- №1.- С.124
Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет /А.З. Зак. – М., 1996
Масягина, О.Ю. Проект повышения уровня социального интеллекта детей 6-7 лет «Я успешен!» [электронный текст] / О.Ю. Масягина / http: //festival.1september.ru – Москва: ИД «Первое сентября», 2009
Масягина, О.Ю. Психологический аспект оценки образовательных достижений: социальный интеллект как предпосылка успешности обучения / О.Ю. Масягина // Совершенствование системы оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 21 ноября 2007. – Часть 2. - Омск: ГОУ ДПО «ИРООО», 2008. - С.88-89
Новиков, А.М. Предмет и структура методологии [ электронный ресурс] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков/ www.methodolog.ru
Савенков, А.И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников / А.И. Савенков // Детское творчество.- 1998.-№1.- С.12-14
Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д.Столяренко.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2005.- С.91
Чеснокова, О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей/ О.Б. Чеснокова // Вопросы психологии.- 2005.- №6.- С.36
Чеснокова, О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О.Б. Чеснокова// «Познание. Общество. Развитие». -М.: Изд-во ИП РАН, 1996