Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков
Автор: Федулов Илья Сергеевич
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, февраль 2012)
Статья просмотрена: 2951 раз
Библиографическое описание:
Федулов, И. С. Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков / И. С. Федулов. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1612/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время в спортивных играх наблюдается дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства спортсменов, связанное с усилением конкуренции на мировой арене.
Внимание специалистов всех стран все в большей степени сосредотачивается не только на разработке методики тренировки высококвалифицированных спортсменов, но и на дальнейшем совершенствовании системы подготовки спортивных резервов, обеспечивающих полноценное пополнение составов национальных сборных команд. Анализ состояния юношеского спорта показывает, что высокий организационный и методический уровни спортивной работы с детьми и подростками в значительной степени определяют успех и возможности спортсменов в спортивной деятельности [6,7,8].
В числе приоритетных направлений развития науки в области физической культуры и спорта выделяется научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортивных резервов. Усилиями ученых и специалистов продолжается работа по поиску и созданию новых эффективных средств и методов тренировки в спортивных классах общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ и ЦОП, обеспечивающих повышение эффективности деятельности этих подразделений и усиление их вклада в подготовку спортивных резервов.
Важнейшей проблемой в спорте является психологическая подготовка спортсменов, взаимоотношения в спортивной деятельности и результативность соревновательной деятельности. Педагогическим и психологическим обеспечением в спорте является контроль и управление спортивной деятельностью на любом уровне спортивного совершенствования, что включает в себя индивидуализацию тренировочной подготовки в зависимости от склонностей и интересов самого спортсмена. Особенно это актуально для спортсменов подросткового возраста, когда противоречия между побуждениями спортсменов и организацией тренировочного процесса могут резко снизить интересы и мотивы занятия спортом, а в худшем случае и повлечь за собой уход из спорта [3,4,9].
Спортсмен может достичь высоких результатов в спорте только при условии многолетней систематической тренировки, жесткого соблюдения режима. К этому спортсмен должен быть подготовлен психологически. Достигнутая готовность должна постоянно совершенствоваться в ходе тренировочного процесса. Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям – это результат воздействия многих факторов, в том числе и развития потребностно-мотивационной сферы личности [1,2].
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения [5].
Экспериментально исследованы многие характеристики поведения и деятельности, соответствующие людям с преобладанием "стремления к успеху" и с более выраженными значениями "избегания неудачи"[10,12,13].
Изучается анализ зависимости эффективности деятельности, ее результативности, от выраженности мотивации достижения, т.е. от показателей ее интенсивности[11].Слабо уделяется внимание взаимовлиянию вида деятельности и формирования общей мотивации и, в частности, мотивов достижения успеха и избегании неудач. Если говорить о спорте, то изучение этих вопросов позволило бы оптимизировать процесс подготовки спортсменов разных категорий, совершенствовать и повысить их личностные и физические качества с опорой на внутренние психологические резервы, а не на внешнее подкрепление (тренерские установки).
Несмотря на то, что исследования в области мотивации достижения начинаются с 50-х годов XX века, разработанные теории мотивации, инструменты для диагностики мотивов, входящие в структуру мотивации достижения не имеют практического применения в спортивной деятельности.
Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Главной же особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом.
Проблема формирования спортивной мотивации рассматривались в работах Ю.Л Ханина [1980], Р.А. Пилояна [1984], Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина [2000], Е.П. Ильина [2002] и др. Особенности мотивов занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте исследовались в работе А.В. Шаболтас [1998], Г.П. Фураевым [1980, 1985] изучены вопросы управления процессом спортивного совершенствования с учетом мотива достижения успеха, определены возрастные и квалификационные особенности структуры и динамики мотивов спортивной деятельности. Вопросы волевой готовности в спорте рассматривались в работах Р.З. Шайхетдинова [1987], Е.П. Щербакова [1993] и др.
Одной из первых работ, направленных на изучение психологической готовности волейболистов к спортивной деятельности, была работа Л.С. Нерсесяна [1965], позднее В.В. Медведевым [1980] были раскрыты содержание, средства и методы психологической подготовки волейболистов, Е.А. Митиным [1986] определены средства и методы совершенствования спортивно-значимых качеств волейболистов при подготовке к соревнованиям, А.Г. Бармип [2001] исследовал психологические условия регуляции спортивной деятельности в волейболе, К.К. Марковым [2003] изучены педагогические и психологические условия деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессе, Л.К. Серовой [2002] определены психологические основы отбора в игровых видах спорта, в том числе и в волейболе.
В целом, теоретический анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы показывает, что вопросы определения сущности и содержания мотивации достижения, психологических механизмов ее возникновения, развития и функционирования в спортивной деятельности не достаточно изучены и определены общие подходы к ее формированию на различных этапах спортивного совершенствования.
Наряду с этим остаются малоисследованными психологические особенности волейболистов подросткового возраста, особенности взаимосвязи спортивной мотивации с мотивами занятий спортом, волевыми качествами и свойствами темперамента, педагогические условия формирования спортивной мотивации.
Таким образом, возникает противоречие между острой необходимостью внедрения в подготовку спортсменов новых научных данных по формированию и развитию мотивации достижения и фактическим уровнем исследования данной тематики в психологической науке. Названное противоречие создает проблему, сущность которой заключается в недостаточной разработке форм и способов формирования мотивации достижения в командных видах спорта, а также недостаточной изученностью педагогических условий формирования мотивации достижения с особенностью подросткового возраста, а так же их результативностью.
Литература:
Асеев В.Г. Мотивационные резервы человека. Текст.// Психологический журнал 1987. №5. - С. 9-13.
Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. Текст. М.: Изд-во. МГУ, 1991.
Горбунов, Г.Д. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе: Учебное пособие / Г.Д. Горбунов. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 45 с.
Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие / Г.Б. Горская. — Краснодар: КГИФК, 1995. 178 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. М.: Политиздат, 1975.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 128 с.
Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 225 с.
Ханин, Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте / Ю. Л. Ханин // Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980.-С. 124-184.
Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-Т.1.-407 е.; Т.2.-391 с.
Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. Текст. СПб., 2001.
Atkinson J.W., Raynor J.O, (eds.). Motivation and Achievement. Washington, 1974.
McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowel E.L. The Achievement Motive. N.Y., 1953.