В настоящее время в спортивных играх наблюдается дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства спортсменов, связанное с усилением конкуренции на мировой арене.
Внимание специалистов всех стран все в большей степени сосредотачивается не только на разработке методики тренировки высококвалифицированных спортсменов, но и на дальнейшем совершенствовании системы подготовки спортивных резервов, обеспечивающих полноценное пополнение составов национальных сборных команд. Анализ состояния юношеского спорта показывает, что высокий организационный и методический уровни спортивной работы с детьми и подростками в значительной степени определяют успех и возможности спортсменов в спортивной деятельности [6,7,8].
В числе приоритетных направлений развития науки в области физической культуры и спорта выделяется научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортивных резервов. Усилиями ученых и специалистов продолжается работа по поиску и созданию новых эффективных средств и методов тренировки в спортивных классах общеобразовательных школ, ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ и ЦОП, обеспечивающих повышение эффективности деятельности этих подразделений и усиление их вклада в подготовку спортивных резервов.
Важнейшей проблемой в спорте является психологическая подготовка спортсменов, взаимоотношения в спортивной деятельности и результативность соревновательной деятельности. Педагогическим и психологическим обеспечением в спорте является контроль и управление спортивной деятельностью на любом уровне спортивного совершенствования, что включает в себя индивидуализацию тренировочной подготовки в зависимости от склонностей и интересов самого спортсмена. Особенно это актуально для спортсменов подросткового возраста, когда противоречия между побуждениями спортсменов и организацией тренировочного процесса могут резко снизить интересы и мотивы занятия спортом, а в худшем случае и повлечь за собой уход из спорта [3,4,9].
Спортсмен может достичь высоких результатов в спорте только при условии многолетней систематической тренировки, жесткого соблюдения режима. К этому спортсмен должен быть подготовлен психологически. Достигнутая готовность должна постоянно совершенствоваться в ходе тренировочного процесса. Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям – это результат воздействия многих факторов, в том числе и развития потребностно-мотивационной сферы личности [1,2].
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения [5].
Экспериментально исследованы многие характеристики поведения и деятельности, соответствующие людям с преобладанием "стремления к успеху" и с более выраженными значениями "избегания неудачи"[10,12,13].
Изучается анализ зависимости эффективности деятельности, ее результативности, от выраженности мотивации достижения, т.е. от показателей ее интенсивности[11].Слабо уделяется внимание взаимовлиянию вида деятельности и формирования общей мотивации и, в частности, мотивов достижения успеха и избегании неудач. Если говорить о спорте, то изучение этих вопросов позволило бы оптимизировать процесс подготовки спортсменов разных категорий, совершенствовать и повысить их личностные и физические качества с опорой на внутренние психологические резервы, а не на внешнее подкрепление (тренерские установки).
Несмотря на то, что исследования в области мотивации достижения начинаются с 50-х годов XX века, разработанные теории мотивации, инструменты для диагностики мотивов, входящие в структуру мотивации достижения не имеют практического применения в спортивной деятельности.
Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Главной же особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. В условиях жесткого соревновательного противоборства можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимальной выраженностью мотивации. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом.
Проблема формирования спортивной мотивации рассматривались в работах Ю.Л Ханина [1980], Р.А. Пилояна [1984], Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина [2000], Е.П. Ильина [2002] и др. Особенности мотивов занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте исследовались в работе А.В. Шаболтас [1998], Г.П. Фураевым [1980, 1985] изучены вопросы управления процессом спортивного совершенствования с учетом мотива достижения успеха, определены возрастные и квалификационные особенности структуры и динамики мотивов спортивной деятельности. Вопросы волевой готовности в спорте рассматривались в работах Р.З. Шайхетдинова [1987], Е.П. Щербакова [1993] и др.
Одной из первых работ, направленных на изучение психологической готовности волейболистов к спортивной деятельности, была работа Л.С. Нерсесяна [1965], позднее В.В. Медведевым [1980] были раскрыты содержание, средства и методы психологической подготовки волейболистов, Е.А. Митиным [1986] определены средства и методы совершенствования спортивно-значимых качеств волейболистов при подготовке к соревнованиям, А.Г. Бармип [2001] исследовал психологические условия регуляции спортивной деятельности в волейболе, К.К. Марковым [2003] изучены педагогические и психологические условия деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессе, Л.К. Серовой [2002] определены психологические основы отбора в игровых видах спорта, в том числе и в волейболе.
В целом, теоретический анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы показывает, что вопросы определения сущности и содержания мотивации достижения, психологических механизмов ее возникновения, развития и функционирования в спортивной деятельности не достаточно изучены и определены общие подходы к ее формированию на различных этапах спортивного совершенствования.
Наряду с этим остаются малоисследованными психологические особенности волейболистов подросткового возраста, особенности взаимосвязи спортивной мотивации с мотивами занятий спортом, волевыми качествами и свойствами темперамента, педагогические условия формирования спортивной мотивации.
Таким образом, возникает противоречие между острой необходимостью внедрения в подготовку спортсменов новых научных данных по формированию и развитию мотивации достижения и фактическим уровнем исследования данной тематики в психологической науке. Названное противоречие создает проблему, сущность которой заключается в недостаточной разработке форм и способов формирования мотивации достижения в командных видах спорта, а также недостаточной изученностью педагогических условий формирования мотивации достижения с особенностью подросткового возраста, а так же их результативностью.
Литература:
- Асеев В.Г. Мотивационные резервы человека. Текст.// Психологический журнал 1987. №5. - С. 9-13.
- Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. Текст. М.: Изд-во. МГУ, 1991.
- Горбунов, Г.Д. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе: Учебное пособие / Г.Д. Горбунов. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 45 с.
- Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие / Г.Б. Горская. — Краснодар: КГИФК, 1995. 178 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. М.: Политиздат, 1975.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
- Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 128 с.
- Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. — М.: Физкультура и спорт, 1980. 225 с.
- Ханин, Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте / Ю. Л. Ханин // Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980.-С. 124-184.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-Т.1.-407 е.; Т.2.-391 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. Текст. СПб., 2001.
- Atkinson J.W., Raynor J.O, (eds.). Motivation and Achievement. Washington, 1974.
- McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., Lowel E.L. The Achievement Motive. N.Y., 1953.