Библиографическое описание:

Бережнова О. В., Пилюгина Е. И. Компетентность профессионала как психолого-акмеологическая проблема [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 60-63.

Проблема компетентности как свойства профессионала и ее конкретных видов традиционно является одной из важнейших в психолого-акмеологических исследованиях, так как компетентность представляет собой необходимое условие профессионализма личности и деятельности (Вегерчук Н.Э., Денисов О.И., Деркач A.A., Дроздов И.Н., Егорова Т.Е., Елина И.Е., Жидаев С.С., Зазыкин В.Г., Игельник М.С., Маркова А.К., Степнова JI.A., Юсупов С.А. и мн. др.). В психологии и акмеологии проведены как теоретические, так и прикладные исследования различных видов компетентности - профессиональной, социальной, психологической, коммуникативной, аутопсихологической, конфликтологической, социально-психологической, компетентности в управлении кризисными организациями, при осуществлении кадровой работы и др.. Выявлены их сущностные характеристики, психологическая структура, психологические и акмеологические условия и факторы развития, однако эта проблема еще пока далека от своего законченного решения [3].

Среди проведенных психолого-акмеологических исследований компетентности заметное место занимают те, в которых было подвергнуто анализу сама категория «компетентность» Обобщение их позволяет утверждать, что в них «компетентность» (competentia - принадлежность по праву) рассматривается прежде всего с точки зрения «...обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, авторитетность в определенной области». Особо подчеркивалась и еще она важная характеристика данной категории: competence - «...законно принятая способность общепринятого авторитета совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, круг полномочий. Данное понимание сущностных характеристик компетентности стало базисным во многих теоретических и прикладных психологических и акмеологических исследований исследованиях. С опорой именно на него изучались конкретные свойства компетентности как условия профессионализма, механизмы формирования и функционирования [1].

В психолого-акмеологических исследованиях компетентность традиционно рассматривалась в контексте выделения ее свойств на уровне общего, особенного и единичного, что соответствует одному из ведущих методологических принципов научного знания (Ананьев Б.Г., Бодалев A.A., Мясищев В.Н.). В связи с этим сама категория «компетентность», как подчеркивалось, отвечает требованиям уровня общего, является обобщающей именно на уровне общего.

В психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность рассматривается в качестве главного когнитивного компонента подсистемы профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения субъекта труда, постоянно расширяющаяся система знаний, круг решаемых проблем или вопросов, что позволяет выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью [4].

«Профессиональная компетентность» является общенаучной категорией, однако в разных науках в понимание ее сущностных характеристик вкладывался свой смысл. Например, в кадроведении она рассматривается как высокий уровень общих и профессиональных знаний и овладения разных сфер служебной деятельности, глубокое понимание профессиональных проблем, деловую надежность в решении профессиональных задач, связанных с кадровой работой и кадровой политикой.

Среди исследований специальных видов (подвидов) профессиональной компетентности, имеющих непосредственное отношение к компетентности в сфере управления, следует выделить работы Деркача A.A. и других авторов (акмеологическая компетентность) [2], Елиной И.Е. (компетентность в профессиональной деятельности госслужащих) [4], Дроздова И.Н. (компетентность в кадровом оценивании персонала), Ситника С.Н. (компетентность субъектов кадровой работы), Жидаева С.С. (компетентность в сфере управления кадровой работой в организации), Игельника М.С. (психологическая компетентность в условиях антикризисного управления), Зазыкина В.Г. (психологическая компетентность руководителя), Вегерчук И.Э. (социально-перцептивная компетентность), Степновой JI.A. (аутопсихологическая компетентность) [7], Кузьминой Н.В. (психолого-педагогическая компетентность), Жукова Ю.М. и Петровской JI.A. (коммуникативная компетентность), Марковой А.К. (профессиографическая компетентность) [6], Юсупова С.А. (коммуникативная компетентность госслужащих в их взаимодействиях со СМИ) и др .

В некоторых психолого-акмеологических исследованиях представлялись и другие основания для выделения специальных видов компетентности, обладающих обобщающими свойствами. Так, А.К.Маркова указывала, что на существование следующих видов компетентности (по критерию «общее-особенное»):

- специальная компетентность, проявляющаяся во владении собственно профессиональной деятельностью, способностью проектировать дальнейшее профессиональное развитие (тождественно профессиональной компетентности);

- социальная компетентность как ответственность за результаты своего труда, высокий уровень профессионального взаимодействия и общения;

- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения, противостояния профессиональной деформации;

- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии [6].

Анализ представленных выше особенных видов компетентности показывает, что обобщающей является специальная компетентность, а остальные являются ее важными структурными составляющими. Заметим, что данные особенные виды компетентности, исходя из их содержания, входят в структуру управленческой компетентности.

С психологической точки зрения в приведенных определениях и типологиях просматривается ряд взаимосвязанных качественных особенностей, которые по сути дела отражают общую внутреннюю структуру компетентности, включающую ряд взаимосвязанных компонентов. Если речь идет о компетентности в какой-либо профессиональной области, то можно выделить пять главных компонентов, определяющих содержание компетентности:

- гностический или когнитивный компонент, характеризующий наличие необходимых профессиональных знаний;

- регулятивный компонент, позволяющий использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач;

- рефлексивно-статусный компонент, дающий право за счет признания авторитетности действовать именно так;

- нормативный компонент, определяющий круг полномочий, сферу профессионального ведения;

- коммуникативный компонент, необходимость которого обусловлена тем, что многие виды профессиональной деятельности всегда осуществляется в условиях делового общения и взаимодействий. Поэтому компетентность проявляется прежде всего в общении [3].

Таким образом, когда речь идет о сущностных характеристиках компетентности в чем-либо на уровне общего и особенного, следует раскрывать содержание всех отмеченных компонентов.

Рассматривая данный вопрос, целесообразным видится акцентирование внимания на психологическом и акмеологическом содержании психологической компетентности, где обоснована общая структура психологической компетентности и разработана ее теоретическая модель, включающая несколько взаимосвязанных подструктур:

- социально-перцептивную компетентность, проявляющуюся в «знании людей»;

- социально-психологическую компетентность, выступающую как система структурированных знаний о закономерностях поведения, деятельности, общения и отношений людей, включенных в профессиональные или социальные группы;

- аутопсихологическую компетентность как систему знаний, позволяющая осуществлять самопознание, самооценку, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, что обеспечивает самоэффективность;

- психолого-педагогическую компетентность как систему знаний о методах осуществления влияния на людей [2, 5].

Между данными подструктурами имеются тесные системные функциональные связи. Данная модель на сегодняшний день считается обобщенной, в то же время проводятся исследования по ее дополнению и совершенствованию.

Расширение комплексных исследований профессиональной и психологической компетентности привело к необходимости изучения их акмеологического содержания.

В исследованиях Денисова О.И. были разработаны две психолого- акмеологические модели конфликтологической компетентности руководителя в виде табличного и структурно-функционального системного описания. В табличном описании выделялись следующие уровни (подструктуры): гностический, проектировочный, регулятивный, рефлексивно-статусный, нормативный и коммуникативный [1].

Степнова Л.А. разработала общую описательную модель профессиональной компетентности государственных служащих, включающую следующие подструктуры: на уровне структурно- содержательных видов - психологическую, социально-психологическую, социально-перцептивную, коммуникативную, профессионально- педагогическую; на уровне операционно-технологических видов - рефлексивную и аутопсихологическую [7].

Проведенные психологические и акмеологические исследования создали необходимые научные предпосылки для разработки проблемы акмеологической компетентности. Эта проблема начала разрабатываться в теории акмеологии (Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Селезнева Е.В. и др.).

В теоретической акмеологии сущностные характеристики акмеологической компетентности рассматривается как проявление интегральной способности зрелой личности строить свое поступательное профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и возрастанием уровня достижений, наиболее полно реализующих имеющиеся у человека психологические ресурсы (Маркова А.К., Селезнева Е.В. и др.). Акмеологическая компетентность складывается из знаний о закономерностях достижения высоких уровней профессиональных и личностных достижений, психологических качеств личности, достигшей вершин в своем развитии, умений различать объективные и субъективные факторы, способствующих достижениям, способности планировать свое прогрессивное профессиональное развитие, уметь осуществлять его и др. (Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К.) [2, 6].

Думается, значимым вкладом в развитии концепции акмеологической компетентности будут являться прикладные психолого- акмеологические исследования конкретных видов акмеологической компетентности, являющихся залогом успешности конкретных видов профессиональной деятельности и их системных связей.

Литература:

  1. Денисов О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. - М.: МААН, 2000.

  2. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М.: РАГС, 2010.

  3. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология: познание и развитие. - СПб.: ПИТЕР, 2008 и др.

  4. Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности госслужащих / / Экономика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. Ч. 1. - М.: РАГС, 2000.

  5. Зазыкин В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор профессионализма государственных служащих // Российское государство и государственная служба на современном этапе: Матер, научно- практ. конф. - М.: РАГС, 1998. - С.295-296.

  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 2000.

  7. Степнова Л.А. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности личности. - М.: Эдельвейс, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): видов компетентности, Маркова А.К, Зазыкин В.Г, акмеологической компетентности, профессиональной компетентности, психологической компетентности, специальная компетентность, конфликтологической компетентности руководителя, Деркач A.A, психологическая компетентность, коммуникативная компетентность, психолого-акмеологических исследованиях компетентность, профессиональной деятельности, компетентность субъектов кадровой, психологическая компетентность руководителя, исследованиях профессиональная компетентность, различных видов компетентности, коммуникативная компетентность госслужащих, сущностных характеристик компетентности, аутопсихологическую компетентность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос