Теоретический анализ проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Теоретический анализ проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей / Л. Э. Кузнецова, Д. А. Картавцев. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/314/14565/ (дата обращения: 08.08.2020).



Статья посвящена теоретическому анализу проблемы использования методов арт-терапии в работе с невротическими расстройствами детей из неполных семей. В статье уделяется внимание анализу причин и особенностей формирования невротических расстройств у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Авторами доказывается необходимость оказания психологической помощи детям, воспитывающимся в неполных семьях. Выделяются основные аспекты оказания психологической помощи. Арт-терапия рассматривается как наиболее эффективный психологический метод лечения неврозов у детей.

Ключевые слова: неполные семьи, семейные взаимоотношения, невротические расстройства, личность ребенка, арт-терапия.

Социально-экономический и духовно-нравственный кризис, переживаемый российскими семьями, привел к деформации традиционных семейных отношений. Неполные семьи становятся доминирующим типом современных семей, для которых характерно нарушение системы отношений мать-отец-ребенок. Полноценное психическое развитие личности ребенка невозможно в семье с нарушенной структурой взаимоотношений. Негативная модель семейных взаимоотношений, патологические стили воспитания, постоянные конфликты между супругами, психические травмы, характерные для неполных семей, оказывают патологическое воздействие на личность ребенка, приводя к развитию невротических расстройств.

Для нормального психического развития личности ребенка любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми, прежде всего родителями. Только при поддержке родителей ребенок, воспитывающийся в неполной семье, способен адаптироваться к сложным условиям современного мира и успешно преодолевать трудности.

Коррекция невротических расстройств у детей, воспитывающихся в неполной семье, достаточно длительный процесс, который должен осуществляться в рамках проведения семейной психокоррекции квалифицированными психологами с использованием современных методов психотерапии. Наиболее эффективным методом коррекции невротических расстройств у детей младшего школьного возраста признается метод арт-терапии.

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье рассматривались в работах Л. С. Алексеевой, М. И. Буянова, П. Г. Гасановой, Д. М. Даудовой, И. Ф. Дементьевой, Н. П. Ивановой, К. В. Радецкой, В. М. Целуйко, В. А. Хохловой и др.

Анализ данных исследований показывает, что отсутствие одного из родителей в семье приводит к нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь ребенка [1].

Исследования А. И. Захарова, А. Э. Вейц показали, что дети, воспитывающиеся в неполной семье, в силу переживаемых стрессовых ситуаций, склонны к формированию невротических расстройств [3, 4].

Невротические расстройства относятся к категории психогенных функциональных расстройств, вызванных психической травмой. В неполных семьях, такой психической травмой становится ситуация супружеского развода, постоянные конфликты между супругами, потеря одного из родителей. Невротические расстройства — это расстройства в эмоциональной сфере личности, приводящие к нарушению поведения и психической дезадаптации. Наиболее интенсивно невротические расстройства развиваются у детей младшего школьного возраста, перерастая к подростковому возрасту в различные виды девиаций. Клинические проявления невротических расстройств у детей достаточно разнообразны и проявляются в виде тревоги, страхов, абсессии, астенических состояний, соматовегетативных нарушений, нервных тиков, заикания. Преобладают базовый астенический, депрессивный и истерический неврозы [3].

Согласно исследованиям В. Г. Белова, А. М. Калугина, В. М. Кирьянова, Ю. А. Парфенова невротические расстройства у детей, перенесших психическую травму, имеют длительный и хронический характер и могут проявляться в виде тревожно-фобических реакций, неврастении, психосоматических и вегетативных проявлений, значительно нарушая поведение и социально-психологическую адаптацию.

Данные исследования показывают необходимость оказания психологической помощи детям, воспитывающимся в неполных семьях.

Большинство современных психологов: А. И. Тащева, Г. А. Фигдор, А. Г. Харчев, В. М. Целуйко, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер приходят к выводу о том, что лечение невротических расстройств у детей из неблагополучных неполных семей возможно путем системного подхода в процессе семейной психокоррекции.

Анализируя современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей психологи приходят к выводу, что многие родители не понимают истинных причин возникновения психологических проблем у детей. Родители не осознают, что первой причиной невротических состояний у ребенка является неблагоприятные взаимоотношения в семье и их собственное психическое неблагополучие. В связи с чем, психокоррекционная работа должна начинаться с оказания психологической помощи взрослым. Если не улучшить психологическую обстановку в семье, работа с ребенком будет неэффективной, какие бы современные методы не использовал психолог.

Психологическое сопровождение детей, воспитывающихся в неполных семьях, включает в себя проведение психокоррекционных занятий с детьми и семейных психологических консультаций для родителей, направленных на формирование позитивных взаимоотношений между бывшими супругами и принятие роли родителя. Родители обязаны знать индивидуально-психологические особенности ребенка и учитывать их в процессе воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, обязательно позволять ребенку общаться с отцом, так как это играет значительную роль в формировании и развитии ребенка [5].

Наиболее эффективными психологическими методами лечения неврозов признаются метод патогенетической психотерапии при оказании помощи взрослым и метод арт-терапии в работе с детьми.

Арт-терапия запускает внутренние ресурсы ребенка, высвобождая негативные эмоции — агрессию, обиду, тревогу. Формируется чувство внутреннего самоконтроля, развивается воображение, повышается самооценка, что положительно влияет на снижение невротической симптоматики.

Арт-терапия позволяет детям выразить то, что очень сложно рассказать при помощи слов. Это один из самых эффективных и в то же время самых мягких и глубоких методов, ее можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Этот метод не имеет ограничений, всегда ресурсен и используется практически во всех направлениях психотерапии [2].

Взаимодействие, происходящие в арт-терапевтических группах, помогает детям идентифицировать себя с другим, сближаясь и получая эмоциональную поддержку и понимание. Эмоциональная связь с друзьями, близкими помогает правильно оценивать свои чувства и находить конструктивные способы выхода из трудных жизненных ситуаций. Формируется желание и способность слушать, помогать, понимать и анализировать чувства и жизненные ситуации.

Использование групповой формы арт-терапии при работе с семьей, переживающей супружеский развод, помогает снизить негативные эмоции между членами семьи, снизить механизмы психологической защиты и прийти к пониманию и поддержке друг друга. У всех участников занятий развивается способность к конструктивному бесконфликтному общению [2].

Итак, арт-терапия — это метод терапии искусством, творческим самовыражением, эффективность применения которого в контексте лечения связана с воздействием на эмоциональную сферу человека. Именно искусство позволяет воздействовать на бессознательную сферу психики ребенка. Взаимодействуя на символическом уровне, арт-терапия помогает понять скрытые переживания и чувства ребенка и отреагировать, выместить их вовне. В результате этого снимается напряженность психотравмирующей ситуации и исчезает невротическая симптоматика у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Арт-терапия способствует активизации личностных ресурсов детей, а именно формированию активности, самостоятельности, способности к эмоционально-волевой саморегуляции, уверенности в себе и настойчивости в преодоление трудностей. У детей и родителей формируется новая система отношений, основанная на понимание, доверие и поддержке друг друга в результате осознания и принятие новой модели семьи и ответственности за ее дальнейшее развитие.

Литература:

  1. Буянов, М. И. Воспитание детей в неполной семье / М. И. Буянов. — М.: Просвещение, 1980. — 387 с.
  2. Васик, Н. В. Детская арт-терапия и её использование / Н. В. Васик // Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 221–223.
  3. Вейц, А. Э. Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподобными расстройствами / А. Э. Вейц // Вестник ЮУрГУ. — Серия: Психология. — 2012. — № 31. — С. 103–108.
  4. Захаров, А. И. Психология семейного конфликта / А. И. Захаров. — М.: Конус, 2000. — 123 с.
  5. Кузнецова, Л. Э. Особенности проявления психологического насилия по отношению к детям в семьях, перенесших супружеский развод / Л. Э. Кузнецова // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 879–882.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, расстройство, неполная семья, психологическая помощь, личность ребенка, психическая травма, родитель, младший школьный возраст, невротическая симптоматика.

Ключевые слова

неполные семьи, арт-терапия, семейные взаимоотношения, личность ребёнка, невротические расстройства

Похожие статьи

Общие особенности неврозов у детей | Статья в сборнике...

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда

Этиология неврозов у детей[2,с.325]: Психическая травма — ведущая причина, ее патогенное

Исходя из симптоматики нервных расстройств следует, что основные причины нервных заболеваний...

Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на...

Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психологическое

Семейное насилие в семьях, родители которых разведены и оспаривают права на ребенка в

социальная работа, семья, ребенок, неполная семья, родитель, общеобразовательное...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только...

Личностные особенности родителей детей, страдающих...

При клинико-психологическом исследовании у матери ребенка, страдающего гиперкинетическим расстройством

У их детей отсутствовали когда-либо тикозные расстройства в том или ином варианте. Возраст всех участниц эксперимента — от 25 до 39 лет.

Проблемы и потребности младших школьников из неполных...

Психологические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин младшие школьники из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в

Для исследования межличностных отношений младших школьников была проведена методика...

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

Распад семьи и неблагоприятная обстановка в семье является травмой для ребенка. А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных

Эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях было проведено среди 22 учащихся в возрасте 8–10...

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей...

1) у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста находившихся в зоне боевых действий в Украине и пребывающих в

В ходе исследования были опрошены 35 семейродителей и детей. Семьи, принимавшие участие в исследование были полные...

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего...

Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские

С детьми младшего школьного возраста необходимо регулярно проводить беседы по.

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста.

Похожие статьи

Общие особенности неврозов у детей | Статья в сборнике...

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда

Этиология неврозов у детей[2,с.325]: Психическая травма — ведущая причина, ее патогенное

Исходя из симптоматики нервных расстройств следует, что основные причины нервных заболеваний...

Факторы, влияющие на особенности реагирования ребенка на...

Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психологическое

Семейное насилие в семьях, родители которых разведены и оспаривают права на ребенка в

социальная работа, семья, ребенок, неполная семья, родитель, общеобразовательное...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только...

Личностные особенности родителей детей, страдающих...

При клинико-психологическом исследовании у матери ребенка, страдающего гиперкинетическим расстройством

У их детей отсутствовали когда-либо тикозные расстройства в том или ином варианте. Возраст всех участниц эксперимента — от 25 до 39 лет.

Проблемы и потребности младших школьников из неполных...

Психологические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин младшие школьники из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Неполная cемья — это малая группа c частичными неполными cвязями, где

Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в

Для исследования межличностных отношений младших школьников была проведена методика...

Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных...

Распад семьи и неблагоприятная обстановка в семье является травмой для ребенка. А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных

Эмпирическое исследование детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях было проведено среди 22 учащихся в возрасте 8–10...

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей...

1) у детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста находившихся в зоне боевых действий в Украине и пребывающих в

В ходе исследования были опрошены 35 семейродителей и детей. Семьи, принимавшие участие в исследование были полные...

Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего...

Это психологическое расстройство должны диагностировать и лечить медицинские

С детьми младшего школьного возраста необходимо регулярно проводить беседы по.

Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста.