Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Представление как психологический феномен

6. Социальная психология
38
Поделиться
Библиографическое описание
Пискленова, Е. В. Представление как психологический феномен / Е. В. Пискленова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/314/13878.


Представление в психологии изучается с самого начала ее существования как науки. Многие психологи обращались к изучению представлений (И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, В. П. Зинченко, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Л. М. Веккер, Ф. Н. Шемякин, В. А. Ганзен, А. А. Гостев, Б. М. Величковский, И. С. Якиманская, Б. М. Петухов, Р. Гордон, и др.). Тем не менее, единого подхода к определению и структуре этого понятия выработано не было.

Анализ работ позволил установить, что представление в целом можно охарактеризовать как сложное, многоуровневое психическое образование, имеющее два источника своего содержания — перцепцию и память — и использующее два вида кодирования и хранения информации — сенсорно-образный и вербально-лексический. Но при дальнейшем анализе можно увидеть, что представление рассматривают с разных точек зрения [5]:

1) как процесс (Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов, И. С. Якиманская);

2) как продукт (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Л. М. Веккер);

3) как уровень психического отражения (Л. М. Веккер);

4) как модель (представление о мире или репрезентация) (А. Ричардсон, Р. Гордон).

Представление, как и любое психологическое явление, подлежит содержательному описанию. Проводя анализ понятия «представление» в психологии, В. П. Песков отмечает следующие особенности его содержания [5]:

‒ представление выступает особой теоретической деятельностью человека, результатом преобразования внешней практической деятельности во внутреннюю, идеальную форму;

‒ представление представляет собой свойство сложной функциональной системы, складывающейся в мозгу человека (т. е. высокоорганизованной материи);

‒ представления являются вторичными чувственными образами предметов, событий, явлений, вне ситуации соответствующего сенсорного воздействия, однако при его действии в прошлом;

‒ представления имеют чувственную опору для смыслового значения; включают различные виды и способы гностических действий (масштабные преобразования, мысленное расчленение объекта и объединение объекта в целое, агглютинация, комбинация, рекомбинация, мысленное вращение), выступающие в качестве основы для образного мышления и в качестве механизма воссоздающего воображения;

‒ представление включает не только образ, но и «элементарное чувственное знание» предмета, которое возможно благодаря сложной работе, анализу и синтезу, отбору и «слитию» ощущений и восприятий;

Содержательное описание представления может быть также произведено через его характеристики. Так, А. А. Реан предлагает описывать представления через следующие характеристики [7]:

1) пространственно-временные — включают панорамность, отделенность фигуры от фона, неточность воспроизведения объекта, искажение длительности временных интервалов;

2) модальность — позволяет отнести представление к чувственным образам;

3) интенсивность — степень яркости представления;

4) фрагментарность — представление может подразделяться на части, черты, стороны;

5) неустойчивость — представления находятся в постоянном развитии, изменении;

6) обобщенность — в представлениях воссоздается образ, в котором представлены наиболее существенные особенности представляемого объекта.

Также важно описать широту и степень разнообразия проявления феномена «представление». Сделать это возможно путем анализа существующих классификаций явления. В современной психологии представления классифицируются по различным основаниям.

Традиционно представления подразделяют на два типа в зависимости их от происхождения [2, 3, 6]:

‒ представления памяти;

‒ представления воображения.

Б. М. Теплов предлагал классифицировать представления по следующим признакам:

1) по их содержанию — зависят от предмета представления;

2) по степени их обобщенности — подразделяются на общие и частные.

Также представления в психологии условно можно разделить на социальные и личностные.

Так, С. Московичи обращается к изучению социальных представлений как сложившихся у определенной социальной группы. Согласно С. Московичи, социальное представление — это система верований, знаний и убеждений, характерных для культуры или группы по отношению к объектам социального окружения. Эта система может быть охарактеризована через следующие признаки [4]:

‒ обладает организованной структурой;

‒ разделяется членами конкретной группы людей;

‒ является социальной по происхождению, т. е. формируется в процессах межличностной и массовой коммуникаций;

‒ социально полезна, т. к. задает критерии для понимания, интерпретации и оценки социального окружения.

Личностные представления, в отличие от социальных, являются неотъемлемой частью нашего «Я», смысловой сферы личности. Личностные представления характеризуются построением и созданием собственных образов и представлений о действительности, в которых отражается и интегрируется направленность личности, детерминируется ее предшествующим развитием, с одной стороны, и возникновением собственных потребностей, интересов, свойств и качеств, с другой. Это представления, обусловленные центрированностью личности на определенной смысловой сфере, связаны с интересами, целями, жизненно важными потребностями. [9].

Структура представлений, состоящая из следующих компонентов [8]:

1) когнитивный — представляет собой знания о предмете представления, объективную информацию о нем, его непосредственное содержание и суждения, связанные с ним;

2) эмоциональный — отражает отношение к содержанию представлений, его положительные или отрицательные эмоции к ним, их оценку;

3) поведенческий — является совокупностью тенденций к реализации форм поведения, является следствием когнитивной и эмоциональной составляющих представлений.

В нашем исследовании представления мы, вслед за С. Ю. Головиным и М. В. Клементьевой, понимаем как наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе продуктивного воображения, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе материала ощущений и восприятий в процессе припоминания или воображения без непосредственного воздействия представляемого объекта на органы чувств [1, 2].

Представление, как и любой психический феномен, несет определенные функции. К основным его функциям относят следующие [3]:

1) сигнальная — заключается в отражении образа предмета и информации о нем, которые реализуются в сигналах, побуждающих к определенному поведению;

2) регулирующая — реализуется в отборе нужной информации исходя из окружающей среды, выполняемой деятельности, следствием чего является разрешение поставленных задач;

3) настроечная — позволяет подстроить поведение человека исходя из стимулов окружающей среды.

Таким образом, в психологии накопилось большое количество определений, описаний, объяснений и характеристик понятия «представление».

На сегодняшний день в психологии нет единого подхода, определяющего модель, структуру и условия формирования представлений. В большинстве работ они рассматриваются как комплексный феномен, исследование которого предполагает как выделение его основных структурных составляющих и связей между ними [5]. Сами же структуры и их содержание в разных исследованиях отличаются в зависимости от объекта представлений, теории, на которую опирается исследователь.

Литература:

  1. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика / С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 2005. — 976 с.
  2. Клементьева M. B. Структурно-функциональная модель представления о событии жизни / М. В. Клементьева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. — 2010. — № 2. — С. 294–304.
  3. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие / А. Г. Маклаков. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 292 с.
  4. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. — 1995. — № 1. — С. 3–18.
  5. Песков В. П. Об изучении структуры представлений / В. П. Песков // СПЖ. — 2005. — № 21. — С. 171–174.
  6. Песков В. П. Субъект представления как внутреннее условие процесса представления, детерминирующее способ его организации, структуру представления и ее особенности / В. П. Песков // Научный диалог. — 2012. — № 11. — С. 52–71.
  7. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — С. 64–65.
  8. Чадаева К. Д. Образ будущего в разных возрастах / К. Д. Чадаева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. — 2013. — № 2. — С. 294–305.
  9. Шкрябко И. П. Исследование подходов к понятию «Личностные представления» / И. П. Шкрябко // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. — 2013. — № 4 (129). — С. 94–98.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный