Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 01.05.2018

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Рассоха В. С. Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 5-9. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14189/ (дата обращения: 22.06.2018).



Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков вусловиях детского стационара

Рассоха Виктория Сергеевна, студент

Амурский государственный университет (г. Благовещенск)

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Ключевые слова: коммуникативные способности, коммуникативные склонности, коммуникативные умения, коммуникация, подростковый возраст.

В науке и культуре уже давно устоялось мнение о том, что человек является социальным существом. С давних времен, когда человечество только начало свои первые шаги в истории его развития, человек всегда находился в контакте с другими людьми. Невозможно представить себе разумного человека без его социокультурной среды, которая, в широком понимании, делает из человека человека. Именно в процессе коммуникации человек усваивает знания, опыт предыдущих поколений, язык, различные навыки и умения и пр.

Чтобы человеку гармонично существовать в современном мире, ему приходится непрерывно взаимодействовать с другими людьми. С самого рождения ребёнок попадает в определённую социокультурную среду, которая прививает ему знания культуры, языка и всевозможные знания об этом мире. Уже на начальном этапе своего развития, у человека формируются так называемые коммуникативные способности, т. е. такие свойства личности, которые позволяют ему достаточно эффективно вступать в контакт с другими людьми. С овладением ребёнком языком, его возможности в коммуникации существенно расширяются, что способствует его интеллектуальному и общему развитию.

В психологии проблема коммуникативных способностей является наиболее разработанной именно в отечественной психологии. Её исследованием занимались такие психологи как А. Г. Ковалев, Г. С. Васильев, К. К. Платонов, А. А. Бодалев, А. А. Кидрон, А. В. Батаршев. Одно из наиболее полных определений коммуникативных способностей дал в своих работах А. А. Бодалёв, определив их как «индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности» [1].

Также в психологии принято считать, что именно в подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью. Именно в этот возрастной период у человека происходит переориентация с учебной деятельности на интимно-личностное общение. Справедливо отметить, что способность подростка выстраивать достаточно гармоничные отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, будет определять успешность прохождения кризиса подросткового возраста. Если у ребёнка в этом возрасте есть проблемы со здоровьем, и он вынужден находиться в больничном стационаре, то уровень развития коммуникативных способностей будет влиять на успешность его общения с больничным персоналом, соседями по палате. А это, в свою очередь, может влиять и на процесс его выздоровления в целом [2].

Принято считать, что подростковый возраст (особенно период преодоления кризиса) является достаточно сложным для самого подростка. Бурный рост и влияние гормонов, делает его эмоционально лабильным и может мешать подростку терпимо относиться к партнёру по общению, что в свою очередь приводит к возникновению конфликтных ситуаций и к проявлению подростком некомпетентности в общении [3].

Целью данного эмпирического исследования стало — изучение уровня коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара.

Гипотеза исследования: для большинства подростков характерен средний и низкий уровень развития коммуникативных способностей.

Данная гипотеза была проверена с помощью эмпирического исследования коммуникативных склонностей подростков и их способов общения. С целью изучения уровня развития коммуникативных склонностей использовалась методика «КОС-2» (Коммуникативные и организаторские склонности), авторы В. В. Синявский и Б. А. Федоришин. С целью изучения компетентных и некомпетентных способов общения использовался «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона.

Выборку исследования составили 24 респондента, в возрасте от 13 до 15 лет (старшее подростничество по Д. Б. Эльконину), которые находились на лечении в детском стационаре. Исследование проводилось при добровольном согласии респондентов.

Базой исследования послужила Детская городская клиническая больница, г. Благовещенск.

В ходе исследования по методике «КОС-2» были получены следующие результаты, у 42 % опрощенных отмечен низкий уровень развития коммуникативных склонностей. Такие люди скорее склонны избегать общения, чувствуют себя некомфортно, если им нужно вступать в разговор. А также они неспособны решать конфликтные ситуации и выходить из них без «потерь». Далее у 37 % испытуемых был выявлен средний уровень развития коммуникативных склонностей, что характеризует их в целом как склонных к общению, но, тем не менее, испытывающих затруднения в малознакомых и незнакомых группах. В ситуации общения они достаточно часто попадают в конфликтные ситуации, однако достаточно неплохо умеют их решать. И лишь для 21 % опрошенных характерен высокий уровень развития их коммуникативных склонностей, что, в свою очередь, характеризует их как успешных субъектов общения. Они успешно способны находить общий язык в незнакомой компании или ситуации, проявляют инициативу в общении.

Данные, полученные с помощью «Теста коммуникативных умений» Л. Михельсона показали, что компетентный способ общения является характерным лишь для 28 % опрошенных. Такие подростки в ситуации общения адекватно реагируют на различные внешние воздействия, способны действовать в соответствии с изменяющимися внешними условиями. Для 32 % исследуемых характерен агрессивный способ общения, а соответственно, они склонны рассматривать большую часть внешних стимулов (в процессе коммуникации) как потенциально опасные и защищаться от них. А также такие подростки не умеют адекватно решать возникающие конфликтные ситуации. У 40 % респондентов отмечается зависимый способ общения, для которого характерной является конформистская позиция. Такие подростки не склонны противостоять мнению других людей и отстаивать свои интересы. Нуждаются в поддержке и помощи со стороны.

Таким образом, 79 % испытуемых имеют средний и низкий уровень развития коммуникативных склонностей, 72 % используют некомпетентные способы общения (зависимый и агрессивный). На основе этих данных, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных подростков имеют такой уровень развития коммуникативных способностей, который не позволяет им быть достаточно компетентными в общении и выстраивать гармоничный коммуникативный процесс. Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась — для большинства подростков характерен низкий и средний уровень развития коммуникативных способностей.

Литература:

  1. Белобородов, А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия // Научный диалог. — 2013. — № 9. — С. 6–20.
  2. Исаев, Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. — СПб.: Речь, 2004. — 384 с.
  3. Светлова, А. А. Возрастные особенности взаимодействия как фактор социализации подростка // Психологическая наука и образование. — 2014. — № 3. — С. 181–187.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос