Специфика когнитивной составляющей прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 02.05.2018

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Соколикова М. А. Специфика когнитивной составляющей прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 17-22. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14148/ (дата обращения: 21.11.2018).



Ключевые слова: прогностическая компетентность, антиципация, когнитивная составляющая, дефицитарное развитие

Актуальность проблемы формирования прогностической компетентности младших школьников обусловлена задачами образовательной политики Российской Федерации на современном этапе. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение различных компетенций.

Проблема сформированности компетенций особенно остро стоит у детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с нарушениями в развитии, овладение различными компетенциями становятся для них затруднительным или невозможным. Говоря о прогностической компетентности, нужно отметить, что для детей с ограниченными возможностями здоровья прогнозирование результатов своей деятельности является особенно затруднительным, так как прогнозирование связано с умение анализировать ситуацию, находить ключевые её стороны и прослеживать её развитие. Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно удерживать программу действий, выделить основное и довести данную программу до логического завершения.

Проблематика прогнозирования, антиципации, прогностических способностей, прогностической деятельности занимает важное место в психологических исследованиях последних десятилетий. Феноменология, содержание, функции прогнозирования, его место в общей структуре психического изучается на разнообразной теоретической основе. Так, Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич выделяют структурно-уровневый, психофизиологический, когнитивно-поведенческий, генетический, клинический, деятельностный, ситуационный, акмеологический подходы к прогнозированию [2].

Значимость проблематики прогнозирования для психологии отражает те возрастные рамки, в которых происходит изучение антипационных процессов. Различные аспекты прогнозирования изучаются в раннем онтогенезе [3], подростковом возрасте [4], у старших школьников, студентов [5].

Принципиальной является проблема взаимосвязи прогнозирования и процессов социализации. Уже в исследованиях младшего школьного возраста умение прогнозировать относят к числу приоритетных качеств личности, без которых невозможна успешная социализация в современных условиях.

Особое значение имеют экспериментальные данные, которые показывают наличие выраженных недостатков прогностических процессов не только при различных формах девиантного поведения, но также и у подростков группы риска возникновения девиаций [6].

Особенности социализации детей и подростков с нарушениями развития в дефектологии, специальной психологии, социологии изучались преимущественно через призму трудностей, специфических задач, условий, методов содействия социализации. Рассмотрение отношений ребенка с нарушениями развития к собственному здоровью, его охране и укреплению в качестве обязательной части пространства его социализации подчеркивает специфику протекания социализационных процессов в условиях дизонтогенеза. Тем самым прогностическая компетентность младшего школьника с дефицитарным развитием предполагает дополнительную составляющую — способность к прогнозированию в сфере охраны здоровья и реабилитации.

Таким образом, существующие в литературе данные о тесной связи социализационных процессов с показателями прогнозирования дают основания рассматривать прогностическую компетентность как показатель благополучно протекающей социализации и различных отклонений, таких, как девиантное поведение. Предлагаемая структура пространства социализации младшего школьника с дефицитарным развитием и соответствующая ей структура прогностической компетентности может выступать основой для дальнейшего теоретического и эмпирического изучения прогнозирования у этой категории детей, а также для сравнения его с нормогенезом [1].

В экспериментальном исследовании приняли участие 36 детей с ТНР и 36 детей с нормотипическим развитием. Исследование было направлено на изучение особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы. Такое поведение может являться показателем низкой сформированности прогностической компетентности, так как, нарушая социальные нормы, дети не прогнозируют возможные последствия своей деятельности. Мы использовали психодиагностическую методику изучения прогностической компетентности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы».

Необходимость целостной оценки благополучия либо нарушений процесса социализации определила выделение следующих значимых для социализации младшего школьника сфер: отношение к учению; отношения со сверстниками и взрослыми, в том числе с учителем; отношения в семье; отношения в интернет-пространстве и отношение к болезни.

Совокупность этих отношений задает основной контур социализации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья. В каждой из сфер выделяются: во-первых, особенности прогнозирования в ситуациях учения и школьной жизни ребенка, что определяется ведущей ролью учебной деятельности для психического развития в младшем школьном возрасте; во-вторых, прогнозирование в ситуациях, не связанных прямо с учением и школьной жизнью, значение которого для благополучия процесса социализации возрастает по мере взросления ребенка. Каждая из выделенных сфер отношений имеет собственную специфику содержания прогнозирования, требующую учёта особой конфигурации норм и правил культуры для реализации просоциального поведения. Общая прогностическая компетентность определяется развитой способностью к прогнозированию в каждой из указанной сфер и может расцениваться как важный показатель благополучия социализации; недостаточное развитие прогностической компетентности — служить индикатором риска формирования девиантного поведения.

Структурно-функциональная модель включает три ведущих компонента: регулятивный, когнитивный, речекоммуникативный отражающих внутреннее функционирование прогностической компетентности. Выделение этих компонентов позволяет максимально отразить специфику нарушений детей с дефицитарным онтогенезом, а также связанные с этим особенности прогностической компетентности и возможные ограничения её формирования. В результате исследования был изучен когнитивный компонент прогностической компетентности.

В качестве эмпирических показателей уровня развития когнитивной функции и прогностической компетентности в целом был выделен ряд критериев: вариативность//инвариативность прогноза ориентация на вариативный или единственный сценарий развития событий; рациональный//нерациональный прогноз; детализованность//обобщенность прогноза, широта//узость социального контекста прогнозирования, максимальная // минимальная вербализация прогноза; полнота//бедность речеязыковых средств; наличие//отсутствие в прогнозе высказываний участников; наличие //отсутствие в речи категории будущего времени.

Статистически значимые различия между выборками школьников, выявлялись с помощью критерия Стъюдента.

Выявлены достоверные значимые при p≤0.05 1.96 и p≤0.01 2.58 различия по показателям между выборками:

– Сфера учения Мтнр (0,13); Мн(0,32)

– Сфера общение со сверстниками Мтнр (0,13); Мн (0,34)

– Сфера общение со взрослыми Мтнр(0,16); Мн (0,31)

– Сфера отношение к здоровью Мтнр(0,17); Мн(0,35)

– Сфера отношение в семье Мтнр(0.21); Мн(0.38)

– Общий показатель Мтнр(7.56); Мн(16.36)

По общему показателю когнитивной функции Мтнр(7.56); Мн(16.36) у детей с тяжелыми нарушениями речи значительно снижена способность регулировать свое поведение, чем у детей с нормативным развитием. Выявлены достоверные различия между младшими школьниками двух выборок по всем сферам отношений данной функции.

Это означает, что когнитивный компонент прогностической компетентности, отражающий характеристики мыслительных процессов, с помощью которых осуществляется взаимосвязь познавательной активности субъекта с его социальным взаимодействием, у младших школьников с ТНР имеет менее низкий уровень, чем у нормотипичных сверстников, что в меньшей степени позволяет выбрать способ действия, соотносимый с конкретными условиями и подчиненный осознаваемому и ожидаемому результату.

Также выявлены значимые различий между выборками по критериям в когнитивной функции:

– Рацион // нерациональный прогноз Мтнр (0,06); Мн(0,76)

– Вариативность // инвариативность прогноза Мтнр (0); Мн(0,14)

– Обобщенность //детализованность прогноза Мтнр (0,42); Мн(0,3)

По критерию обобщенность//детализованность прогноза младшие школьники с ТНР показывают более высокий уровень, они выделяют большее количество компонентов ситуации: описывают поведение участников ситуации, их чувства и отношения. Значимых различий между выборками по критерию широта//узость социального контекста прогнозирования не выявлено. Однако в рациональном//нерациональном прогнозе дети с нормотипичным развитием показывают более значимый результат: их прогноз построен на основе выделения значимых отношений, характеристик ситуации, в том числе с учетом социальных норм. По критерию вариативность//инвариативность прогноза младшие школьники с ТНР показывают единственный сценарий развития событий. В результате исследования выявлено, что когнитивный компонент прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями речи характеризуется отклонениями показателей от возрастной нормы и проявляется в том, что адекватный прогноз событий у данной категории детей формируется более медленными темпами, с использованием нерациональных стратегий.

Литература:

  1. Ахметзянова А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / А. И. Ахметзянова. — Казань: Изд-во Казан.ун-та. — 2017. –46с.
  2. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. —2006.— № 5. —С.50–59.
  3. Сергиенко, Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: дисс.... докт. психол. наук: 19.00.01./ Сергиенко Е. А.— М. —1997. 1–38с.
  4. Уланова, А. Ю. Модель психического как ментальная основа восприятия партнера по коммуникации / А. Ю. Уланова// Психологические исследования. —2015. Т. 8. — № 39. —С. 9.
  5. Киселева, М. А. Антиципация жизненного пути и социальное самочувствие молодого поколения / М. А. Киселева, Г. Н. Малюченко, О. В. Карина, Н. Е. Шустова. Саратов: Изд-во Наука. —2009. —123с.
  6. Гончарова, О. Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01, 19.00.04 / Гончарова Ольга Львовна; Каз. гос. ун-т. — Казань, 2003. — 173с.
Основные термины (генерируются автоматически): прогностическая компетентность, ограниченная возможность здоровья, младший школьник, ребенок, отношение, когнитивный компонент, девиантное поведение, когнитивная функция, младший школьный возраст, нерациональный прогноз.

Ключевые слова

прогностическая компетентность, антиципация, когнитивная составляющая, дефицитарное развитие

Похожие статьи

Выявление предпосылок сформированности девиантного...

Выявление предпосылок сформированности девиантного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проблемы формирования прогностической компетентности младших школьников обусловлена задачами...

Особенности коммуникативной компетентности младших...

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, воображение, младший школьный возраст, компоненты коммуникативной компетентности, коммуникативные способности, характеристики воображения.

Исследование социальных компетенций младших школьников

Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка.

Ключевые слова: социальная компетентность, учащиеся младшего школьного возраста, межличностные отношения, социализация.

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего...

компьютерная зависимость, младший школьник, компьютер, школьник, ребенок, виртуальная реальность, младший школьный возраст

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного... Младший школьный возраст – это новый этап в формировании личности...

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых...

Для 30% младших школьников без отклонений в развитии характерно прогнозирование по типу I, что указывает на

Правильный прогноз у детей из контрольной группы обеспечивается функцией обобщения - 30%, либо формируется за счет эффективности запечатления - 40%.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности...

Изучение особенностей отклоняющегося поведения...

Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих младших школьников.

Такое поведение может стать показателем низкой сформированности прогностической компетентности, так как, нарушая социальные нормы, дети не прогнозируют возможные...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

социальная компетентность, учащиеся младшего школьного возраста, межличностные отношения, социализация.

Младший школьный возраст является оптимальным периодом для активного обучения социальному поведению, усвоению речевых...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Выявление предпосылок сформированности девиантного...

Выявление предпосылок сформированности девиантного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проблемы формирования прогностической компетентности младших школьников обусловлена задачами...

Особенности коммуникативной компетентности младших...

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, воображение, младший школьный возраст, компоненты коммуникативной компетентности, коммуникативные способности, характеристики воображения.

Исследование социальных компетенций младших школьников

Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка.

Ключевые слова: социальная компетентность, учащиеся младшего школьного возраста, межличностные отношения, социализация.

Особенности аддиктивного поведения у детей младшего...

компьютерная зависимость, младший школьник, компьютер, школьник, ребенок, виртуальная реальность, младший школьный возраст

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного... Младший школьный возраст – это новый этап в формировании личности...

Особенности прогностической деятельности умственно отсталых...

Для 30% младших школьников без отклонений в развитии характерно прогнозирование по типу I, что указывает на

Правильный прогноз у детей из контрольной группы обеспечивается функцией обобщения - 30%, либо формируется за счет эффективности запечатления - 40%.

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности...

Изучение особенностей отклоняющегося поведения...

Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих младших школьников.

Такое поведение может стать показателем низкой сформированности прогностической компетентности, так как, нарушая социальные нормы, дети не прогнозируют возможные...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

социальная компетентность, учащиеся младшего школьного возраста, межличностные отношения, социализация.

Младший школьный возраст является оптимальным периодом для активного обучения социальному поведению, усвоению речевых...

Задать вопрос