Основная специфика социально-психологической адаптации пожилого человека в информационной среде | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Клюева К. С. Основная специфика социально-психологической адаптации пожилого человека в информационной среде [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 44-47. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/18/ (дата обращения: 15.10.2018).

Под социально-психологической адаптацией личности нами понимается: процесс, по средствам которого индивид достигает состояния отсутствия переживания конфликта со средой, за счет использования накопленного опыта и моделирования новых способов поведения для разрешения проблемных ситуаций.
Каждый процесс преодоления личностью каких-либо сложных ситуаций можно считать процессом социально-психологической адаптации личности, в результате которого личность использует приобретенный на предшествующих этапах опыт или открывает принципиально новые способы поведения и решения сложных задач, моделирует новые программы и планы внутрипсихических процессов, для преодоления возникших ситуаций.

Условия жизни в современном мире изменяются с большой скоростью, если оглянутся и посмотреть на развитие техники 50-60 лет назад, то мы увидим, что сделан огромный скачек вперед. В царской России не происходило таких принципиальных переходов к новому в области техники, которые происходят сейчас. Ребенок рождался, рос, проживал всю свою жизни и умирал в очень схожих социальных условиях, скажем, если он был крестьянским сыном, то вся его жизнь проходила в поле, и не вставало вопроса о необходимости приспособления к постоянно изменяющимся условиям бытия. Другое дело современная жизнь и постоянные научные открытия, которые происходят по всему миру. Для современного человека компьютер или проигрыватель компакт-дисков является абсолютно обыденной вещью, которая не вызывает удивления или страха. Современные дети уже с юного возраста являются активными пользователями компьютеров и сети Интернет.

Если техника продолжит развиваться так активно, то проблема адаптации к информационной среде будет крайне актуальной в ближайшее время. Если человек умеет пользоваться компьютером, то это еще не значит, что в дальнейшем он сможет нормально адаптироваться к 3D технологиям, которые активно внедряются в различные технические средства, или использование нано технологий, которое позволит в дальнейшем создавать все более новые и не понятные технические средства, что будет представлять для человека определенную проблемную ситуацию, которую ему будет необходимо решить. Исходя из этого, можно предположить, что ближайшее будущее, будет требовать способности быстро усваивать информацию и быстро приспосабливаться к информационной среде, поэтому крайне важно уже сейчас понять, что необходимо предпринимать, чтобы общество с наименьшими потерями для себя смогло перейти на следующий качественный уровень.

В настоящее время во всех странах мира не исключая Российскую Федерацию становятся заметны социально-демографические изменения связанные с увеличением доли пожилых в общей численности населения. Что, безусловно, указывает на необходимость адаптации данной части населения к изменяющимся условиям современной среды.
Проблема старения населения имеет не только социальный характер, но и в первую очередь экономический, т.к. возрастает показатель экономической нагрузки на работающее население, которое обеспечивает финансирование не только безработных, но и людей пенсионного возраста, что в свою очередь обостряет социальные противоречия и социальное неравенство. В современных российских экономических условиях проблема людей пенсионного возраста становиться наиболее актуальной, в связи с тем, что только при условии продолжения трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста они могут сохранить «достойный» уровень жизни и быть экономически не зависимыми от семьи и других социальных институтов.
В рамках возрастания значения информационных технологий и компьютеризации общества большое значение имеет возможность пожилых работать с современными техническими средствами. Которые могут обеспечить постоянный социальный контакт с родными, друзьями, центрами социальной помощи и т.д. А также обеспечить их удаленной работой или занятостью в сфере консалтинга, что позволит им продолжить осуществлять трудовую деятельность и снизить показатель нагрузки на работающее население. А в условиях построения информационного общества, это является условием выживания всей системы общества и ее взаимосвязей.
Проводимая в настоящее время пенсионная реформа в РФ ставит перед собой задачу повысить уровень жизни пожилого населения, но не за счет увеличения их социальной активности, программ поддержания их работоспособности и создания специальных рабочих мест для них, а за счет нерационального перераспределения накопленного ими денежного капитала, который они получают в виде повышенных пенсий или дополнительных социальных благ. Что удовлетворяет интересам государства, но совсем не учитывает потребности пожилого населения страны. То есть государство выбирает опять экстенсивный путь развития, который приводит к истощению ресурсов и не минуемую гибель системы.
Старение, а особенно выход на пенсию является, безусловно, наиболее кризисным периодом в жизни любого человека, так как резкие изменения в жизни человека связанные со сменой социального статуса, возрастания зависимости от государства и поддержки семьи, уменьшения числа социальных связей и т.д. приводит к возрастанию психологических проблем и расстройств, связанных с ощущением себя невостребованной частью населения. Именно внедрения различных социальных программ связанных с адаптацией пожилых к информационной среде позволит сохранить в них понимание «нужности» обществу, упрочит их социальные связи по всему миру, позволит меньше зависит от государства и родных, тем самым обеспечит их уверенность в будущем и снизит их социальные страхи.
Если проанализировать различную литературу, касающуюся проблем пожилого населения, то можно выделить три основные позиции авторов. Первая часть авторов указывает, что пожилые - это слабая и обездоленная часть населения, которая нуждается в социальной помощи и поддержке[2, 3, 5, 8]. Вторая позиция заключается в том, что в пожилых видят высокий, не используемый трудовой потенциал и человеческий потенциал, который должен быть включен в социально активную жизнь общества[1, 4, 6, 10]. А третья часть авторов видит в пожилых исключительно обузу для общества, дополнительный балласт на активной части населения, который тормозит развитие общества и не дает притворять в жизнь большое количество реформ[7, 9].
Современное пожилое население России отличается от такого же населения развитых Европейских стран или Америке, прежде всего плохим здоровьем. Плохое самочувствие в преклонном возрасте является следствием неправильного питания, плохой экологии, низкого качества медицинского обслуживания и большого количества различных социальных проблем с которыми человек сталкивается в течение всей своей жизни, а все это, безусловно, зависит в первую очередь от финансового благосостояние, которое у большинства Россиян находится на низком уровне.
А как следствие возникает невостребованность пожилых в современной экономической жизни, так как пожилые работники чаще болеют, не могут выполнять определенные виды работ и требуют специальных условий труда. Но всего этого можно избежать если использовать навыки пожилых с помощью компьютерных технологий. Таких как видеоконференции, он-лайн общение, электронные книги и т.д. Пожилой человек может продолжать работать, находясь у себя дома.
Но и здесь существует достаточное количество проблем связанных с затратами на закупку компьютеров и обучения работе на компьютере и в интернете. Но главной проблемой является психологический барьер и страх пожилых людей перед не понятной им техникой. Пожилой человек не понимает, как он может использовать компьютерные технологии, а как следствие считает их бесполезными и не стремится их освоить.
Адаптация пожилых в информационной среде, прежде всего, связанна с преодолением этих психологических барьеров, так как рацио пожилых при попытке обучить их работе на компьютере, сталкивается часто с чем-то непонятным, в итоге срабатывают различные защитные механизмы. Преодоление этих защитных механизмов психики является приоритетной задачей при разработке основных методов социально-психологической адаптации.
В своих работах Савотина И.А. отмечает, что механизмы социальной адаптации личности представляются как целостный процесс деятельности, общения, самосознания в социальной практике индивидов. Это одновременно и многогранный процесс активного развития личности, которое осуществляется в объективно-субъективной форме и в основе его лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также приспособленность личности изменять и качественно преобразовывать собственное «Я» на основе познанных биологических, физиологических и психологических механизмов развития.
А.Фрейд [11] в своих работах предложила считать защитными следующие «психодинамические» механизмы:
1. Вытеснение (подавление);
2. Регрессия;
3. Образование реакции;
4. Изоляция;
5. Аннулирование совершенного действия;
6. Проекция;
7. Интроекция;
8. Обращение на собственную личность;
9. Превращение в свою противоположность;
10. Сублимация.
Видимо, А.Фрейд, механизм перемещения отождествляла с сублимацией и поэтому не выделила его в качестве самостоятельного защитного механизма. Другая особенность предложенного ею списка заключается в том, что в него включены те защитные механизмы, которые непроизвольно или частично осознанно используются преимущественно для защиты от внутренних фрустраторов.
В дальнейшем этот список дополнил новыми механизмами Джанис А. [12], данные механизмы были в большей мере направлены против внешних фрустраторов:
11. Бегство (уход) от ситуации;
12. Отрицание;
13. Идентификация;
14. Ограничение Я.
Однако и этот список следует дополнить следующими важнейшими защитно-адаптивными механизмами:
15. Рационализация;
16. Фантазия;
17. Символизация;
18. Смещение;
19. Интеллектуализация.
Кроме того, об этом полном списке следует сказать также, что в него включены не только собственно защитные механизмы, но и непосредственные поведенческие и внутрипсихические реакции на воздействие фрустрирующих ситуаций, которые в настоящее время рассматриваются отдельно.
Социально-психологическая адаптация в первую очередь имеет место в проблемных ситуациях, которые решаются переструктурирования проблемных ситуаций и нахождения новых структурных целостностей. Если социально-психологическая адаптация имеет место в разрешении проблемной ситуации, то она скорее использует преимущественно незащитные адаптивные процессы и механизмы, а если она имеет место с сохранением проблемной ситуации, то используются преимущественно защитно-адаптивные процессы. В этом случае структурные изменения личности более значительны, так как личность вынуждена изменяться для приспособления к ситуации.
Информационная среда для пожилого человека, безусловно, является проблемной ситуацией и пожилой человек зачастую избегает столкновения с ней, конечно, что не решает проблему, а только откладывает ее решение на неопределенный срок. Избегая знакомства с различными формами проявления информационной среды, пожилой человек лишается современных и удобных способов коммуникации с обществом, что, безусловно, отрицательно влияет на его жизнь и перспективы развития социума.

Литература:
1. Бакулина Е.Л., Кокуев Т.В. Образование старших. //Социальная работа. М., 2001. № 3.

2. Бондаренко И.Н., Морозов Г.В., Пущина В.Н., Гудков Н.В. Мониторинг положения пожилых людей в условиях рыночных отношений. //Психология зрелости и старения. М., 2001. № 2 (14).

3. Краснова О.В. Условия и качество жизни в позднем возрасте. //Психология зрелости и старения. М., 2001. № 4 (16).

4. Кулемина Л.Б. Социокультурная работа учреждений социального обслуживания с интеллигенцией пенсионного возраста. М., 2000.

5. Левада Ю. Координаты человека. К итогам изучения «человека советского». //Мониторинг общественного мнения. № 1 (51).

6. Малыхина Е.В. Организация социального обслуживания пожилых людей: социологический анализ. Автор. дисс. к.с.н. М., 2000.

7. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. М., 2000.

8. Солдатова Л.А. Социальное обслуживание одиноких граждан пожилого возраста в регионе: социологический анализ. М., 2000.

9. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения./Под ред. А.Ослунда, М.Дмитриева. М., 1996.

10. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых. Геронто-социологический анализ. М., 2000.

11. Freud A., Das ich und die Abwehrmechanismen. L.,1946

12. Janis I., Personality. Dynamics, development, and assessment. N.-Y.,1969
Основные термины (генерируются автоматически): информационная среда, пожилой человек, проблемная ситуация, ситуация, механизм, социально-психологическая адаптация, пенсионный возраст, пожилое население, социальная помощь, трудовая деятельность.

Похожие статьи

Организация социальной работы с пожилыми людьми...

социально-культурная деятельность, пожилой возраст, пожилой человек, человек пожилого возраста, мероприятие

социальный работник, профессиональная деятельность, трудовая организация, адаптация личности, пожилой человек, работник, адаптационный...

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих...

Организация социальной работы с пожилыми людьми... Для успешной адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната создается среда, которая расширяет возможности людей пожилого возраста, ограниченные болезнью или травмой.

Социально-культурная адаптация пожилых людей

Таким образом, процесс адаптации пожилых людей к пенсионному возрасту нужно начинать как можно скорее. В этом случае пенсионеры могут избежать множества социально-психологических проблем.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми...

пожилой человек, деятельность, свободное время, преклонный возраст, пожилой возраст, организация досуга, метод работы, культурная активность людей, жизненный тонус, социальная среда.

Адаптация пожилых людей | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье ставится задача изучить социально-психологическую адаптацию пожилых людей в период психологического кризиса. Завершение трудовой деятельности — сложный период в жизни человека, который относят к разряду психологических кризисов.

Особенности досуговой деятельности пожилых людей

Организация социальной работы с пожилыми людьми... условие дома-интерната, адаптация пожилых людей, пожилое, социальный работник, пожилой человек, социальная работа, адаптация, пожилой возраст, условие проживания, активная жизнедеятельность.

Особенности социальной работы с пожилыми людьми

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема.

Специфика деятельности социального работника при обучении...

социальным работником решаются следующие социально-психологические задачи: адаптация пожилых людей к условиям обучения, установление позитивных отношений между обучающимися на период работы группы...

Об организации досуга пожилых людей социальными службами

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Организация социальной работы с пожилыми людьми...

социально-культурная деятельность, пожилой возраст, пожилой человек, человек пожилого возраста, мероприятие

социальный работник, профессиональная деятельность, трудовая организация, адаптация личности, пожилой человек, работник, адаптационный...

Проблема адаптации пожилых людей, проживающих...

Организация социальной работы с пожилыми людьми... Для успешной адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната создается среда, которая расширяет возможности людей пожилого возраста, ограниченные болезнью или травмой.

Социально-культурная адаптация пожилых людей

Таким образом, процесс адаптации пожилых людей к пенсионному возрасту нужно начинать как можно скорее. В этом случае пенсионеры могут избежать множества социально-психологических проблем.

Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми...

пожилой человек, деятельность, свободное время, преклонный возраст, пожилой возраст, организация досуга, метод работы, культурная активность людей, жизненный тонус, социальная среда.

Адаптация пожилых людей | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье ставится задача изучить социально-психологическую адаптацию пожилых людей в период психологического кризиса. Завершение трудовой деятельности — сложный период в жизни человека, который относят к разряду психологических кризисов.

Особенности досуговой деятельности пожилых людей

Организация социальной работы с пожилыми людьми... условие дома-интерната, адаптация пожилых людей, пожилое, социальный работник, пожилой человек, социальная работа, адаптация, пожилой возраст, условие проживания, активная жизнедеятельность.

Особенности социальной работы с пожилыми людьми

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема.

Специфика деятельности социального работника при обучении...

социальным работником решаются следующие социально-психологические задачи: адаптация пожилых людей к условиям обучения, установление позитивных отношений между обучающимися на период работы группы...

Об организации досуга пожилых людей социальными службами

социальное обслуживание, социальная работа, дневное пребывание, пожилой возраст, пожилой человек, сестринский уход, социальная поддержка, пожилое, проблема. Особенности социально-культурной деятельности с пожилыми...

Задать вопрос