Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Шмаргуненко Е. А., Никашина Н. А., Ефремова Е. В. Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/256/14337/ (дата обращения: 25.06.2018).

Препринт статьи



Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно развивается личность. Успешное обучение и оптимальное развитие ребенка обусловлено множеством факторов, такими как: общее состояние физического и психологического здоровья; возрастные и физиологические особенности; индивидуальные особенности формирования и функционирования когнитивных и эмоциональных процессов; уровень развития адаптивных способностей; сформированность навыков учебной деятельности, наличие школьной мотивации; особенности окружающей среды (детско-родительские отношения; психологический климат в семье, в классе; стиль и характер общения (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый) и др.

Ключевые слова: самооценка, взаимоотношения внутри ученического коллектива, гармоничность/дисгармоничность эмоциональной сферы, новообразования и потребности подросткового периода.

В нашем исследовании мы уделили внимание подростковому периоду школьной жизни. Данный этап характеризуется стремительным развитием коммуникативной сферы, снижением интереса к учебной деятельности [5]. Среди доминирующих потребностей подросткового возраста выделяют (Д. Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым [6]. Потребность в ощущении собственной «взрослости» удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание этой возможности окружающими (родителями, учителями…) и принципиального равенства с точки зрения прав [1]. Необходимо уважение личности подростка. Достичь этого можно с помощью совместной деятельности ребенка и родителей; нужно привлекать подростка к решению семейных вопросов (выбор места отдыха, решение о покупках, ремонт, обстановка мебелью и т. д.). Если ребенок совершил ошибку, то критика родителей должна быть направлена на конкретный проступок, но не на личность ребенка. В таком случае подросток чувствует себя любимым, нужным, имеющим поддержку родных [2].

Наряду с физиологическими изменениями, происходят не менее значимые психологические новообразования. Л. С. Выготский еще в середине ХХ века выделил психологические доминанты подростка: смена прежних интересов, обширность их составляющих от «романтических» до «научных», формирование системы ценностей личности, тяга к преодолению, борьбе против воспитательного авторитета, масштабность планов, действий, побуждение к героизму [4].

Педагоги отмечают, что в подростковый период часто случаются конфликты внутри учебного класса. Ребята, которые в годы младшей школы учились быть дружными, сплоченными, оказывали поддержку друг другу, в средней школе чувствуют себя неуютно в родном коллективе. Для подростка свойственно состояние «гормональной бури», что способствует импульсивности, реактивности в поведении [3].

Обобщая, можно сказать, что личность подростка претерпевает множество изменений, и как следствие меняются его взаимоотношения с окружающим миром. Ближайшее социальное окружение подростка — это его учебный класс. Одноклассников не выбирают, ребенок учится в том коллективе, который сформировался, можно лишь подстроиться под сложившиеся обстоятельства и определить свое место в группе. Поэтому в нашем исследовании мы поставили перед собой цель, изучить психологический климат в подростковом коллективе.

В качестве испытуемых выступили обучающиеся седьмого класса, общее количество составило 28 человек, ребята в возрасте от 13 до 15 лет. Для достижения поставленной цели была выбрана методика «Цветосоциометрия», разработчиком которой является доктор психологических наук, профессор Яньшин П. В. С её помощью можно изучить взаимоотношения в группе с минимальными искажениями и, что важно, с опорой на индивидуальные особенности каждого члена коллектива: самооценка, гармоничность эмоциональной сферы, потребность в подвижности, самостоятельности [7]. Мы можем предположить, что в ситуации разрозненности данных показателей возникает психологический дискомфорт во взаимоотношениях учеников класса. Посредством данной методики можно выявить «группу риска» — это учащиеся, обладающие качествами, которые задерживают их психоэмоциональное развитие, мешают реализации потенциала, максимальному развитию способностей, а также не позволяют занять подобающее место в коллективе. Такими качествами могут выступать, например, низкая/завышенная самооценка, замкнутость, высокая степень личностной тревожности, быстрая утомляемость, снижение эффективности в ситуации стресса.

В процессе нашего исследования нам удалось получить следующие результаты:

– Были получены высокие баллы в категории «эмоциональная лабильность» (19 человек из 28), что свидетельствует о склонности обучающихся к быстрой смене настроения, эмоций и потребностей;

– У 50 % испытуемых (14 человек из 28) отмечалась потребность в разрядке накопившейся энергии, а также в дополнительной внешней стимуляции своих действий; для второй половины класса, наоборот, была актуальна потребность в покое, релаксации, что может свидетельствовать о переутомлении;

– Около 39 % испытуемых (11 человек) проявляли возрастание эмоциональной дисгармонии, повышение тревожности, чувствительность нервной системы к эмоциональным перегрузкам, замкнутость; остальные учащиеся (17 человек) находятся в комфортном состоянии, ориентированы на общение и ценят мнение окружающих;

– Низкая степень удовлетворенности собой проявлялась у 6-ти учащихся (22 %); 9 человек (32 %), напротив, проявили завышенную самооценку, что делало их легко ранимыми; уязвимыми к критике, оценке окружающими;

– На данный момент в классе отсутствовал явный лидер, отмечались две центральные фигуры и один отверженный человек;

– «Группу риска» составили 7 человек класса.

На основании полученных результатов, были выданы следующие рекомендации, касающиеся анализа и коррекции плана воспитательной работы в 7-ом классе. А именно:

  1. Чаще применять проектную деятельность в учебном процессе, способствовать участию учащихся в разработке и проведении проблемных, практических уроков, коллективных творческих дел с целью активизации конструктивного социального опыта учащихся и реализации потребности в самостоятельности.
  2. Учитывать в работе с подростками их возрастные особенности (особенно, быструю смену эмоциональных потребностей и предпочтений) с целью повышения эффективности и конструктивности взаимодействия в системе «учитель — ученик».
  3. Содействовать развитию навыков конструктивной рефлексии и аргументации своей позиции (согласуется с требованиями ФГОС ООО) для формирования у подростков адекватной самооценки.
  4. Организовать проведение тренингов, развивающих умение разбираться в людях, активизирующих коммуникативные навыки, социально приемлемые способы самоутверждения, направленных на сплочение коллектива; содействовать развитию уверенности и лидерских качеств учащихся, развитию стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта в целях реализации личностных потенциалов учащихся и выявленной у них потребности в активности.
  5. Активизировать применение принципов педагогики сотрудничества и позитивной психологии, привлекать родителей к созданию традиций, банка норм и ценностей класса для улучшения качества взаимодействия систем «ученик — учитель», «родитель — ребенок».

В помощь педагогам-психологам, классным руководителям, социальным педагогам был предложен список методических материалов, практических методик и программ:

– Участие родителей в обучающих курсах, программах: «Наши дети», «Шаг на встречу», «Школа эффективного родителя» и т. д.;

– Участие подростков в социально-значимых мероприятиях, например: «Подарок неизвестному другу» — сбор приятных подарков к праздникам для детей-сирот; «Лапа дружбы» — оказание помощи приютам для бездомных животных; «Радуга в школьном дворе» — создание клумб, ландшафтных украшений на территории школы; акции «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю жизнь!», «Нам в конфликтах жить нельзя, возьмемся за руки, друзья!

– Информирование обучающихся о социальных службах, которые оказывают поддержку молодому населению (телефон доверия, центры психологической помощи и др.).

На сайте ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» http://staffedu.samregion.ru/ можно найти полную информацию о материалах для профилактической работы с обучающимися, родителями и педагогами в образовательной организации, курсах повышения квалификации специалистов.

В современном мире наиболее высоко ценятся люди, способные к активной трудовой деятельности, обладающие творческим мышлением, стремящиеся к высокому уровню достижений, умеющие применить свои знания на практике. Фундаментом для успешной самореализации личности подростка является школа, семья, друзья. В связи с этим возникает необходимость обучать детей с учетом их индивидуальных особенностей, принимать их личность, направлять деятельность детей и создавать комфортные условия для развития.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]. — М., 1998.
  2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]. — М., Воронеж, 1995.
  3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского [Текст]. — М., 1979.
  4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Педология подростка [Текст]. — М., 1983.
  5. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. — М., 1995.
  6. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст]. — М., 1989.
  7. Яньшин П. В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания. Вопросы психологии № 3. С. 128–138. М., 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос