Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шмаргуненко, Е. А. Влияние индивидуальных особенностей подростка на формирование взаимоотношений внутри ученического коллектива / Е. А. Шмаргуненко, Н. А. Никашина, Е. В. Ефремова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 11-16. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/256/14337/ (дата обращения: 23.04.2024).



Период обучения в школе один из наиболее важных этапов жизни каждого человека. За одиннадцать лет обучения ребенок приобретает необходимые знания, оттачивает умения и навыки, совершенствует свои способности. Вместе с интеллектуальной сферой активно развивается личность. Успешное обучение и оптимальное развитие ребенка обусловлено множеством факторов, такими как: общее состояние физического и психологического здоровья; возрастные и физиологические особенности; индивидуальные особенности формирования и функционирования когнитивных и эмоциональных процессов; уровень развития адаптивных способностей; сформированность навыков учебной деятельности, наличие школьной мотивации; особенности окружающей среды (детско-родительские отношения; психологический климат в семье, в классе; стиль и характер общения (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый) и др.

Ключевые слова: самооценка, взаимоотношения внутри ученического коллектива, гармоничность/дисгармоничность эмоциональной сферы, новообразования и потребности подросткового периода.

В нашем исследовании мы уделили внимание подростковому периоду школьной жизни. Данный этап характеризуется стремительным развитием коммуникативной сферы, снижением интереса к учебной деятельности [5]. Среди доминирующих потребностей подросткового возраста выделяют (Д. Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым [6]. Потребность в ощущении собственной «взрослости» удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание этой возможности окружающими (родителями, учителями…) и принципиального равенства с точки зрения прав [1]. Необходимо уважение личности подростка. Достичь этого можно с помощью совместной деятельности ребенка и родителей; нужно привлекать подростка к решению семейных вопросов (выбор места отдыха, решение о покупках, ремонт, обстановка мебелью и т. д.). Если ребенок совершил ошибку, то критика родителей должна быть направлена на конкретный проступок, но не на личность ребенка. В таком случае подросток чувствует себя любимым, нужным, имеющим поддержку родных [2].

Наряду с физиологическими изменениями, происходят не менее значимые психологические новообразования. Л. С. Выготский еще в середине ХХ века выделил психологические доминанты подростка: смена прежних интересов, обширность их составляющих от «романтических» до «научных», формирование системы ценностей личности, тяга к преодолению, борьбе против воспитательного авторитета, масштабность планов, действий, побуждение к героизму [4].

Педагоги отмечают, что в подростковый период часто случаются конфликты внутри учебного класса. Ребята, которые в годы младшей школы учились быть дружными, сплоченными, оказывали поддержку друг другу, в средней школе чувствуют себя неуютно в родном коллективе. Для подростка свойственно состояние «гормональной бури», что способствует импульсивности, реактивности в поведении [3].

Обобщая, можно сказать, что личность подростка претерпевает множество изменений, и как следствие меняются его взаимоотношения с окружающим миром. Ближайшее социальное окружение подростка — это его учебный класс. Одноклассников не выбирают, ребенок учится в том коллективе, который сформировался, можно лишь подстроиться под сложившиеся обстоятельства и определить свое место в группе. Поэтому в нашем исследовании мы поставили перед собой цель, изучить психологический климат в подростковом коллективе.

В качестве испытуемых выступили обучающиеся седьмого класса, общее количество составило 28 человек, ребята в возрасте от 13 до 15 лет. Для достижения поставленной цели была выбрана методика «Цветосоциометрия», разработчиком которой является доктор психологических наук, профессор Яньшин П. В. С её помощью можно изучить взаимоотношения в группе с минимальными искажениями и, что важно, с опорой на индивидуальные особенности каждого члена коллектива: самооценка, гармоничность эмоциональной сферы, потребность в подвижности, самостоятельности [7]. Мы можем предположить, что в ситуации разрозненности данных показателей возникает психологический дискомфорт во взаимоотношениях учеников класса. Посредством данной методики можно выявить «группу риска» — это учащиеся, обладающие качествами, которые задерживают их психоэмоциональное развитие, мешают реализации потенциала, максимальному развитию способностей, а также не позволяют занять подобающее место в коллективе. Такими качествами могут выступать, например, низкая/завышенная самооценка, замкнутость, высокая степень личностной тревожности, быстрая утомляемость, снижение эффективности в ситуации стресса.

В процессе нашего исследования нам удалось получить следующие результаты:

– Были получены высокие баллы в категории «эмоциональная лабильность» (19 человек из 28), что свидетельствует о склонности обучающихся к быстрой смене настроения, эмоций и потребностей;

– У 50 % испытуемых (14 человек из 28) отмечалась потребность в разрядке накопившейся энергии, а также в дополнительной внешней стимуляции своих действий; для второй половины класса, наоборот, была актуальна потребность в покое, релаксации, что может свидетельствовать о переутомлении;

– Около 39 % испытуемых (11 человек) проявляли возрастание эмоциональной дисгармонии, повышение тревожности, чувствительность нервной системы к эмоциональным перегрузкам, замкнутость; остальные учащиеся (17 человек) находятся в комфортном состоянии, ориентированы на общение и ценят мнение окружающих;

– Низкая степень удовлетворенности собой проявлялась у 6-ти учащихся (22 %); 9 человек (32 %), напротив, проявили завышенную самооценку, что делало их легко ранимыми; уязвимыми к критике, оценке окружающими;

– На данный момент в классе отсутствовал явный лидер, отмечались две центральные фигуры и один отверженный человек;

– «Группу риска» составили 7 человек класса.

На основании полученных результатов, были выданы следующие рекомендации, касающиеся анализа и коррекции плана воспитательной работы в 7-ом классе. А именно:

  1. Чаще применять проектную деятельность в учебном процессе, способствовать участию учащихся в разработке и проведении проблемных, практических уроков, коллективных творческих дел с целью активизации конструктивного социального опыта учащихся и реализации потребности в самостоятельности.
  2. Учитывать в работе с подростками их возрастные особенности (особенно, быструю смену эмоциональных потребностей и предпочтений) с целью повышения эффективности и конструктивности взаимодействия в системе «учитель — ученик».
  3. Содействовать развитию навыков конструктивной рефлексии и аргументации своей позиции (согласуется с требованиями ФГОС ООО) для формирования у подростков адекватной самооценки.
  4. Организовать проведение тренингов, развивающих умение разбираться в людях, активизирующих коммуникативные навыки, социально приемлемые способы самоутверждения, направленных на сплочение коллектива; содействовать развитию уверенности и лидерских качеств учащихся, развитию стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта в целях реализации личностных потенциалов учащихся и выявленной у них потребности в активности.
  5. Активизировать применение принципов педагогики сотрудничества и позитивной психологии, привлекать родителей к созданию традиций, банка норм и ценностей класса для улучшения качества взаимодействия систем «ученик — учитель», «родитель — ребенок».

В помощь педагогам-психологам, классным руководителям, социальным педагогам был предложен список методических материалов, практических методик и программ:

– Участие родителей в обучающих курсах, программах: «Наши дети», «Шаг на встречу», «Школа эффективного родителя» и т. д.;

– Участие подростков в социально-значимых мероприятиях, например: «Подарок неизвестному другу» — сбор приятных подарков к праздникам для детей-сирот; «Лапа дружбы» — оказание помощи приютам для бездомных животных; «Радуга в школьном дворе» — создание клумб, ландшафтных украшений на территории школы; акции «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю жизнь!», «Нам в конфликтах жить нельзя, возьмемся за руки, друзья!

– Информирование обучающихся о социальных службах, которые оказывают поддержку молодому населению (телефон доверия, центры психологической помощи и др.).

На сайте ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» http://staffedu.samregion.ru/ можно найти полную информацию о материалах для профилактической работы с обучающимися, родителями и педагогами в образовательной организации, курсах повышения квалификации специалистов.

В современном мире наиболее высоко ценятся люди, способные к активной трудовой деятельности, обладающие творческим мышлением, стремящиеся к высокому уровню достижений, умеющие применить свои знания на практике. Фундаментом для успешной самореализации личности подростка является школа, семья, друзья. В связи с этим возникает необходимость обучать детей с учетом их индивидуальных особенностей, принимать их личность, направлять деятельность детей и создавать комфортные условия для развития.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]. — М., 1998.
  2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]. — М., Воронеж, 1995.
  3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского [Текст]. — М., 1979.
  4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Педология подростка [Текст]. — М., 1983.
  5. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст]. — М., 1995.
  6. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст]. — М., 1989.
  7. Яньшин П. В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания. Вопросы психологии № 3. С. 128–138. М., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, подростковый период, завышенная самооценка, особенность, подросток, психологический климат, ребенок, учебная деятельность, учебный класс, эмоциональная сфера.

Ключевые слова

самооценка, взаимоотношения внутри ученического коллектива, гармоничность/дисгармоничность эмоциональной сферы, новообразования и потребности подросткового периода

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения.

Подростковый возраст, или отрочество — переходный период между детством и взрослостью [1]...

Социально-психологические особенности стресса у подростков.

Особенности мотивационной сферы подростков

Особенности мотивационной сферы подростков. Автор: Зайцева Анна Павловна. Рубрика: Психология.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, младший подростковый возраст, агрессивность, авторитарность, самооценка.

Возможности работы педагога-психолога с семьей по...

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная...

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Статуса личностного образования тревожность достигает в подростковом возрасте, опосредуясь самооценкой и представлениями подростка о себе. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно — личностное общение.

Исследование условий и факторов эмоционального...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

К проблеме психологических особенностей личностного...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников

Ключевые слова:учебная деятельность, психолого-педагогические особенности, младший подростковый возраст, возрастной этап.

Социально-психологическая характеристика...

Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей.

Одной из специфических причин преступности подростков является неорганизованность досуга детей и подростков.

В этот период у подростков возникают притязания на взрослость и признание...

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Социально-психологическая адаптация подростков в новых...

учебная деятельность, младший подростковый возраст, начальная школа, социальная среда, качество преподавания, ходя обучения

младших подростков является постепенный отход их от прямого копирования, оценок взрослых к самооценки, приобретается в ходе особой...

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения.

Подростковый возраст, или отрочество — переходный период между детством и взрослостью [1]...

Социально-психологические особенности стресса у подростков.

Особенности мотивационной сферы подростков

Особенности мотивационной сферы подростков. Автор: Зайцева Анна Павловна. Рубрика: Психология.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, младший подростковый возраст, агрессивность, авторитарность, самооценка.

Возможности работы педагога-психолога с семьей по...

ребенок, адекватная самооценка, самооценка, оценка, класс, формирование самооценки, самооценка ребенка, адрес ребенка, младший

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников, личностная...

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Статуса личностного образования тревожность достигает в подростковом возрасте, опосредуясь самооценкой и представлениями подростка о себе. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно — личностное общение.

Исследование условий и факторов эмоционального...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

К проблеме психологических особенностей личностного...

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок, потребность, возраст, группа сверстников

Ключевые слова:учебная деятельность, психолого-педагогические особенности, младший подростковый возраст, возрастной этап.

Социально-психологическая характеристика...

Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей.

Одной из специфических причин преступности подростков является неорганизованность досуга детей и подростков.

В этот период у подростков возникают притязания на взрослость и признание...

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Социально-психологическая адаптация подростков в новых...

учебная деятельность, младший подростковый возраст, начальная школа, социальная среда, качество преподавания, ходя обучения

младших подростков является постепенный отход их от прямого копирования, оценок взрослых к самооценки, приобретается в ходе особой...