Социальные угрозы и социальная безопасность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)

Дата публикации: 12.02.2018

Статья просмотрена: 14609 раз

Библиографическое описание:

Тургунова, А. Т. Социальные угрозы и социальная безопасность / А. Т. Тургунова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13793/ (дата обращения: 17.12.2024).



Под понятием «угроза» обычно понимается совокупность факторов и условий, представляющих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Понятия опасности и угрозы — это разные формы и уровни состояния, подрывающего безопасность социума. Опасности и угрозы имеют как объективный, так и субъективный характер, выступают как взаимодействие двух сторон. KaкОтмечает Я.Маргулян“ в каждом конкретном случае уровень их взаимодействия различен: опасность может возникать без наличия угрозы или с ее наличием, а может и достигать характера угрозы. В то же время угроза может существовать без опасности или выступать фактором ее сдерживания” [7]. Также pазличается понятия «риск» и «угроза». Угроза — очень низкая вероятность серьезного события, которую трудно оценить, потому что оно никогда не происходило, а поэтому по отношению к нему не доступны эффективные профилактические меры, предпринимаемые, чтобы уменьшить вероятность или воздействие возможного негативного события. Например: природные, антропогенные, экологические катастрофы. Понятия «риск» и «угроза» тесно связаны с понятием «опасность». Опасность — это возможность возникновения обстоятельств, которые могут таким образом повлиять на сложную экологическую или социальную систему, что это приведёт к ухудшению или невозможности её функционирования и развития.

Опасность и угроза — это объективные обстоятельства: наступление или вероятность наступления нежелательных событий. Риск же связан с субъективной деятельностью человека. Неадекватное восприятие опасностей и угроз приводит к недооценке возникающей ситуации или ее неправильному пониманию и, как следствие, потере контроля над ней и дестабилизации.

По этому pрассмотрению понятий «опасность» и «угроза» следует осуществлятьsya в контексте категорий «вызов» и «риск». Вызов представляет собой совокупность обстоятельств, непосредственно или опосредованно угрожающих объекту (субъекту) и требующих реагирования на него. Угрозы в социальной сфере могут привести к нарастанию до критической черты напряженности в обществе, возникновению трудноразрешимых противоречий среди различных слоев населения.

В качестве основных социальных угроз могут выступать утрата социальной солидарности и идентичности, дальнейшее расслоение общества по уровню доходов, существенное увеличение массы малообеспеченных жителей, наличие безработицы молодёжи и трудоспособных граждан,снижение доступности удовлетворения неотложных нужд в питании, жилье, коммунальных, транспортных и других видах услуг, слабая социальная защищенность, неэффективность социальной политики, криминализация и политизация социальных отношений, рост численности населения, относящегося к маргинальным группам населения (маргинальный статус становится не столько исключением, сколько нормой существования значительного числа людей), высокий уровень социального расслоения и напряженности между различными слоями и группами, возникновение и усугубление тенденций возрастания конфликтов на межнациональной почве, появление напряженности среди части населения на почве религиозной нетерпимости, усиление дисфункциональности социальных институтов, снижение уровня духовности значительной части населения, особенно у молодежи, обусловленное культурной экспансией извне, возрастания потребления алкоголя, безнадзорность, наркомания; алкоголизм, семейный алкоголизм, проституция, сектантство, употребление и распространение психоактивных веществ, игромания, воздействием средств массовой информации и т. д.

Социальные угрозы классифицируются по следующим признакам:

‒ по направленности против социальных интересов (потребностей) граждан, групп, слоев и всего общества;

‒ по объектам, институтам, областям социальной сферы, которым они угрожают (системы продовольственного снабжения и питания, здравоохранения, коммунальных услуг и т. д.);

‒ по масштабам (разрушительный потенциал опасностей, пространственно-временные характеристики — общие, региональные, местные, краткосрочные, долгосрочные и т. п.);

‒ по формам проявления (преднамеренно организованные, стихийные и т. п.);

‒ по источникам и причинам;

‒ по средствам (насильственные, ненасильственные, военные и т. д.).

Опасности социального характера — это неблагоприятные процессы и явления, возникающие между людьми в обществе, и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов. Носителями социальных опасностей всегда являются люди или социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они всегда угрожают большому числу людей, даже если конкретно направлены против одного человека. Например, человек, употребляющий наркотики, тянет за собой своих родных и близких людей, обрекая их на страдания, потерю работы, бедность и другие социальные угрозы.

Многообразие социальных проблем, сопутствующих рыночной системе, сегодня в большей мере затронуло семью. Реализация национальных проектов, в том числе и в семейной сфере пока кардинально не разрешила проблему. Вызовы и угрозы нормальному функционированию семьи представляют значительную опасность самому ее существованию. Труднорешаемые проблемы жилищного обеспечения, падающего материального достатка, трудоустройства создают у семьи ощущение непредсказуемости перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт. А ещё можно привезти пример безработицы среди молодёжи. Оно как социальное явление представляет собой не просто существование в обществе определенной части незанятого населения, равноправно нуждающегося в социальной — помощи. С позиций структурно-функционального анализа социальная категория безработных является производственным резервом общества; который необходимо поддерживать в состоянии готовности к трудовой деятельности специальными способами; отличными от поддержки остальной части незанятого населения. Общество заинтересовано в поддержании среди безработных лояльного отношения к другим социальным категориям и группам, также как и в положительном отношении к безработным со стороны других категорий и групп для того, чтобы не допускать их маргинализации.

В условиях обострения социальных проблем, со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи. Реализация различных проблем семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависит от эффективности действующей системы мер социально-педагогической поддержки, которая ориентирована не только на решение этих проблем, но и на укрепление, развитие внутреннего потенциала семьи для выполнения собственных социально-значимых функций.

Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации представляется как система адресных мер временной помощи семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно преодолевать трудности.

Социальное сопровождение семей безработных в общеобразовательном учреждении предполагает включение общеобразовательного учреждения (как элемента института образования) в процессы реализации социальной помощи и поддержки семей безработных, оптимизацию социальных отношений с участием безработных.

Литература:

  1. Анциферова Л. И. Личность в трудных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн., 1994. -1.15.-С. 3–6.
  2. Евграфова И. Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации. Дисс. — Москва, 2001. С.187
  3. Смолин О. Образование и национальная безопасность // Свободная мысль. 1996. № 11.
  4. Иванова Е. А., Фролов С. А. Семья наркомана. Типы семей с повышенным риском формирования независимой личности//Вестник Московского университета: Сер. 18. Социология и политология.-2002.-№ 1.-с.98–105.
  5. Левин Б. М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен// Социологические исследования.
  6. Исаев К. «Общество риска» в условиях глобализации/К. Исаев//Социологические исследования.-2001. -№ 12. С. 15–20.
  7. Маргулян Я. Социальные опасности и угрозы личности, обществу и государству: источники и причины. М., 2014. c.22.
Основные термины (генерируются автоматически): угроза, опасность, незанятое население, общеобразовательное учреждение, общество, проблема, социальная сфера, трудная жизненная ситуация.