Влияние склонности к алекситимии на образ жизни
Авторы: Иванова Виктория Сергеевна, Лукьянова Анастасия Алексеевна
Рубрика: 3. Общая психология
Опубликовано в
III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)
Дата публикации: 16.10.2017
Статья просмотрена: 1783 раза
Библиографическое описание:
Иванова, В. С. Влияние склонности к алекситимии на образ жизни / В. С. Иванова, А. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2018. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13088/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются характеристики феномена алекситимии в психологии, его основные виды и причины возникновения. Проводится анализ различий образа жизни людей, склонных к алекситимии, и людей, не склонных к алекситимии. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать особенности образа жизни данных групп респондентов.
Ключевые слова: алекситимия, образ жизни, эмоции, чувства
В психологической науке феномен алекситимии привлекает внимание ученых уже долгое время. Алекситимию изначально пытались связать с органическими заболеваниями. Далее же ученые пришли к выводу о том, что данное понятие стоит рассматривать в контексте общей эмоциональной картины. В 1972 году П. Сифнеос предложил рассматривать алекситимию как ряд нарушений, подразумевающих затруднение в осознании и описании своих чувств и эмоций, а также возможность вербализировать эти эмоции [1].
Данной проблемой занимались многие ученые. Мы будем основываться на позиции Дж. Кристала, который связывает алекситимию именно с эмоциями и травмами, в результате которых у человека может проявиться и развиваться в дальнейшем данная характеристика [3].
Алекситимия возникает на ранних этапах развития человека, а в дальнейшем самостоятельно вербализировать свои эмоции и чувства ему удается крайне сложно. Алекситимия — сложное состояние, требующее правильной и точной диагностики. Поэтому, далее мы остановимся на причинах возникновения феномена алекситимии. Усложнение взаимодействия с окружающим миром, непонимание эмоций чужих и собственных в отечественной психологии может объясняться следующими гипотезами:
1)Гипотеза дефицита. Она заключается в том, что в основе алекситимии лежит заторможенное развитие на ранних этапах. И вследствие этого при алекситимии человек использует незрелые формы психологической защиты, таких как отрицание [2].
2)Гипотеза регрессии при травмировании. В результате травмы блокируются эмоции, так как эмоциональное переживание слишком тяжело переносится человеком. Индивид фиксирует всё свое внимание на стрессогенном факторе, происходит регресс на раннюю стадию развития, может возникнуть расстройство деятельности внутренних органов [2].
3)Гипотеза наследования. Проведенные исследования на парах близнецов показало, что у дизиготных пар возникновение алекситимии в несколько раз больше, чем у монозиготных [2].
4)Гипотеза нейроанатомически-нейрофизиологического нарушения. Возникновение алекситимии может быть связано с нарушениями развития полушарий мозга, а также с блокировкой импульсов в коре. В итоге способность вербализовать и показывать свои эмоции затрудняется и пропадает вовсе [2].
5)Гипотеза социально-психологического формирования реакции. Здесь алекситимия рассматривается как некий феномен, в котором требуется слабоокрашенное адаптированное или приспособительное поведение [2].
6)Гипотеза адаптационного формирования и развития алекситимии. В данном случае алекситимию рассматривают с позиции адаптации. Другими словами, феномен алекситимии — это приспособление к тревоге.
Главная особенность, которая не остается без внимания, при изучении алекситимии — это неумение отличить эмоции от неопределенных физических ощущений. Бедность в воображении и фантазии связывают с ограниченным ресурсом символов, которыми пользуется человек. Данные особенности могут присутствовать в равном количестве, а может преобладать одна или две [4].
Проявление алекситимии в структуре личности наблюдается как на эмоциональном, когнитивном и личностном уровне. Рассмотрим эти проявления:
1) Эмоциональная сфера. У лиц с данным феноменом отмечается слабая дифференцированность, то есть неспособность различать эмоции.
2) Когнитивная сфера. Наблюдается преобладание утилитарного мышления и отсутствие наглядно-образного, слабая символизация, неразвитость функций категоризации.
3) Личностные проявления. Проявления представляют собой примитивную направленность жизни, то есть жизнь по шаблону, без варианта оригинальности в действиях. И что интересно заметить, у алекситимичной личности отсутствуют функции рефлексии и самоанализа [4].
Таким образом, портрет личности, склонной к алекситимии, можно охарактеризовать так: со временем все эти качества у человека вследствие взаимодействия становятся причиной невозможности представления собственной жизни, и что немаловажно, в жизни таких людей отсутствует любая творческая составляющая. Любое принятие решения происходит по шаблону, либо по сопоставлению с предыдущими задачами. С таким человеком крайне трудно общаться другим людям, так как чрезмерный прагматизм становится невыносим. Ориентир лишь на практически полезные результаты приводят к конфликтам в межличностных отношениях. Также возникающие аффективные срывы, на фоне недостаточной дифференциации эмоции, приводят как к конфликтам с другими людьми, так и к внутриличностным диссонансам [4].
На сегодняшний момент в рамках изучения алекситимии В. В. Соложенкин и Е. С. Гузова выделяют её следующие виды:
1) Стабильная алекситимия. Здесь авторы разделяют данный вид на конституциональную, для которой характерно нарушение взаимодействие полушарий мозга, и культуральную, отличающуюся особенностями определенного общества и культуры.
2) Адаптационная или преходящая алекситимия. В данном случае авторы тоже разделяют преходящую алекситимию на защитную, особенностью которой является страх перед содержанием эмоций и ситуативную, проявляющаяся в затруднении описания своих чувств [5].
Алекситимия как психологический феномен оказывает влияние на жизнь личности в целом. Основываясь на этом предположении, мы провели исследование и постарались установить особенности и различия образа жизни респондентов, склонных к алекситимии, и тех, кто у себя данную характеристику не отмечает.
Для выделения двух групп, мы использовали Торонтскую шкалу алекситимии Д. Тейлора. Согласно этой методике, 130 баллов — это максимальный показатель. Склонный к алекситимии человек в среднем набирает от 65 баллов и выше.
Для изучения особенностей образа жизни мы использовали авторскую анкету. Методом статистической обработки — Т-критерий Стьюдента мы установили различия между двумя группами респондентов.
Остановимся на сравнении результатов исследования комфортного состояния при переживании одиночества (респонденты, склонные к алекситимии — 3,9 балла, респонденты, не склонные к алекситимии — 3,2 балла). Испытуемые, которые склонны к алекситимии в большей степени, отмечают у себя наличие комфортного состояния при переживании одиночества. Мы можем объяснить это тем, что для них это является благоприятной средой, так как в этой ситуации присутствие эмоций и чувств со стороны других людей минимально. Другими словами, им комфортно быть одним, так как они тратят меньше ресурсов на распознавание чужой эмоциональной сферы, и своей в том числе.
Следующий вопрос анкеты касается стремления респондентов к фантазированию или мечтам (респонденты, склонные к алекситимии — 4,3 балла, респонденты, не склонные к алекситимии — 4,9 балла). Респонденты, не склонные к алекситимии, не отмечают у себя желания помечтать или пофантазировать. Вероятно, объяснить это можно тем, что такие люди имеют ограниченность в воображении и фантазии. Для них — это трудная деятельность, которую в свою очередь люди, не имеющие у себя данной характеристики, могут выполнять без труда.
Далее мы обратимся к вопросу о наличии у респондентов тревоги в жизни (респонденты, склонные к алекситимии — 4,3 балла, респонденты, не склонные к алекситимии — 3 балла). Алекситимию можно рассматривать как функционально-специфическую особенность нервной системы. Вследствие чего наличие тревоги может заменить таким людям эмоциональные ощущения.
Важным аспектом является наличие поставленных целей в жизни респондентов (респонденты, склонные к алекситимии — 3 балла, респонденты, не склонные к алекситимии — 4,5 балла). Как мы видим, испытуемые, склонные к алекситимии, в меньшей степени отмечают у себя наличие поставленных целей. Возможно, всё это можно объяснить тем, что такие люди просто боятся планировать свою жизнь далеко вперёд, потому что они не могут опираться даже на собственные чувства, а что касается конкретных жизненных установок на будущее, то они, скорее всего, просто не хотят этого делать.
Умение структурировать и планировать свой день у респондентов, склонных к алекситимии (2,1 балла), а у респондентов, не склонных к алекситимии (3 балла). Алекситимикам распланировать свой день дается труднее. С нашей точки зрения, здесь было бы уместно провести параллель со способностью представлять образы, потому что планирование — это в какой-то степени представление. Представление того, чем будет занято время на протяжении всего дня. Следовательно, респондентам, склонным к алекситимии, данная задача не под силу.
Следующий вопрос, к которому мы обратимся, касается потребности у респондентов в коллекционировании (респонденты, склонные к алекситимии — 0,31 балла, респонденты, не склонные к алекситимии — 0,21 балла). Мы видим, что у респондентов, склонных к алекситимии, в жизни присутствует такая деятельность как коллекционирование, в большей степени, чем у людей, к алекситимии не склонных. Как мы знаем, коллекционирование — это систематизирование и изучение каких-либо объектов. Этим они возмещают себе дефицит эмоционального общения.
Далее мы остановимся на том, насколько респонденты склонны анализировать ситуацию (респонденты, склонные к алекситимии — 4,7 балла, респонденты, не склонные к алекситимии — 4,5 балла). Мы видим, что алекситимики в большей степени склонны анализировать ситуации. Это объясняется тем, что такие люди склонны к более логическому мышлению. Им трудно описать эмоциональную сторону какого-либо события, поэтому они прибегают к конкретным фактам и обстоятельствам.
Непонимание со стороны других людей у респондентов, склонных к алекситимии, — 3,9 балла, а у респондентов, не склонных к алекситимии, — 2,7 баллов. Мы можем сделать вывод, что склонные к алекситимии люди уверены, что окружающие не понимают их. По нашему мнению, данный фактор вполне логичен и справедлив, так как этим людям тяжело взаимодействовать и иметь какие-либо отношения с другими, поэтому окружающие их просто не понимают в силу того, что алекситимики не могут открыться для полноценной коммуникации.
Итак, мы рассмотрели некоторые значимые вопросы анкеты, характеризующие образ жизни. В результате проведенного исследования мы получили значимые различия между людьми, склонными к алекситимии, и людьми, не склонными к алекситимии. Так респонденты, склонные к алекситимии, отмечают у себя низкую способность выражать эмоции. Им комфортно находиться в одиночестве, потому что другие люди не понимают их, так они закрыты, застенчивы и считают, что эмоции — это пустая трата времени. Мы подтвердили наше предположение о том, что склонность к алекситимии влияет на образ жизни человека как в психологическом, так и в социально-ролевом плане. Алекситимики склонны к минимизации коммуникации, с трудом могут распознавать свои чувства и эмоции, а также эмоции других людей.
Литература:
- Балкина Н. Д. Алекситимия (аналитический обзор зарубежных исследований) // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 1. С. 43–53.
- Брель Е. Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях // Вестник КемГУ. — 2012. — № 3 (51). — С. 173–176.
- Кристал Дж Интеграция и самоисцеление М, 2006 г., 445 с.
- Провоторов В. М., Кравченко А. Я., Будневский А. В., Грекова Т. И. Традиционные факторы риска ИБС в контексте проблемы алекситимии // Российский медицинский журнал. — 1998. — № 6. — с. 45–47.
- Соложенкин В. В., Гузова Е. С. Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — Т. 8., — вып. 2. — С. 23.
Похожие статьи
Анализ влияния психологических типов личности на обучение детей музыке
В статье раскрываются психологические типы личности, их влияние на развитие музыкальных способностей у детей. В рамках анализа влияния психологических типов на музыкальные способности особый интерес представляют исследования типологий, в основе котор...
Особенности проявления дисграфии при рукописном письме и печати на клавиатуре у взрослых людей
В статье представлен краткий обзор современных исследований о разных типах дисграфии. Рассмотрены нейропсихологические классификации видов дисграфии, а также зависимость каждого типа от способа подачи речи и от метода ее воспроизведения. Проведен сра...
«Формы и причины делинквентного поведения у подростков»
В статье анализируется формы и причины делинквентности подростков. Выделяются основные мотивы, побуждающие к совершению противоправных действий. На основе анализа источников автор приходит к выводу о том, что делинквентное поведение подростка взаимос...
Любовная зависимость и ее особенности
В данной статье рассмотрены особенности проявлений любовной аддикции, факторы, способствующие ее возникновению и этапы ее развития. Представлены взгляды, ключевые идеи ряда исследователей, занимающихся данной темой. Представлены нюансы протекания пси...
Электоральное поведение: проблемы определения понятия
Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведе...
Родительские установки женщин с диагнозом бесплодие
В статье представлены результаты эмпирического исследования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов родительских установок женщин с диагнозом «бесплодие». Выявлено, что в целом содержание установок является противоречивым, отражает ...
Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп
В данной статье рассматриваются понятия «возрастные стереотипы» и «эйджизм». А также проанализировано влияние эйджизма на старшие возрастные группы и проявление его в межличностном общении и различных сферах жизни.
Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога
В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...
Морально-психологические аспекты коллаборационизма
В статье рассматриваются явления и процессы, побуждающие человека идти на сговор и сотрудничество с врагом во время военных действий, а также дается попытка анализа некоторых видов коллаборационизма, предпринимается попытка их осмысления и толкования...
К вопросу о способах определения феномена одаренности
В статье рассмотрены способы определения разных видов одаренности, представленные западными и российскими исследователями. В практической части проанализированы подходы при определении языковой/лингвистической одаренности.
Похожие статьи
Анализ влияния психологических типов личности на обучение детей музыке
В статье раскрываются психологические типы личности, их влияние на развитие музыкальных способностей у детей. В рамках анализа влияния психологических типов на музыкальные способности особый интерес представляют исследования типологий, в основе котор...
Особенности проявления дисграфии при рукописном письме и печати на клавиатуре у взрослых людей
В статье представлен краткий обзор современных исследований о разных типах дисграфии. Рассмотрены нейропсихологические классификации видов дисграфии, а также зависимость каждого типа от способа подачи речи и от метода ее воспроизведения. Проведен сра...
«Формы и причины делинквентного поведения у подростков»
В статье анализируется формы и причины делинквентности подростков. Выделяются основные мотивы, побуждающие к совершению противоправных действий. На основе анализа источников автор приходит к выводу о том, что делинквентное поведение подростка взаимос...
Любовная зависимость и ее особенности
В данной статье рассмотрены особенности проявлений любовной аддикции, факторы, способствующие ее возникновению и этапы ее развития. Представлены взгляды, ключевые идеи ряда исследователей, занимающихся данной темой. Представлены нюансы протекания пси...
Электоральное поведение: проблемы определения понятия
Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведе...
Родительские установки женщин с диагнозом бесплодие
В статье представлены результаты эмпирического исследования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов родительских установок женщин с диагнозом «бесплодие». Выявлено, что в целом содержание установок является противоречивым, отражает ...
Влияние эйджизма как социальной проблемы на людей старших возрастных групп
В данной статье рассматриваются понятия «возрастные стереотипы» и «эйджизм». А также проанализировано влияние эйджизма на старшие возрастные группы и проявление его в межличностном общении и различных сферах жизни.
Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога
В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...
Морально-психологические аспекты коллаборационизма
В статье рассматриваются явления и процессы, побуждающие человека идти на сговор и сотрудничество с врагом во время военных действий, а также дается попытка анализа некоторых видов коллаборационизма, предпринимается попытка их осмысления и толкования...
К вопросу о способах определения феномена одаренности
В статье рассмотрены способы определения разных видов одаренности, представленные западными и российскими исследователями. В практической части проанализированы подходы при определении языковой/лингвистической одаренности.