Авторы: Иванова Виктория Сергеевна, Лукьянова Анастасия Алексеевна

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2018)

Дата публикации: 16.10.2017

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Иванова В. С., Лукьянова А. А. Особенности ролевых ожиданий и притязаний субъектов юношеского возраста в супружеской жизни [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018.

Препринт статьи



В статье рассматриваются характеристики юношеского возраста, его основные задачи и их влияние на создание семьи на данном этапе жизни. Проводится анализ преобладающих ролевых ожиданий и притязаний в супружестве, а также их гендерные различия у субъектов юношеского возраста. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать специфику создания современных семей в юношестве.

Ключевые слова: ролевые ожидания, ролевые притязания, семья, юношеский возраст, супружество

В современном обществе четко прослеживаются изменения в сфере супружеской жизни. Молодые люди чаще отказываются от создания семьи или же отодвигают это событие на более поздний период в своей жизни. В нашем исследовании были выявлены основные ролевые ожидания и притязания субъектов юношеского возраста в супружеской жизни. На наш взгляд, именно эти факторы обуславливают особенности создания современных семей в юношеском возрасте.

Многие авторы выделяют различные временные промежутки, все они говорят о схожих характеристиках и задачах данного периода в жизни личности. В современной науке до сих пор не выделено единой классификации и периодизации в развитие человека.

Итак, за основу мы взяли возрастную периодизацию Э. Эриксона. Период от 17 до 25 лет он называет юношеским возрастом. Э. Эриксон в психосоциальной теории развития личности отмечал, что первая задача, стоящая перед человеком в период юности, это достижение собственной идентичности, создание образа в условиях выбора ролей, партнёров, групп и так далее. [4].

Юность — период вступления во взрослость, в это время происходит окончательное биологическое созревание организма человека, также молодые люди планируют своё личное и профессиональное будущее, к тому же происходит значительное изменение социальных ролей. На наш взгляд Е. П. Ильин наиболее точно смог охарактеризовать юношеский возраст, выделив следующие его характеристики:

Принятие на себя ответственности — осознание своего выбора, возможность взять вину за свои мысли и поступки на себя, а не приписывать её кому-либо другому.

Разумная независимость — ощущение внутренней свободы.

Способность отличить реальность от вымысла — реально оценивать свои возможности и обстоятельства.

Чувство целостности личности, наличие моральных норм — принятие себя полностью, без исключения своих слабых сторон, нравственной поведение исходя из своих собственных побуждений.

Гибкость и способность к адаптации — формирование нового поведенческого стереотипа, своевременный отказ от старого.

Толерантность — терпимое отношение к взглядам другого, понимание относительности своего и чужого мировоззрения.

Самокритичность — умение видеть, как свои достоинства, так и недостатки.

Духовность — гармоничное взаимодействие с миром, постижение смысла жизни, выполнение жизненной задачи [2, с.42–43].

Однако, для полной характеристики периода юности, отметим наиболее важные социальные задачи данного возраста, выделенные тем же автором:

– выбор супруга(и);

– подготовка к супружеской жизни;

– создание семьи;

– воспитание детей;

– ведение домашнего хозяйства;

– начало профессиональной деятельности;

– принятие гражданской ответственности;

– нахождение конгениальной социальной группы [2, с.142–143].

Также стоит отметить позицию Э. Эриксона о том, что главным достижением юношества считается генеративность, то есть стремление каждого человека внести свой вклад в развитие общества. Некоторые пытаются реализовать её в своей семье, другие в профессиональной деятельности. Молодой человек открыт для общения, заводит новые знакомства, создаёт семью [3].

Остановимся на рассмотрении понятия семьи. А. И. Антонов определяет её, как общность людей, основанную на общесемейной деятельности, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1, с.75–76].

Создание семьи во многом обусловлено теми функциями, которые она выполняет. Обратимся к их классификации, предложенной И. В. Гребенниковым:

– репродуктивная (продолжение человеческого рода);

– экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

– воспитательная (систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых);

– коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха) [1, с.76–77].

М. С. Мацковский соглашается с основными функциями современной семьи, но дополняет их следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения [1, с.77].

Согласно многим отечественным и зарубежным исследованиям, основной задачей юношеского возраста является установление близких отношений с противоположным полом, и как следствие этого, создание семьи и участие в супружеской жизни. Её важным аспектом являются ролевые ожидания и притязания супругов. Мы предполагаем, что в современном обществе они видоизменяются и принимают иную форму. В связи с этим целью нашего исследования было определение ролевых ожиданий и притязаний субъектов юношеского возраста в супружеской жизни. Для проведения исследования мы использовали методику А. Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания партнёров», в которой каждая шкала соответствует одной из сфер супружеской жизни. Минимальный суммарный балл по шкале составляет 0 баллов, максимальный итоговый балл по шкале — 9 баллов. Значения по шкале — 0–3 балла, считаются низкими, 4–6 балла — средними, 7–9 баллов — высокими. Для проведения статистической обработки мы использовали Т-Критерий Стьюдента.

Остановимся на поиске различий в значимости семейных ценностей между юношами и девушками.

Статистически значимые различия нам удалось установить в таких сферах, как значимость личностной идентификации с супругом (юноши — 5,6 баллов, девушки — 7,2 баллов), хозяйственно-бытовая (юноши — 4,7 баллов, девушки — 5,8 баллов), социальная активность (юноши — 6,1 балла, девушки — 7 баллов) и внешняя привлекательность (юноши — 5,2 баллов, девушки — 6,2 баллов). Показатели остальных сфер таковы: значимость межполовых отношений в супружестве (юноши — 4,7 балла, девушки — 4,2 балла), родительско-воспитательная (юноши — 5,2 балла, девушки — 5,5 баллов), эмоционально-психотерапевтическая (юноши — 5,6 баллов, девушки — 5,5 баллов). Также мы установили, что и юноши, и девушки придают среднее значение межполовым отношениям в супружестве. Это может нам говорить о том, что для респондентов юношеского возраста отношение к супругу напрямую зависит от оценки его, как партнёра любовника. Мы можем предположить, что такие показатели обусловлены именно возрастными особенностями данного периода. Ведь именно в это время происходят существенные изменения в интимно-сексуальной сфере личности, как мы можем заметить у юношей и девушек в равной степени. Однако, мы можем сказать, что девушки в большей степени, чем юноши ориентированы на личностную идентификацию с супругом. Для них имеет большее значение общность интересов, потребностей, способов времяпрепровождения. Также мы видим, что для девушек большее значение чем для юношей имеют такие сферы, как хозяйственно-бытовая, социальной активности и внешней привлекательности, на наш взгляд это связано со сложившимися в нашем обществе установками и стереотипами. Девушки в большей степени ориентированы на создание семьи, а хозяйственно-бытовая сфера является её неотъемлемой частью.

Следующий вопрос нашего исследования касается ролевых ожиданий личности в супружеской жизни. Нам также хотелось бы осветить некоторые гендерные различия в сферах семейной жизни.

Статистически значимые различия нами были установлены в таких сферах, как родительско-воспитательная (юноши — 5,2 баллов, девушки — 6,6 баллов) и социальной активности (юноши — 5,5 баллов, девушки — 6,5 баллов). Показатели остальных сфер следующие: хозяйственно-бытовая (юноши — 5,4 балла, девушки — 6,2 балла), эмоционально-психотерапевтическая (юноши — 5,1 балла, девушки — 4,8 баллов), внешняя привлекательность (юноши — 5,7 баллов, девушки — 7,1 балла). Как мы видим, девушки в большей степени ожидают от супруга выполнения хозяйственно-бытовых обязанностей, для них имеют большее значение умения и навыки партнёра именно в этой сфере. Также девушки более ориентированы на выраженность у супруга активной родительской и социальной позиции. Мы можем предположить, что это связано с устойчивыми стереотипами, сложившимися в обществе, согласно которым мужчина должен выполнять более трудные бытовые обязанности, достичь высоких результатов в профессиональной сфере и в тоже время уделять большое внимания своим детям. Эти стереотипы прививаются людям с самого детства, поэтому в данных сферах девушки имеют большие ожидания от супруга, нежели юноши. Приблизительно равные средние результаты мы можем наблюдать в сфере коррекции психологического климата, оказании моральной и эмоциональной поддержки супругами в семье. Эти показатели мы можем объяснить прежде всего эмоциональной функцией семьи. Также одной из причин создания семьи является именно поиск моральной и эмоциональной поддержки. Именно поэтому юноши и девушки в равной степени ожидают от супруга удовлетворения данных личностных потребностей. Ожидания внешней привлекательности партнёра мы можем отметить как у юношей, так и у девушек. Но для девушек внешний облик партнёра является наиболее значимым.

Далее мы рассмотрели ролевые притязания в различных сферах семейных ценностей у юношей и девушек.

Статистически значимые различия нам удалось выявить в хозяйственно-бытовой сфере (юноши — 4 балла, девушки — 5,1 балла). Показатели остальных сфер были следующими: родительско-воспитательная (юноши — 5,1 балла, девушки — 4,4 балла), социальная активность (юноши — 6,6 балла, девушки — 7,5 баллов), эмоционально-психотерапевтическая (юноши — 5,8 баллов, девушки — 6,1 балла), внешняя привлекательность (юноши — 4,7 балла, девушки — 5,2 балла). Девушки более чем юноши нацелены на активное участие в ведении домашнего хозяйства, а юноши более ориентированы на воспитание детей. Также собственные профессиональные потребности у девушек выражены намного ярче. Приблизительно равные показатели мы можем наблюдать в стремлении респондентов эмоционально поддерживать своего супруга и самому иметь привлекательный внешний облик. Исходя из этих данных, мы можем наблюдать у девушек стремление реализовать себя, как в профессиональной деятельности, так и в хозяйственно-бытовой. Юноши, наоборот, стремятся больше реализовать себя, как хорошего родителя. Мы можем объяснить это тем, что юношеский возраст характеризуется стремлением к самоактуализации в различных сферах жизнедеятельности. А исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о некотором обмене ролями в современных семьях. Эстетические потребности в собственной красоте остаются на достаточно высоком уровне, как у мужчин, так и у женщин.

В ходе проведения исследования мы получили значимые результаты, обобщили данные и сформулировали выводы. Итак, потребности в интимно-сексуальной сфере одинаково важны для мужчин и женщин, особенно в юношеском возрасте, когда они находятся на стадии формирования взглядов и предпочтений в этой области. В связи с гендерными особенностями, а именно большей коммуникабельностью, сензитивностью девушек, у них становится более выраженной потребность в личностной идентификации с супругом. Что же касается ролевых ожиданий и притязаний, мы можем говорить о том, что девушки ожидают от своих супругов активного выполнения родительско-воспитательных обязанностей, а юноши в свою очередь именно на этом основывают свои притязания в семейной жизни. Также девушки не только хотят сами активно участвовать в хозяйственно-бытовых вопросах, но и ждут помощи в этой сфере от супругов. Такие результаты связаны с тем, что современная девушка рассчитывает на самореализацию в профессиональной сфере, а для большей эффективности у неё должно быть для этого достаточно свободного времени. Как юноши, так и девушки не только ждут от семейной жизни эмоциональной и моральной поддержки, но и готовы сами её оказывать своему супругу. На наш взгляд это связано со специфическими функциями и причинами создания семьи.

Литература:

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб., Речь, 2004. — 244с.
  2. Ильин Е. П. Психология взрослости. СПб., Питер, 2012. — 544с.
  3. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М., МПСИ, 2006. — 352с.
  4. Эриксон. э. Детство и общество. СПб., Питер, 2000. — 312с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос