Библиографическое описание:

Колосов Г. А., Хомякова М. В. Способность любить: взгляд на современную молодежь в его проекции на нарциссизм [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 60-65. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12956/ (дата обращения: 14.12.2017).



Целью нашего исследования было изучение способности к любви у современной молодежи на основе идей Эриха Фромма из книги «Искусство любить». По данному источнику была составлена авторская анкета из 14 утверждений. Полученные результаты, в частности, после оценки молодежного нарциссизма, были сравнены с фроммовской теорией любви, после чего был сделан вывод о положительных перспективах в контексте любви и психического здоровья.

Ключевые слова: Эрих Фромм, любовь, молодежь, психоанализ, клиническая психология, психиатрия, нарциссизм, непсихотический спектр, социодинамический подход, лень

Введение. Категория любви является фундаментальной во многих видах знания, например, таких как философия, психологические науки, искусство, религия. С точки зрения естественных и психологических наук ее можно рассмотреть не как экзистенциальную категорию, а как эмоцию, присущую только человеку и сопровождающаяся эндокринными изменениями в организме, вызывающими соответствующий вегетативный и психофизиологический ответ и соответствующими биохимическими реакциями на уровне молекулярной физиологии. В социальной и личностной проекции актуально знать отношение к диффиниции любви как духовной способности у современной молодежи — потенциала нации — учитывая, что правильное ее формирование будет способствовать росту личностного самосознания и возможности построения здоровой семьи.

Слово любовь в разных контекстах может означать следующее:

1) эротические переживания, связанные с сексуальным влечением;

2) душевная связь между супругами или любовниками;

3) привязанность и забота в отношении близких и родственников;

4) благоговение и восхищение каким-либо авторитетом

5) благожелательность и милосердие в отношении к другому как ближнему

В широком смысле слова любовь — это отношение к чему-либо или кому-либо как безусловно ценному, в узком смысле — это отношение к другой личности [1, с. 173], поэтому с точки зрения психологического здоровья любовь актуальна как высшая зрелая форма человеческих взаимоотношений.

Антропология Зигмунда Фрейда сводила суть любви к либидо, тем самым редуцировав ее экзистенциальность. Любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма — своеобразно выраженного себялюбия. Полемизируя с Фрейдом, Э.Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь» — созидательная и творческая сила, проявляющаяся гл. о. в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему. Углубленный психологический анализ позволил последователям Фрейда (К.Хорни, Фромму, Э.Эриксону и др.) развернуто представить феноменологию любви. [2]

Цель: оценить тенденции дифференцировки понятия любви и перспективы ее реализации среди молодежи с предполагаемой оценкой нарциссических тенденций.

Материалы иметоды: авторская анкета «предубеждений любви» из 15 утверждений, созданная по книге Э. Фромма «Искусство любить». Исследование было проведено у студентов 1–4 курсов из Новосибирского государственного медицинского университета, Сибирского государственного университета путей сообщения и Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета количеством 100 человек в возрасте 18–25 лет.

Авторская анкета была составлена на основе выделенных Фроммом следующих «предубеждений любви»:

1) приоритетнее быть любимым, а не любить самому,

2) проблема любви — это проблема объекта, а не проблема способности,

3) смешение первоначального чувства влюбленности с перманентным состоянием пребывания в любви [3, с. 4–5].

В анкете присутствовало 14 утверждений, на которые необходимо было ответить по 4-бальной шкале: «1» — полностью не согласен, «2» — скорее не согласен, «3» — сомневаюсь с ответом, «4» — скорее согласен, «5» — полостью согласен. Вопросы: «я плодотворен во многих сферах жизни», «я считаю, что, когда я люблю, это выгодно», «я считаю, что когда меня любят, это выгодно», «я часто трачу время впустую», «я часто надоедаю людям чем-либо», «часто мне становится скучно», «часто я бываю ленив», «когда я отдаю, я ощущаю свою силу», «я считаю, что любовь — это впадение в некоторое состояние, а не пребывание в нем», «любви нечего учиться, потому что это просто», «любить просто, а найти объект подлинной любви — трудно», «мне ближе быть любимым, чем любить», «я умею любить», «я знаю, что такое любовь». В процессе обработки материалов шкала уверенности от 1 до 5 была преобразована в проценты — от 0 до 100 % уверенности соответственно.

Результаты исследования:

Таблица 1

Результаты анкетирования по «предубеждениям любви»

Утверждение

Процент уверенности

«я знаю, что такое любовь»

72

«я умею любить»

80

«мне ближе быть любимым, чем любить»

48

«любить просто, а найти объект подлинной любви — трудно»

63

«любви нечего учиться, потому что это просто»

34

«я считаю, что любовь — это впадение в некоторое состояние, а не пребывание в нем»

30

«я плодотворен во многих сферах жизни»

57

«я часто трачу время впустую»

56

«часто мне становится скучно»

48

«часто я бываю ленив»

65

«я считаю, что, когда я люблю, это выгодно»

30

«я считаю, что когда меня любят, это выгодно»

38

«я часто надоедаю людям чем-либо»

37

«когда я отдаю, я ощущаю свою силу»

60

Все респонденты на 72 % уверены, что они знают, что такое любовь и на 80 % что они умеют любить, но здесь они оправдывают предубеждение о том, что «любить просто», будучи уверенны в этом на 63 % (см. таб. 1).

Согласно Э.Фромму, что «любовь — это деятельность; любя, я постоянно проявляю к любимому человеку активный интерес, но не только к нему или к ней. Я не смогу «деятельно» относиться к любимому человеку, если я буду ленив, если я не буду постоянно чуток, бдителен, активен… И в самом деле, не скучать и не надоедать составляет главное условие для того, чтобы любить. Проявлять активность мысли, чувства, в течение всего дня чутко все видеть и слышать, избегать внутренней лени — проявляется ли она в пассивности и накопительстве или в откровенной трате времени впустую — составляет необходимое условие овладения искусством любить» [3, с. 18]. Таким образом невозможно быть плодотворным в любви и неплодотворным в остальных сферах жизни. Давайте обратимся к результатам нашего опроса и выясним, насколько молодежью было оправдана мысль известного философа.

Согласно результатам, молодежь не оправдывает нарциссические тенденции своими ответами на утверждения «я считаю, что, когда я люблю, это выгодно» (30 %), «я считаю, что когда меня любят, это выгодно» (38 %), «я часто надоедаю людям чем-либо» (37 %), «когда я отдаю, я ощущаю свою силу» (60 %) (см. таб. 1). Тем не менее необходима более объективная оценка нарциссизма: для этого мы использовали результаты другого исследования 2017 года, где опрос среди студентов 4–5 курсов (23–26 лет) количеством 90 человек из Новосибирского государственного медицинского университета и Сибирского государственного университета путей сообщения по диагностическому тесту личностных расстройств Дворщенко показал, что нарциссические тенденции стоят на пятом месте по распространенности после ананкастных, тревожных, параноидных и пассивно-агрессивных тенденций [4, с.209–210].

Далее, согласно нашему исследованию, молодые люди на 65 % «часто бывают ленивы» и на 56 % уверены в своей «трате времени впустую», — здесь они противоречат себе тем, что на 57 % считают себя «плодотворными во многих сферах жизни» (см. таб. 1). Категория лени здесь важна, потому что она напрямую связана с нарциссизмом. Эрих Фромм пишет: «Забота и ответственность, уважение и знание взаимосвязаны. Это неразрывный комплекс установок, которые должны быть у зрелого человека, то есть человека, который плодотворно развивает свои возможности, который отказался от нарциссических мечтаний о всеведении и всемогуществе, которому свойственна скромность, порожденная внутренней силой. А такую силу может дать лишь настоящая созидательная деятельность» [3, с. 29].

Выводы. Таким образом можно сказать, что молодые люди, даже если и не оправдывают предубеждения любви полностью, они полны сомнений в себе. Тем не менее, мы видим положительные тенденции, которые пусть и не подтверждают умение любить молодежи, но хотя бы говорят об их потенциальных догадках, как можно правильно реализовать свою любовь, об этом также свидетельствуют данные о распространённости нарциссических проявлений в популяции, которая не так велика. Здесь смело можно сказать, что умение любить говорит о психическом здоровье человека.

Литература:

1. Цепелева, Н. В. Основы философской культуры: учеб. пособие для студентов II курса медико-профилактического факультета / Н. В. Цепелева. — Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2013.

2. ЛЮБОВЬ:: Электронная библиотека Института философии РАН [Электронный ресурс] / Г. П. Апресян — Режим доступа: (https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHc976ba614a17720458b2c9). — Дата обращения: 23.09.2017

3. Фромм Э. Искусство любить: АСТ, АСТ Москва; Москва; 2009.

4. Колосов Г. А. Исследование корреляций между акцентуациями характера и личностными расстройствами у студентов [Текст] / Г. А. Колосов // Материалы VIII Российской (итоговой) научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых «Авиценна-2017»: в 2 т. — Новосибирск: ИПЦ НГМУ, 2017. — Т. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): Новосибирского государственного, Сибирского государственного университета, государственного университета путей, Новосибирского государственного медицинского, государственного медицинского университета, университета путей сообщения, авторская анкета, Эрих Фромм, фроммовской теорией любви, Колосов Г, любимому человеку, дифференцировки понятия любви, объект подлинной любви, сферах жизни», Категория любви, современной молодежи, проблема любви, людям чем-либо», нарциссические тенденции, диффиниции любви.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос