Согласно теории У. Томаса, «феномен социального взаимодействия» [5]: «…если человек определяет ситуацию как действительную, то независимо от ее реального содержания она становится таковой по ее своим последствиям» [2; с. 200], можно предположить и к конфликтам: если военнослужащий определяет ситуацию как конфликтную, военнослужащий начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя тем самым ситуацию в конфликт. Причём необходимо знать и понимать, влияние различных факторов на восприятие актуальной ситуации как конфликтной.Конфликт (в переводе с латинского языка – «столкновение») означает противоборство между людьми, попавшими в противоречивое положение, защищающими свои интересы, отстаивающие свои убеждения, взгляды и привычки поведения, доказывающие свою правоту и пытающиеся самоутвердиться в коллективе. Возникающие внутренние и внешние противоречия в общении людей носят экономический, политический или морально-психологический характер, но приводят они к конфликтам лишь тогда, когда затрагивают социальный статус личности (или группы), материальные и духовные интересы военнослужащих, их престиж, личное и национальное достоинство. Структурно конфликты в коллективе могут рассматриваться: как наличие участников и условий протекания конфликта; как видят конфликтную ситуацию непосредственные участники конфликта; возможные действия участников; а также исходы конфликтных действий (результат).
Изучение войсковой практики показывает, что нередко возникает напряжённая ситуация между старшими и младшими. От командира требуется умение разряжать их. Чтобы действовать грамотно, важно понимать, что конфликт конфликту рознь. Форму конфликта имеет взаимную напряжённость в отношениях, однако чаще всего это недоразумение, который имеет поверхностный характер. Такие проявления напряжённости могут быть названы конфликтной ситуацией. Под конфликтной ситуацией следует понимать «…конкретное воплощение в ситуации взаимодействия «лицом к лицу» конфликтного состояния данной системы диадических отношений, воспринятого или осознанного как таковое, по крайней мере, одним из участников этих отношений» [4; с. 419].
Опытные командиры хорошо знают, что конфликтная ситуация в подразделении может существовать долго, как бы заготовленная впрок. Но вот происходит инцидент, и конфликтная ситуация перетекает в конфликт. И этот конфликт может долго находится в подразделение и мешать службе в этом подразделение для военнослужащих.
Существует несколько этапов осуществляющих развитие конфликтной ситуации.
Первым этапом выступает осознание участниками ситуации как конфликтной. Конфликтная ситуация может сложиться объективно помимо воли и желания участников противоборства, либо быть вызванной одной из сторон или же обеими. Таким образом, учёт объективного и субъективного содержания любой ситуации, в соответствии с которыми происходит участие сторон в конфликтном взаимодействии, является важной составляющей конфликтной ситуации.
Под объективными понимаются те обстоятельства, которые не зависят от самих участников. Субъективное отражение конфликтной ситуации не всегда соответствует реальному положению дел. Осознание самого конфликта уже включает в себя субъективный фактор, следовательно, возникшая ситуация уже является в той или иной степени искажённой. В некоторых конфликтах одна из сторон может неправильно воспринять ситуацию, а другая — вполне адекватно. В то время, когда ситуация уже определена как конфликтная, первая сторона проявляет активность, другими словами начинает действовать, другая, будучи став адресатом конфликтных действий, аналогично вступает в борьбу. Тем временем, другая сторона будет не в достаточной мере объективна в своём решении — действовать, так как не до конца осознала случайности возникшее проблемы. При разрешении данной проблемы будет достаточно выяснить, что действия, повлёкшие за собой конфликт, были ненамеренными. Зачастую, из-за субъективного фактора такая возможность игнорируется, стороны начинают подозревать друг друга, что способствует дальнейшему развитию конфликтных действий. Возникший из-за ошибочного восприятия конфликт, в последующем развивается уже так, будто у него есть реальный предмет. В связи с этим объективная конфликтная ситуация возникает уже в ходе самого конфликта.
Второй этап — это выбор стратегии, структурирующей ход взаимодействия в конфликтной ситуации. Как известно, сочетание объективных и субъективных факторов, определяющих конфликтную ситуацию, побуждает участников взаимодействия к действиям. Эти действия нужны для достижения определённой цели, к которой приблизит план действий, разрабатываемый каждым участником. На этой стадии сторонами конфликта намечается линия поведения, которая в итоге преобразовывается в «стратегию». Конкретная стратегия, как и ее выбор накладывает ограничения на определённые действия каждого из участников конфликта, и устанавливает ограничения для поведенческих реакций.
Третьим этапом является выбор действия в рамках общей «стратегии» взаимодействия. Здесь имеется в виду, уровень соответствия «тактики» поведения по отношению к выбранной стратегии.
В конфликтной ситуации выбор того или иного поведения каждой из сторон происходит с целью демонстрации наличия личностных характеристик. Эти характеристики, в свою очередь, могут быть реальными и часто влияющими на конкретный выбор действия личностью. В этом случае они являются «энергетически насыщенными» и становятся источником ресурсов в процессе взаимодействия в конфликтной ситуации. Личность аналогично может продемонстрировать особенности, не характерные для неё самой, но она знает, что их наличие очень важно в конфликтной ситуации, потому что свидетельствуют о силе этой стороны.
Когда речь идёт о личностных причинах конфликтов, имеют в виду индивидуально — психологические особенности участников. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов описали следующие психологические причины [1].
Первой причиной выступает оценка поведения другого участника как недопустимого. При взаимодействии военнослужащий для себя определяет модель поведения, общения, деятельности партнёра по взаимодействию, которую он ожидает. Такая модель допускает варианты как желательного, допустимого так и нежелательного, недопустимого поведения. Характер поведения здесь будет зависеть от ряда таких факторов как: индивидуально-психологические особенности военнослужащего, и его отношение к сослуживцу, особенности ситуации взаимодействия. Взаимодействие происходит бесконфликтно в том случае, когда поведение партнёра по взаимодействию оценивается как желательное. Если же выбранная участником тактика поведения недопустима в этой ситуации, то дальнейшее взаимодействие приведёт к возникновению и развитию конфликта.
Второй причиной является низкий уровень социально-психологической компетентности. Здесь человек может либо не знать о том какими способами можно взаимодействовать, не прибегая к конфликту, либо иметь представление, но не иметь определённых навыков и умений их применения.
Третья причина — это психологическая устойчивость к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Данная проблема представляет собой необходимость содержательной и психологической подготовки людей к таким действиям, которые являются оптимальными в предконфликтной и конфликтной ситуациях.
Четвертая причина — способность к эмпатии. Участники конфликта должны понимать эмоциональное состояние другого военнослужащего, и уметь сопереживать и сочувствовать ему. Недостаточное развитие таких качеств может привести к тому, что военнослужащий поведёт себя неадекватно относительно сложившейся ситуации, и тогда его поведение будет расцениваться как нежелательное, что в дальнейшем приведёт к возникновению конфликтной ситуации.
Следующей, пятой причиной будет являться завышенный или заниженный уровень притязаний. В первую очередь уровень притязаний характеризует уровень самооценки личности: завышенная самооценка, как правило, вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Результатом заниженной оценки является: повышенная тревожность, неуверенность в своих силах, тенденция избегать ответственности и т. д.
Вышеперечисленные индивидуально-психологические особенности встречаются наиболее часто, но данный перечень не единственный, который характеризует личностные причины возникновения конфликтов. О. Громова обозначает причины через описание трёх групп характеристик личности: «Природные свойства личности, ее индивидуально-психологические особенности; система потребностей, мотивов, интересов; внутреннее представление личности о себе, ее «Я-образ» [3, с. 154].
Первая группа характеристик, природные свойства личности — это то, что заложено в ней от рождения, как правило, характеризуется степенью выраженности таких динамических характеристик, как активность и эмоциональность. Самым ярким природным свойством является темперамент, который представляет собой совокупность индивидуальных особенностей личности.
Вторая группа объясняет причины поведения личности, помогает понять принимаемые ею решения. Как известно, мотивы в конфликте — это внутренние побудительные силы, которые подталкивают стороны к конфликту.
Третья группа используется для определения причин поведения личности. Если же оно является неадекватным, то создаёт психологические барьеры и конфликтное поведение.
В настоящее время существует ряд тестов [6] и опросников, которые могут определяющих выраженность качеств, свойств, в той или иной степени характеризующих личность. В данном исследовании интерес представляет связь личностных особенностей со стратегиями поведения в конфликтной ситуации.
Литература:
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — СПб.: Питер, 2008. — 496 с.
- Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник. — М.: Инфра-М, 2004. — 240 с.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
- Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2005. — С. 607–658.
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/1801 — Дата обращения 01.03.2016 г.
- http://psychologiya.com.ua/psixologicheskie-testy/27-psixologicheskie-testy-blankovye.html — Дата обращения — 08.03.2016 г.

