Автор: Гайнутдинова Лилия Рифкатовна

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Гайнутдинова Л. Р. Роль профессиональных тренингов в профессиональном самоопределении учащихся специализированных учебно-воспитательных учреждений [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 45-47.



В Республике Узбекистан осуществляется широкий комплекс мер по обеспечению необходимых условий для обучения и воспитания подрастающего поколения, формирования гармонично развитой личности, жизненного и профессионального самоопределения подростков и молодёжи, их оптимальной адаптации и интеграции в общество. Сформированные внутренний рынок труда, сферы промышленного производства, малого бизнеса и предпринимательства стали действенными факторами появления новых профессий и направлений подготовки квалифицированных кадров.

Согласно принятой в 1997 году Национальной программы по подготовке кадров в стране осуществлен полный переход на обязательное двенадцатилетнее образование, которое включает в себя общее среднее образование (9 лет) и средне-специальное, профессиональное образование (3 года). В связи с этим профессиональное самоопределение становится жизненно важным вопросом для каждого ученика школы, воспитанника институционального учреждения[1] в связи с необходимостью поступления после окончания 9 класса в профессиональный колледж или академический лицей, получения избранной профессии, специальности. Вместе с тем, в подростковом (13–14 лет) и раннем юношеском возрасте (15–17 лет) часто бывает сложно выбрать подходящую для себя профессию с учётом своего интереса, склонности, способности, а также перспективы профессионального обучения, трудоустройства. Следует отметить, что не менее важным является также и дальнейшее применение полученных профессиональных навыков на протяжении всей жизни. По мнению Х. Ф. Рашидова (2003) в процессе профессионального самоопределения, а в дальнейшем и в процессе адаптации к реальным социально-экономическим условиям, рынку труда для индивида важна его собственная активность, опыт личной деятельности, способность к самопознанию и объективной самооценке. Эти факторы необходимо в первую очередь учитывать при целеполагании и проектировании содержания и организационных форм профориентационной работы. В таком аспекте профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества, а его результатом должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самоопределению Если обычным подросткам не является затруднительным выбрать профессию, найти работу, достичь успехов в той или иной профессиональной сфере, то их сверстникам с девиантным поведением это бывает значительно сложнее. Этому способствует множество социально-психологических, педагогических факторов, которые достаточно изучены психологами и педагогами. Как правило, психологи и педагоги часто сталкиваются при работе с ними с рядом трудностей, в частности, они трудно идут на контакт, опасаются всевозможных негативных последствий от общения с психологом или другим специалистом, не видят в этом практического смысла. В этом случае профориентация является наиболее «безопасным» для учащихся способом пообщаться с психологом и педагогом. Для подростков с девиантным поведением значение выбора и приобретения профессии трудно переоценить. Для них профессиональный выбор является, по сути, выбором просоциального образа жизни, в противовес отклоняющемуся, саморазрушающему поведению, а также являющемуся для него следствием адаптации к конкретным условиям существования. Профессиональное самоопределение для такой личности — это и возможность выйти за пределы вполне определенного, часто асоциального круга общения, и надежда на самостоятельность, в частности, на материальную независимость. В процессе принятия решения о выборе и, позднее, в ходе освоения профессии формируется положительное отношение к собственному Я, повышается самооценка личности, что является основой общей устойчивости личности к негативным влияниям. Более детального и щепетильного подхода в данном вопросе требует проводимая профориентационная работа с девочками с девиантным поведением.

В Государственной программе «Год здоровой матери и ребенка» принятой в Республике Узбекистан на 2016 год предусмотрено проведение широкой разъяснительной работы среди девочек учащихся профессиональных колледжей по вопросам овладения современными знаниями и профессиями, формирование у них стойкой жизненной позиции и самостоятельного мышления, как главного условия занятия ими достойного места в жизни. В целях обеспечения заинтересованности девочек в обучении и получении профессии отмечается значение таких востребованных специальностей, как швейное дело, дизайн, моделирование национальной и современной одежды, а также необходимость их введения в профессиональных колледжах каждого региона республики [1].

В связи с этим, профессиональная ориентация школьниц и обучение девушек в профессиональных колледжах по данным специальностям — это актуальные задачи деятельности педагогических коллективов, в т. ч. специализированных учебно-воспитательных учреждений [2; 3].

Одним из таких учреждений является специализированный профессиональный колледж[2] легкой промышленности г.Коканда, в котором проживают и обучаются несовершеннолетние девочки — будущие швеи[3]. В целях формирования у них устойчивого интереса к профессии, а также профессиональной ориентации на более сложные специальности (портной, модельер-конструктор, дизайнер), сотрудниками Республиканского центра социальной адаптации детейврамках реализации прикладного проекта по теме: «Современные подходы в социально-педагогической реабилитации, адаптации и интеграции в общество воспитанников специализированных школ и профессиональных колледжей» разработана программа профессионального тренинга «Моя профессия швея». Основная часть содержит последовательную программу тренингов, которые содержат богатый информационный материал для педагогов и учащихся, упражнения, которые имеют возможность переориентировать трудного подростка на позитивную, созидательную деятельность, построить совместно с ним индивидуальный профессиональный и жизненный план, т. е. определить конкретные шаги, которые учащиеся должны предпринять, чтобы добиться поставленной цели. Приведенный профессиональный тренинг направлен на конкретные методы работы: деятельность в коллективе, сочетание управления и самоуправления (формирование ответственности за свои собственные поступки), например, какую профессию получить, активная деятельность внутри группы, использование игровых, театральных методов обучения, творческий подход к обучению, эстетическое воспитание — использование художественных средств, применение поощрений и одобрений, и как итог — установление межличностных отношений в коллективе, а также творческое и профессиональное самоопределение.Программа тренинга «Моя профессия швея» состоит из 12 тематических занятий, которые включают: беседы, упражнения, мини-лекции, ролевые игры, интерактивные занятия, дискуссии, конкурсы КВН. Общими целями и задачами тренинга являются: укрепление профессионального интереса и мотивации овладения профессией; формирование профессионально важных качеств, умений, навыков; профессиональное саморазвитие обучающихся.

Хотелось бы отметить. что если девушки с девиантным поведением осознают свои профессиональные и личные цели, смогут определить пути решения и способы их достижения, а главное, захотят это сделать, то можно говорить по отношению к ним, что они находится в процессе социально-психологической адаптации. Это, на наш взгляд и является одной из поставленных задач в работе с ними при проведении профессиональных тренингов.

В заключении хотелось бы отметить, что в старшем школьном возрасте учащемуся, воспитаннику институционального учреждения необходимо создать свой жизненный план и решить вопросы для себя, «кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (нравственное самоопределение). Это главные требования общества, семьи, социума в целом, основанные на общечеловеческих и национальных культурных ценностях.

Литература:

  1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие. — Воронеж: МОДЭК, 2008. — С.4.
  2. Рашидов Х. Ф. Организационно-методические основы профессиональной ориентации учащихся и молодежи. Научно-методические рекомендации / Под ред. Р. Х. Джураева. Ташкент, 2003. — С.9.
  3. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М, 1999. — 374 с.

[1]Специализированная школа для детей, нуждающихся в особых условиях содержания, воспитания и образования; дом Мехрибонлик; воспитательная колония для осужденных несовершеннолетних

[2] Специализированных профессиональных колледжей для детей, нуждающихся в особых условиях содержания, воспитания и образования.

[3] По «Классификатору направлений подготовки, профессий и специальностей среднего специального, профессионального образования» предусмотрено обучение молодёжи специальностям: оператор швейного оборудования, закройщик швейных и швейно-трикотажных изделий, дизайнер-конструктор одежды.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантным поведением, профессионального самоопределения, тренинга «Моя профессия, профессиональное самоопределение, «Моя профессия швея», профессиональных тренингов, процессе профессионального самоопределения, профессионального самоопределения подростков, профессиональных колледжах, Республике Узбекистан, профессионального тренинга «Моя, Роль профессиональных тренингов, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.Программа тренинга, учебно-воспитательных учреждений, девиантным поведением значение, практика профессионального самоопределения, девочек учащихся профессиональных, процессе социально-психологической адаптации, проведении профессиональных тренингов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос