Роль интеллектуального развития в подготовке детей к обучению в школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Психология развития

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 469 раз

Библиографическое описание:

Султанова, Ш. М. Роль интеллектуального развития в подготовке детей к обучению в школе / Ш. М. Султанова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11092/ (дата обращения: 20.04.2024).



Одним из важных направлений государственной политики Республики Узбекистан в области образования является обеспечение прав граждан на получение доступного, качественного образования с учетом особенностей их психофизического развития. Система дошкольного образования Республики Узбекистан призвана: формировать здоровую, развитую личность ребенка, подготавливать к систематическому обучению. Дошкольное образование осуществляется в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях, действующих на коммерческой основе. Современное дошкольное образование в Узбекистане является начальным звеном системы непрерывного образования и строится на принципах реализации потребностей родителей и личности ребенка, обеспечения интеллектуального, художественно-эстетического, физического развития личности, побуждения интереса и мотивов к систематическому образованию на основе Государственных требований, предъявляемых к развитию детей дошкольного возраста.

Государственные требования к развитию детей дошкольного возраста разработаны в соответствии Законов Республики Узбекистан «Об образовании», «Национальной Программы по подготовке кадров» и определяют требования развития ребенка конкретного возраста и индикаторы, с помощью которых можно оценивать уровень развития и достижений ребенка. Данный документ призван, в первую очередь, помочь семьям в полноценном воспитании, обучении и развитии ребенка, эффективной подготовки его к обучению в школе.

Он определяет содержание дошкольного образования и ориентирует дошкольные образовательные учреждения, независимо от форм собственности, на реализацию равенства всех детей и индивидуальное развитие каждого при сохранении самоценности детства. Дошкольное образование является первой ступенью системы воспитания и обучения. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Реализация принципа гуманности системы народного образования Республики Узбекистан, в том числе и дошкольного, основывается на том, что обучающийся становится субъектом обучения, проявляется уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, учитываются его личностные цели, потребности и интересы, возможности в овладении интеллектуальными и личностными качествами в этом процессе. Для того чтобы дети 6–7 лет успешно могли учиться в первом классе начальной школы, с ними нужно регулярно проводить работу по повышению интеллектуальных способностей, развивать у них логическое мышление [1].

И педагоги, и родители должны учить ребят логическому мышлению: сравнивать, сопоставлять предметы, искать аналоги предметов, явлений и действий по тем или иным свойствам, элементам логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения. Именно в переходный период детей из детского сада в начальную школу предъявляются высокие требования к интеллектуальному и речевому развитию детей.

Как показывают наблюдения за занятиями, проводимыми в старших группах, не отвечают требованиям уровень развития речи, смысловой памяти, уровень сформированности операций логического мышления, произвольного внимания.

Государственными требованиями к развитию детей дошкольного возраста и опорной программой «Болажон» перед дошкольными учреждениями поставлены перед педагогами и родителями цели и задачи по подготовке детей к школе. В ней говорится: «В процессе подготовки ребенка к школе у них необходимо пробудить интерес к новому виду деятельности — к учению, к чтению. При этом в целях психологической подготовки детей к учению в школе необходимо обучать их первоначальным учебным элементам» [2].

Согласно опорной программе «Болажон» необходимо учить детей:

‒ понимать отношения чисел, стоящих рядом;

‒ уметь различать измерения предметов;

‒ уметь делить на части предметы, а также группу предметов;

‒ понимать величину части по отношению к целому;

‒ различать части суток (утром, днем, вечером, ночью);

‒ определять местонахождение предметов по отношению к себе;

‒ определять признаки времен года и др.

Для развития логического мышления, интеллектуальных способностей детей Л. Ф. Тихомирова предлагает выполнение следующих задач:

‒ описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

‒ выделять существенные признаки предметов;

‒ сравнивать между собой предметы, слова, числа;

‒ обобщать;

‒ классифицировать предметы, слова, числа;

‒ определять последовательность событий;

‒ судить о противоположных явлениях;

‒ давать определение тем или иным понятиям и явлениям;

‒ осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;

‒ использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях [1].

В подготовительном к 1-му классу возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей, в особенности, такие психические функции, как мышление, восприятие, память. Дети дошкольного возраста (6–7 лет) еще мыслят конкретными предметами. Им трудно понять переносное значение пословиц, метафор. Так, каменное сердце для ребенка — это сердце из камня.

Человек мыслит понятиями. Для того, чтобы развить мышление детей, следует изо дня в день повышать их словарный запас, совершенствовать устную речь. Изучая отдельные учебные предметы по программе дошкольного образования, дети приобретают элементарные научные понятия. Научные понятия формируются при овладении признаками предметов, дифференцировании их признаков. Следует учитывать то обстоятельство, что дети возраста 6–7 лет уже начинают различать наиболее наглядные, внешние признаки предмета (действие, которое выполняет он или для чего назначен он). Эти умения помогут им в дальнейшем дифференцировать существенные признаки предметов, объединять эти разные предметы в одну группу. Без умения различать существенные признаки от несущественных им трудно овладеть таким обобщением — объединением разных предметов в одну группу.

Интенсивное развитие интеллекта детей в подготовительном к школе возрасте связано с развитием мышления (развитием способности к обобщению и абстрагированию). Понятие «интеллектуальный» объединяет понятия «умственный» и «смышленый». Организуемая в дошкольном учреждении учебная деятельность, стремление самих детей к осмыслению предметов, явлений реальной действительности способствует интеллектуальной подготовке к жизни и к учебе в школе.

Познавая предметы реальной действительности, дети начинают дифференцировать их существенные и несущественные признаки. Развитие в этом возрасте наглядно-образной памяти помогает сохранять в памяти конкретные предметы и факты, отдельные сведения о них. Для продолжения учебной деятельности в первом классе у детей необходимо развивать речевые навыки, интеллектуальные способности смыслового (словесно-логического) запоминания объяснений педагога, учить детей сознательно управлять своей памятью.

В познании предметов реальной действительности, их существенных и несущественных признаков важную роль играет воспитание восприятия и наблюдательности детей. Развитие у детей таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление объектов, помогает формировать у них способности выделять их существенные и несущественные признаки, свойства предметов и явлений.

Занятия в детском саду должны стимулировать развитие непроизвольного внимания ребенка. Для формирования непроизвольного внимания к учебному материалу педагог чаще должен использовать к наглядности, стараться, чтобы они были яркими, а занятия с детьми проводить увлекательными и занимательными. Такая наглядность должна вызывать у детей интерес к познанию и эмоциональное восприятие предметов и фактов.

Дети должны быть готовыми к учебной деятельности в школе, изменить личное отношение к этой сфере деятельности. Это достигается воспитанием у них произвольного внимания, т. е. волевых качеств. Для этого нужно развивать у них операции логического мышления, восприятие, память и другие психические процессы.

Таким образом, для эффективной подготовки в дошкольных учреждениях детей 6–7 лет педагоги, а также их родители должны постоянно проявлять заботу об интеллектуальной и, самое главное, психологической подготовке их к школе, к учебной деятельности. В этих целях важно учить ребят логическому мышлению: сравнивать, сопоставлять предметы, искать аналоги предметов, явлений и действий по тем или иным свойствам, элементам логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза.

Литература:

  1. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Г. В. Соколов. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
  2. Опорная программа «Болажон». — Ташкент, 2010. — С. 100 (на узб. яз.).
Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, ребенок, Узбекистан, дошкольное образование, дошкольный возраст, предмет, учебная деятельность, развитие детей, реальная действительность, школа.

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников. Развитие логического мышления у детей старшего... ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст, признак, развитие, детское мышление, группа предметов...

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти...

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность ребёнка — игра.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственной...

Особенности развития инженерного мышления детей...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Развитие основ логического мышления у старших...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Учёными установлено, что интеллектуальное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие детей определять лишь объемом усвоенных знаний...

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень восприятия, тем раньше фор руется произвольное внимание.

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, суждений.

Похожие статьи

Условия развития логического мышления детей старшего...

Ключевые слова: логическое мышление, мышление старших дошкольников. Развитие логического мышления у детей старшего... ребенок, игра, логическое мышление, предмет, старший дошкольный возраст, признак, развитие, детское мышление, группа предметов...

Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе...

У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти...

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

Дошкольный возраст — это период, когда основная деятельность ребёнка — игра.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственной...

Особенности развития инженерного мышления детей...

творческое конструирование, ребенок, старший дошкольный возраст, совместная деятельность, детское конструирование, конструирование, образное мышление, стадий, дошкольное образование...

Развитие основ логического мышления у старших...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Учёными установлено, что интеллектуальное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее. Однако совершенно неправильно было бы умственное развитие детей определять лишь объемом усвоенных знаний...

Экологическое воспитание как способ развития психических...

Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень восприятия, тем раньше фор руется произвольное внимание.

Мышление — это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, суждений.