Использование техники медитации для снижения уровня агрессии и стресса у детей и взрослых | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Прикладная психология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 26.09.2016

Статья просмотрена: 1108 раз

Библиографическое описание:

Гусарова, Н. Н. Использование техники медитации для снижения уровня агрессии и стресса у детей и взрослых / Н. Н. Гусарова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11071/ (дата обращения: 17.12.2024).



По мере того как общество становится сильнее и экономически более процветающим, появляется больше задач и растет уровень преступности.

Когда нам нужно сделать очень много, а времени слишком мало, и энергии нет, то, естественно, возникает стресс. В сегодняшнем мире мы не можем снизить наши запросы. Поэтому нам необходимо повышать уровень нашей энергии. А уровень энергии повышается, когда мы меняем свои привычки — когда мы едим полезную, здоровую пищу, хорошо отдыхаем и мыслим позитивно. Если вы сидите и думаете только о негативе полчаса или даже десять минут, то этого вполне достаточно, чтобы утомить вас на весь оставшийся день. Этого можно достичь, уделив внимание своему дыханию и медитации.

Сегодня ученые уже доказали, что медитация может улучшить здоровье самым непостижимым образом. Недавно один ученый из Университета Осло (Норвегия) провел исследования. Он обнаружил, что даже если человек практикует эти техники в течение всего двух дней, это отражается на его ДНК, генах. Он объяснил, что около 300 генов в нашем организме ответственны за различные заболевания, такие как рак и т.д., и когда человек медитирует, влияние этих генов подавляется. Это является ежедневным опытом миллионов людей по всему миру, которые рассказывают о том, какую физическую, психическую, эмоциональную и духовную пользу они получили, и о том, как улучшается их здоровье, отношения с людьми и многое другое.

Медитация происходит в переходном возрасте. На самом деле медитация происходит сама, вы не можете ее выполнить. Вы можете только создать благоприятную атмосферу, чтобы она произошла.

В уме подростка начинает происходить какой-то сдвиг. Он не происходит до достижения подросткового возраста. Он не происходит до тех пор, пока в вашем теле не начинают активизироваться гормоны. Ум ребенка всегда на чем-то фокусируется и застревает там. Но по мере того, как гормоны в нашем теле начинают функционировать все интенсивнее и интенсивнее, ум начинает шататься и колебаться, и сфокусированного внимания становится все меньше и меньше.

В прежние времена до того момента, как это происходило, до достижения подросткового возраста, ребенка обучали йоге и медитации. Таким образом, к подростковому периоду, на всём протяжении которого ум колеблется и мечется туда-сюда, молодежь уже была обучена, как справиться со своим умом. Восемь-девять лет — это очень подходящий возраст, чтобы начать это практиковать. Как раз перед тем как начнут проявляться гормональные изменения — это подходящее время, чтобы начать обучать ребенка медитации, йоге и боевым искусствам. Тело готово и гибко, и ум готов. Это в идеале. Конечно, для того, чтобы начать медитировать, любое время благоприятно, любой возраст подходит. Но наиболее идеальное время для начала — восемь-девять лет.

В наши дни даже у восьми-девятилетних детей очень колеблющийся ум. Так много вещей оказывает влияние на ребенка. Например, еда оказывает влияние, окружающая среда, образ жизни… Очень многие вещи влияют. Но всё это влияние минимально.

Научные исследования медитации и ее влияния на человека начали проводиться на Западе еще с 60 годов прошлого века. За несколько десятилетий таких исследований накопилось уже несколько тысяч и каждый месяц выходят все новые и новые публикации, посвященные благотворным эффектам медитации.

Изучив с помощью МРТ, что происходит с нашим мозгом во время медитации, ученые пришли к выводу, что даже одной короткой медитации достаточно, чтобы добиться значительного снижения активности бета волн — это означает, что кора головного мозга менее активно включена в процесс обработки информации, чем обычно.

Простыми словами, во время медитации мозг человека отдыхает от переработки бесконечного потока информации. Интересно, что такие результаты демонстрируют люди, впервые пробующие медитацию.

http://welcomebackhome.ru/file/photo/54f7f8447f38c.jpg

Рис. 1 Два снимка демонстрируют состояние мозга ДО и ПОСЛЕ медитации.

Источник.https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_activity_and_meditation

Два снимка демонстрируют состояние мозга ДО и ПОСЛЕ медитации. Снимок слева — мозг ДО медитации, а справа — ПОСЛЕ. Активность бета волн показана яркими цветами на снимках слева.

Медитация увеличивает содержание серого вещества вмозгу.

Группа Гарвардских ученых провела эксперимент, в котором приняло участие 16 человек. Каждый день в течение восьми недель участники исследования должны были практиковать медитацию в течение 30 минут.

Участникам эксперимента дважды делали МРТ мозга — один раз за две недели до начала исследования, а второй раз — после того, как участники уже прошли курс по медитации.

Вывод ученых ошеломительный:

Анализ снимков МРТ показал, что после восьми недель медитации у участников эксперимента увеличилась плотность серого вещества в области головного мозга (гиппокамп), отвечающей за память и обучение, а также в отделах мозга, отвечающих за самосознание, сострадание и самоанализ.

Это первое исследование, доказывающее, что медитация приводит к изменениям серого вещества в мозгу.

Источник http://news.harvard.edu/gazette/story/2011/01/eight-weeks-to-a-better-brain/ и http://www.princeton.edu/~achaney/tmve/wiki100k/docs/Grey_matter.html

Медитация тормозит потерю серого вещества мозга при старении.

Медитация помогает сохранить объем серого вещества мозга, в котором содержатся нейроны. К такому выводу пришли исследователи из медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, изучавшие связь между возрастом и серым веществом в двух группах людей.

Ученые сравнили мозг 50 человек, которые медитировали в течение многих лет, и 50 человек, которые никогда этим не занимались.

Медитация эффективно лечит депрессию иснижает уровень стресса.

Снова Гарвардские ученые со своим МРТ. Они провели эксперимент, похожий на описанный выше. Группу участников, не имеющих предыдущего опыта медитации, в течение восьми недель обучали медитации — таким техникам как сканирование тела, сидячая медитация, медитация при ходьбе и осознанность в повседневных действиях.

Анализ снимков МРТ ДО и ПОСЛЕ эксперимента показал, что у участников утолстились части головного мозга, отвечающие за эмоции и восприятие, что в итоге привело к «значительному и продолжительному по времени уменьшению психологических проблем, связанных с беспокойством, тревогой и депрессией у участников». Источник.https://mic.com/articles/103790/science-has-amazing-news-for-people-who-meditate#.9hFQoVLu3

Исследование Университета Висконсин-Мэдисон показывает, что практика медитации снижает плотность серого вещества в областях мозга, отвечающих за беспокойство, тревогу и стресс. Ученые говорят, что «медитаторы лучше справляются собработкой потока стимулов-возбудителей, поступающих в мозг от момента к моменту, и менее склонны «застревать» на каком-либо одном раздражителе».

http://welcomebackhome.ru/file/photo/54f7f6a9673a2.jpg

Рис. 2. Показывает изменение плотности серого вещества в областях мозга

Исследование Университета Висконсин-Мэдисон показывает, что практика медитации снижает плотность серого вещества в областях мозга, отвечающих за беспокойство, тревогу и стресс. Ученые говорят, что «медитаторы» лучше справляются с обработкой потока стимулов-возбудителей, поступающих в мозг от момента к моменту, и менее склонны «застревать» на каком-либо одном раздражителе».

Источник http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2944261/

и еще http://ajp.psychiatryonline.org/doi/abs/10.1176/ajp.149.7.936

Исследование в пяти средних школах Бельгии, в котором приняло участие около 400 человек в возрасте от 13 до 20 лет, показало, что «школьники, посещавшие программу по медитации имели пониженные показатели депрессии, беспокойства истресса, чем школьники, не занимавшиеся медитацией».

Источник. https://www.sciencedaily.com/releases/2013/03/130315095916.htm

Исследователи из Университета Джона Хопкинса изучали эффективность использования медитации в качестве терапии против ряда психических расстройств, таких как стресс, зависимость, депрессия, хронические боли и панические расстройства.

В исследовании было проанализировано более 3500 пациентов, страдающих перечисленными недугами.

Вывод: «всего 30 минут медитации в день существенно снижает симптомы депрессии и панических расстройств. А восьминедельный курс медитации приводит к общему снижению уровня беспокойства, депрессии и боли, причем благотворный эффект сохраняется более чем на полгода после окончания курса».

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать выводя, что медитация оказывает реально положительный эффект на мозг человека. Снижение уровня стресса и агрессии.

Такой простой и эффективный метод для того чтобы изменить и перестроить мозг человека.

Медитация — это не что-то нереальное и эфемерное. Это конкретная тренировка мозга. Как мышцы можно изменить при помощи физический упражнений, так и мозг при помощи медитации.

Нам просто необходим начать обучать детей и подростков в образовательных учреждениях под руководством опытных учителей медитации.

Литература:

  1. Шри Шри Рави Шанкар. Мудрость нового тысячелетия. Издательство: Международный Фонд «Искусство Жизни». Переплет: мягкий;176 страниц; 2003г.
  2. Шри Шри Рави Шанкар. Сила Тишины. Издательство «Эксмо»; твердый переплет; 288 страниц; 2008 г.
  3. Далай Лама IVXL. 365 медитаций на каждый день. Издательство «Эксмо»; твердый переплет; 320 страниц; 2013г.
  4. Дэниель Сигель. Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию. Издательство Манн, Иванов и Фербер; твердый переплет, 336 страниц,2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): медитация, серое вещество, головной мозг, мозг, мозг человека, область мозга, анализ снимков, время медитации, подростковый возраст, серое вещество мозга.

Похожие статьи

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование арт-терапевтических техник в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников

Применение тренинга, направленного на снижение уровня мотивации избегания неудач, как метода повышения устойчивости к эмоциональному выгоранию

Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование арт-терапевтических техник в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников

Применение тренинга, направленного на снижение уровня мотивации избегания неудач, как метода повышения устойчивости к эмоциональному выгоранию

Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста