Некоторые особенности социально-психологических установок, препятствующих успешному изучению химии в современной средней школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 27.09.2016

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Самойлова, Т. Н. Некоторые особенности социально-психологических установок, препятствующих успешному изучению химии в современной средней школе / Т. Н. Самойлова, И. А. Гостищев. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11058/ (дата обращения: 19.04.2024).



Любая образовательная система должна выполнять функцию социализации личности и обеспечивать ее индивидуальное развитие [5, с.266], тем не менее, процесс социализации может приводить к противоречиям между конфликтующими социально-психологическими установками. В настоящее время учитель химии нередко сталкивается с предвзятым отношением к своему предмету со стороны других участников образовательного процесса. Предрассудки, предубеждения и социальные стереотипы могут становиться психологическими причинами неуспеваемости учащихся [5, с.266], закрепляя состояние беспомощности. Руководствуясь предубеждениями, учащиеся отказываются от деятельности ввиду неблагоприятного прогноза любых действий [5, с.273].

В источниках литературы понятие «предубеждение» упоминается часто в контексте социальных взаимоотношений и дискриминации как предубеждение по отношению к какой-либо общности людей. Однако понятие «предубеждение» может иметь более широкое значение и применяться для описания других явлений социальной психологии.

Некоторые авторы склонны смешивать понятия «предрассудок», «стереотип» и «предубеждение». Например, Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко [1, с.369] в Большом психологическом словаре дают следующее определение: предрассудок (синоним предубеждение) — стереотипное представление о личности, группе,общности. Как правило, спецификой такого рода социальных стереотипов считается то, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическое отношение к какой-либо аут-группе или общности[1, с.369].

Р. И. Мокшанцев [4, с.35–39] также считает синонимами «предрассудок» и «предубеждение». Предрассудок, или предубеждение, — это установка, которая препятствует адекватному восприятию сообщения или действия, это суждение до всякого выяснения истинного положения вещей. В предрассудке объединяются аффект (чувства), поведенческая тенденция (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Обычно предрассудок — это неоправданно негативная установка. Человек нередко не осознает или не желает осознавать свою предубежденность и рассматривает свое отношение к объекту предупреждения как следствие объективной или самостоятельной оценки. Предрассудок (предубеждение) может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, исходящих из личного опыта, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Нередко предрассудок используется для оправдания тех или иных, порой неблаговидных, поступков [4, с.35–39].

Согласно Философскому энциклопедическому словарю [7, с.526], предубеждение рассматривается как разновидность предрассудков: «предрассудок — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Предрассудками называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, связанные с религией, и предубеждения. Предубеждение — это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению. Не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, предубеждение весьма устойчиво и плохо поддается изменению под влиянием рациональной информации» [7, с.526].

В социальной психологии предрассудки рассматриваются как диспозиции личности и часть психоэмоционального функционирования индивидов (Ф. Зимбардо, М. Ляйппе). Их устойчивость и рецидивность объясняется, тем, что помимо других функций они выполняют ценностно-экспрессивную функцию (эго-защитную функцию). В таких случаях причина устойчивости предрассудков связана с ущербным самосознанием личности, инфицированной предрассудками [1, с.369].

Предубежденные люди могут стать жертвами ошибок в процессе переработки и извлечения информации в отношении объектов их негативных чувств: со временем такие люди начинают думать о своих «мишенях» определенным образом и эффективно отфильтровывать или игнорировать информацию, не согласующуюся или противоречащую тому убеждению, которое у них сложилось. Предубеждение имеет тройственную природу и обладает когнитивным, аффективным и поведенческим компонентами. Убеждения и ожидания индивидуума в отношении конкретного явления составляют когнитивный компонент такого негативного аттитюда. Люди, обладающие предубеждениями, склонны испытывать сильные отрицательные чувства, когда они сталкиваются, непосредственно или косвенным образом, с объектом предубеждения. При этом вступает в действие аффективный компонент такого негативного аттитюда, связанный с глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями, сопровождающими когнитивные реакции в отношении объектов предубеждения. Поведенческий компонент предубеждений наиболее интересен, поскольку существует тенденция предубежденных людей вести себя негативным образом по отношению к объектам их предубеждений [6, с.743].

Д. Майерс [3, с.436] определяет предрассудок как сочетание установок, объединяющее аффект (чувства), поведенческую тенденцию (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Негативные оценки, отличающие предрассудок, могут проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдывать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами [3, с.436].

Р. И. Мокшанцев [4, с.35–39] понимает социальный стереотип как относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта. Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Социальный стереотип искажает знания людей и серьезно деформирует межличностные взаимодействия. Особенно легко люди полагаются на стереотипы при дефиците времени, чрезмерной занятости, усталости, эмоциональном возбуждении, в слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие бытия [4, с.35–39].

Г. М. Коджаспирова в Словаре по педагогике [2, с.262] определяет предубеждение как негативную установку, препятствующую адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. Предубеждение может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе. Предубеждение нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков. Является серьезной причиной в возникновении конфликтов между учителем и учеником в педагогическом взаимодействии [2, с.262].

Рассмотрим типологию предубеждений, которые бытуют в среде учащихся, которые близко не знакомы с предметом и только приступают к изучению химии.

  1. Ложно позитивные предубеждения.

Одним из ложно позитивных предубеждений является отношение к химии как к развлекательному шоу, которое должно сопровождаться взрывами и иллюминацией. Корни таких предубеждений произрастают из массовой культуры и питаются многочисленными кинофильмами и развлекательными телепередачами. Поверхностное благосклонное отношение к предмету держится недолго и быстро заканчивается, когда возникает необходимость прикладывать усилия, чтобы разбираться в материале с высоким уровнем абстракции и запоминать большие объемы информации. В дальнейшем учащиеся с данным предубеждением быстро разочаровываются в химии и отличаются невысокой успеваемостью.

В нашей практике наблюдались случаи стереотипных представлений о химии как об исследовательской дисциплине, которая по силам только будущим ученым, и если учащийся не планирует в дальнейшем становиться исследователем, то и химию изучать не нужно. Положительный момент в данных предубеждениях полностью нивелируется низкой успеваемостью учащихся.

Элементы позитивных предубеждений проявляются при повседневной работе учащихся по изучению химии, приводя к прокрастинации и отрицанию накапливающихся пробелов и проблем. Некоторым детям химия кажется настолько легкой и простой, что они осваивают материал фрагментарно, от случая к случаю и в результате показывают неудовлетворительные результаты. Такие предубеждения особенно вредны для учащихся при подготовке к экзаменам и контрольным точкам.

  1. Негативные предубеждения.

Полной противоположностью предыдущему предубеждению и самым распространенным является предубеждение о том, что химия чрезвычайно серьезный, сложный, непонятный предмет, доступный не каждому человеку. Данное предубеждение передается из поколения в поколение, родители не стремятся мотивировать своих детей к стремлению освоить химию, чаще всего старшее поколение проецирует детям свой личный отрицательный опыт в изучении химии. Такие предубеждения тесно граничат с предрассудками и могут перерасти в суеверия, если не проводить систематическую разъяснительную, в чем-то даже просветительскую, работу с учащимися и их родителями.

  1. Прагматические предубеждения.

Прагматический подход к изучению химии отражает предубеждение о том, что «химия в жизни не пригодится», «для моей будущей профессии химия не нужна». Учащиеся с такими предубеждениями во многом пытаются преодолеть циркулирующие в ученической среде и школьном фольклоре негативные предубеждения, трансформируя свою будущую образовательную траекторию, чтобы избежать необходимости изучать естественные науки.

Учащиеся, которые не смогли преодолеть предубеждения относительно химии, со временем становятся учителями и приходят работать в школу. При этом предубеждения продолжают формировать особенности их поведения и начинают конфликтовать с профессиональными установками педагога. Негативные предубеждения продолжают доминировать, преобразовываясь в прагматические: многие учителя-предметники, а в особенности классные руководители, опосредованно и во многом неосознанно поддерживают предубеждения учащихся, используя ту же аргументацию, что и дети. При этом создается крайне неблагоприятная среда, остро влияющая на успеваемость учащихся по химии.

Подводя итоги, можно предложить и некоторые способы преодоления сложившейся ситуации, способы борьбы с предубеждениями и предрассудками относительно химии. В первую очередь, необходимо систематически формировать положительный образ химии как учебного предмета, сделать акцент на разъяснительную работу с родителями учащихся, доводя до их сведения хотя бы бытовую значимость химических знаний. Большое значение имеют экскурсии с учениками в химическую лабораторию, на химическое производство и дни открытых дверей профильных факультетов. Во-вторых, хороших результатов поможет добиться индивидуальный подход к обучению, когда для каждого учащегося на уроке будет поставлена выполнимая и, что немаловажно, интересная задача. Такая каждодневная систематическая работа поможет преодолеть социально-психологические установки, мешающие успешному изучению химии в средней школе.

Литература:

  1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — С.369.
  2. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — С.262.
  3. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. — СПб: Питер, 1997. — С.436.
  4. Мокшанцев, Р. И. Социальная психология [Текст] / Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. — Новосибирск: Инфра-М, 2001. — С.35–39.
  5. Педагогическая психология [Текст] / под ред. Л. А. Регуш и др.. — СПб: Питер, 2011. — С.266, с.273.
  6. Психологическая энциклопедия [Текст] / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб: Питер, 2006. — С.743.
  7. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л. Ф. Ильичева и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С.526.
Основные термины (генерируются автоматически): предубеждение, предрассудок, изучение химии, химия, личной опыт, отношение, учащийся, негативная установка, негативный аттитюд, некритическое усвоение.

Похожие статьи

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие

Большая часть данная категория школьников постоянно находится в дискомфортном состоянии, что приводит к целому ряду негативных последствий...

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Особенности этнической толерантности подростков. Этническая толерантность, по мнению Лебедевой Н.М, — это отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие.

Изучение отношения современной молодежи к проблеме...

С целью изучения отношения обучающихся к проблемам экстремизма и необходимости профилактических мероприятий, нами был

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы когда-нибудь участвовали в конфликтах на национальной почве лично?», в %.

Социально-психологические особенности формирования...

— терпение; — отсутствие стереотипов и предрассудков

Исследования Н. В. Вязовец, В. А. Лавровой показывают, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения...

Влияние стратегий критического мышления на повышение...

– позволяет установить связь химии с другими предметами

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, решение задач, учащийся, химия, учитель, лист бумаги, химическая реакция, планомерный поиск ответов, KOH, стадий вызова.

Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения...

В настоящее время важность изучения проблемы риска обусловлена возрастающей динамичностью изменений социального устоя

Намерение реализовать рискованное поведение определяется совместным действием трех факторов: * аттитюды в отношении данного...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Толерантность представляется, в том числе, и в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

Химия.

Логашенко Ю. А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного

1) intercultural attitudes (межкультурные отношения), включающие открытость, любопытство, готовность отказаться от предубеждений относительно...

Применение тестовых заданий на уроках неорганической химии...

Тесты разработаны с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество изучения

Обобщение опыта учителей, которые успешно применяют тестовый контроль качества и

Применение тестового контроля знаний и умений учащихся на уроках химии показывает...

Похожие статьи

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие

Большая часть данная категория школьников постоянно находится в дискомфортном состоянии, что приводит к целому ряду негативных последствий...

Основные подходы к изучению понятия толерантности...

Особенности этнической толерантности подростков. Этническая толерантность, по мнению Лебедевой Н.М, — это отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие.

Изучение отношения современной молодежи к проблеме...

С целью изучения отношения обучающихся к проблемам экстремизма и необходимости профилактических мероприятий, нами был

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы когда-нибудь участвовали в конфликтах на национальной почве лично?», в %.

Социально-психологические особенности формирования...

— терпение; — отсутствие стереотипов и предрассудков

Исследования Н. В. Вязовец, В. А. Лавровой показывают, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения...

Влияние стратегий критического мышления на повышение...

– позволяет установить связь химии с другими предметами

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, решение задач, учащийся, химия, учитель, лист бумаги, химическая реакция, планомерный поиск ответов, KOH, стадий вызова.

Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения...

В настоящее время важность изучения проблемы риска обусловлена возрастающей динамичностью изменений социального устоя

Намерение реализовать рискованное поведение определяется совместным действием трех факторов: * аттитюды в отношении данного...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

Толерантность представляется, в том числе, и в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность...

Химия.

Логашенко Ю. А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного

1) intercultural attitudes (межкультурные отношения), включающие открытость, любопытство, готовность отказаться от предубеждений относительно...

Применение тестовых заданий на уроках неорганической химии...

Тесты разработаны с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество изучения

Обобщение опыта учителей, которые успешно применяют тестовый контроль качества и

Применение тестового контроля знаний и умений учащихся на уроках химии показывает...