О вопросах возможности влияния потоков информации на изменение возраста человека | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы психологии

Опубликовано в

III международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, июль 2016)

Дата публикации: 16.04.2016

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, И. И. О вопросах возможности влияния потоков информации на изменение возраста человека / И. И. Зайцева. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10138/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы влияния воспринимаемого человеком потока информации на его психологический и биологический возраст.

Ключевые слова: восприятие, информация, время, биологический и психологический возраст, взаимосвязь личности и времени, Орнштейн, Зейгарник.

The article discusses the influence of the perceived flow of information on its psychological and biological age.

Keywords: perception, information, time, biological and psychological age, the interrelation of the person and time, Ornshtein, Zeigarnik.

Актуальность предложенного подхода к рассмотрению взаимодействия человека и времени с психологической точки зрения продиктована сегодняшним нахождением человека в увеличивающемся потоке информации и эффектом «ускорения жизни». «Жизнь течёт, — отмечает человек, — очень быстро и сознание не успевает отметить эмоционально значимые, приятные события». При этом свойство оставаться в памяти сильных негативных переживаний сокращает психологически воспринимаемое время прожитой жизни. Рассмотрим вопрос о влиянии скоротечности времени на психологически осознаваемое время, а также о значимости воспринимаемой информации в измерении человеком его возраста и в длительности его биологической жизни, на основании сравнительного анализа и собственной позиции автора.

«Время — это темпы, скорость, сроки и ритмы, периоды, этапы и определенные структуры самых различных процессов и явлений. Объединяя все эти временные структуры и явления, можно сказать: время необходимо включает в себя энергетический аспект, время — это энергия нашей жизни. До сих пор субстанциональные концепции физики времени мало использовались психологами в своих работах». Так в своих исследованиях взаимосвязи личности и времени показывают К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. [1, с.5] Авторы повествуют, что долгое время считалось, будто «существует только объективное время, а объективное время познается только точными науками, прежде всего физикой. И даже несмотря на появление именно в области точного знания ряда сложных темпоральных концепций (теория относительности А. Эйнштейна, теории многомерной, имеющей несколько временных и пространственных координат, Вселенной — модели Калуцы-Клейна, концепция внутреннего времени И. Пригожина, энергетическая теория времени Н. Козырева и др.), некоторые представители точных наук абсолютизировали» механическое время, отрицая возможность выявления специфики человеческого времени. «Однако именно в отмеченном выше многообразии темпоральных концепций современной физики времени психология может найти интерпретации многих известных феноменов психологического и личностного времени» [1, с.6]

Вопросами восприятия времени человеком занимались учёные длительное время. Одним из первых объяснение зависимости продолжительности времени от количества событий (впечатлений) дали И. Кант и М. Гюйо («событийный подход»). Т. Коттл, с учётом практического опыта экспериментальной психологии, обнаружил различные типы временных представлений людей. С помощью гипнотического влияния психиатром Крафт-Эбингом был показан феномен «гипнотической регрессии возраста». Бергсон и Юнг определили временное смещение «я», выделив типы личности в зависимости от характерной им направленности по времени: живущие в прошлом, настоящем или будущем. У. Джеймс, используя «событийный» подход, определил длительность психологического времени переживаниями, которые испытывает человек, но не событиями отдельно. Таким образом, было выделено отличие воспринимаемого времени человеком от астрономического и влияние на этот процесс переживания эмоций. А также отношения процессов доминирования и торможения возбуждения к свойству преувеличивать или преуменьшать время. В отечественных исследованиях проблема восприятия времени оказалась недостаточно изученной.

К.А. Абульханова и Т.Н. Березина ввели понятие «плотности переживания». «При низкой плотности переживания, — считают они, — человек воспринимает время как растянутое, пустое, которое «еле ползет», но проходит быстро и «потом нечего вспомнить». При средней плотности переживания темпоральный промежуток заполняется активностью внутреннего плана — мыслями, чувствами, фантазиями и планами индивида. При высокой — активность внутреннего плана, в данный промежуток времени, успевает проявиться и вовне, в виде деятельностной, творческой, двигательной или другой активности». [1, с.11] Наиболее важным критерием ценности времени является наличие смысла жизни. «Тезис о наличии специфики человеческого времени в целом в отличие от времени физических процессов», в сегодняшних условиях, — считают эти авторы, — возможно доказать. Также следует отметить тот факт, что «восприятию объективного времени ребенок учится. Он не сразу овладевает временными представлениями, которые мы бы назвали социальными». [1, с.48] В связи с этим сошлёмся на слова известного нашего физика. И. Пригожий предположил, что у человека «внутреннее время существенно отличается от внешнего времени, отсчитываемого по наручным часам, оно соответствует, скорее, возрасту человека». [2, с. 235] В концепции индивидуального времени (Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина) «индивидуальное пространство и время существуют, пока жив человек и функционирует его мозг. Это пространство и время прерываются вместе со смертью мозга, вместе со смертью правши и левши». [3, с. 195] «Теория личностной организации времени впервые в психологии обосновывает активную роль психики (на самом высшем ее уровне — уровне личности) в организации времени жизни.» [1, с.143] Личность способна организовывать свое внутреннее время. Имеется ввиду воздействие человека на переживание хода времени (ускорение или замедление внутреннего времени). Рассматривая влияние информационного потока на внутреннее время человека, упомянем также и тот факт, что физики уже ставят эксперименты, в которых изучают влияние сознания на внешнее пространство—время.

Человек, получающий и обрабатывающий большой поток информации, имеет гораздо большую психологическую нагрузку и через когнитивно-эмоциональную сферу получает восприятие времени иное, как более длительное по протяжённости, по сравнению с «обычным» временем покоя и отсутствия информационного воздействия. Таким образом, при изменении внутреннего неосознаваемого восприятия длительности каких-то периодов своей жизни, он получает, находясь в единении со своим телом, и информационный ответ от него, сообщающий о «периодичности прожитого». При изменении событий, кажущиеся дополнительно воспринимаются, словно они были. Информационное восприятие дополняет осознание психологически более длительного периода прожитости. Словно уже прожито было этим человеком больше, чем в реальности. Этим подтверждаются слова Р. Орнштейна о влиянии количества и сложности сохранённой в памяти информации на «психологическое время человека». [4] Он установил, что чем больше объём сохраняемой информации, тем более продолжительным кажется промежуток времени. С нашей стороны, постараемся отметить и вопрос о влиянии на психологический возраст количества обрабатываемой человеком информации, а также на соучастие в этом его когнитивно-эмоциональной сферы. По всей видимости, эмоциональное восприятие информации имеет отражение в сложности процесса принятия её и переработки, сохранения. А также в отражении отношения человека к процессу этого самого принятия. Желание исключить себя из состояния взаимодействия с этим или иным потоком событий, стимулов или другой принимаемой, обрабатываемой информации затрагивает ещё дополнительно силы, истощая организм и увеличивая не только его психологический, но и биологический возраст.

Сложность задачи, её неразрешённость (исследования Б.В. Зейгарник методом незаконченного действия школьников, у которых остаются в памяти воспоминания именно о нерешённых задачах) могут продлить реальность восприятия времени нахождения в творческом процессе человека. Тем самым остановить, придав сил жить, развитие сложного заболевания, ведущего к летальному исходу через психологическую и эмоциональную стороны психики человека. (Одним из примеров может послужить история всем известного Стивена Хокинга.) Саморегулирование включается, при разрешении сложных эмоционально значимых задач, и не получая достаточных резервных сил организма, может приостановить время, «отведённое» для развития заболевания. Такой сложный вопрос относится к теории относительности и вряд ли имеет эмпирически значимые доказательства, но сочетается с теорией восприятия времени Роберта Орнштейна. Когнитивно-эмоциональные ожидания результата познания, получаемого при разрешении длительного по времени процесса анализа и принятия информации, может продлить существование в жизни человека через его волевую регуляцию; может остановить процесс развития болезни; может остановить его собственное желание смерти в результате какого-либо эмоционального нарушения или беды, может также и раскрасить его дальнейшее существование яркими эмоциями. То есть, как отрицательное воздействие информации на мозг и физическое тело существует, так и её положительное влияние. При этом, следует отметить, что мозг, как биологический орган, имеет пределы своих возможностей нагрузки, как и любой компьютер (если можно так сравнить), при этом учитываться быть должно не только качество питания, состояния тела, но и личностные характеристики, а также воля человека, наследственное свойство когнитивного восприятия, умения обрабатывать информацию, отношение личности к познавательному процессу.

Отмечено сокращение жизни человека через увеличение его биологического возраста после длительных или коротких по длительности, но насыщенных, эмоциональных переживаний, потрясений. Эффект старения определяется наличием получения определённого «количества» негативных эмоций. Которые расстраивают внутренние биологические процессы, имеющие психологическую и волевую регуляцию. Кроме того, эффект принятия на себя чужого негативного эмоционального влияния тоже проявляется в увеличении психологического и биологического возраста человека. Изменяется его мимика, лицо стареет, приобретает соответствующее состояние и тело. Однако влиянием изменения эмоционального состояния удаётся изменить как внешние проявления, так и внутреннее состояние здоровья. Что же информация? Выражения «мудрая старость», «мудрые старики», «старцы» приводят к выводам о подтверждении психологических теорий о влиянии количества воспринятой, обработанной и обрабатываемой информации на внешний вид человека, т. е. на его, в конечном итоге, биологический возраст. Поглощающие большой поток информации с большой скоростью, например, школьники, теряют не только здоровье, но и становятся старше, меняются в рассуждениях, словно «маленькие старички». О влиянии потока информации, о важности «высокой плотности переживания» также сообщают, по результатам своих исследований, К.А. Абульханова и Т.Н. Березина, отмечая, что «вместе с ускорением внутреннего времени также возрастают энергетические траты организма, что может сопровождаться последующей отдачей и необходимостью отдыха». «Даже в относительно простых и хорошо известных науке феноменах психологического времени появляется очевидная связь внутреннего времени и энергии, точнее, энергетики организма», — отмечают они. Что же касается энергии, то в психологии это понятие напрямую связано с категорией активности.

В связи с этим, хочется обратить внимание на необходимость не только здорового образа жизни и питания, увеличивающего скорость мысли, но и на необходимость сокращения обрабатываемой порции информации с расчётом на предельные возможности организма, как взрослого, так и детского. И использовать понимание количества и качества информационной нагрузки в педагогике, психологии, медицине, в вопросах о предотвращении заболеваний, а также изменения возраста.

Литература:

  1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни. Научное издание / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина.– Издательство «Алетейя», Санкт-Петербург, 2001. 300с.
  2. Пригожий, И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985. 327 с.
  3. Доброхотова, Т. А. Левши. / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина. — М.: Книга, 1994. 230 с.
  4. Шиффман, Х. Восприятие времени http://refdt.ru/docs/642/index-4819.html?page=18 Дата обращения: 23.03.2016
Основные термины (генерируются автоматически): внутреннее время, время, биологический возраст, Березино, объективное время, внутренний план, волевая регуляция, когнитивно-эмоциональная сфера, психологический возраст, психологическое время.

Ключевые слова

информация, время, время, восприятие, биологический и психологический возраст, взаимосвязь личности и времени, Орнштейн, Зейгарник

Похожие статьи

Психические структуры, определяющие переживание времени

внутреннее время, время, биологический возраст, Березино, объективное время, когнитивно-эмоциональная сфера, волевая регуляция, внутренний план, психологическое время, психологический возраст.

Теоретический анализ проблемы времени в психологии

время, переживание времени, объективное время, субъективное время, сознание времени, переживание, сознание, временная перспектива, временная структура, психологическое время. О вопросах возможности влияния потоков информации на... Рассмотрим вопрос о влиянии...

Психологические особенности и развитие эмоциональной...

В то же время, происходящие биологические и социальные изменения в жизни индивида являются естественными, статистически нормальными и переходящими.

В целом этот процесс протекает на фоне развития когнитивной и коммуникативно-эмоциональной сферы, а также...

Старость как кризисный возрастной период | Статья в сборнике...

Возраст (в самом общем смысле) — это период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного момента

Всё это проявляется вместе с жизненной мудростью как центральным психологическим новообразованием старости [1, 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления.

Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Долгое время школьную неуспеваемость гиперактивных детей объясняли их умственной

Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5–7 и 9–10 лет

Эмоционально-волевая сфера изучалась с помощью многофакторного личностного...

Особенности переживания кризиса середины жизни лицами...

В ситуации психологического кризиса беременности психологические защиты не снижают остроту эмоционального, психологического

Психологические особенности подросткового возраста и их... Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка...

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей.

В то же время за счет волевой регуляции происходит концентрация стремлений личности в плане достижения конкретной цели.

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

2. Когнитивный уровень — работа с неадекватными копинг-стратегиями и их деструктивным воздействием на психологические процессы.

Эмоциональный возраст пациентов соответствует периоду раннего детства (2–3 лет).

Похожие статьи

Психические структуры, определяющие переживание времени

внутреннее время, время, биологический возраст, Березино, объективное время, когнитивно-эмоциональная сфера, волевая регуляция, внутренний план, психологическое время, психологический возраст.

Теоретический анализ проблемы времени в психологии

время, переживание времени, объективное время, субъективное время, сознание времени, переживание, сознание, временная перспектива, временная структура, психологическое время. О вопросах возможности влияния потоков информации на... Рассмотрим вопрос о влиянии...

Психологические особенности и развитие эмоциональной...

В то же время, происходящие биологические и социальные изменения в жизни индивида являются естественными, статистически нормальными и переходящими.

В целом этот процесс протекает на фоне развития когнитивной и коммуникативно-эмоциональной сферы, а также...

Старость как кризисный возрастной период | Статья в сборнике...

Возраст (в самом общем смысле) — это период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного момента

Всё это проявляется вместе с жизненной мудростью как центральным психологическим новообразованием старости [1, 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 15].

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления.

Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита...

Долгое время школьную неуспеваемость гиперактивных детей объясняли их умственной

Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5–7 и 9–10 лет

Эмоционально-волевая сфера изучалась с помощью многофакторного личностного...

Особенности переживания кризиса середины жизни лицами...

В ситуации психологического кризиса беременности психологические защиты не снижают остроту эмоционального, психологического

Психологические особенности подросткового возраста и их... Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка...

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей.

В то же время за счет волевой регуляции происходит концентрация стремлений личности в плане достижения конкретной цели.

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

2. Когнитивный уровень — работа с неадекватными копинг-стратегиями и их деструктивным воздействием на психологические процессы.

Эмоциональный возраст пациентов соответствует периоду раннего детства (2–3 лет).