Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста с длительными сроками отбывания наказания
Автор: Быстрова Татьяна Владимировна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
II международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Самара, март 2016)
Дата публикации: 03.03.2016
Статья просмотрена: 664 раза
Библиографическое описание:
Быстрова, Т. В. Особенности жизнестойкости осужденных различного возраста с длительными сроками отбывания наказания / Т. В. Быстрова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9962/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрена проблема развития жизнестойкости осужденных различного возраста, находящихся длительное время в условиях исправительного учреждения. Показано, что жизнестойкость является личностным качеством, которое в экстремальных условиях служит ресурсом профилактики негативных личностных изменений. Приводятся результаты исследования жизнестойкости и смысложизненных ориентаций осужденных с длительными сроками отбывания наказания в зависимости от возраста респондентов.
Ключевые слова: жизнестойкость личности, вовлеченность, контроль, принятие риска, смысложизненные ориентации, осужденные с длительными сроками отбывания наказания, пенитенциарный стресс.
Лишение свободы — это вид наказания, который активно воздействует на личность осужденных. При этом изоляция на длительный срок позволяет достигнуть восстановления социальной справедливости, оградить общество от опасного преступника[2, с. 21, 111]. Но всегда ли позволяет организовать исправление осужденного и предупредить совершение им новых правонарушений?
Изучение личности осужденных с длительными сроками отбывания наказания показало, что большинство из них неоднократно судимы, как правило, воспитывались в неблагополучных семьях, не получали достаточного родительского внимания и любви и имели опыт негативного отношения к правовым нормам.
Осужденные испытывают пенитенциарный стресс, вызванный изменением социального и правового статуса, ограничением личного пространства, публичностью пребывания, постоянными запретами, ситуацией неопределенности. Можно констатировать значительно большее, чем в условиях свободы, воздействие микросоциального окружения на поведение людей, ее лишенных. Человек попадает в жесткую зависимость от среды, возможности выбора вариантов действий существенно сужаются. Это подтверждает и опрос сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы. В условиях жесткой регламентации поведения у осужденных развиваются такие качества, как подозрительность, недоверчивость, агрессия и др. В то же время осужденный живет в постоянном и тесном окружении людей, каждый из которых находится под влиянием негативных психических состояний.
В основе устойчивости к фрустрационным ситуациям, ведущим к агрессии, лежат способности осужденного к адекватной оценке этой ситуации и поиску смысла жизни. Как подчеркивал В. Франкл, «страдание перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл» [4, с. 54].
Особое внимание уделяется сохранению психического здоровья осужденных отбывающих длительные сроки лишения свободы.
Важным психологическим конструктом, позволяющим осужденному выжить в сложных социальных условиях, адаптироваться к длительному сроку отбывания наказания, сохранить психическое здоровье является жизнестойкость.
Согласно С. Мадди, жизнестойкость (hardiness) — это интегральная личностная черта, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей[5, с. 19]. С. Мадди характеризует жизнестойкость каксочетание трех компонентов.
Первый компонент — «вовлеченность» (commitment) — подразумевает наличие у человека позиции активной включенности в жизнедеятельность. Человек с выраженной вовлеченностью считает, что «происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [3, с. 4].
Второй компонент жизнестойкости — «контроль» (control) — представляет собой убежденность человека в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего, а поэтому он мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных измененийв противовес состояний беспомощности и пассивности [1, с. 17].
Третий компонент, выделяемый в структуре жизнестойкости, — «принятие риска» (challenge). Человек воспринимает проблемы как вызов самому себе и любой опыт (как положительный, так и негативный) — как основание для личностного развития[3, с. 4].
Компонента жизнестойкости взаимосвязаны и усиливают влияние друг друга.
Эмпирическое исследование психологического содержания жизнестойкости и ее взаимосвязи со смысложизненными ориентациями проводилось среди осужденных с длительными сроками отбывания наказания в 2015 г на базе исправительных учреждений строгого и особого режимов Вологодской, Ленинградской, Нижегородской, Ярославской областей.
В исследовании приняли участие 133 осужденных, в возрасте от 20 до 59 лет, срок лишения свободы которых составил от 10 до 21 лет. Все респонденты отбывают наказание за особо тяжкие преступления, причем в большинстве своем по статье 105 УК РФ. Все осужденные ранее отбывали наказание в виде лишения свободы.
В исследовании был использован следующий диагностический инструментарий: «Тест жизнестойкости» (С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. Крамбо, А. Махолик в адаптации Д. А. Леонтьева). Подсчет различий между двумя независимыми выборками проводился с применением U — критерия Манна-Уитни.
Перейдем к характеристике групп осужденных по следующему критерию — возраст лиц, отбывающих длительные сроки наказания. При анализе данных психологической значимости осуществлялось деление по критерию возраста респондентов на следующие группы: от 18 до 24 лет (21 человек); от 25 до 30 лет (28 человек); от 31 до 39 лет (31 человек); от 40 до 49 лет (29 человек); от 50 до 60 лет (24 человек).
В Таблице 1 представлены данные по средним показателям жизнестойкости и ее составляющим в сравниваемых группах.
Таблица 1
Особенности жизнестойкости в группах осужденных различного возраста
Шкалы «Теста жизнестойкости» |
Средние значения вгруппе осужденных от 18 до 24 лет |
Средние значения вгруппе осужденных от 25 до 30 лет |
Средние значения вгруппе осужденных от 31 до 39 лет |
Средние значения вгруппе осужденных от 40 до 49 лет |
Средние значения вгруппе осужденных от 50 до 60 лет |
Вовлеченность |
44,1 |
38,2 |
38,5 |
38,7 |
39,4 |
Контроль |
33,9 |
32,3 |
37,6 |
32,6 |
32,8 |
Принятие риска |
20,2 |
15,2 |
15,6 |
15,3 |
13,3 |
Жизнестойкость |
98,2 |
85,7 |
91,7 |
86,6 |
85,5 |
Из Таблицы 1 видно, что значимые различия выявлены между группами респондентов в возрасте от 18 до 24 лет и от 25 до 30 лет по компонентам «вовлеченность» (p≤0,05) и «принятие риска» (p≤0,01). Это указывает на тот факт, что осужденные в возрасте от 18 до 24 лет более уверенны в себе, получают удовольствие от собственной жизни. Они не чувствуют себя отвергнутыми. Также более высокие результаты по компоненту «принятие риска» означают, что респонденты из группы в возрасте от 18 до 24 лет в большей степени готовы действовать на свой страх и риск и рассматривают свою жизнь как способ приобретения опыта.
Помимо значимых различий с группой в возрасте от 25 до 30 лет выявлены значимые различия по компонентам «вовлеченность» (p≤0,05) и «принятие риска» (p≤0,01) так же у группы респондентов от 18 до 24 лет с группой от 31 до 39 лет. Это указывает на развитие «вовлеченности» и «приятия риска» у осужденных в возрасте от 18 до 24 лет. По шкале «контроль» значимо выше (p≤0,05) показатели в группе респондентов в возрасте от 31 до 39 лет.
У респондентов в возрасте от 18 до 24 лет по компоненту «принятие риска» значимые различия выявлены и с 2 оставшимися группами. У респондентов в возрасте от 40 до 49 лет и от 50 до 60 лет значимость различий по компоненту «принятие риска» на уровне p≤0,01. По шкале «вовлеченность» на уровне p≤0,05 выявлены значимые различия между группами респондентов в возрасте от 18 до 24 и от 40 до 49 лет. Развитие «вовлеченности» и «принятия риска» также выше в группе респондентов в возрасте от 18 до 24 лет.
С группами респондентов групп от 40 до 49 лет и от 50 до 60 лет у группы респондентов от 18 до 24 лет выявлены значимые различия по общему уровню жизнестойкости (p≤0,05). Это указывает, что осужденные в возрасте от 18 до 24 лет испытывают внутреннее напряжение в стрессовых ситуациях реже, более гибко в них реагируют и воспринимают стрессы как менее значимые.
Итак, можно предполагать, что с возрастом у осужденных отбывающих наказание в исправительном учреждении уровень жизнестойкости снижается.
По компоненту жизнестойкости «контроль» выявлены значимые различия на уровне p≤0,05 между группой в возрасте от 31 до 39 лет и группами в возрасте от 25 до 30 лет, от 40 до 49 лет и от 50 до 60 лет. Таким образом, осужденные в возрасте от 31 до 39 лет более уверены в возможности влияния на происходящее, контролировании своей жизни, ощущают, что сами выбирают свой жизненный путь.
Данные по методике «Тест смысложизненных ориентаций», в зависимости от возраста респондентов представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Средние значения по шкалам «Теста смысложизненных ориентаций» в группах осужденных различного возраста
Шкалы «Теста смысложизненных ориентаций» |
Средние значения вгруппе осужденных от 18 до 24 лет |
Средние значения вгруппе осужденных от 25 до 30 лет |
Средние значения вгруппе осужденных от 31 до 39 лет |
Средние значения вгруппе осужденных от 40 до 49 лет |
Средние значения вгруппе осужденных от 50 до 60 лет |
Цели в жизни |
32,2 |
30,6 |
33,7 |
31,5 |
30,2 |
Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность |
27,6 |
26,7 |
28,8 |
28,9 |
32,3 |
Результативность жизни, удовлетворенность самореализацией |
24,6 |
23,0 |
25,4 |
24,5 |
23,5 |
Локус контроля — Я (Я-хозяин жизни) |
23,3 |
20,9 |
23,4 |
20,8 |
19,2 |
Локус контроля — жизнь, управляемость жизни |
29,0 |
26,0 |
28,5 |
26,7 |
27,9 |
Общий показатель осмысленности жизни |
97,8 |
94,6 |
102,0 |
99,3 |
97,4 |
Значения по шкале «процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» значимо выше (p≤0,05) у респондентов в возрасте от 50 до 60 лет по сравнению с группами в возрасте от 18 до 24 лет и от 25 до 30 лет. Таким образом, осужденные в возрасте от 50 до 60 лет в большей степени воспринимают сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Статистически значимые различия на уровне p≤0,01 выявлены по шкале «локус контроля — Я (Я-хозяин жизни)» между группой респондентов в возрасте от 31 до 39 лет и группами от 25 до 30 лет и от 40 до 49 лет, т. е. осужденные в возрасте от 31 до 39 лет в большей степени ощущают себя сильными личностями, считают, что способны построить собственную жизнь в соответствии с намеченными целями. Между указанными группами выявлены различия при p≤0,05 по шкалам «результативность жизни, удовлетворенность самореализацией», «локус контроля — жизнь, управляемость жизни» и «общий показатель осмысленности жизни», где показатели также выше в группе респондентов в возрасте от 21 до 39 лет.
Результаты по шкале «локус контроля — Я (Я-хозяин жизни)» значимо выше у респондентов в возрасте от 31 до 39 лет по сравнению с группой в возрасте от 40 до 49 лет при p≤0,01, а с группой в возрасте от 50 до 60 лет при p≤0,05. Следовательно, у осужденных в возрасте от 31 до 39 лет более выражена установка «Я — хозяин жизни», у них преобладает представление о себе как о сильной личности, способной построить свою жизнь в соответствии с намеченными целями.
Так же значимые различия (p≤0,05) по шкале «процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» выявлены и у группы респондентов в возрасте от 50 до 60 лет с группой в возрасте от 31 до 39 лет. Показатели так же значимо выше у осужденных в возрасте от 50 до 60 лет.
Проведенный нами корреляционный анализ, позволил выделить следующие положительные связи между шкалами методик «Тест жизнестойкости» и «Тест смысложизненных ориентаций». Положительные связи выявлены при p≤0,01 между всеми шкалами «Теста смысложизненных ориентаций» и шкалой «принятие риска» «Теста жизнестойкости». Также выявлены значимые положительные связи (при p≤0,01) между всеми шкалами «Теста жизнестойкости» и шкалой «локус контроля — жизнь, управляемость жизни», шкалами «Теста жизнестойкости» и шкалой «цели в жизни». Выявлена положительная корреляционная связь (при p≤0,01) между шкалой «локус контроля — Я (Я-хозяин жизни)» и «вовлеченность»
Итак, выявлена устойчивая положительная связь между 2 методиками. Таким образом, при изучении жизнестойкости личности важно исследовать и ее смысловую составляющую.
Таким образом, бесспорно, всех осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы исправить нельзя. Есть такие осужденные, пребывающие длительный период времени в условиях изоляции, которые адаптировались, приспособились к жизни в исправительных учреждениях настолько, что не представляют себя в других условиях, начинают бояться свободы, к которой ранее так стремились, поэтому освободившись снова совершают преступления, чтобы оказаться в привычной обстановке. Но есть среди осужденных и такая категория, которая во что бы то ни стало стремится к исправлению, мечтает быстрее выйти на свободу, чтобы вернуться к родным и близким людям, устроится на работу, начать новую законопослушную жизнь.
Следовательно, проведенное нами исследование может использоваться при разработке коррекционных программ, направленных на повышение уровня жизнестойкости осужденных различного возраста с длительными сроками отбывания наказания.
Литература:
- Александрова Л. А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научн. конференц. — М.: Институт психологии РАН — 2005. — С. 16–21.
- Комментарий УК РФ / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. — М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2011. — 876 с.
- Леонтьев, Д. А. Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл. — 2006. — 63 с.
- Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / Виктор Франкл; Пер. с нем. — 4-е изд. — М.: Альпина нонфикшн, 2013. — 239 с.
- Хачатурова М. Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом / М. Р. Хачатурова // Организационная психология. — 2012. — Т. 2. — № 3. — С. 16–31.
Ключевые слова
контроль, смысложизненные ориентации, вовлеченность, жизнестойкость личности, принятие риска, осужденные с длительными сроками отбывания наказания, пенитенциарный стресс., пенитенциарный стрессПохожие статьи
Выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания
В статье рассматривается выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания. Определено, что нахождение в течение длительного периода в условиях исправительного учреждения может стать к...
Личностные особенности осужденных к лишению свободы женщин с детьми
Актуальность статьи обусловлена нерешенностью вопроса изучения личностных особенностей женщин, осужденных к лишению свободы. В статье приведены результаты исследования личностных особенностей осужденных женщин, имеющих детей при исправительном учрежд...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
Особенности жизнестойкости подростков
В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...
Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением
В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...
Особенности волевого дефицита осужденных с выученной беспомощностью, поиск возможных мер по ее профилактике
В статье представлены зарубежные и отечественные подходы к формированию и развитию силы воли, раскрыты компоненты успешного прививания волевых качеств лицам, отбывающим наказание, а также рассмотрены первопричины возникновения беспомощного состояния ...
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза
В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...
Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов
Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...
Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате
В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...
Похожие статьи
Выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания
В статье рассматривается выученная беспомощность как фактор виктимной деформации личности осужденных с длительным сроком отбывания наказания. Определено, что нахождение в течение длительного периода в условиях исправительного учреждения может стать к...
Личностные особенности осужденных к лишению свободы женщин с детьми
Актуальность статьи обусловлена нерешенностью вопроса изучения личностных особенностей женщин, осужденных к лишению свободы. В статье приведены результаты исследования личностных особенностей осужденных женщин, имеющих детей при исправительном учрежд...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
Особенности жизнестойкости подростков
В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...
Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением
В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...
Особенности волевого дефицита осужденных с выученной беспомощностью, поиск возможных мер по ее профилактике
В статье представлены зарубежные и отечественные подходы к формированию и развитию силы воли, раскрыты компоненты успешного прививания волевых качеств лицам, отбывающим наказание, а также рассмотрены первопричины возникновения беспомощного состояния ...
Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза
В статье показаны возможность и необходимость сохранения и улучшения здоровья студентов в период обучения в вузе. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи формирования здоровой личности. Именно на них возлагаетс...
Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза
В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...
Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов
Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...
Психологические особенности адаптации студентов с ОВЗ к условия обучения в колледже-интернате
В статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в специализированном заведении интернатного типа; приводятся результаты исследования социально-психологической адаптированности; рассматривают...